Методы борьбы с инфляцией в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы борьбы с инфляцией в России



Глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в денежной политике.

Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения [15, c. 234].

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Инфляция в России не носит явно монетарный характер. Следовательно, существуют, другие причины, небазового характера, связанные с ростом издержек производства (энергетических, транспортных, различных ставок и тарифов и т.д.), которые и определяют общий уровень повышения цен. Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор - в виде инвестиций. Более того борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета.

Для снижения инфляции уже принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков:

снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров;

меры по стимулированию конкуренции;

временные ограничения на рост цен на ряд социально значимых товаров и др.

На снижение инфляции в среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования.

Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение избыточного спроса населения

Как известно, применение любого макроэкономического инструмента способно вызывать как положительные (ожидаемые), так и отличные от ожидаемых последствия. Разберем каждый из тех немногих инструментов, которые были задействованы в 2010 - 2011 гг., а также обозначим предположительные дальнейшие действия государства в краткосрочном и среднесрочном периодах.

) Кредитование банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом стало выборочное вливание денег в экономику:

предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным - Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами;

предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям;

предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы.

Необходимость такого шага объяснилась сложившимся в экономике высоким уровнем перекредитования банков, тесным сотрудничеством производства и финансового сектора, а также условиями работы сетевой розницы с поставщиками (в первую очередь продовольственной). Даже краткосрочное отсутствие ликвидности в этих сегментах экономики могло привести к волне дефолтов и банкротств, сбою денежного обращения в экономике и полному нарушению цепочки обеспечения населения товарами первой необходимости.

В качестве положительных факторов данного инструмента (в краткосрочном периоде) можно отметить ослабление дефицита ликвидности в экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка - в сфере производства, обращения и торговли.

Резервная ставка. Повышение ЦБ РФ резервной ставки с 11 до 12, а затем и до 13 процентов, по официальным заявлениям, делается ради роста рублевых ставок относительно валютных. Эта мера должна противодействовать оттоку капитала, принявшему в последние месяцы массовый масштаб. За весь прошедший 2010 г. отток капитала из России составил 129,9 млрд долл. США на фоне сокращения валютных резервов страны, расходуемых на поддержание необходимой ликвидности в экономике.

Несмотря на то, что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, из свободного обращения изымается часть ликвидности, что в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Именно поэтому политика властей вызывает бурные дискуссии в экспертной среде. Во всех развитых странах ставки центральных банков сейчас находятся в диапазоне от 0 до 2 процентов (США - 0,25%, Канада - 1%, Великобритания - 1,5%, Европейский центральный банк - 2%, Япония - 0,3%), что призвано подкреплять потребительский спрос и снижать выплаты по кредитам.

Однако положение России в глобальной системе, несмотря на отдельные преимущества, все-таки имеет свои существенные слабые места, которые сейчас правительство и прикрывает. Российский рубль как валюта, несмотря на все усилия по его укреплению, которые предпринимало государство в последние 2 года, по-прежнему проигрывает в глазах российских граждан (не говоря уже об иностранных инвесторах) по степени надежности доллару, евро, иене и ряду других валют. Поэтому подражание другим странам в насыщении рынка собственной валютой для стимулирования спроса могло бы привести к роковым последствиям для экономики. Ведь в условиях высокой неопределенности большая часть полученных рублей пойдет не на потребление, а будет переводиться в валюту, вызывая тем самым неконтролируемую девальвацию рубля и катастрофические дисбалансы в экономической системе. Вместо этого правительство выбрало контролируемую девальвацию, о которой речь пойдет ниже, а также повышение резервной ставки в качестве сдерживающего инструмента.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к "коммерческому освоению" государственных средств.

Оценка влияния фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

Политика таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленном на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики рублевой стоимости бивалютной корзины.

Ослабление рубля. Датой включения данного инструмента в экономику можно считать 11 ноября 2008 г., когда председателем ЦБ РФ было озвучено решение о расширении валютного коридора на 30 коп. Изначально было понятно, что данное расширение вряд ли будет последним. В результате за пять неполных месяцев, начиная с указанной даты, рубль по отношению к доллару подешевел на 40% - в начале марта 2009 г. доллар стоил уже более 36 руб., что весьма существенно по сравнению с уровнем начала сентября, когда его цена составляла 25,87 руб. Укрепление рубля в течение последних двух лет производилось с целью регулирования уровня инфляции, в результате чего валютный паритет не был естественным, и большинство аналитиков считают рубль переоцененным. Вынужденное "освобождение" национальной валюты пришлось на неспокойные времена, и этот факт не может не сыграть свою роль в дальнейшем развитии ситуации [12].

Положительные факторы: девальвация не будет сильной, и ничего подобного тому, что было в 1998 г., не произойдет. Девальвация необходима для экономии золотовалютных резервов, которые потребуются на инвестиционные цели для ускорения восстановления экономики в начальный период роста. Кроме этого, в 2013 г. с большой долей вероятности цена на нефть начнет расти. Вместе с общим ростом экономики начнет укрепляться и рубль, что окажет дополнительное положительное воздействие на ожидания участников рынка.

Ожидаемые и возможные действия правительства:

Снижение экспортных пошлин на нефть. Это движение необходимо при условии сохраняющихся относительно низких цен на нефть, динамика которых обещает быть столь же сдержанной еще в течение долгого периода. Государство будет вынуждено пойти навстречу основной ВВП-образующей отрасли, чтобы вывести ее на уровень минимальной прибыли в ожидании более благоприятных времен.

Ослабление налоговой нагрузки на экономику. От государства ждут, в частности, снижения налога на добавленную стоимость. Однако этот шаг маловероятен в ближайшем будущем, так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий - послабления по налоговому контролю (налоговые каникулы) или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как "дно" будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут частично осуществлены (снижение до уровня 15%). Это может стать мощным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.

Повышение бюджетных зарплат и пенсий. Не исключено, что в период кризиса это будет осуществлено дважды. Первый раз - весной, когда повышение тарифов на услуги естественных монополий и значительная безработица вызовут наиболее сильную волну беспокойства среди населения. Второй раз это может произойти в конце года. С одной стороны, это будет инструментом более смелого вливания денег в экономику на фоне наметившегося роста, а с другой - компенсацией инфляции, которая во второй половине года достигнет своего максимума.

Снижение резервной ставки. Уровень ставки рефинансирования к концу года может снизиться до 9 - 10%. При соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних обстоятельств (в первую очередь увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.

Применение других инструментов повышения ликвидности, в том числе эмитирование денежных знаков. Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2009 г. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.

В 2012 г. ожидался существенный рост инфляции. Недостаток денежной массы в первом полугодии должен был оказать сдерживающее воздействие на рост цен, которые вели себя как в годы, непосредственно предшествовавшие кризису. Зато во втором полугодии, когда участники рынка активизировались бы и пустили бы часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно "похудевшие" зарплаты, дальнейший рост цен продолжился. По итогам года инфляция была возможна на уровне 15,2 - 15,7%.

Таблица 1

Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)

Показатель Прирост цен
2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014г. 2015 г.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) 8,8 8,8 6,5-7 5-6 4,5-5,5 4-5
Продовольственные товары            
из них без учета плодоовощной продукции 6,9 9,4 6,5-7 5-6 5-5,2 4,5
Непродовольственные товары 9,7 5,0   5,1 5,9 5,2
Платные услуги населению   8,1 9,3-9,5 6,8-7 7,1-7,3 6,6-6,8
услуги организаций ЖКХ 20,6 6,9 10,3   5,6 4,1
прочие услуги 7,8 5,5 7,9-8,1 6,1-6,3 6-6,2 5,1-5,3

Источник: составлен автором

Прирост цен

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) 8,8 8,8 6,5-7 5-6 4,5-5,5 4-5

Продовольственные товары из них без учета плодоовощной продукции 6,9 9,4 6,5-7 5-6 5-5,2 4,5

Непродовольственные товары 9,7 5,0 6 5,1 5,9 5,2

Платные услуги населению 6 8,1 9,3-9,5 6,8-7 7,1-7,3 6,6-6,8

услуги организаций ЖКХ 20,6 6,9 10,3 9 5,6 4,1

прочие услуги 7,8 5,5 7,9-8,1 6,1-6,3 6-6,2 5,1-5,3

Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, также заметно ослабло к началу второго полугодия. Так, в результате принятых мер в конце первого полугодия 2012 г. конечные цены на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения, упали на 13,7% (после скачка цен в начале года на 17 процентов). Рост цен на горюче-смазочные материалы сохраняется более умеренным относительно динамики цен мирового рынка в связи с принятыми мерами, направленными на преодоление дефицита на внутреннем рынке (введение с мая повышенных экспортных пошлин). Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты будет уменьшаться в связи с возможным снижением мировых цен на нефть.

Определенные риски могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2012 году (на 17-20% в годовом исчислении на уголь и мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона конца текущего года и начала 2013 года. Вместе с тем, в начале 2013 года этот рост будет амортизирован за счет переноса срока индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и тепловая энергия) на середину года. В результате рост тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2013 году снизится до 4,9% в среднем за год к предыдущему году (в 2011 году - более 12%), а инфляция в целом - на 0,3 процентных пункта. В 2013 - 2015 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. В 2013 году инфляция замедлится до 5-6%, а к 2015 году до 4-5%, в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.

Значительные инфляционные риски могут быть связаны с неопределенностью изменений внешних условий. Так в негативном варианте развития мировой экономики и варианте возобновления мировой рецессии (варианты А и А2) уровень инфляции может возрасти на 2-2,5 процентных пункта и вернуться к двухзначным значениям в результате существенного ослабления обменного курса. В случае продолжения роста мировых цен на нефть и другое сырье (вариант С), могут возникнуть риски импортируемой инфляции, связанные с ростом цен на бензин, зерно и другие продовольственные товары.

В 2016-2017 гг. может усилиться давление инфляции издержек в связи с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и нефть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.016 с.)