Раздел I. Пояснительная записка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Пояснительная записка



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка 4

2. Учебная программа по дисциплине «Судоустройство»

для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»,

1-24 01 01 «Международное право» 5

3. Теоретический отдел (краткий конспект лекций):

3.1Тема 1. Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство» 40

3.2Тема 2. Судебная власть и правосудие 43

3.3Тема 3. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь 47

3.4Тема 4. Судебная система (общие положения) 53

3.5Тема 5. Действующая судебная система Республики Беларусь 57

3.6 Тема 6. Правовой статус судьи и народного заседателя 66

3.7 Тема 7. Органы судейского сообщества 74

4. Практический раздел (задачи) 82

5. Раздел контроля знаний:

5.1Тестовые задания по дисциплине «Судоустройство» –

вариант 1 ………………………………………………………. 85

5.2Тестовые задания по дисциплине «Судоустройство» –

вариант 2 ………………………………………………………. 87

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основании статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учебно-методических комплексах, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167 и локальных нормативных правовых актов Международного университета «МИТСО».

Правовая дисциплина «Судоустройство» знакомит студентов с историческими этапами становления судебной системы, взаимодействием смежных отраслей права и дисциплины «Судоустройство», судебно-правовой реформой в Республике Беларусь; знакомит с основными процессуальными понятиями «судебное звено», «судебная инстанция», знание о которых необходимо для дальнейшего изучения блока процессуальных дисциплин; правовым статусом судьи и непрофессиональных судей – народных заседателей; органами судейского сообщества; юстицией зарубежных государств и др.

Учебные вопросы дисциплины носят комплексный, логически взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Дисциплина нацелена на сочетание обретения студентами как передовых теоретических знаний, так и важных прикладных навыков работы юриста. Понимание исторических этапов развития судебной системы и обретение студентами практических навыков в области судейской деятельности предполагает в дальнейшем способствовать уяснению основных положений гражданского, уголовного, хозяйственного процессов и других отраслей права. Поэтому, исходя из логики учебного процесса, положения предлагаемой дисциплины должны рассматриваться на начальном этапе юридического обучения (как правило, на 1 курсе).

При проведении семинаров и организации самостоятельной управляемой работы студентов (далее – СУРС) целесообразно использовать различные формы проведения занятий и интерактивные методики, а именно: написание рефератов с последующими выступлениями студентов с докладами по избранным темам, решение различных казусов, задач и иного.

Целесообразно больше часов по данной дисциплине выделить на практические (семинарские) занятия и СУРС для выработки у студентов практических навыков решения задач в судоустройственной сфере. Объем часов дисциплины определяется действующими учебными планами по специальности «Правоведение».

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО» _____________________ С.Н. Князев «____»____________ 2015 г.

Регистрационный № УД- _________/уч.

СУДОУСТРОЙТВО

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей:

Правоведение

Международное право

 

 

2015 г.


Учебная программа «Судоустройство» составлена на основе Образовательных стандартов высшего образования ОСВО 1-24 01 02-2013 специальности «Правоведение», ОСВО 1-24 01 01-2013 «Международное право», учебных планов учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» для специальностей «Правоведение», «Международное право», а также с учетом типовой учебной программы по дисциплине «Судоустройство» для студентов высших учебных заведений по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», утвержденной 04.02.2015 г. регистрационный № ТД-Е. 572/тип.

 

СоставителЬ:

Е.М. Попок, преподаватель кафедры трудового и корпоративного права

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой трудового и корпоративного права

(протокол № 11 от 25 мая 2015 г.).

 

Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

(протокол № 11 от 23 июня 2015 г.)


 

РАЗДЕЛ ІІ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство»

Предмет, система и значение курса. Его соотношение с другими юридическими дисциплинами. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Уголовная юстиция, ее система. Защита прав и свобод граждан, утверждение законности и правопорядка, обеспечение национальной безопасности – главные задачи суда и правоохранительных органов.

Правовые источники курса, их общая характеристика. Классификация нормативных правовых актов о судоустройстве, статусе судей и организации правоохранительных органов по юридической силе. Международные документы как источники судоустройства.

Судоустройственное право в системе белорусского права.

 

Тема 9. Органы юстиции

Основные этапы развития органов юстиции. Компетенция органов юстиции. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

Органы принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Тема 10. Прокуратура

Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь. Задачи и направления деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Гарантии независимости органов прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры. Особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур. Коллегии органов прокуратуры. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Условия приема на службу в органы прокуратуры. Присяга. Классные чины прокурорских работников. Поощрение и ответственность прокурорских работников. Прекращение службы в органах прокуратуры. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. Государственная защита прокурорских работников.

 

Тема 11. Органы предварительного следствия и дознания

Понятие органов предварительного следствия и дознания, их задачи. Основные этапы развития. Органы предварительного следствия в Республике Беларусь: следователи Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности. Порядок назначения следователей и предъявляемые к ним требования.

Действующая система органов дознания, их компетенция. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Их задачи и система. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь, его задачи.

 

Тема 12. Адвокатура

Понятие, образование и развитие адвокатуры в Беларуси. Основные задачи адвокатуры. Принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности. Адвокат в Республике Беларусь. Ограничение права на осуществление адвокатской деятельности. Прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия. Лицензия на осуществление адвокатской деятельности. Начало осуществления, приостановление и прекращение адвокатской деятельности.

Гарантии адвокатской деятельности. Права и обязанности адвоката. Правила профессиональной этики адвокатов. Помощник адвоката. Дисциплинарная ответственность адвокатов. Исключение адвоката из территориальной коллегии адвокатов. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказание адвокатами юридической помощи на возмездной основе и за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

Организационные формы осуществления адвокатской деятельности: юридические консультации, адвокатские бюро и индивидуальная адвокатская деятельность. Специализированные адвокатские образования. Регулирование и оплата труда адвокатов, стажеров и помощников адвоката. Обязательное государственное социальное страхование и социальное обеспечение адвокатов.

Взаимодействие адвокатуры с государством и общественными объединениями.

Органы адвокатского самоуправления. Территориальные коллегии адвокатов, их компетенция и органы управления. Республиканская коллегия адвокатов, ее органы управления. Съезд адвокатов.

 

Тема 13. Нотариат

Понятие и развитие нотариата в Республике Беларусь. Задачи и основные принципы нотариальной деятельности. Организационные формы осуществления нотариусами нотариальной деятельности. Требования, предъявляемые к лицам, которые претендуют на приобретение статуса нотариуса. Присяга. Права и обязанности нотариусов. Правила профессиональной этики нотариуса. Белорусская нотариальная палата, территориальные нотариальные палаты. Руководство нотариатом и контроль за нотариальной деятельностью.

 

II. Учебники

1. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Даниле-вича, И.И. Мартинович. – 2-ое изд., перераб. и дополн. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.

2. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – Москва: Изд-во «Зерцало». – 2007. – 440 с.

 

III. Дополнительная литература

1. Адамюк, О.И. Становление и развитие военной юстиции в Беларуси: от революционных военных трибуналов к военной судебной системе в Республике Беларусь/ О.И. Адамюк.– Минск: МИТСО, 2013. – 376 с.

2. Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Беларусь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 28–32.

3. Белорусское законодательство о суде, прокуратуре, адвокатуре и органах охраны общественного порядка (1919–1991) / сост. В. Н. Бибило. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 464 с.

4. Бибило, В.Н. Дихотомия судебной власти / В. Н. Бибило // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 20 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – С. 235–249.

5. Бибило, В. Н. Дискреционная власть суда / В. Н. Бибило // Веснік БДУ: навукова-практычны часопіс Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3. – 2009. – № 2. – С. 76–81.

6. Бибило, В. Н. Становление и развитие белорусского законодательства о судоустройстве / В. Н. Бибило // Право и демократия: cб. науч. тр. Вып. 21 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2010. – С. 178–197.

7. Бибило, В.Н. Судебные системы зарубежных стран / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2013. – 100 с. – (Серия «Высшее образование»).

8. Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е.В. Богданов. – Минск: Право и экономика, 2002. – 105 с.

9. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2003. – 256 с.

10. Василевич, Г.А. Развитие конституционного контроля – объективная закономерность становления правового государства / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 7. – С. 3-5.

11. Верховный Суд Республики Беларусь: История и современность (1923-1998) // Под общ. ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. – Минск: Интер-Дайджест, 1998. – 240 с.

12. Воронович, Т. Роль суда в правовом воспитании граждан / Т. Воронович // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 4. – С. 43-48.

13. Голованов, В. Нравственные основы правосудия / В. Голованов // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 6. – С. 11-13.

14. Дубровин, Е. Внеслужебная деятельность судей / Е. Дубровин // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 2. – С. 34-36.

15. Дубровин, Е. Суды общей юрисдикции в Украине / Е. Дубровин, И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 3. – С. 57-60.

16. Дубровин, Е. Требования к кандидатам на должности судей вышестоящих судов / Е. Дубровин // Юстиция Беларуси. – 2010. – № 11. – С. 13-15.

17. История в лицах // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 2. – С. 13-22.

18. Калинкович, В. Создание Следственного комитета как новый этап развития отечественного уголовного процесса / В. Калинкович // Судовы веснiк. – 2011. – № 4. – С. 10-12.

19. Каменков, В. О роли хозяйственных судов в современных экономических условиях / В. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2010. – № 6. – С. 12-16.

20. Лукашенко, А.Г. Правосудие для всех // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 4. – С. 5-11.

21. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси: история и современность / И.И. Мартинович. – Минск: Тесей, 2002. – 176 с.

22. Мартинович, И.И. Инновационное развитие белорусской адвокатуры – вызовы времени / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 4. – С. 37-39.

23. Мартинович, И.И. Кодификация законодательства о судоустройстве – качественно новый уровень правового регулирования организации судебной власти в Республике Беларусь / И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2006. – № 10. – С. 17-21.

24. Мартинович, И.И. Почему нам нужен суд присяжных заседателей / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 4. – С. 8 –10.

25. Мартинович, И.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. – Минск: Амалфея, 1995. – 224 с.

26. Мартинович, И.И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти – гарантия эффективности судебной системы / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 7. – С. 12-16.

27. Минец, И. О судейском самоуправлении, независимости суда и статусе судьи / И. Минец // Судовы веснiк. – 2001. – № 4. – С. 2–5.

28. Петраш, А.А. Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь как новый этап повышения эффективности правосудия / А.А. Петраш // Юстиция Беларуси. − 2013. − № 3. – С. 19–22.

29. Самарин, В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции / В.И. Самарин. – С-Пб.: Питер, 2004. – 202 с.

30. Сенько, А.С. Проблемные вопросы обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту / А.С. Сенько // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 94–101.

31. Судебная власть / И.Л. Петрухин [и др.]; под ред. И.Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 720 с.

32. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.: Международные отношения, 2002. –336 с.

33. Сукало, В. Белорусское правосудие: пути совершенствования и развития / В. Сукало // Судовы веснік. – 2011. – № 4. – С. 7–9.

34. Сукало, В. Задачи общих судов по реализации положений Послания о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь / В. Сукало // Судовы веснік. – 2012. – № 1. – С. 5–9.

35. Сукало, В. Роль Верховного Суда в проведении судебно-правовых преобразований / В. Сукало // Судовы веснік. – 2013. – № 2. – С. 3–5.

 

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ

1. Коллоквиумы.

2. Решение теоретических и практических задач.

3. Доклады на семинарских занятиях.

4. Контрольные опросы.

5. Контрольные работы.

6. Подготовка и представление презентаций.

7. Устные экзамены.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Изучение учебной дисциплины начинается с ознакомления с учебной программой, в которой даны перечень подлежащих усвоению вопросов, нормативные источники и список литературы. В течение семестра студентами осуществляется анализ нормативных правовых актов и специальной литературы. Им следует регулярно знакомиться с отечественной юридической периодикой, в том числе, с такими республиканскими изданиями как «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь», «Судовы веснiк», «Юстиция Беларуси», «Законность и правопорядок», а также с иностранными юридическими журналами, освещающими организацию и деятельность суда и правоохранительных органов.

Самостоятельная работа обучающихся – это совокупность всей самостоятельной учебной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) в процессе освоения образовательных программ высшего образования первой ступени с использованием различных средств обучения и источников информации. Самостоятельная работа может осуществляться как в контакте с преподавателем, так и при его отсутствии.

Целями самостоятельной работы являются:

· активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;

· формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;

· формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;

· саморазвитие и самосовершенствование.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работы:

· подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, коллоквиум, контрольная работа, тестирование, устный опрос);

· изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

· выполнение индивидуально полученных заданий;

· выполнение предложенных студентам докладов в группе, на студенческих конференциях;

· подготовка к участию в конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУДОУСТРОЙСТВО»

1. История развития судебной системы Республики Беларусь в ХХ–ХХІ вв.

2. Судебная система ВКЛ.

3. Понятие, назначение и свойства судебной власти в правовом государстве.

4. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями, а также СМИ.

5. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики.

6. Регулирующее воздействие на правосудие норм права и морали.

7. Понятие и сущность института адвокатуры в контексте современных условий развития белорусской государственности.

8. Предпосылки становления и развития суда присяжных.

9. Формы и значение участия общественности в деятельности суда по осуществлению правосудия.

10. Международная организация уголовной полиции: основные направления деятельности в области борьбы с транснациональной преступностью.

11. Понятие и перспективы развития административной юстиции в Республике Беларусь.

12. Роль и значение конституционного судопроизводства в обеспечении национального правопорядка.

13. Понятие, сущность и значение специализированного правосудия.

14. Правовой и социальный статус судей в Республике Беларусь.

15. Понятие и значение правоохранительной функции государства.

16. Основы культуры правосудия. Кодекс чести судьи.

17. Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей.

18. Основные направления деятельности прокуратуры в Республике

19. Институт адвокатуры: понятие, особенности, задачи, принципы

организации и деятельности.

20. Этические основы деятельности адвокатуры.

21. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

22. Институт нотариата: понятие, сущность, особенности, задачи,

принципы организации и деятельности.

23. Правила профессиональной этики нотариуса.

24. Судебная система Российской Федерации.

25. Судебная система Украины.

26. Судебная система Польши.

27. Юстиция Великобритании

28. Юстиция США.

29. Юстиция Германии.

30. Свободная тема (по согласованию с преподавателем)

 

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

(краткий конспект лекций)

Подготовлен с использованием Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей;

Декретом Президента Республики Беларусь от 29.11.2012 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы в Республике Беларусь»;

Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.

ТЕМА 1.

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДОУСТРОЙСТВО»

Вопросы:

1. Предмет, система и значение курса, его связь с другими юридическими дисциплинами.

2. Понятие о правоохранительной деятельности (самостоятельно).

3. Судебно-правовая реформа Республики Беларусь.

4. Источники судоустройства.

1. Предмет, система и значение курса, его связь с другими юридическими дисциплинами.

Предмет учебного курса – теория и история организации судов и судебной власти, а также нормы права, регулирующие данный институт.

Понятие «судоустройство» используется в трех значениях:

− совокупность правовых норм;

− отрасль правовой науки;

− система судебных учреждений – судов.

Система курса «Судоустройство» состоит из трех частей:

− общая часть;

− особенная часть (деятельность судов, взаимосвязь с иными правоохранительными органами);

− специальная часть (вопросы организации судов зарубежных государств).

Учебная дисциплина «Судоустройство» связана с иными дисциплинами:

− Общая теория права;

− История государства и права зарубежных стран;

− История государства и права Беларуси;

− Конституционное право (государственное право);

− Процессуальными дисциплинами.

 

2. Понятие о правоохранительной деятельности (самостоятельно).

Источники судоустройства.

Источники – это система форм права, в которых закреплено исходное начало судебной власти.

Формы права могут быть: нормативные и ненормативные. В свою очередь нормативные источники – это нормы права, а ненормативные – научные источники, судебные прецедент, судебный обычай, доктрина.

Первый и основной источник права – Конституция.

Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. и имеет последующие изменения и дополнения. Конституция закрепляетпринципы организации судов, судебную систему, принципы судоустройства (напр., презумпция невиновности).

Источниками судоустройства являются:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. международные акты в области судопроизводства;

3. Кодекс о судоустройстве и статусе судей (2008 г.) [действует в той части, которой не противоречит Декрету Президента Республики Беларусь № 6 от 29.11.2012 г.];

4. Декреты, Указы Президента Республики Беларусь; Законы Республики Беларусь;

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

6. Постановления Пленума Верховного Суда (являются обязательными при осуществлении практической деятельности судов).

 

ТЕМА 2.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ

Вопросы:

1. Понятие и назначение судебной власти.

2. Свойства судебной власти.

3. Взаимоотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти.

4. Понятие «правосудие» и его отличительные черты.

Свойства судебной власти.

Самостоятельность и независимость судебной власти.

Самостоятельность и независимость судебной власти означает отграничение судебной власти от других ветвей. Для осуществления судебной власти созданы специальные органы – суды.

Любое вмешательство в деятельность судей недопустимо, что влечет за собой ответственность по закону. Самостоятельность судебной власти заключается в отсутствии административной подчиненности нижестоящих судов к вышестоящим. Решения судов дополнительному утверждению не подлежат.

Полнота и исключительность судебной власти.

Судебная власть не осуществляется какими-либо другими государственными органами. Решение суда не может быть отменено ни президентом, ни парламентом, ни правительством.

 

Верховенство в системе юстиции.

Суды осуществляют свою власть от имени Республики Беларусь. Суды осуществляют свою деятельность на основе Конституции и действующего законодательства. Именно судебная власть контролирует досудебное производство, принимает окончательное решение по делу. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов. Судебной власти принадлежит право признания правовых актов неконституционными.

 

Объективность и беспристрастность.

Выражается в непредвзятом, всестороннем исследовании обстоятельств дела, проверке не только обвинительных, но и оправдательных доказательств по делу. При рассмотрении дела судья не может быть лично заинтересован в исходе дела.

 

Политическая нейтральность.

Суды и судьи не могут быть членами политических партий, не имеют права выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях политического характера, иным образом поддерживать политические власти. Судья не может быть депутатом.

 

Легитимность.

Судебная власть действует на основе существующих законов Республики Беларусь. При формировании судов также учитывается положения действующего законодательства и доверие народа к власти.

 

ТЕМА 3.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Вопросы:

1. Понятие и система конституционных основ судебной власти.

2. Осуществление судебной власти только судами.

3. Независимость судей и подчинение их только закону.

4. Осуществление правосудия на основе Конституции и законов Республики Беларусь.

5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах.

6. Состязательность и равенство сторон в судебном процессе.

7. Открытое рассмотрение дел.

8. Право сторон на обжалование судебных актов.

9. Право граждан на судебную защиту.

10. Право на юридическую помощь.

11. Принцип презумпции невиновности.

12. Выборность и назначение судей.

ТЕМА 4.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Вопросы:

1. Понятие судебной системы, звена инстанции.

2. Принципы построения судебной власти.

3. Судебная система в Республике Беларусь в 1992 – 2006 гг. (самостоятельно – письменно в конспекте!).

ТЕМА 5.

ТЕМА 6.

Аттестация судей. Дисциплинарная ответственность и прекращение деятельности судьи.

Аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их на практике при осуществлении правосудия.

Кодексом предусмотрены два вида аттестации судей:

Очередная и внеочередная.

Порядок проведения аттестации.

Аттестация проводится в отношении:
1.судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь); 2.председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска); 3.членов квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска) Высшей квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
*судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска) (кроме вышеназванных в пп. 2 и 3); *председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных судов квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска) по представлению соответственно председателей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска)
В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь аттестациянепроводится!

На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональных знаний.

По итогам аттестации Квалификационная коллегия судей может принять следующее из заключений:

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

1. за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

2. за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

3. за несоблюдение ПВТР, совершение иного служебного проступка.

 

К судье может быть применено 5 видов дисциплинарных взысканий:

 

 

 

Прекращение полномочий судьи регламентировано в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством о государственной службе.

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деятельности органов судейского сообщества и иные гарантии.

При выходе судьи в отставку в его служебном удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи.

Отставка судьи прекращается Президентом Республики Беларусь. Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

 

ТЕМА 7.

Общие положения об органах судейского сообщества.

Правовая регламентация деятельности органов судейского сообщества закреплена в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Судейское сообщество составляют:

 

Статус члена судейского сообщества приобретается судьёй автоматически, с момента вступления в свои полномочия.

Цель создания органов СС – укрепление судебной системы, обеспечение самостоятельности и независимости судебной власти.

Органы судейского сообщества составляют:

– Съезд судей Республики Беларусь;

– Республиканский совет судей;

– Конференции судей (обл (м) с + эк(м)с);

– Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда;

– Квалификационные коллегии судей (обл (м) с + эк(м) с).

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

Срок полномочий Республиканского совета судей, Высшей квалификационной коллегии судей Верховного суда, Квалификационных коллегий судей – избираются сроком на 4 года.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний органа судейского сообщества, принятия и оформления его решений, контроля за их исполнением, иные вопросы организации его работы определяются регламентом соответствующего органа судейского сообщества.

 

Конференции судей.

 

Ø Являются органами судейского сообщества Республики Беларусь.

Ø Компетенция конференции судей:

 

Ø В конференции судей областного суда и экономического суда области принимают участие судьи этих судов, а также районных (городских) судов соответствующей области.

Ø В конференции судей Минского городского суда и экономического суда города Минска принимают участие судьи этих судов, а также судьи районных судов города Минска.

*(ВС – Верховный Суд Республики Беларусь).

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Задачи

Задачи 1 и 2 более легкого уровня сложности, предполагающие знакомство студентов с процессуальными нормативными правовыми актами и содержащие ссылки на конкретные нормы права в конце, для их решения. При их решении задач важен не ответ да/нет, правильно/неправильно, а ход мыслей, юридический анализ и сделанные выводы.

 

1. Изучив уголовное дело по обвинению Иванова И.П. в умышленном убийстве с особой жестокостью (п. 6 ч. 2 ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь), прокурор направил уголовное дело для рассмотрения в районный суд.

Правильно ли поступил прокурор?

Какие нормативные акты определяют компетенцию районного суда по рассмотрению уголовных дел?

Дела, о каких преступлениях может рассматривать районный суд?

 

(ст. 34, 267, 268 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК)).

 

2. ОАО «Туровский консервный комбинат» не получило оплату за товар, поставленный ООО «ТрансИнвест». Директором ОАО «Туровский консервный комбинат» было принято решение о взыскании долга в судебном порядке. ОАО «А» зарегистрировано по адресу в г. Турове, ООО «ТрансИнвест» – в городе Минске.

Что необходимо сделать ОАО «Туровский консервный комбинат» перед судебным взысканием долга?

В какой суд должно ОАО «Туровский консервный комбинат» обратиться и в какой предусмотренной законом форме?

В каком составе суд будет рассматривать обращение ОАО «Туровский консервный комбинат»?

 

(ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), ст. 7, 29, 39, 41, 49 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)).

3. Индивидуальный предприниматель Петров В. дал в долг деньги другому индивидуальному предпринимателю Фрольцову К., так как они были хорошими знакомыми. Фрольцов К. вовремя деньги не отдал, в связи с чем Петров В. решил обратиться в суд. В какой суд и в каком порядке необходимо обратиться Петрову В. индивидуальному предпринимателю?

Дайте правовую оценку обозначенной ситуации.

 

4. В результате неявки на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке военного комиссариата (п. 3 ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях) был составлен протокол об административной ответственности.

Какой нормативный правовой акт определяет подведомственность дел об административной ответственности?

Каким органом будет рассматривать соответствующее дело об административной ответственности?

 

5. Слепаков С. не согласен с Декретом Президента Республики Беларусь. Он обратился в Конституционный суд Республики Беларусь с предложением о проверке данного Декрета принципам справедливости и морали. Конституционный суд принял обращение Слепакова С., затем принял решение о том, что Декрет действительно не соответс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.23 с.)