Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи



В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и вос­питание детей с различными речевыми аномалиями.

Для реализации дифференцированного подхода в обуче­нии и воспитании детей, имеющих различные речевые на­рушения, в дошкольных учреждениях создаются следую­щие группы:

• для детей с общим недоразвитием речи (3-6 лет);

• для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (5-6 лет);

• для детей с нарушением произношения отдельных зву­ков (5-6 лет);

• для заикающихся детей (2-6 лет).

Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детс­ких садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий и осуществляется на основе соблюдения ряда принципов.

• Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий. В дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае,
если они имеют нормальный слух и первично сохран­ный интеллект.

В связи с этим серьезное внимание уделяется правильной диагностике речевых нарушений и отграничению детей с ре­чевыми аномалиями от сходных состояний (нарушения речи при умственной отсталости, задержке психического разви­тия, нарушениях слуха).

• Возрастной принцип. В детские сады, ясли-лады и от­дельные группы при массовых детских садах прини­маются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7
лет, причем в каждую отдельную группу зачисляются дети одинакового возраста.

• Принцип дифференцированного обучения детей с раз­ными по тяжести речевыми дефектами.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи

Правильное комплектование групп для детей с нарушени­ями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбо­ра. В группу с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).

Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в дош­кольное учреждение с 4-5 лет на 2 года обучения, с четвер­тым уровнем — на 1 год обучения.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи за­числяются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на 1 год обучения. При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения с 4 лет.

В группу для детей с нарушением произношения отдель­ных звуков зачисляются те, кто имеет лишь фонетические отклонения. Основным признаком нарушения речи являет­ся неправильное звукопроизношение, проявляющееся по-разному. При этом для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например, сви­стящие и сонорные или сонорные и шипящие, что в целом должно составлять не менее 5—6 звуков. Детей с наруше­нием произношения отдельных звуков зачисляют с 5 лет, срок обучения — полгода. В группу для заикающихся принимаются дети с рас­стройством коммуникативной функции речи. Наряду с заи­канием у них может быть нарушено произношение отдель­ных звуков либо наблюдаться фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. Заикающихся детей зачис­ляют в дошкольные учреждения с 2 лет на срок 1 год, с 4-5-летнего возраста — на 2 года. Продолжение специального обучения заикающихся детей от 2 до 5 лет рассматривается медико-педагогической комиссией.

Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта; так, количество детей в группах с общим недораз­витием речи, заиканием — 10 человек, в группах с фонети­ко-фонематическим недоразвитием — 12, нарушением про­изношения отдельных звуков — 15.

В группах для детей с общим недоразвитием речи осу­ществляется подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В группах для детей с фонетико-фонематическим не­доразвитием и с нарушением произношения отдельных звуков осуществляется подготовка к обучению в общеобра­зовательной школе. В группах с заиканием ведется подго­товка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. По мере устранения речевого дефекта дети также переводятся в дет­ские сады общего типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.004 с.)