Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь.



Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь.

Задания

1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

– Структурные и коммуникативные свойства языка. Системность языка. Язык как знаковая система.

– Основные единицы языка.

– Уровни языка.

– Соотношение языка и речи.

– Коммуникативные аспекты речи.

– Функции языка.

– Формы существования языка.

– Литературный язык, его основные признаки.

Тема 2. Русский язык: его историческое изменение и современное состояние.

Задания

1. Подготовьте письменное сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».

2. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

1. Парень один из Крылатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

2. Есть карманники – «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки – «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и… наша традиционная беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» – лезвием отечественного производства.

3. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

4. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она и не пользуется репутацией надежной защиты.

5. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну, а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям», – дозволено все – от мордобоя до сексуального насилия.

6. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».

7. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной озвучкой своих материалов без ссылки на источники.

8. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания – ложь.

9. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания – ложь.

10. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.

3. В отрывке из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» найдите диалектизмы. Попробуйте объяснить их значение.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

- А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

- Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

- Куда править?

- К Черному яру. Спробуем возле энтойкарши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

- Не будет, батя, дела… месяц на ущербе.

- Серники захватил?

- Ага.

- Дай огню.

Старик закурил, поглядывая на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

 

Тема 3. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина.

Задания

1. Подобрать примеры текстов различных функциональных стилей русского литературного языка.

 

2. Подготовить презентацию своей профессии (сочинение, портфолио, слайд-шоу, видеоролик и т. п.).

 

3. Выберите одно из высказываний. Согласны ли Вы с ним? В письменной форме обстоятельно (150 – 200 слов) обоснуйте свою точку зрения (жанр – эссе).

«Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Марк Туллий Цицерон).

«Говорить много и хорошо есть дар острого ума; говорить мало и хорошо есть свойство мудрого; говорить много и худо означает дурака; говорить мало и худо есть знак безумца» (Ф. Ларошфуко).

«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и… обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере» (А. П. Чехов).

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Г. Паустовский).

 

Задания

1. Составить таблицу, отражающую виды языковых норм и их суть (с примерами).

 

2. Проанализировав коммуникативные качества своей речи, составьте свой речевой портрет.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

− Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

− Что мешает моей речи быть правильной?

− Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

2. Эффективность речи:

− Что мешает моей речи быть эффективной?

− Какие способы развития эффективности речи для меня являются наиболее действенными? Почему?

3. Уместность речи:

− Что мешает моей речи быть уместной?

− Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

4. Богатство речи:

− Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?

− Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Точность речи:

− Что мешает моей речи быть точной?

− Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Чистота речи:

− Что мешает моей речи быть чистой?

− Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Логичность речи:

− Что мешает моей речи быть логичной?

− Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Выразительность речи:

− Какие средства выразительности я использую?

− Что мешает моей речи быть выразительной?

− Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

9. Речевой этикет:

− Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?

− Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

 

Задания

1. Определите принципы написания выделенных букв:

1. Ж и знь, ш е лк, шосс е, э к замен, ане к дот, с а пог, ст а кан, вещ ь, брош ь, дал е кий, ш и рокий.

2. Подж е г дом – услышать о подж о ге; к а мпания – к о мпания; об е жать – об и жать; о рел – О рел.

3. И з дать, без ы дейный, ва нн ая, з десь, с ы грать.

 

2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.

Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

3. Разделите следующие существительные на 2 группы – пишущиеся слитно и через дефис.

Под/отдел, лже/Дмитрий, сверх/прибыль, секретарь/референт, пол/лимона; контр/удар, Жан/Жак/Руссо, тепло/ход, северо/восток, перекати/поле, перво/курсник, Ростов/на/Дону, койко/место, социал/демократия, пила/рыба, пол/день, проф/организация, зав/кафедрой, данс/клуб, масс/медиа, разно/травье, пол/Москвы.

Задания

1. Выпишите слова с сочетанием ЧН в следующем порядке: 1) сочетание ЧН произносится как [ШН]; 2) сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием; 3) допускается двоякое произношение сочетания.

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, вербовочник, взяточник, войлочный, гречневый, горничная, девичник, десятикпеечный, закусочная, Ильинична, игрушечный, конечно, конечный, копеечный, коричневый, Лукинична, молочный, нарочно, порядочно, порядочный, прачечная, пустячный, сердечный (друг), сердечный (удар), скворечник, сливочный, скучно, троечница, Фоминична, яблочный, яичница.

 

2. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы, используя слова для справок:

Слова для справок: агрЕссор, алфавИт, баловАть, бан[д’э]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕдание, горькА, грУбы, закУпоривать, клАла, клАли, прИданы, прожитА.

 

Вид трудности Правильный вариант Неправильный вариант
Произношение звука [э] или [о] на месте буквы Е под ударением а[ф’э]ра а[ф’о]ра
Произношение твердого и мягкого согласного в заимствованных словах перед буквой Е [р’э]льс [рэ]льс
Правильная постановка ударения в именах существительных договОр дОговор
Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах в прошедшем времени прАвы прнятА взялА правЫ прИнята взЯла
Правильная постановка ударения в глаголах звонИт звОнит

3. Из произведений художественной литературы подобрать строки с ассонансом и аллитерацией.

Для справки:

Ассонанс (от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Аллитерация (от лат. al – к, при и litera – буква) – повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационнуювыразительность.

 

Задания

1. Составить словарь профессиональных терминов (40 слов).

Пример оформления словарной статьи:

Актёр (фр. acteur). 1) Профессиональный исполнитель ролей в театральных спектаклях, кинофильмах и т.п. 2) перен. Тот, кто, притворяясь, рисуясь, старается казаться не таким, каков в действительности.

Грим (от итал. grimo - морщинистый). 1) Специальные средства, применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью. 2) разг. Косметические средства для лица.

Мизансцена (фр. miseenscиne). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения.

 

2. Заполните таблицу. Определите, к какому типу словарей нужно обратиться в данных примерах. Отметьте знаком (+) выбор словаря.

Примеры Орфогра-фический словарь Орфоэпи- ческий словарь Словарь лексичес-ких трудно- стей Грамма-тический словарь
Вопреки прогноза- вопреки прогнозу        
АссимЕтрия - ассиметрИя        
Скрепивсердце – скрепяскрдце        
Кампания - компания        
Отчитаться за работу – отчитаться о работе        
Токио заявило – Токио заявил        
Коне[чн]о - коне[шн]о        
Заведовать – заведывать        
Предистория - предыстория        
Выплата - оплата        
Пакет соку– пакет сока        
На банковском счете – на банковском счету        
Тонна песка – тонна песку        
Предъюбилейный - предюбилейный        
Обессилить - обессилеть        
Экономичный - экономный        
Затушевывать - затушовывать        
Согласно приказа – согласно приказу        
Превиллегия - привеллегия        

 

3. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющий выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла; вопрос жизни или смерти; ворон считать; вспоминать добром; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава; золотые руки; козел отпущения; мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; открыть Америку; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Задания

1. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени.

Образец: какао – горячее какао остывало.

Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь, доктор, депутат, вуаль, кенгуру, бра, пенсне, сопрано.

 

2. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.

 

С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.

3. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2. Поняв, что (дерзить) напрасно, я извинился перед коллегами. 3. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 4. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов. 5. Я думаю, что на неделю (приютиться) у своих друзей.

 

4. Вставьте пропущенные окончания.

 

Был… два часа ночи, когда мы вернулись.

Ряд величайших открытий был… совершен… случайно.

Ряд ученых предложил… различные алгоритмы управления полетом летательного аппарата.

Из трех лет, запланированных на написание диссертации, полтора ушл…на сбор библиографии.

Большинство металлов явля…тся цветн…

Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку.

Не до жир…, быть бы жив…!

Уступите ему смех… ради.

 

5. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии.

 

Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

В молодости мы снимались с (Чарльз Чаплин).

Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках.

Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов).

Оба (Иванов) успешно защитили диссертации.

Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин).

6. Напишите лингвистическую миниатюру о междометиях как части речи на основе собственных примеров.

 

 

Задания

1. Спишите, расставив знаки препинания в следующих предложения:

 

Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).

Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).

Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).

Речь состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна как несоленый суп (Х. Леммерман).

Оставьте трех мужчин вместе после обеда и вы можете быть уверены что разговор зайдет о женщинах и что заведет его тот из них кто постарше (А. Дюма-сын).

Время неподвижно как берег нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы (П. Буаст).

2. Выпишите из текстов художественного или публицистического стилей несколько предложений с риторическим обращением.

 

3. Составьте предложения со словами, которые вводными не являются: вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, даже.

Задания

1. Составьте обобщающую таблицу по теме «Функциональные стили речи и их языковые особенности».

2. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат. Обоснуйте свое мнение, проанализировав структуру предложений, их лексический состав. Подчеркните слова и словосочетания, подтверждающие Вашу точку зрения.

2.1. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой их трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

2.2. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтвер-ждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

2.3. Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Очень тяжело. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной - вот что (Ф. М. Достоевский).

2.4. Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксово-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны – треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями – болотами. Изнурили наших женщин на ломовых неподъѐмных работах, оторвали от них детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку. Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь – а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! (А. И. Солженицын)

2.5. Летом звезд не увидишь. В чистом небе иногда можно заметить, кроме солнца, прозрачное бесцветное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянье, тает и исчезает – уже растаял, одно солнце царит на синей громаде неба. Зимой дни короткие, темнеет рано; задолго до ужина улицу, с ее тихими снежными садами и белыми крышами, обступают звезды. Большие звезды переливаются голубыми, белыми, золотыми огнями; у звезды Сириус лучи как реснички; а посреди неба звезды, мелкие и крупные, и звездный песок – все сбито вместе в морозно-сверкающий плотный туман, в причудливо-неровную полосу, переброшенную через улицу, как мост, – этот мост называется Млечный Путь (В. Панова).

Жанровое разнообразие.

Задания

1. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов:

А) автобиографию;

Б) заявление о приёме на работу;

В) резюме;

Г) характеристику на своего одногруппника;

Д) служебную записку.

2. Закончите фразы деловых писем.

1. Просим рассмотреть возможность …

2. Напоминаем, что срок соглашения истекает …

3. По Вашей просьбе предоставляет Вам обзор рынка товаров нашей фирмы…

4. Мы не можем предоставить интересующую Вас информацию, так как …

5. Считаем необходимым поставить Вас в известность о том …

6. Гарантируем, что …

3. Запишите сокращенно данные слова и сочетания слов.

Город, район, профессор, кандидат экономических наук, технический план, заместитель декана, годы, например, тому подобное, и другие, страница 6, 5 миллионов рублей.

4. Составьте предложения или фразы, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги:

а) В целях, в отношении, в силу, в связи в соответствии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке, ввиду, по линии, касательно, независимо от, по мере, по причине.

б) Благодаря, в отношении к, применительно к, сообразно, согласно, вопреки, соответственно.

Задания

1. Запишите разговоры детей, людей разных профессий. Сравните их речевое поведение. Проанализируйте их язык.

2. Выполните анализкоммуникативного процесса (на выбор студента) по плану:

1. Кто и кому передает информацию (источник и получатели)?

2. Почему осуществляется коммуникация (интенции, цели отправителя)?

3. Как происходит коммуникация (канал, язык, кодирование и декодирование)?

4. В чем состоит содержание коммуникации (текст и контекст)?

5. Каковы последствия коммуникации (планируемые и непланируемые эффекты)?

Задания

1. Составьте словарь ключевых терминологических понятий по теме «Особенности деловой коммуникации».

2. Опишите профессиональные ситуации, в которых приемлемым являетсяпроведение «мозгового штурма». Сформулируйте 3-5 тем для него.

3. Подготовьте презентацию на одну из тем (на выбор студента):

– «Деловая беседа. Функции и виды бесед»;

– «Особенности делового телефонного разговора»;

– «Искусство переговоров»;

– «Мозговой штурм» и технологии его проведения».

Задания

1. Прочитайте изречения, имеющие отношение к красноречию, риторике, общению, культуре речи. Распределите их по следующим тематическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи; 3) фактор адресата, направленность на слушающего. Есть ли здесь изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить?

1. Конечная цель красноречия – убеждать людей. (Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, ХVIII в)

2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, строй- но, с достоинством при исполнении. (Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, 1 в. до н.э.)

3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (Михаил Ломоносов, русский ученый-универсал, ХVIII в.).

4. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно (Ираклий Андроников, русский литературовед, писатель, импровизатор).

5. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий (Михаил Сперанский, русский государственный деятель, XVIII-XIX в.в.).

6. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце (Василий Ключевский, русский историк, XIX в.).

7. Только разработка предмета делает речь восхитительной... Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и, наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением (Цицерон).

8. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения (Дейл Карнеги, философ, психолог, ритор, США, ХХ в.).

9. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи (Виктор Гюго, французский писатель, XIX в.).

10. Мысль изреченная есть ложь (Тютчев Федор Иванович, русский поэт, XIX в.)

11. Свободным человек может быть только в мыслях (Мартин Хайдеггер, немецкий философ, ХХ в.).

12. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею (Гегель Георг Вильгельм Фридрих, великий немецкий философ, XVIII-XIX в.в.).

13. Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор.

К смерти все готово.

Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, ХХ в.)

14. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано иных средств, кроме образов и сравнений (Артур Шопенгауэр, немецкий философ, XIX в.).

15. Ложь – это наиболее современная и актуальная форма зла (Михаил Бахтин, русский философ, ХХ в.).

16. Дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения (Аристотель, древнегреческий мыслитель, универсальный ученый, IV в. до н. э.).

17. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, оформить собственные убеждения. (Д. Карнеги).

2. Подготовьтесь к выступлению с речью-рассуждением по одному из предложенных ниже афоризмов (номер афоризма соответствует порядковому номеру студента в журнале).

1. Оскар Уайльд: «Правда редко бывает чистой и никогда простой».

2. С. Е. Лец: «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».

3. Бернард Шоу: «Деньги не делаются при ярком свете».

4. В. Гюго: «Гораздо точнее судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям».

5. П. Капица: «Человек молод, когда он ещѐ не боится делать глупости».

6. Ф. Ларошфуко: «В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в неѐ автор».

7. Дороти Паркер: «Любовь как ртуть: можно удержать еѐ в открытой ладони, но не в сжатой руке».

8. К. Симонов: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным».

9. О. Уайльд: «Все мы погрязли в болоте, но некоторые из нас смотрят на звезды».

10. Уильям Фолкнер: «Жизнь – это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми».

11. О. Генри: «Жизнь состоит из рыданий, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают».

12. Цицерон: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всѐ равно что лишить мир солнечного света».

13. Бенджамин Дизраэли: «Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия».

14. Оскар Уайльд: «Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы».

15. Л. Н. Толстой: «Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям».

16. Мишель Монтень: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

17. Сенека: «Наградой за доброе дело служит свершение его».

18. Генри Томас Бокль: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен».

19. Людвиг ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

20. Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».

 

 

Задания

1. Прочитайте статью крупнейшего русского мыслителя, литературоведа, исследователя культуры Древней Руси академика Дмитрия Деловая риторика Практические занятия Сергеевича Лихачев из книги «Письма о добром и прекрасном», опубликованной в 1985 году. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

– Какие цели достигает спорящий, если он внимательно слушает и пере- спрашивает противника?

– Каких правил следует придерживаться в споре?

– Согласны ли вы с мнением автора, что, в случае необходимости, следует признать правоту противника?

– В каких случаях вы бы никогда не уступили в отстаивании своей позиции?– Как выглядит, по мнению Д. С. Лихачева, спор без аргументации?

Д. С. Лихачев

Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь.

Задания

1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

– Структурные и коммуникативные свойства языка. Системность языка. Язык как знаковая система.

– Основные единицы языка.

– Уровни языка.

– Соотношение языка и речи.

– Коммуникативные аспекты речи.

– Функции языка.

– Формы существования языка.

– Литературный язык, его основные признаки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.157 с.)