Минимум знаний для сдачи экзамена или зачета по социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимум знаний для сдачи экзамена или зачета по социологии



Ю.Р.Фурманов

Минимум знаний для сдачи экзамена или зачета по социологии

1. Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
  • процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

  1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
  2. Что - сообщение
  3. Как - способ передачи сообщения, канал
  4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
  5. Зачем - с каким эффектом, эффективность

Какие бывают эффекты:

  1. поведенческий эффект
  2. оценочные (аксиологические) эффекты
  3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
  4. познавательный (когнитивный) эффект

Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории

  • межличностная (индивидуализированная)
  • специализированная (групповая)
  • массовая

По источнику сообщения

  • официальная (формальная)
  • неформальная

По каналу передачи

  • вербальная
  • невербальная

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.

Социальный стереотип

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.

Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.

Общественное мнение

Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры

Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

  • технические
  • психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
  • знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
  • ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

4. Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи -сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

  • слух-мечта
  • слух-пугало
  • слух-разделитель

Характеристики малой группы

Малая социальная группа -объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

  • формальные -возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
  • неформальные или контактные -возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По значимости индивида

  • группы членства (все люди в группе)
  • референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

  • сплочение или разобщение групп;
  • процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
  • становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер -член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление -набор действий, включающих:

  • целеполагание (в т.ч. принятие решений)
  • координацию совместных действий
  • контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление Обеспечить
1. Внешняя среда Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные отношения Включенность, расположение, контроль. Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности. Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции. Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)
3. Разрешение конфликтов Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Тоталитарный

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

  • по характеру отношений между управляющими и управляемыми
  1. Доминирование управляющих
  2. Конструктивное равноправие сторон
  3. Доминирование управляемых
  • по способу принятия решений
  1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
  • по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

  • по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

Изучение малых групп

Эксперимент

Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

  1. выдвижение гипотез
  2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
  3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
  4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Пример:

Хоторнские эксперименты (1927-1932)

Тема: Повышение производительности труда.

  1. Условия труда - фактор производительности.

Факторная характеристика - освещенность рабочего места,

нейтральная - содержание труда,

контрольная - производительность труда.

  1. Организация труда

Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.

  1. Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.
  2. Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.

· Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

  • Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым
  • Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.
  • Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

Еще один метод для изучения малых групп:

Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

  • Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
  • Реальные

·

    • Массовые (агрегаты)
    • Групповые
    • Малая социальная группа
    • Большая социальная группа

Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности - большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

  • этнические общности (расы, нации, народности, племена),
  • социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),
  • социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Социальная мобильность

Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.

Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.

Восхождение -индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.

Нисхождение - всё наоборот.

Каналы социальной циркуляции:

Армия

Церковь

Образование

Брак

Политические и профессиональные организации.

Факторы социальной мобильности -условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.

Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.

Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

 

Типы семейных структур.

Форма семьи

  • нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.
  • расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака

  • моногамия
  • виды полигамии

Социальный контроль

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции -поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

  • формальные
  • неформальные
  • положительные
  • отрицательные

Девиации

Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)

Аномия

("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

  • эгоистическое
  • альтруистическое
  • аномическое

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели -то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.

Типы поведения Отношение к
целям средствам
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретритизм - -
5. Мятеж ± ±

 

 

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

  1. По способу хранения информации
  2. По характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

  • качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.
  • качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

 

Типология организаций

Организационные формы:

  1. Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.
  2. Общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей.
  3. Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.)

 

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов

  1. - письменные (анкеты, тесты)
  2. - устные (интервью)
  3. - очные

· - заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос -это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

  • психологическое состояние респондента в момент опроса;
  • ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
  • содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

- открытые

- закрытые (с перечнем вариантов ответов)

- прямые, личные

- косвенные, безличные

проблема достоверности информации.

качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Статусы и роли

Статусы -некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль -нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социализация

Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

  1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
  2. Вторичная социализация:

·

    • профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.
    • включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
    • пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

  1. Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).
  2. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
  3. Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Динамика конфликта

Этапы протекания конфликта

  • Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией.
  • Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа).
  • Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта.
  • Активные действия сторон.
  • Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются:
  1. выигрыш - проигрыш
  2. выигрыш - выигрыш
  3. проигрыш - проигрыш

Характеристики конфликта

  • насильственность
  • интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников)

Факторы конфликта

Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.)

  • Условия организации конфликтных групп
  • Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп.
  • Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт.
  • Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах.
  • Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

На завершение конфликта влияет:

  • готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;
  • четкость формулировок, ограниченность целей

Т.о. завершение конфликта зависит как от объективной ситуации, так и от особенностей восприятия ее участниками.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода

  • Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.
  • Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды наблюдения

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

 

Ю.Р.Фурманов

Минимум знаний для сдачи экзамена или зачета по социологии

1. Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
  • процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

  1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
  2. Что - сообщение
  3. Как - способ передачи сообщения, канал
  4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
  5. Зачем - с каким эффектом, эффективность

Какие бывают эффекты:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.094 с.)