Паразитические Простейшие – Жгутиковые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паразитические Простейшие – Жгутиковые



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра биологии с курсом медицинской генетики

 

БИОЛОГИЯ

Раздел IV. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

рабочая тетрадь и методические указания

к практическим занятиям по разделу

для лечебного факультета

 

Студент______________________________________________

Факультет___________________________ группа №_______

______________ уч. г.

 

Краснодар - 2012

 

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 «лечебное дело». Утвержде но приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» «ноября» 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению «лечебное дело» 060101 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России.

 

 

Рекомендуемые литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц учебника, представлены к каждой теме занятия:

I.Биология (под ред.В.Н. Ярыгина) М. ГЭОТАР-Медиа.2011.Т.1,2 -736с.

II.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Медицина, 1985. – 560 с.

III.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Высшая школа, 2003, т.1,2.

IV.Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология. Киев, 1987. – 415 с.

V.Богоявленский Ю.К., Супряга А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицина, 1988. – 319 с.

VI.Паразитарные болезни человека и основные методы диагностики. Учебное пособие. /Шипкова Л.Н., Ковалев Н.Е. Краснодар, 1996. – 160 с.

 

 

Составители: заведующий кафедрой биологии д.м.н. профессор В.И. Голубцов

к.б.н. доцент Л.Н. Шипкова, к.б.н. ассистент А.Н. Мороз

 

«____»______________201__

ЗАНЯТИЕ № 7 (21)

 

ТЕМА: Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие – возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза, амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить биологические основы паразитизма и паразитарных заболеваний человека; рассмотреть морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших, разобрать способы диагностики и меры профилактики лейшманиозов, трихомонозов, трипаносомозов, лямблиоза,, амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Определение экологии как биологической науки.

2. Основные понятия (биотоп, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз).

3. Формы биотических связей в природе.

4. Формы антаганистических биотических связей.

5. Классификацию паразитических форм животных, их патогенное действие на человека.

6. Латинские и русские названия представителей типа Простейшие, класса Жгутиковые.

7. Цикл развития лейшманий, трипаносом, лямблий.

8. Морфологические признаки лямблий, трихомонад, трипаносом, лейшманий

9. Пути заражения и инвазионную стадию для человека при лямблиозе, лейшманиозе, трипаносомозе, трихомонозе.

10. Методы диагностики и способы профилактики этих заболеваний.

11. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской паразитологии.

12. Основные признаки представителей классов Споровики, Саркодовые, Инфузории.

13. Морфологические признаки эритроцитарных стадий развития возбудителей трёхдневной; четырехдневной; тропической форм малярии.

14. Морфологические особенности кишечного балантидия.

15. Циклы развития и инвазионные стадии для человека при амёбиазе, малярии, балантидиазе, токсоплазмозе.

16. Пути заражения человека амёбиазом, малярией, балантидиазом, токсоплазмозом.

17. Диагностику и меры профилактики токсоплазмоза, амёбиаза, балантидиаза, малярии

ЛИТЕРАТУРА:: I. С. 403-428, 428-433, 433-439,, 439-448 519-523; II. С. 183-196, 209, 212-225;,, 225-229. III. С. 312-323, 323-325, 325-329; 329-334; IV. С. 117-122, 122-127; 127-138; V. С. 3-7, 11-25.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Изучить таблицу 1 “Паразитизм – форма антагонистических биотических связей в природе”.

Таблица 1.

 

 

Таблица 1.

ПАРАЗИТИЗМ (Para- около, sitos – пища; parasitos- тунеядец, живущий за счет другого) – ФОРМА АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Периодический
Имагинальный

       
 
Стационарный
 
Ларвальный

 

 

               
   
 
 
 
   
 
   

 


Способы передачи возбудителя:

 

1. Бытовой – ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Воздушно-капельный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Контактный – ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Пероральный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Параэнтеральный – ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Гемотрансфузионный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Перкутанный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Трансмиссивный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9. Внутриутробный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Трансовариальный – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11. Половой – __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12. Контаминационный – _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

 

2.Тип Простейшие – Phylum Protozoa.

2.1. Класс Жгутиковые – Classis Flagellata.

Лейшмании a) Leishmania tropica (лептомонадная форма) – возбудитель ____________________

б) Leishmania donovani (внутриклеточная форма) – возбудитель ____________________

 

2.1.1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать морфологические особенности возбудителя кожного лейшманиоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик. Записать в табл. 2 жизненный цикл лейшманий.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 1. L. tropica. Ув. 7х40.

 

2.1.2. Демонстрация L. donovani – возбудителя висцерального лейшманиоза.

 

2.2. Трипаносомы – а) Trypanosoma gambiense – возбудитель ________________________________

б) Trypanosoma rhodesiense – возбудитель _________________________________

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические особенности возбудителя африканского трипаносомоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующая мембрана. Записать в табл.2 цикл развития трипаносом.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

Р и с. 2. T. gambiense. Ув. 7х40.

2.3. Лямблии Жардии (Lamblia intestinalis)возбудитель __________________________________

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки лямблий. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутики. Записать в табл.2 цикл развития лямблий.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

Р и с. 3. Вегетативная формаL. intestinalis Ув. 7х40.

Таблица 2.

ЗАНЯТИЕ № 8 (22)

ТЕМА: Паразитические Плоские черви. (Кл. Сосальщики) – возбудители фасциолёза, дикроцелиоза, описторхоза, парагонимоза, шистосомоза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характерные морфологические признаки плоских червей класса Сосальщики; разобрать циклы развития печёночного, кошачьего (сибирского), ланцетовидного, легочного, кровяного сосальщиков – возбудителей фасциолёза, описторхоза, дикроцелиоза, парагонимоза, шистосомоза – паразитарных болезней человека; меры борьбы и профилактика трематодозов.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Латинские и русские названия представителей типа Плоские черви класса Сосальщики.

2. Морфологические признаки и циклы развития печеночного, кошачьего, ланцетовидного, легочного, кровяного сосальщиков.

3. Пути заражения и инвазионные стадии для основного и промежуточных хозяев.

4. Диагностику и меры профилактики фасциолёза, дикроцелёза, описторхоза, парагонимоза, шистосомоза.

 

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 448-458; II. С. 229-245; III. С 134-142; IV. С. 138-140; V. С. 47-58.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

Тип Плоские черви – Ph. Plathelminthes.

Класс Сосальщики – Cl. Trematodes.

 

1. Печёночный сосальщик (Fasciola hepatica) – возбудитель ______________________________.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат печеночного сосальщика, изучить морфологические признаки. Зарисовать схему жизненного цикла печеночного сосальщика, его внешний вид. Записать в табл.1 основные морфологические характеристики. На рисунке должны быть обозначены: ротовая присоска, брюшная присоска, слепые концы ветвей кишечника, матка, яичники, семенники, яйцо, мирацидии, спороциста, редии, церкарии, адолескарии, а также промежуточный хозяин и его место в жизненном цикле паразита.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

 

Р и с. 1. ______________________________________________

 

2. Кошачий сосальщик (Opisthorchis felineus) – возбудитель______________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат кошачьего (сибирского) сосальщика, изучить морфологические признаки, разобрать и зарисовать схему жизненного цикла. Обозначить: ротовую и брюшную присоски, яичники, семенники, матка, яйцо, мирацидий, спороцисты, редий, церкарии, метацеркарий; промежуточные хозяева и их место в жизненном цикле паразита.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

 

Р и с. 2. ______________________________________________

 

 

3. Ланцетовидный сосальщик (Dicrocoelium lanceatum) - возбудитель_______________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат ланцетовидного сосальщика, изучить морфологические признаки, разобрать и записать схему жизненного цикла. обозначить: ротовую и брюшную присоски, яичники, семенники, матка, яйцо, мирацидий, спороцисты, редий, церкарии, метацеркарий; промежуточные хозяева и их место в жизненном цикле паразита.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

Р и с. 3. ______________________________________________

Самостоятельная работа.. Заполнить табл.1

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ №9 (23)

ТЕМА: Паразитические Ленточные черви – возбудители тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, дифиллоботриоза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических плоских червей. Отметить приспособления к паразитическому образу жизни. Разобрать диагностику и профилактику тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, дифиллоботриоза.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Русские и латинские названия представителей класса Ленточные черви.

2. Характерные черты и приспособленность представителей класса Ленточные черви к паразитизму.

3. Морфологические особенности строения представителей класса Ленточные черви.

4. Пути заражения и инвазионные стадии для основного и промежуточного хозяев.

5. Методы диагностики и меры профилактики тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, дифиллоботриоза.

ЛИТЕРАТУРА: I. С.458-474; II. С. 245-256; III. С. 342-353; IV. С. 156-165; V. С. 58-68.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Плоские черви – Ph. Plathelminthes.

Кл. Ленточные черви – Classis Cestodes.

1.1. Свиной (вооруженный) цепень (Taenia solium) – возбудитель ________________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7х8 постоянные микропрепараты головки, гермафродитного и зрелого члеников свиного цепня. На рисунке обозначить: на головке присоски, венчик крючьев, матка, яичник (3 доли), семенники в гермафродитном членике, ответвления матки в зрелом. Разобрать и записать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 1. ______________________________________________

 

1.2. Бычий (невооруженный) цепень (Taeniarhynchus saginatus) – возбудитель ________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7х8 постоянные микропрепараты головки, гермафродитного и зрелого члеников бычьего цепня; зарисовать и обозначить: присоски, венчик крючьев; матка, яичник (2 доли), семенники, ответвления матки. Зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

Р и с. 2. ______________________________________________

1.3. Эхинококк (Echinococcus granulosus) – возбудитель ___________________________________.

Рассмотреть макропрепарат финны эхинококка – эхинококковый пузырь и при ув. 7х8 выводковую камеру. Зарисовать внешний вид эхинококка; Записать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 3. _____________________________________________________

 

1.4. Карликовый цепень (Hymenolepis nana) - возбудитель _______________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный микропрепарат карликового цепня; Записать основные морфологические признаки. Зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

 

1.5. Лентец широкий (Diphyllobotrium latum) – возбудитель _____________________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7х8 зарисовать микропрепараты головки и члеников лентеца широкого. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник, семенники, ответвления матки. Зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

Р и с. 5. _______________________________________________________

 

 

Самостоятельная работа. Заполнить табл. 1 Морфологические характеристики цестод.

 

Таблица 1

Морфологические характеристика Цестод (Сl. Cestoda)

Заболевание, латинское название гельминта Морфологические признаки гельминта Финна
размер сколекс проглоттиды
гермафродитные зрелые
1. __________________ Бычий цепень (невооружённый) ____________________ ____________________            
2. __________________ Свиной цепень (вооружённый) ____________________ ____________________            
3. __________________ Эхинококк ____________________ ____________________            
4. __________________ Карликовый цепень ____________________ ____________________            
5. __________________ Лентец широкий ____________________ ____________________            

Обозначения к рисункам в табл.1:

1.__________________ 2.___________________ 3._______________________ 4.___________________

5.__________________ 6.___________________ 7._______________________

2.Реферативное сообщение по теме занятия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Альвеококкоз –

Аутореинвазия –

Гименолепидоз –

Дифиллоботриоз-

Корацидий –

Онкосфера –

Проглоттида-

Плероцеркоид –

Сколекс –

Стробила -

Тениаринхоз –

Тениоз –

Финна –

Цестоды –

Цистицеркоз –

Членик незрелый –

Членик гермафродитный (половозрелый) –

Членик зрелый –

Эхинококкоз –

Эхинококковый пузырь –

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

1. Идентифицировать видовую принадлежность представителей класса Цестод.

2. Под микроскопом определять и дифференцировать по строению сколексов, гермафродитных и зрелых члеников бычьего, свиного цепней и широкого лентеца;

3. Выбирать и обосновывать меры профилактики эхинококкоза, гименолепидоза, тениоза, тениаринхоза, дифиллоботриоза.

 

Студент_____________________ Преподаватель____________________

 

 

«____»______________201__г.

ЗАНЯТИЕ № 10 (24)

ТЕМА: Паразитические Круглые черви – возбудители аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалеза, трихинеллеза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характерные черты строения круглых червей, основные морфологические признаки и циклы развития аскариды, острицы, власоглава, мышечной трихины. Разобрать методы диагностики и профилактики аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалёза, трихинеллеза.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Русское и латинское названия представителей типа Круглые черви, класса Собственно круглые черви.

2. Особенности строения представителей типа Круглые черви.

3. Основные ароморфозы круглых червей.

4. Циклы развития аскариды, острицы, власоглава, мышечной трихины.

5. Понятие о био- и геогельминтах.

6. Пути заражения и инвазионная стадия для человека.

7. Методы диагностики и способы профилактики аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалёза, трихинеллёза.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 475-490; II. С. 353-358; III. С. 68-77; IV. С. 165-178; V. С. 68-86.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

1. Тип Круглые черви – Ph. Nemathelminthes

Класс Собственно круглые черви – Сl. Nematoda.

1.1 Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides)возбудитель _________________________.

Рассмотреть тотальные препараты аскариды человеческой. Обратить внимание на признаки полового диморфизма. Записать в табл.1 основные морфологические признаки. Разобрать и зарисовать схему жизненного аскариды человеческой.

 

Р и с. 1. _______________________________________________________

 

1.2. Власоглав (Trichocephalus trichiurus) – возбудитель______________________________.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат самки и самца власоглава. Зарисовать внешний вид самца и самки.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

 

Р и с. 2. _______________________________________________________

1.3. Острица (Enterobius vermicularis) – возбудитель_______________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат острицы. Записать основные морфологические признаки. Зарисовать и обозначить: везикулы, пищевод, бульбус пищевода, кишечник, анальное отверстие, половая система.

 

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

 

 

Р и с. 3. _______________________________________________________

 

1.4. Трихинелла (Trichinella spiralis) – возбудитель____________________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 постоянный препарат трихинеллезного мяса животного. Зарисовать инкапсулированные личинки трихинеллы. Обозначить: мышечные волокна, капсулу, личинку трихинеллы.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу 1 Паразитические круглые черви.

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 11 (25)

 

ТЕМА: Паразитические Круглые черви – возбудители анкилостомоза, стронгилоидоза, дракункулёза, филяриатозов. Методы лабораторной диагностики гельминтозов.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки и циклы развития анкилостомы (кривоголовка двенадцатиперстной кишки), кишечной угрицы, ришты, вухерерии. Разобрать методы диагностики и меры личной и общественной профилактики гельминтозов у человека.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Латинское и русское названия представителей типа Круглые черви, класса Собственно круглые черви.

2. Морфологические особенности строения анкилостомы, кишечной угрицы, ришты, вухерерии, лао-лао, бругии.

3. Способы заражения и меры профилактики анкилостомоза, вухерериоза, лоаоза, бругиоза, стронгилоидоза, дракункулеза.

4. Основные методы лабораторной диагностики гельминтозов у человека.

 

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 484-490, 526-533; II. С. 262-268; III. С. 358-363; IV. С. 178-184; V. С. 71-75, 79-86.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Тип Круглые черви – Ph. Nemathelminthes.

Класс Собственно Круглые черви - Cl. Nematoda.

1. Анкилостома (Ancylostoma duodenale) – возбудитель _________________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат самки и самца кривоголовки. Зарисовать и обозначить признаки полового диморфизма и схему миграции личинок в теле человека.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 1. _______________________________________________________

 

Самостоятельная работа. Заполнить табл. 1 и 2.

 

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 12 (26)

 

 

ТЕМА: Паразитические Членистоногие. Паукообразные, их морфологические признаки. Роль клещей в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний человека. Ядовитые паукообразные.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические особенности и роль, паукообразных в распространении паразитарных заболеваний человека.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Характерные черты строения и организации представителей типа Членистоногие.

2. Морфологические признаки и жизненные циклы класса паукообразных (пауки, скорпионы, клещи).

3. Роль паукообразных в распространении паразитарных и трансмиссивных заболеваний.

4. Учение академика В.Н.Павловского о природной очаговости трансмиссивных заболеваний.

5. Ядовитые паукогобразгные.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 416-420, 492-504; II. С. 268-278; III. С. 363-370; IV. С. 184-194; V. С. 125-136

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.

Подтип Хелицеровые – Subph. Chelicerata.

 

 

1.1 Класс Паукообразные – Classis Arachnoidea.

Отряд Клещи – Ordo Acarina.

 

1.2 Семейство Иксодовые – Familia Ixodidae.

а) Собачий клещ (Ixodes ricinus) – возбудитель __________________________.

б) Таежный клещ (Ixodes persulcatus) – возбудитель ____________________________.

 

Рассмотреть под лупой личинку, нимфу, имаго собачьего клеща – как переносчика возбудителей энцефалита и туляремии. Обозначить морфологические признаки (хелицеры, педипальпы, дыхальца, спинной щиток, анальное отверстие, половое отверстие,).

Записать в табл. 1 основные морфологические признаки семейства и отдельных видов клещей

 

1._______________2._______________3._______________4._______________5._______________

 

Рис. 2. Имаго иксодового Рис. 3. Личинка иксодового Рис.4. Нимфа иксодового

клеща клеща клеща

Ув. 7х8 Ув. 7х8 Ув. 7х8

1.3 Семейство Аргасовые – Fam. Argasidaе.

Рассмотреть под лупой и записать в табл.1 морфологические признаки поселкового клеща – переносчика спирохет – возбудителя клещевого возвратного тифа.

 

 

1.4 Семейство Акариформные – Fam. Acariformes.

Рассмотреть при ув. 7х8 и зарисовать морфологические признаки чесоточного зудняSarcoptes scabiei – возбудителя чесотки (скабиоза) у человека. Записать в табл.1 признаки семейства и вида. На рисунке должны быть обозначены: хелицеры, педипальпы, ходильные ноги, ротовой аппарат..

 

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

 

Р и с. 5. _______________________________________________________

 

Самостоятельная работа. Записать в таблицу 1 основные морфологические дифференциальные признаки иксодовых, аргасовых и акариформных клещей.

 

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 13 (27)

 

ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека. Отряд двукрылые – переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека.

 

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки насекомых, определить их роль в распространении трансмиссивных заболеваний и в паразитировании на человеке. Разобрать меры борьбы с вредными насекомыми. Рассмотреть морфологические признаки представителей отряда Двукрылые – переносчиков возбудителей малярии, брюшного тифа, холеры, туляремии, лейшманиозов, филяриозов, а также цист простейших и яиц паразитических червей; меры борьбы с ними и защиты человека.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Характерные морфологические признаки насекомых.

2. Морфологические особенности вшей и механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов. Меры борьбы с педикулёзом.

3. Морфологические особенности строения клопов, блох, муравьев, тараканов, их роль в распространении возбудителей паразитарных заболеваний.

4. Морфологические признаки двукрылых насекомых (комары, слепни, оводы, мошки) их роль в переносе возбудителей трансмиссивных и паразитарных болезней человека

5. Методы борьбы с гнусом.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-511, 511-519, 534-536; II. С. 278, 287-292; III. С. 370-374. 374-379; IV. С. 202-204. 206-211; V. С. 136-142,143-152.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.

Подтип Трахейнодышащие – Subph. Tracheata.

Класс Насекомые – Cl. Insecta.

1.1. Отряд Вши – Ordo Anoplura.

Рассмотреть под лупой тотальные препараты вшей:

1. Головная (Pediculus humanus capitis) –переносчик возбудителя __________________________.

2. Платяная (Pediculus humanus humanus (P. vestimenti)) – переносчик возбудителя ___________.

_______________________________________________________________________________________

3. Лобковая (площица) (Phtirus pubis) – __________________________________________________.

 

Зарисовать и обозначить морфологические признаки вшей: голова, грудь, брюшко, конечности, усики, стигмы.

 

 

1.__________________________2.__________________________3.______________________________

4.__________________________5.__________________________6.______________________________

 

Рис. 1. _Вошь головная Рис. 2. _ Вошь платяная Рис. 3. _ Вошь лобковая

Отряд Блохи – Ordo Aphaniptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат кровососущего эктопаразита блохи человеческой (Pulex irritans) – переносчика возбудителя ___________________.

Зарисовать и обозначить морфологические особенности: голова, ротовой аппарат, прыгательные конечности, брюшко.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

1.3. Отряд Клопы – Ordo Heteroptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат клопа постельного (Cimex lectularius) – эктопаразит ______________________.

Зарисовать и обозначить морфологические признаки постельного клопа: колюще-сосущий ротовой аппарат, голова, грудь, сегментированное брюшко, конечности.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

 

Р и с. 5. _______________________________________________________

 

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу 1.

 

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 14 (28)

 

ТЕМА: Современные проблемы экологии человека (семинар). Итоговое по разделу “Паразитология”.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

 

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РАЗДЕЛУ “ПАРАЗИТОЛОГИЯ”

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

 

1. Биосфера – это

2. Учение о биосфере разработал (кто, когда?)

3. Гетеротрофные организмы – это

4. К абиотическим факторам среды относятся

5. Биотические факторы – это

6. Биогеоценоз – это

7. Мутуализм – это

8. Паразитизм – это

9. Биогельминты – это

10. Геогельминты – это

11. Окончательный хозяин –это организм

12. Промежуточный хозяин – это организм

13. Инвазионная стадия паразита – это

14. К эктопаразитам относятся

15. Медицинская паразитология изучает

16. Инвазионной стадией дизентерийной амёбы является

17. Патогенная форма Enatamoeba histolytica

18. Диагноз амёбиаза устанавливается при обнаружении

19. Заражение амёбиазом происходит

20. Возбудитель африканской сонной болезни

21. Переносчик Trypanosoma brucei gambiense

22. Трипаносома в теле человека локализуется

23. Диагноз трипаносомоза человека устанавливается

24. Leishmania tropica паразитирует в

25. Leishmania donovani вызывает у человека

26. Переносчиком лейшманий является

27. Trichomonas vaginalis у человека вызывает

28. Диагностика лямблиоза у человека осуществляется

29. Заражение человека лямблиозом происходит

30. Toxoplasma gondii у человека вызывает

31. Заражение человека токсоплазмозом происходит

32. Возбудителем 4-х дневной малярии является

33. Заражение человека малярией происходит при

34. Стадия малярийного плазмодия инвазионная для человека

35. Инвазионной стадией малярийного плазмодия для человека является

36. Главным хозяином малярийного плазмодия является

37. Диагностика малярии осуществляется

38. Для профилактики заражения малярией необходимо

39. Паразитическими инфузориями для человека являются

40. Fasciola hepatica у человека паразитирует в

41. Человек заражается фасциолезом при

42. Инвазионной стадией Fasciola hepatica для человека является

43. Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является

44. Диагностика фасциолеза у человека осуществляется

45. Профилактика фасциолеза заключается в

46. Описторхозом человек заражается

47. Инвазионная стадия кошачьего сосальщика для человека называется

48. Диагностика описторхоза у человека осуществляется

49. Профилактика заражения человека описторхозом включает

50. Возбудитель урогенитального шистосомоза

51. Для обнаружения Schistosoma haemotobium у человека исследуют

52. Заражение человека парагонимозом происходит при

53. Paragonimus ringeri у человека паразитирует в

54. Диагностика парагонимоза у человека осуществляется

55. Профилактика парагонимоза заключается

56. У ленточных червей отсутствуют системы органов

57. Финна свиного цепня называется

58. Финна бычьего цепня называется

59. Финна карликового цепня называется

60. Финна широкого лентеца называется

61. Цистецеркоз у человека возможен при заражении

62. Зрелый членик Taenia solium имеет ответвлений матки

63. Окончательным хозяином вооруженного цепня является

64. Промежуточный хозяин вооружённого цепня

65. Диагностика тениоза осуществляется

66. Профилактика тениоза человека состоит в

67. Тениаринхоз у человека вызывает

68. Заражение человека тениаринхозом происходит при

69. Промежуточным хозяином невооруженного цепня является

70. Окончательным хозяином бычьего цепня является

71. Диагностика тениаринхоза заключается

72. Число ответвлений матки в зрелом членике невооружённого цепня равно

73. Профилактика тениаринхоза включает

74. Гименолепидоз – это заболевание, вызываемое

75. Карликовый цепень локализуется у человека

76. Заражение человека гименолепидозом происходит

77. Диагностика гименолепидоза осуществляется

78. Профилактика заражения человека гименолепидозом заключается в

79. Эхонококкозом человек заражается при

80. Окончательным хозяин эхинококка является

81. Промежуточным хозяином эхинококка может быть

82. Диагностика эхинококкоза у человека

83. Профилактика эхинококкоза заключается в

84. Широкий лентец вызывает заболевание

85. Инвазионной стадией широкого лентеца для человека является

86. Органы прикрепления широкого лентеца в кишечнике человека

87. Человек заражается дифиллоботриозом

88. Промежуточными хозяевами широкого лентеца являются

89. Диагностика дифиллоботриоза заключается в

90. Профилактика дифиллоботриоза включает

91. Место локализации широкого лентеца у человека

92. Размер аскариды человеческой составляет

93. Локализация половозрелой аскариды в организме человека

94. Заражение человека аскаридозом происходит при

95. Диагностика аскаридоза заключается в

96. Профилактика аскаридоза включает

97. Власоглав паразитирует у человека в

98. Власоглав питается

99. Условиями, необходимыми для созревания яиц власоглава являются

100. Продолжительность жизни власоглава

101. Трихоцефалёзом человек заражается

102. Диагностика трихоцефалёза

103. Профилактика трихоцефалёза включает

104. Острица вызывает заболевание

105. Место локализации остриц у человека

106. Размер острицы составляет

107. Диагностика энтеробиоза осуществляется

108. Профилактика энтеробиоза включает

109. Анкилостомоз вызывает

110. Размеры анкилостомы

111. Инвазионной стадией кривоголовки 12-перстной кишки для человека является

112. Заражение человека анкилостомозом происходит при

113. Локализация анкилостом у человека

114. Диагностика анкилостомоза осуществляется

115. Профилактика анкилостомоза включает мероприятия

116. Necator americanus по морфологическим признакам сходен с

117. Морфологические различия анкилостомы и некатора состоят

118. Strongyloides stercoralis в организме человека локализуется в

119. Размер угрицы кишечной составляет

120. Заражение человека стронгилоидозом происходит

121. Трихинеллёзом человек заражается при

122. Половозрелые трихинеллы у человека локализуются

123. Личинки трихинеллы локализуются в

124. Диагностика трихинеллёза осуществляется

125. Профилактика трихинеллёза включает

126. Дракункулёз у человека вызывает паразит

127. Ришта локализуется у человека

128. Человек заражается дракункулёзом при

129. Диагностика дракункулёза осуществляется

130. Профилактика дракункулёза включает

131. Для возбудителей филяриозов окончательным хозяином является

132. Переносчиками филярий являются

133. Переносчиком возбудителя вухерериоза является

134. Переносчиком возбудителя лоаоза является

135. Переносчиком возбудителя бругиоза является

136. Переносчиком возбудителя онхоцеркоза является

137. Профилактика вухерериоза состои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.451 с.)