Тема 4. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты.



Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону, 2000.-С.69-162.

2. Русский язык и культура речи /Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.- С.106, 109-110,170, 269-272.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учеб ник. – М., 2004. – С.139-183.

4. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко, - Улан-Удэ, 2005. – С. 49-63

5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова.- СПб.,2005. – С.320-329.

6. Десяева Н.Д., Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. Культура речи педагога. – М., 2003. – С. 36-53.

 

Задания по теме

Задание 1. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной формы приветствия/прощания. Какие из приветствий/прощаний передают дополнительную информацию? Укажите, какую.

 

1. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение. Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! Хелло! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела!

2. В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого…! Име6ю честь откланяться! Разрешите откланяться. Жму вашу руку. Чао! Пока! Звоните! Гуд бай! Не забывайте! Спокойной ночи! Честь имею! Доброй ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют! Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера! Адью!

 

Задание 2. Заполните таблицу «Средства речевой выразительности». В графу «Примеры» впишите цитаты из классических произведений русской литературы 19-20 вв. Укажите цитируемого автора и название произведения.

 

Средства речевой выразительности

Тропы
Название Определение Примеры
     

 

 

Стилистические фигуры
Название Определение Примеры

 

Задание для самоконтроля

Заполните пустые графы таблицы 7 синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.

 

Таблица 9

Нейтральное Официальное Разговорное, с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
    Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?    
  Просьба соблюдать регламент. Разрешите обратиться к вам с просьбой  
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)    
Нейтральное Официальное Разговорное, с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
    Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?    
  Просьба соблюдать регламент. Разрешите обратиться к вам с просьбой  
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)    

 

 

Тема 5. Речевое общение.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону, 2000.-С.163-210.

2. Русский язык и культура речи /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.- С.16-51.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учеб ник. – М., 2004. – С.28-61.

4. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко, - Улан-Удэ, 2005. – С. 64-71.

 

Задания по теме

Задание 1. Определите свой стиль общения по тесту «Ваш стиль общения» (О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 203-207).

 

Задание 2. Произнесите перед зеркалом отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Проделайте следующие упражнения с этим отрывком.

 


Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, -

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ- могил!

Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


 

1. Передает ли мимика вашего лица чувства, обуревающие героя поэмы? Внесите изменения в мимику, чтобы она правильно передавала соответствующие эмоции.

2. Проследите за жестами, которыми вы сопровождаете воспроизведение отрывка. Придают ли они большую выразительность при передаче слов Мцыри? Внесите коррективы в свою жестикуляцию.

3. Какую позу вы считаете наиболее подходящей для этой части монолога Мцыри?

Задание для самоконтроля

 

Заучите наизусть этот отрывок. Воспроизведите его с учетом результатов выполнения задания 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)