Модуль 1. Введение в курс «история таможенного дела И таможенной политики России». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Введение в курс «история таможенного дела И таможенной политики России».



Квалификация: «бакалавр»

Форма обучения: заочная

 

Ростов-на-Дону

 

Автор:
Г. И. Краславская, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

А. В. Щербина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск

В. М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

 

Рецензенты

С. В. Бородин, доцент кафедры отечественной истории Южного федерального университета, кандидат исторических наук, доцент;

Н. В. Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор исторических наук, профессор

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «29» сентября 2011 г. № 2)

 

© Российская таможенная академия
Ростовский филиал, 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

История таможенного дела и таможенной политики с момента своего возникновения насчитывает тысячелетия. Эволюция таможенного дела и его приоритеты всегда были тесно связаны с внешней торговлей, интересами национальной экономики страны. На развитие таможенного дела большое влияние оказало геополитическое положение России. С развитием международных связей накапливался опыт таможенного дела, формировались его принципы. Каждый период развития таможенного дела России соответствовал определенному этапу развития экономики и потребностям государства, при этом оно развивалось по особым, свойственным лишь ему, закономерностям. Вехами этого развития стали крупные государственные мероприятия.

Цели изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России»:

— формирование целостного и системного представления об основных этапах развития таможенного дела в нашей стране;

— воспитание и развитие чувства патриотизма, активной гражданской позиции, способности критически оценивать исторические события и явления и формулировать свое отношение к ним;

— овладение основными правилами и принципами использования исторических знаний в области таможенного дела и таможенной политики России в профессиональной деятельности.

Задачи преподавания:

— ознакомление студентов с историческим понятийным аппаратом и современными терминами, касающимися таможенного дела и таможенной политики России;

— формирование теоретических знаний об общих и специфичных чертах таможенно-тарифной политики и её таможенной системы в контексте мирового опыта;

— выработка практических умений и навыков применения полученных в ходе изучения курса знаний об историческом опыте развития таможенного дела в нашей стране, в целом, и на Юге России, в частности, в будущей профессиональной деятельности;

— удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей студентов по истории таможенного дела и таможенной политики России.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

История таможенного дела и таможенной политики России относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика; к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО специальности: 036401.65 Таможенное дело.

Для её изучения студент должен обладать знаниями, полученными при освоении учебных предметов основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в частности, истории, обществоведения, русского языка и литературы.

Специфика преподавания история таможенного дела и таможенной политики России студентам, обучающимся по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика, обусловлена тем, что кроме неё они на первом курсе в первом семестре изучают дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «История». В этой связи преподавание данной дисциплины направлено на формирование у студентов представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии истории таможенной политики и таможенного дела и процессов исторического развития, происходивших на различных её этапах в мировой и отечественной истории. Фактический материал мировой и отечественной истории является базовым при изучении основных проблем истории таможенного дела и таможенной политики России.

Специфика преподавания история таможенного дела и таможенной политики России студентам, обучающимся по специальности 036401.65 Таможенное дело, обусловлена тем, что кроме неё, они на первом курсе в первом семестре они изучают дисциплины: базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - «Отечественная история» и профессионального цикла - «Основы таможенного дела». В этой связи преподавание истории таможенного дела и таможенной политики согласовано в проблемно-хронологическом и терминологическом аспектах с преподаванием вышеуказанных дисциплин. В частности, фактический и теоретический материал по отечественной истории используется как базовый для выявления особенностей таможенного дела и таможенной политики в конкретно-исторических российских условиях. В отличие от дисциплины «Основы таможенного дела» в процессе учебных занятий по истории таможенного дела и таможенной политике России акцентируется внимание на историческом содержании и развитии таможенной терминологии.

«История таможенного дела и таможенной политики» является предшествующей для изучения дисциплин, базовой части профессионального цикла, имеющих таможенную направленность: Государственное регулирование внешнеторговой деятельности; Таможенные процедуры; Таможенный контроль; Экономика таможенного дела; Международное таможенное сотрудничество и др.: - по специальности 036401.65 Таможенное дело и вариативной части профессионального цикла - по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:

по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

по направлению подготовки 080100.62 Экономика направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

по специальности 036401.65 Таможенное дело направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);

- способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2).

В результате изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» студент должен:

а) знать:

- понятийный аппарат — важнейшие термины, используемые в исторической науке при анализе фактов и событий, связанных с историей таможенного дела и таможенной политики;

- основные факты, события, даты, имена в истории таможенного дела и таможенной политики России;

- основные этапы становления и развития таможенного дела, как в нашей стране, в целом, так и на Юге России;

- особенности таможенного дела и таможенной политики Российского государства на различных этапах его существования, их взаимосвязи с другими элементами внутренней и внешней политики страны;

б) уметь:

- анализировать исторические документы характеризующие процессы становления и развития таможни России;

- выявлять взаимосвязи между историческими событиями в прошлом, а также между конкретными событиями в истории таможенного дела и таможенной политики России и современностью;

- обосновывать собственную позицию по общественно-значимым событиям таможенного дела и таможенной политики прошлого и настоящего;

- применять знания по истории таможенного дела при изучении других дисциплин гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов для оценки социальных фактов, явлений и тенденций;

в) владеть:

- навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой, составления конспекта по избранной теме;

- навыками анализа исторических источников и выявления исторических фактов;

- навыками подготовки рефератов, докладов, презентаций;

- навыками обобщения исторических фактов и формулирования выводов о динамике, особенностях и закономерностях развития таможенного дела и таможенной политики;

- навыками аргументации собственной позиции по вопросам ценностного отношения к историческому опыту таможенного дела и традициям таможенной службы России.

 

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов  
 
Аудиторные занятия    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа (всего) (СР)    
в том числе:    
Подготовка докладов, сообщений к практическим занятиям    
Подготовка рефератов, презентаций    
Выполнение индивидуальных творческих заданий    
Научно-исследовательская работа    
Изучение и конспектирование исторических документов, учебной и научной литературы    
Составление словаря исторических терминов, хронологических таблиц    
Работа над ошибками по итогам выполненных контрольных заданий и результатов тестирования    
Тестовый контроль    
Форма промежуточной аттестации (зачет)    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы Наименование раздела (модуля), темы     Количество часов
Всего Аудиторные занятия СРС
Л ПЗ
  Модуль 1. Введение в курс «Истории таможенного дела и таможенной политики России»        
1.1 Предмет, задачи, периодизация курса «История таможенного дела и таможенной политики России» и его место в профессиональной подготовке студентов.        
  Модуль 2. Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в Московском государстве и Российской империи        
2.1 Возникновение таможенных отношений в Древней Руси. Таможенное дело в IX—XV вв.        
2.2 Таможенное дело в Московском централизованном государстве (XVI—XVII вв.).        
2.3 Таможенное дело и таможенная политика Российской империи в XVIII в.        
2.4 Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.        
  Модуль 3. Таможенное дело в отечественной истории советского периода и на современном этапе (окт. 1917-нач. XXI в.)        
3.1 Становление советской таможни (окт.1917-20-е гг. XX в.)        
3.2 Таможенная организация и таможенная политика СССР (1930-авг. 1991 г.)        
3.3 Таможенная служба и таможенная политика России 90-е гг. XX вв.        
3.4 Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития        
  Зачет        
Итого:        

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация рабочей программы предусматривает использование различных образовательных технологий. Во время аудиторных занятий лекции читаются как в традиционной форме, так и с применением активных и интерактивных методик: лекция-дискуссия, лекция-диалог, проблемная лекция и.др. Семинарские занятия также проводятся как в виде традиционного опроса студентов, их выступлений с докладами и последующим обсуждением, так и в форме семинаров-презентаций, семинаров-дисскусий, учебных игр, представления результатов групповых творческих заданий и последующего обсуждения качества их подготовки и проведения, а также семинаров проводимых в формате заседания «круглого стола», разбора конкретных исторических ситуаций и др.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и в соответствии с утвержденными учебными планами ООП по направлениям подготовки (специальности):

080100.62 Менеджмент и 036401.65 Таможенное дело - не менее10 часов аудиторных занятий проводится в активной и интерактивной форме.

В частности, по теме 2.2 семинарское занятие проводится в форме презентации исторических событий с позиции различных сословий российского общества и представителей власти; по теме 2.4 проводится семинар-дискуссия «Выбор приоритетов таможенной политики России в XIX в.»; по теме 3.2 - ролевая игра «Исторический опыт борьбы с контрабандой в 30-80-е гг. XX в.»; по теме 3.4 - заседание в формате «круглого стола» «Международное таможенное сотрудничество России»;

080200.62 Экономика - не менее 12 часов. В частности, по теме 2.2 одно из семинарских занятий проводится в форме презентации исторических событий с позиции различных сословий российского общества и представителей власти; по теме 2.4 одно из семинарских занятий проводится в форме семинара-дискуссии - «Выбор приоритетов таможенной политики России в XIX в.», другое - «Исторический опыт борьбы с контрабандой в XIX в.» – в форме ролевой игры; по теме 3.2 - ролевая игра «Исторический опыт борьбы с контрабандой в 30-80-е гг. XX в.»; по теме 3.4 - заседание в формате «круглого стола» «Международное таможенное сотрудничество России». В процессе изучения дисциплины предусмотрены встречи студентов с должностными лицами таможенных учреждений Южного таможенного управления и Ростовской таможни.

Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку докладов и сообщений, рефератов, индивидуальных творческих заданий, презентаций, изучение и конспектирование исторических документов, учебной и научной литературы, составление словаря терминов по истории таможенного дела и таможенной политики, хронологической таблицы, работу над ошибками по итогам выполнения индивидуальных заданий и результатов тестирования, научно-исследовательскую работу студентов. Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий по дисциплине «История таможенной дела и таможенной политики России». Способы контроля самостоятельной работы приводятся в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства настоящей программы».

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) - 20 баллов.

Промежуточный контроль проводится: по первому модулю - в форме выполнения письменного реферата, по второму и третьему модулю - в форме выполнения контрольной работы, включающей тестовые задания. Итоговый контроль – в форме тестирования.

 

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  Модуль 3  
  ИТОГО  

 

Диапазон баллов для оценивания аудиторной

и самостоятельной работы

 

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
  Контрольная работа 0-5
  Промежуточное тестирование 0-5
  Письменный реферат 0-5
  Итоговое тестирование 0-20
  Конспектирование исторического документа по темам одного учебного модуля 0-2
  Ответ на теоретический вопрос 0-2
  Доклад на семинаре 0-3
  Участие в учебной игре (заседании круглого стола) 0-2
  Участие в подготовке и представлении творческого группового задания 0-3
  Компьютерная презентация 0-3
  Участие в научно-исследовательской работе 0-4
  Составление хронологической таблицы 0-5
  Составление словаря исторических терминов 0-4
  Работа над ошибками 0-2
  Дополнение к ответу на теоретический вопрос 0-1
  Блиц-опрос по определениям 0-1

 

 

Темы докладов, рефератов, приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий по дисциплине «История таможенной дела и таможенной политики России».

 

 

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
     
  Модуль 1 Блиц-опрос по определениям - 1, письменный реферат - 5, ответ на теоретический вопрос - 2, дополнение к ответу на теоретический вопрос - 1, составление словаря исторических терминов – 1.
  Модуль 2 Тестирование - 2, контрольная работа - 5, блиц-опрос по определениям – 2 (1+1), участие в подготовке и представлении творческого группового задания – 3, компьютерная презентация – 3, ответ на теоретический вопрос – 2, дополнение к ответу на теоретический вопрос – 1, доклад на семинаре - 3, конспектирование исторических документов -2, участие в учебной игре – 2, работа над ошибками – 2, составление хронологической таблицы -3.     источника - 2
  Модуль 3 Тестирование - 2, контрольная работа - 5, блиц-опрос по определениям – 2 (1+1), ответ на теоретический вопрос - 4 (2+2), дополнение к ответу на теоретический вопрос -3, участие в заседании круглого стола, учебной игре – 4 (2+2), участие в научно-исследовательской работе - 4, конспектирование источника – 2, доклад на семинаре – 3, составление хронологической таблицы -5, составление словаря исторических терминов – 4, работа над ошибками – 2.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература:

1. Кисловский, Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2010.

2. Старовойтова, Е.Н., Долидович, О.М. История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие.- Санкт-Петербург: ООО "ИД "Троицкий мост"", 2012.

3. Соломеин, А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие.- Санкт-Петербург: ИЦ "Интермедия", 2012.

 

Дополнительная литература:

1. Лодыженский, К.Н. История русского таможенного тарифа: учебное пособие. - Челябинск: Социум, 2005.

2. Таможенное дело на Юге России: история и современность/под общей ред. А.Н.Гетмана, А.И.Ашкалова. -Ростов-на-Дону: Изд-во ООО"Омега-Принт", 2012.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Материально-технического обеспечение дисциплины включает:

- лекционные аудитории, оснащенные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизводства, экраном;

- помещения для проведения лекционных и семинарских занятий, оборудованные учебной мебелью;

- специализированные компьютерные классы для проведения электронного тестирования;

- библиотеку, имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данным сети интернет и информационно образовательным ресурсам филиала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем и содержание дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной исторической науки, учете требований ФГОС ВПО по направлениям подготовки (специальности) 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 036401.65 Таможенное дело.Структура дисциплины организована по проблемно-хронологическому принципу. Темы по истории таможенного дела и таможенной политики России расположены в хронологическом порядке и дополнены, с учетом регионального фактора, событиями и фактами по истории таможен Юга России.

Учебная дисциплина включает лекционные и семинарские занятия (в том числе в интерактивной форме), самостоятельную работу и сдачу зачета.

Основным видом учебных занятий при изучении курса являются лекции. Лекционные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Они направлены на ознакомление студентов с теоретическими и методологическими достижениями науки в области истории таможенного дела и таможенной политики. Наиболее важные определения, даты, имена и т.д. должны фиксироваться студентами в их опорных конспектах.

На семинарские занятия выносятся проблемы, которые имеют важное значение в изучении дисциплины. В ходе их проведения студенты закрепляют знания по отдельным наиболее важным и сложным темам учебной программы, учатся работать с источниками и литературой, в процессе занятий осуществляется также контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинару, студент должен:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить рекомендуемые источники и литературу, делая краткие выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него;

- при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) подготовить ответ на теоретический вопрос, доклад или реферат.

Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:

- составление простого или сложного плана;

- дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;

- составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

- составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

- написание конспекта исторического документа, в котором отражаются условия его появления, авторство, содержание информации, имеющей отношение к изучаемому на семинаре вопросу и её значение;

- написание конспекта учебной и научной литературы, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, а также наиболее важными цифрами и фактами.

Темы, не рассмотренные на лекциях и семинарах, должны отрабатываться студентами в ходе самостоятельной работы, опираясь на списки источников и литературы.

Результаты выполнения студентами самостоятельной работы контролируются в ходе консультаций, промежуточного и итогового контроля. Индивидуальные консультации проводятся: во-первых, для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям, написанию рефератов, выполнению самостоятельной работы и подготовки к зачету; во-вторых, с теми студентами, которые имеют проблемы с освоением материалов курса, пропуски занятий по уважительным причинам; в-третьих, со студентами, интересующимися проблемами таможенного дела России — для ознакомления их с новинками исторической литературы, спецификой историографической трактовки тех или иных фактов, событий в истории таможенного дела и таможенной политики.

Проблемно-хронологический принцип изучения материала, требует умений и навыков анализа и синтеза, моделирования исторических событий. В связи с этим одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов является составление хронологической таблицы курса и словаря- справочника таможенных терминов. Особое внимание следует уделять работе с системой понятий и причинно-следственными связями, а также выявлению особенностей таможенного дела и таможенной политики России на различных этапах её исторического развития.

В ходе изучения дисциплины используется промежуточное (по двум первым модулям) и итоговое тестирование. Применяются комплексные тесты достижений, включающие следующие разновидности заданий:

— закрытые тесты с альтернативным или множественным ответом;

— закрытые тесты на соотнесение или установление логического соответствия;

— закрытые тесты на определения правильной последовательности;

— открытые тесты со свободно конструируемым ответом.

Оценки промежуточной аттестации студентов выставляются преподавателем на основе работы на семинарских занятиях и итогов контрольных работ, тестов по учебным модулям. При использовании балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов текущая и промежуточная аттестация выставляются в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета.

Квалификация: «бакалавр»

Форма обучения: заочная

 

Ростов-на-Дону

 

Автор:
Г. И. Краславская, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

А. В. Щербина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск

В. М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

 

 

Рецензенты

С. В. Бородин, доцент кафедры отечественной истории Южного федерального университета, кандидат исторических наук, доцент;

Н. В. Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор исторических наук, профессор

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «29» сентября 2011 г. № 2)

 

© Российская таможенная академия
Ростовский филиал, 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

История таможенного дела и таможенной политики с момента своего возникновения насчитывает тысячелетия. Эволюция таможенного дела и его приоритеты всегда были тесно связаны с внешней торговлей, интересами национальной экономики страны. На развитие таможенного дела большое влияние оказало геополитическое положение России. С развитием международных связей накапливался опыт таможенного дела, формировались его принципы. Каждый период развития таможенного дела России соответствовал определенному этапу развития экономики и потребностям государства, при этом оно развивалось по особым, свойственным лишь ему, закономерностям. Вехами этого развития стали крупные государственные мероприятия.

Цели изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России»:

— формирование целостного и системного представления об основных этапах развития таможенного дела в нашей стране;

— воспитание и развитие чувства патриотизма, активной гражданской позиции, способности критически оценивать исторические события и явления и формулировать свое отношение к ним;

— овладение основными правилами и принципами использования исторических знаний в области таможенного дела и таможенной политики России в профессиональной деятельности.

Задачи преподавания:

— ознакомление студентов с историческим понятийным аппаратом и современными терминами, касающимися таможенного дела и таможенной политики России;

— формирование теоретических знаний об общих и специфичных чертах таможенно-тарифной политики и её таможенной системы в контексте мирового опыта;

— выработка практических умений и навыков применения полученных в ходе изучения курса знаний об историческом опыте развития таможенного дела в нашей стране, в целом, и на Юге России, в частности, в будущей профессиональной деятельности;

— удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей студентов по истории таможенного дела и таможенной политики России.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

История таможенного дела и таможенной политики России относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика; к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО специальности: 036401.65 Таможенное дело.

Для её изучения студент должен обладать знаниями, полученными при освоении учебных предметов основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в частности, истории, обществоведения, русского языка и литературы.

Специфика преподавания история таможенного дела и таможенной политики России студентам, обучающимся по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика, обусловлена тем, что кроме неё они на первом курсе в первом семестре изучают дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «История». В этой связи преподавание данной дисциплины направлено на формирование у студентов представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии истории таможенной политики и таможенного дела и процессов исторического развития, происходивших на различных её этапах в мировой и отечественной истории. Фактический материал мировой и отечественной истории является базовым при изучении основных проблем истории таможенного дела и таможенной политики России.

Специфика преподавания история таможенного дела и таможенной политики России студентам, обучающимся по специальности 036401.65 Таможенное дело, обусловлена тем, что кроме неё, они на первом курсе в первом семестре они изучают дисциплины: базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - «Отечественная история» и профессионального цикла - «Основы таможенного дела». В этой связи преподавание истории таможенного дела и таможенной политики согласовано в проблемно-хронологическом и терминологическом аспектах с преподаванием вышеуказанных дисциплин. В частности, фактический и теоретический материал по отечественной истории используется как базовый для выявления особенностей таможенного дела и таможенной политики в конкретно-исторических российских условиях. В отличие от дисциплины «Основы таможенного дела» в процессе учебных занятий по истории таможенного дела и таможенной политике России акцентируется внимание на историческом содержании и развитии таможенной терминологии.

«История таможенного дела и таможенной политики» является предшествующей для изучения дисциплин, базовой части профессионального цикла, имеющих таможенную направленность: Государственное регулирование внешнеторговой деятельности; Таможенные процедуры; Таможенный контроль; Экономика таможенного дела; Международное таможенное сотрудничество и др.: - по специальности 036401.65 Таможенное дело и вариативной части профессионального цикла - по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент и 080100.62 Экономика.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:

по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

по направлению подготовки 080100.62 Экономика направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

по специальности 036401.65 Таможенное дело направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);

- способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2).

В результате изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» студент должен:

а) знать:

- понятийный аппарат — важнейшие термины, используемые в исторической науке при анализе фактов и событий, связанных с историей таможенного дела и таможенной политики;

- основные факты, события, даты, имена в истории таможенного дела и таможенной политики России;

- основные этапы становления и развития таможенного дела, как в нашей стране, в целом, так и на Юге России;

- особенности таможенного дела и таможенной политики Российского государства на различных этапах его существования, их взаимосвязи с другими элементами внутренней и внешней политики страны;

б) уметь:

- анализировать исторические документы характеризующие процессы становления и развития таможни России;

- выявлять взаимосвязи между историческими событиями в прошлом, а также между конкретными событиями в истории таможенного дела и таможенной политики России и современностью;

- обосновывать собс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.128 с.)