Оценка системы контроля и внутреннего учёта у аудируемого лица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка системы контроля и внутреннего учёта у аудируемого лица



Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объёме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения системы бфо и бу.
Приобретение знаний о деятельности, а так же оценка б/у и внутреннего контроля аудируемого лица, является непрерывным, динамичным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита. Оценка связана с понимаем следующих проблем:

 

1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы

2. Характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учётной политики

3. Цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности

4. Основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения

5. Состояние системы б/у и внутреннего контроля и др.

Аудитору, в ходе оценки необходимо обладать знаниями о выбранной и применяемой аудируемым лицом учётной политики. Должен установить: уместна ли она для деятельности аудируемого лица, согласуется ли со способами ведения б/у и подготовки отчётности. Так же, аудитор должен выявить случаи когда, аудируемое лицо, впервые применяет требования новых нормативных актов. Аудитор должен обладать знаниями о системе внутреннего контроля аудируемого лица, необходимыми для проведения аудита и использовать их для выявления возможных искажений при формировании отчётности.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а так же другими сотрудниками аудируемого лица для обеспечения достаточной уверенности в достижении целей, с точки зрения надёжности фин отчётности. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и её функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хоз деятельности, которые угрожают одной из целей деятельности этого субъекта.

Система внутреннего контроля, включает следующие элементы:

 

· Контрольная среда

· Процесс оценки рисков аудируемым лицом

· Информационная система, в т.ч. связанная с подготовкой фин отчётности

· Контрольные действия

· Мониторинг средств контроля

 

Разделение системы внутреннего контроля на 5 элементов, представляет аудиторам должный подход составляющих этой системы внутреннего контроля. Но такой подход, не всегда обязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля.

Контрольная среда включает позицию, осведомлённость и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а так же понимания значения этой системы для деятельности этого лица. Контрольная среда оказывает влияние на сознание сотрудников, в отношении контроля

Контрольная среда включает следующие элементы:

 

· Доведение до всеобщего сведения и поддержания принципов честности и других этических ценностей

· Профессионализм или компетентность сотрудников

· Участие собственника или его представителей

· Характерными особенностями, присущими представителями собственника: независимость от собственника, опыт и статус, масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней, уместность их действий, особенности информации, которые они получают, их взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами

· Компетентность и стиль работы руководства

· Организационная структура

· Наделение ответственностью и полномочиями

· Кадровая политика и практика

 

Функционирование иэс базируется на следующих элементах:

 

· Техническими средствами

· Программным обеспечением

· Персоналом

· Соответствующими процедурами

· Базами данных

 

ИЭС, связанные с подготовкой фин отчётности, состоят из следубщих структур:

 

· Инициирование каких-либо процессов или операций

· Отражение, т.е. регистрация в учёте и сбор надлежащей информации об операциях и событиях

· Обработка данных и ведение учёта

· Включение в отчётность информации об операциях и событиях.

Политику и процедуры, которые помогают удостовериться аудитору в том, что распоряжения руководства выполняются. Что предприняты необходимые меры в отношении рисков, которые могут препятствовать поставленным целям аудируемого лица. Эти контрольные действия могут выполняться в ручную, либо с применением информационных технологий. Могут включать:

 

· Санкционирование со стороны руководства каких-либо конкретных контрольных действий

· Проверка выполнения контрольных действий

· Обработка информации, полученной в результате конкретных контрольных действий

· Проверка наличия и состояния объектов аудируемого лица

· Разделение обязанностей между работниками в ходе контрольных действий

Знакомясь с контрольными действиями аудируемого лица, аудитор прежде всего обращает внимание, на то, каким образом конкретное контрольное действие, способно обнаруживать, предотвращать и исправлять существенное искажение в группах однотипных операций, в остатках по счетам б/у, либо в конкретных случаях раскрытия информации.

Мониторинг средств контроля – процесс, оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

Мониторинг включает: регулярную оценку организацию, средств контроля, осуществление корректирующих мероприятий.

Руководство осуществляет мониторинг средств контроля путём осуществления непрерывных мероприятий, на отдельных оценок. Непрерывный мониторинг, как правило является частью обычной деятельности по управлению аудируемым лицом, в форме постоянного руководства и надзора. У некоторых аудируемых лиц, в мероприятиях принимают участие внутренние аудиторы. Возможности использования для внешнего аудитора, результатов внутреннего аудита, раскрыты в ФПСАД №29.

Планирование аудита

Значение этапа планирования. Общий порядок планирования аудита, регламентируется в ФПСАД №3 планирование аудита. Планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объёму проводимых аудиторских процедур. Затраты времени на планирование зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, от опыта работы аудитора с данным лицом. Зависит от условий конкретного договора, от знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица, является важной часть планирования работы аудитора. Оно позволяет выявить события, операции и другие обстоятельства, которые могут оказывать существенное влияние на БФО. Назначение планирования состоит:

 

1. в разработке общего плана аудита с определением ожидаемого объёма графиков и сроков проведения аудита.

2. в подготовке аудиторской программы с установлением объёма, видов и последовательности проведения аудиторских процедур, достаточных для сбора аудиторских доказательств и формирования обоснованного мнения о БФО.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные области повышенного риска и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Позволяет эффективно распределить обязанности между членами проверяющей группы, позволяет координировать их работу, контролировать. Основные вопросы, которые аудитор обязан решить в процессе планирования включают:

 

o ознакомление с бизнесом клиента

o оценка эффективности системы внутреннего контроля и оценка риска средств контроля

o установление приемлемого уровня существенности

o определение внутреннего риска

o установление общего аудиторского риска

o выявление областей, существенных для аудита

o планирование объёма и характера аудиторских процедур

o определение способов аудита, согласование организационных вопросов, а так же вопросов управления и контроля за проверкой

o определение объёма работ и бюджета времени, а так же затрат на проведение аудиторской проверки

Планирование аудитором своей работы, осуществляется непрерывно, на протяжении всего времени осуществления своих процедур. Процесс планирования должен тщательно быть подготовлен, в частности должны быть определены процедуры и документы, должен быть согласован с клиентом порядок работы с документами клиента; должен быть составлен график рабочего времени на планирование.

На этапе планирования, чаще всего используют такие процедуры, как наблюдение, опросы, беседы.

Содержание и разработка общего плана аудита:

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита. Описав в нём предполагаемый объём и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. При этом форма и содержание могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности клиента; сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита, аудитору необходимо принимать во внимание следующие аспекты, факторы: деятельность аудируемого лица, характер системы б/у и внутреннего контроля, предполагаемый уровень риска и существенность; характер, временные рамки и объём процедур. Направление и координацию работы, текущий контроль и проверку выполненной работы. По результатам изучения информации о клиенте, разрабатывается стратегия аудита, т.е. что именно должно быть проверенно и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а так же те, бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению, представляются малозначимыми и могут не проверяться. Определятся статьи баланса и показатели отчётности, в ходе аудита которых, должны быть проанализированы их состав, структура, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом, либо запланированным уровнем.

Подготовка и разработка программы аудита
Подготовка аудиторской программы, осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Аудиторскую программу необходимо составить и документально оформить как и план на стадии подготовки к аудиту. Программа аудита – является набором инструкций для аудитора и всех членов группы, а так же средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита, так же могут быть включены проверяемые предпосылки в подготовки отчётности по каждой из областей аудита и время запланированное на отдельные области и процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита, аудитор должен принимать во внимание на полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля(риск существенного искажения), а так же на требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при осуществлении конкретных процедур проверки. Временные рамки тестов средств контроля и соответственно процедур проверки по существу, на координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а так же привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы, следует учитывать вопросы, указанные в процессе составления плана аудита.

Программа аудита должна быть составлена в виде программы тестов средств контроля и процедур проверки по существу. Программа тестов средств контроля – представляет собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы контроля.

Программа процедур проверки по существу – программа детальной проверки правильности отражения в б/у оборотов и сальдо по конкретным счетам, т.е. полный перечень конкретных действий аудитора. Общий план аудита и программа, должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Форму плана и программы, а так же технологию их использования, каждая аудиторская организация, разрабатывает самостоятельно. По каждому разделу программы, документально отражаются выводы, которые служат основанием для формирования мнения аудитора.
Оценка принципа непрерывности деятельности аудируемого субъекта

Для оценки способности аудируемого лица продолжать свою деятельность, в обозримом будущем, аудитору рекомендовано использовать ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица». В соответствии с этим стандартом, аудитор должен оценить способно ли аудируемое предприятие продолжать осуществлять свою фин-хоз. деятельность в течении 12 месяцев года, следующего за отчётным и не имеет ли оно намерения или потребности в ликвидации, прекращении деятельности или обращении за защитой от кредиторов.

Обязанность руководства аудируемого лица заключается в том, чтобы оценить способность своей организации продолжать свою непрерывную деятельность, даже если применимый в данных условиях порядок подготовки БФО не предусматривает в явной форме требования об этом. Если аудируемое лицо, в течении длительного времени имеет опыт выгодных операции и свободный доступ к фин ресурсам, то его руководство может дать свою оценку без проведения анализа.

Сомнения в применимости допущения непрерывности может возникнуть у аудиторов при наличии, связных с изучением 3 групп факторов:

1. отрицательная величина чистых активов или невыполнение требования в отношении чистых активов

привлечённые заёмные средства, срок возврата которых приближается при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа изменение схемы оплаты товаров, работ, услуг. Существенное отклонение значения основных коэффициентов характеризующих фин положение аудируемого лица неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развитие деятельности или осуществление важных инвестиций.

2 Производственные признаки:

1. потеря основного рынка сбыта, лицензии, основного поставщика

2. существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта

3. существенный объем продаж сырья и материалов, сравнимый с выручкой и др

    1. несоблюдение требований формирования УК РФ аудируемого лица по законодательству

5. наличие судебных исков против аудируемого лица, которые могут завершиться большими потерями для данного субъекта

6. внесение изменений в законодательство или изменение политической ситуации др.

Указанные признаки аудитору необходимо рассматривать в сочетании, при этом не возможно выражать свои сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица, базируясь на одном или нескольких признаков. Кроме того, аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией её деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределённости, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия аудируемого лица способности продолжать свою деятельность непрерывно.

Одним из элементов оценки принципа непрерывности аудируемого субъекта, является определение основных фин показателей в динамике. Аудитор не обязан разрабатывать процедуры с целью проверки факторов обусловливающих значительные сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица и выходящих за рамки периода как минимум в 12 месяцев со дня отчётной даты. В случае выявления факторов позволяющих сомневаться в принципах непрерывности, аудитор должен:

 

1. Проверить планы будущего лица в отношении деятельности

2. Путём проведения необходимых аудиторских процедур, собрать достоверные аудиторские доказательства, в целях подтверждения или опровержения наличия факторов существенной неопределённости, в том числе рассмотреть последствие любых запланированных планов аудируемого лица и возможных смягчающих ситуацию обстоятельств.

3. Потребовать от руководства аудируемого лица представить в письменном виде информацию, касающуюся их планов деятельности в будущеми

4. Если при изучении, аудитор делает вывод, что у данного субъекта имеются существенные ограничения в вероятности продолжения его деятельности и это ни коем образом не отражено в его отчётности(в пояснительной записке), то аудитор не имеет право выдать безоговорочно положительное заключение

 

Уровень точности=75% от уровня существенности
Д/З Оценка существенности и внутреннего контроля
10.03.2011

Документирование аудита

Назначение рабочих аудиторских документов 1. К документам аудита относятся – все документы, которые оформляются аудитором в процессе аудита, представляются аудитору в ходе аудита и на основании данных аудитор формирует своё мнение о достоверности отчётности. Практически это все записи и расчёты, отражённые в разной форме аудитором. Аудитор должен документально оформить все сведения, которые важны как доказательства, подтверждающие аудиторское мнение, а так же как доказательство того, что аудиторская проверка была проведена в соответствии с ФПСАД и нормативными документами.

Рабочие аудиторские документы используются:

 

1. При планировании и проведении аудита

2. При осуществлении текущего контроля и проверки проделанной работы

3. Для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых для подтверждения мнения аудитора


Рабочие аудиторские документы являются собственностью аудитора, хотя при этом часть этих документов или их выдержки могут быть представлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они(документы) не могут заменить бухгалтерских записей аудируемого лица. Документы должны храниться в аудиторской фирме не менее 5 лет. Фирма может сама определить срок хранения документов, но не менее 5 лет. Подготовка рабочей аудиторской документации, является неотъемлемой частью аудита.

Виды рабочих аудиторских документов. Для наиболее эффективного аудиторского труда целесообразно рабочие аудиторские документы систематизировать по следующим группам:

 

1. В зависимости от источника формирования. Выделяются рабочие документы на: созданные аудиторами; полученные от клиента; от других(третьих лиц)

2. В зависимости от порядка регламентирования рабочие документы можно подразделить на: документы, формирование которых регламентировано нормативными актами и формируемые по усмотрению аудиторской фирмы

К первой группе относятся: письмо о проведении аудита, общий план аудита и его программа, заключение эксперта, заключение эксперта, отчёт о проведённом аудите и аудиторское заключение.

Ко второй группе относятся: документы, содержащие информацию о проделанных процедурах контроля и полученных аудиторских доказательствах. Их перечень определяется каждой аудиторской фирмой, исходя из конкретных условий проверки

 

3. По характеру использования на: постоянный аудиторский файл или папка и текущий аудиторский файл или папка

В постоянном могут быть представлены документы, которые характеризуют деятельность аудируемого лица на длительный период. Оценка учёта, УК, Письмо-обязательство, Учётная политика и т.д.

Текущие рабочие документы, создаваемые при выполнении отдельных аудиторских процедур и по проверке отдельных конкретных позиции в отчётности, могут быть сгруппированы по отдельным разделам: планирование аудита; оценка эффективности системы внутреннего контроля; далее по участкам проверки.

Копии нормативных документов, которые регламентируют деятельность аудируемого лица. Для небольших предприятий клиентов, а так же для выполнения одноразовых заданий допускается размещение постоянной и переменной информации о клиенте в одном файле/папке. В случае обращения повторно, работающие с таким клиентом аудиторы обязаны разделить все документы на соответствующие файлы. К моменту подготовки аудиторского заключения вся рабочая документация должна быть создана/получена и оформлена соответствующим образом. При этом аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности документов, а так же их хранение в течении установленного фирмой времени(не менее 5 лет).

Содержание и порядок оформления рабочих аудиторских документов. Очень важно, что порядок составления содержания документов, разрабатываются аудиторской фирмой самостоятельно с учётом требований нормативных актов и аудиторских стандартов. Обязательно во внутрифирменном стандарте эти документы должны быть предложены. Форма и содержание рабочих документов определяются следующими факторами:

 

1. Характер аудиторского задания. Либо обязательный аудит, обзорная проверка и т.д.

2. Требования, предъявляемые к аудиторскому заключению

3. Характер и сложность деятельности аудируемого лица

4. Необходимость давать указания работникам в аудиторской бригаде; необходимость осуществлять за работниками текущий контроль и проверять выполненную ими работу

5. Характер и состояние систем б/у и внутреннего контроля аудируемого лица

6. Конкретные методы и приёмы применяемые в процессе проведения аудита и др.

Рабочие документы должны быть составлены в достаточно полной форме, необходимой для общего понимания аудита. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать конкретным обстоятельствам аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе её проведения. Отражение в составе документации каждого рассмотренного в ходе проверки документа, вопроса или процедуры, не является необходимым. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объёме выполняемых аудиторских процедур, их результатах, а так же о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов, аудиторской организации целесообразно разработать типовые формы документации. Такая стандартизация документирования способна облегчить порученную работу всем участникам проверки и одновременно позволить контролировать результаты выполняемой работы и т.д.
Аудиторские доказательства

Информация, собранная в ходе аудита, а так же анализ этой информации, на основании которых формируется мнение аудиторов о достоверности БФО.

К аудиторским доказательствам можно отнести документацию проверяемого субъекта, бух записи, разъяснения разного рода, информация, полученная от третьих лиц. Третьи лица – банк, поставщики, покупатели и т.д.

Доказательства могут собраны в результате процедур тестов средств контроля, а так же процедур проверки по существу.

Для осуществления процедур проверки по существу, при сборе доказательств, могут быть использованы следующие формы:

 

· Детальные тесты и правильность отражения остатков средств на счетах

· Аналитические процедуры


Аудиторские доказательства должны быть надлежащими и достаточными.

Понятие надлежащего характера относится или характеризует качественную сторону этих доказательств. Характеризует с количественной стороны. На суждение аудитора о том, что является надлежащим доказательством, влияют следующие факторы:

 

· Характер систем б/у и внутреннего контроля, а так же оценка риска средств внутреннего контроля

· Аудиторская оценка характера и величины аудиторского риска, как на уровне бфо., так и на уровне остатков средств на счетах б/у или однотипных хоз. операций.

· Существенность проверяемой статьи отчётности

· Предыдущий опыт проверки у данного аудируемого лица

· Результаты процедур, включая возможное обнаружение из-за недобросовестных действий

· Источник получения аудиторской информации


При формировании аудиторского мнения, аудитору не обязательно проверять все хоз. операции, он имеет право и возможность сделать выводы о качестве проверяемой информации на основании выборочных аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства могут быть получены из разных источников. В зависимости от источника, доказательства имеют разные качества (или надёжность).

Источники могут быть внутренними, внешними, смешанными и полученные самим аудитором.

Считается, что аудиторские доказательства, полученные из внешних источников более надёжны, чем из внутренних. Доказательства полученные в письменном виде, считаются более надёжными, нежели в устном.

Внутренние доказательства, полученные из внутренних источников более надёжны, если существующие системы б/у и внутреннего контроля являются эффективными.

Аудиторские доказательства, собранные непосредственно самим аудитором, более надёжны, чем полученные от аудируемого лица. Аудиторские доказательства собираются к каждой предпосылке бфо.

Запрос, подтверждение, аналитические процедуры.

Длительность выполнения указанных процедур, зависит от отведённого на аудиторских процедур срока.

Инспектирование представляет собой проверку записей инструментов, а так же активов.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомлённых лиц внутри субъекта или за его пределами по каким то вопросам. Может быть осуществлён как в официальной форме, так и не формальным устным образом.

Подтверждение – ответ на запрос об информации содержащейся в бух записях.

Пересчёт – представляет собой процедуру проверки точности арифметических расчётов первичных документов, либо бух записей. Проводимые аудитором дополнительно самостоятельные расчёты.

Аналитические процедуры – анализ и оценку полученной информации, исследования важнейших фин-эк показателей, с целью выявления каких-либо необычных или не правильно отражённых в б/у операций.

Король обронил монету в 10 ливров и нагнулся чтобы поднять её. Его партнёр вынул купюру в 10000 ливров, зажёг от свечки и стал освещать пол, дабы монарх мог легко искать потерянное. Прокомментируйте как приведённая ситуация может проиллюстрировать систему внутреннего контроля? ДЗ

Найти варианты анкет по оценке риска

 

Аудиторская выборка

Сущность выборочного метода

Аудиторская выборка – представляет собой применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчётности или группы однотипных операций. (Это когда аудитор применяет не к 100% свои операции, а к отдельным частям)

Выборочный метод исследования применяется в случае(ях), если:

 

· Характер и данные сальдо счёта или класса однотипных операций не требуют 100% проверки

· Должны быть сделаны вводы о сальдо счёта или классе операций

· Время и стоимость полной проверки всей генеральной совокупности будут слишком велики

· Возможность применения выборки зависит от ряда условий

· Объём генеральной совокупности должен быть достаточно большим

· Допустимый уровень ошибок должен быть достаточно низким

· Каждая единица генеральной совокупности должна быть чётко определена или идентифицирована (документы должны быть пронумерованы)

· Выборка должна полностью соответствовать установленной цели аудиторской проверки

· Выборка должна быть репрезентативной, т.е. выборочная совокупность должна с максимальной степенью надёжности отражать состояние данных всей генеральной совокупности(если бы проверяли полностью, то должны быть те же результаты)

· Генеральная совокупность должна быть однородной, как по классу операций, так и по величине их значений.

· Генеральная совокупность должна содержать операции всего отчётного периода

· Каждая единица генеральной совокупности должна иметь равный шанс попадания в выборку

· Результаты аудиторской выборки должны быть экстраполированы, т.е. перенесены на всю генеральную совокупность


Аудиторскую выборку не рекомендуется применять в следующих случаях:

 

· У аудитора возникают сомнения в правильности результатов предыдущих проверок

· Размер ожидаемой ошибки не соответствует фактически полученному результату

· Отдельные операции в совокупности имеют существенное значение

· Имеются статьи баланса, проверка которых обязательна

· Если генеральная совокупность не однородна и не может быть стратифицирована, т.е. разделена

Виды аудиторских выборок

АВ классифицируется по следующим признакам:

 

1. По влиянию на генеральную совокупность

2. По методу проведения

Выборка бывает репрезентативной и нерепрезентативной.

Не позволяет сделать выводы с максимальной степени надёжности о всей совокупности – нерепрезентативной.

Аудитор имеет право прибегать к нерепрезентативной выборке только тогда, когда профессиональное суждение аудитора не должно касаться всей совокупности в целом.

По методу проведения может быть: нестатистической и статистической.

Нестатистический метод определяют как выборочный контроль, при котором аудиторы не применяют статистические методы отбора и получение результатов. Отбор элементов может быть произвольным, экспертным или каким-либо другим, но не должен быть основан на математических приёмах. Практически несплошная проверка.

Статистическая выборка представляет собой выборочный контроль, основанный на вероятностных методах, для построения выборки. Требует большого объёма показателей, данных.
Риски, возникающие в ходе выборочного исследования. Компоненты аудиторского риска могут быть подвержены влиянию риска, связанного с использованием аудиторской выборки

Риск связанный с использованием аудиторской выборки возникает тогда, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который мог бы сделать аудитор, если бы в генеральной совокупности были применены все необходимые процедуры аудита.

Различают 2 типа рисков, связанных с аудиторской выборкой:

 

1. Риск получения вывода аудитора о том, что существенной ошибки не существует, а в действительности она есть. О том, что риск средств внутреннего контроля ниже чем в действительности. Риск данного типа оказывает влияние на надёжность аудита и с большей степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому заключению.

2. Риск получения вывода аудитора о том, что риск средств контроля выше, чем в действительности. О том, что имели место существенные ошибки, тогда как в действительности их не существует. Риск данного типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Дополнением указанных рисков являются уровни доверия. В частности высокому риску соответствует низкий уровень доверия; среднему – средний; низкому – высокий.

Риск, не связанный с аудиторской выборкой, является следствием действия факторов, которые приводят аудитора к ошибочному выводу по любым причинам, кроме тех, которые связаны с объёмом выборки. Риск может быть снижен путём надлежащего планирования работы аудитора, контроля за работой членов группы и проверки выполнения аудиторских процедур.

Необходимо осуществить анализ условий, представляющих собой ошибку, в зависимости от цели теста. Еще необходимо провести предварительную оценку уровня ошибок, который предполагается обнаружить применительно к проверяемой генеральной совокупности, а так же предварительную оценку уровня риска системы контроля.

Аудитор должен принять решения о том, какую именно совокупность элементов он будет проверять в ходе выборочной проверки. Обычно, проверке подлежат совокупность элементов, характеризующих сальдо или обороты по определённому счёту б/у. Эффективность аудита может быть повышена при помощи стратификации генеральной совокупности, путём её разделения на подсовокупности, которые имеют какие-либо идентификационные признаки или характеристики. Согласно пункту 3, стандарта 16, стратификацией является – процесс деления генеральной совокупности на страты(каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками).

Размер выборки определяется величиной риска, которой аудитор считает допустимым. Чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объём выборки. Обычно риск выборки устанавливается на уровне 5%, т.е. получается, что доверительная вероятность 95%.

Допустимая ошибка – максимальный размер ошибки генеральной совокупности, которую аудитор считает приемлемой. Размер устанавливается на стадии планирования аудита, и соответственно выборки, исходя из уровня существенности.

Ожидаемая ошибка - применяется в том случае, если аудитор предполагает, что в генеральной совокупности содержится существенная ошибка. В этом случае, аудитору следует увеличить число отбираемых элементов совокупности, чтобы убедиться в том, что общая величина этих ошибок не превышает размер допустимой ошибки. Объём выборки может определяться с применением специальных формул, полученных на базе теории вероятностей и математической статистики либо на профессиональном суждении аудитора.

Отбор подлежащий проверке совокупности элементов. При определении того, какие элементы из совокупности следует включить в выборку нужно выделить:

 

· Крупные элементы, т.е. те, что имеют наибольшее сальдо на отчётную дату

· Элементы, существенны качественно, т.е. элементы, в которых по профессиональному суждению аудитора, есть наибольшая вероятность ошибки или искажения.

· Элементы, существенные количественно, т.е. имеющие наибольший оборот по какому то данному счёту в отчётном периоде. При этом, отбор проводят исходя из того, что все элементы выборки в генеральной совокупности имеют равный шанс быть выбранными

Анализ результатов выборочной проверки. Общий подход основан на анализе ошибок, попавших в выборку. Ошибка представляет собой:

 

1. Отклонение от нормального функционирования средств внутреннего контроля

2. Искажение в учёте или отчётности при выполнении процедур по существу

Аудитору следует установить характер ошибки. Рассуждает с точки зрения цели теста. Например: цель проверки установить правильность балансовой статьи: расчёты с поставщиками и подрядчиками. В данных по отдельным поставщикам были обнаружены ошибки, но при этом на уровне баланса, ошибок нет. Следовательно аудитор должен сделать вывод о том, что ошибки нет. В соответствии с целью правильности статьи по балансу.

Аудитор должен установить характер, причину ошибок и их возможное воздействие на другие области аудита. Если обнаружены типичные ошибки, то аудитор может разбить проверяемую совокупность на подгруппы и проверить каждую из них отдельно.

Возникновение ошибок может быть обусловлено общей методологической ошибкой. При анализе обнаруженных ошибок, могут быть выявлены:

· Ошибки имеющие общие характеристики(вид операции, период времени и др.). В этом случае, следует найти все статьи генеральной совокупности, которые имеют подобные или обладают этой же характеристикой, провести процедуру применительно к такой страте и рассмотреть возможность мошенничества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.145 с.)