Анализ целесообразности собственного производства и закупок на стороне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ целесообразности собственного производства и закупок на стороне.



 

Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует во многом обоснование выбора между собственным производством и приобретением товаров (работ, услуг) на стороне.

Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев уравнение:

 

Ц*х=а+b*х,

где

Ц – цена приобретения единицы изделия,

х – необходимое количество изделий,

а – постоянные расходы,

b – переменные расходы.

 

Стоимость приобретения и производства будет совпадать при количестве изделий, равном:

 

. (2)

 

Тогда выбор между производством и приобретением зависит от планируемого объема продаж: при плане продаж меньше х выгоднее приобретать продукцию на стороне, а при превышении х – производить самим.

 

Для расчета данного показателя в случае многоструктурного выпуска необходимо определить, какую часть постоянных расходов способна покрыть реализация каждого вида продукции.

Сумму постоянных расходов можно определить как произведение выручки в точке безубыточности и удельного веса маржинального дохода по каждому виду продукции в итоговой выручке.

 

 

Рассмотрим решение этого вопроса на примере.

 

*) Основным видом деятельности ООО «Модем» является розничная торговля оргтехникой, компьютерами и комплектующими к ним. Рассмотрим, что для ООО «Модем» выгодней: покупать компьютеры или производить их собственными силами.

При собственном производстве расходы предприятия составят:

 

Модели компьютеров Перем. Расходы на ед., р.* Постоянные расходы, р.
Аренда помещения без НДС Зар. плата Отчисления с ФОТ Прочие расходы Итого  
Р4-2800 23985,71     2278,4   15670,4
Р4-2400 15324,23
Р4-2000 13686,53
Р4-1700 11881,33
С 2000 11337,5
С 1700 8912,68
AMD ATHLON XP 2000 10379,92
AMD ATHLON XP 1700 7701,92

* Переменные расходы на единицу включают в себя закупочную цену всех комплектующих без НДС.

 

Необходимо определить, какую сумму постоянных затрат покрывает величина маржинального дохода каждой модели. Для этого рассчитаем удельный вес маржинального дохода каждой модели в совокупной выручке.

 

Расчет нормы маржинального дохода.

 

Модели компью-теров План продаж, шт. Продажная цена, р. Перем. расходы на ед., р Выручка, р. Маржинальный доход, р. Уд.вес маржинального дохода в совокупной выручке, %
Р4-2800   35690,73 23985,71 71381,46 23410,04 5,68
Р4-2400   22952,96 15324,23 114764,8 38143,65 9,25
Р4-2000   20082,42 13686,53 60247,26 19187,67 4,66
Р4-1700   17737,58 11881,33 17737,58 5856,25 1,43
С 2000   17151,37 11337,5 34302,74 11627,74 2,82
С 1700   13573,6 8912,68 40720,8 13982,76 3,39
AMD ATHLON XP 2000   16300,42 10379,92 48901,26 17761,5 4,31
AMD ATHLON XP 1700   12053,23 7701,92 24106,46 8702,62 2,11
Всего       412162,36 138672,23 33,65

 

Выручка в точке безубыточности тогда будет равна:

 

р.

Теперь определим, какую сумму постоянных затрат покрывает величина маржинального дохода каждой модели. Для этого удельный вес маржинального дохода каждой модели в совокупной выручке умножим на 46568,8 р.:

 

Расчет постоянных затрат, покрываемых маржинальным доходом

Модели компьютеров Уд. вес маржинального дохода в совокупной выручке, % Постоянные расходы, р.
Р4-2800 5,68 2645,11
Р4-2400 9,25 4307,61
Р4-2000 4,66 2170,11
Р4-1700 1,43 665,93
С 2000 2,82 1313,24
С 1700 3,39 1578,68
AMD ATHLON XP 2000 4,31 2007,12
AMD ATHLON XP 1700 2,11 982,6
Всего 33,65 15670,4

 

Подставив данные в формулу (2), получим:

 

Объем продаж, при котором стоимость производства и закупки на стороне совпадают

 

Модели компьютеров Постоянные расходы, р. Перем. расходы на ед., р Цена покупки готового компьютера без НДС, р. Кол-во, шт.
Р4-2800 2645,11 23985,71 24378,92  
Р4-2400 4307,61 15324,23 15678,25  
Р4-2000 2170,11 13686,53 13717,5  
Р4-1700 665,93 11881,33 12115,83  
С 2000 1313,24 11337,5 11715,42  
С 1700 1578,68 8912,68 9271,58  
AMD ATHLON XP 2000 2007,12 10379,92 11134,17  
AMD ATHLON XP 1700 982,6 7701,92 8233,08  
Всего 15670,4      

 

Обоснование этого решения можно осуществить графическим или табличным способом.

 

Расчет альтернативных затрат при существующем плане продаж:

 

Модели компьютеров Затраты при приобретении, р. Затраты при сборке, р. Отклонение, р.
Р4-2800 48757,84 50616,53 -1858,69
Р4-2400 78391,25 80928,76 -2537,51
Р4-2000 41152,5 43229,7 -2077,2
Р4-1700 12115,83 12547,26 -431,43
С 2000 23430,84 23988,24 -557,4
С 1700 27814,74 28316,72 -501,98
AMD ATHLON XP 2000 33402,501 33146,88 255,621
AMD ATHLON XP 1700 16466,16 16386,44 79,72
Всего 281531,67 289158,53 -7626,86

 

Т.о. при существующем плане продаж собирать компьютеры не выгодно.

 

 


 

8.4. Накануне революции различали три вида цены:

1) покупная - расходы по приобретению и доставке;

2) продажная - выручка за минусом издержек от реализации;

3) своя цена – себестоимость изделия, т.е. затраты на изготовление плюс косвенные расходы.

В условиях рыночного хозяйствования вопрос о целесообразности калькулирования полной фактической себестоимости продукции является дискуссионным. С одной стороны, конкуренция делает почти бессмысленной полную фактическую калькуляцию, так как цена в первую очередь складывается под влиянием спроса и предложения, а сама по себе фактическая себестоимость на продажную цену не влияет.

Однако считать фактическую себестоимость все же необходимо, чтобы четко представлять, во что обходится производство того или иного товара. Это позволит, например, завоевывать новые рынки, устанавливая на продукт минимальную цену, едва покрывающую переменные расходы. Для расширения рынков сбыта можно реализовывать продукцию, опуская цену до ее нижнего предела и добиваясь тем самым разорения конкурентов, не способных реализовывать свою продукцию по такой низкой цене. Однако принятие подобных управленческих решений предполагает проведение предварительного управленческого анализа в области ценообразования. Необходимо четко представлять, какой метод формирования цены предпочтителен в данной ситуации и к каким финансовым последствиям приведет его применение.

Метод ценообразования на основе переменных затрат.

 

Сущность метода состоит в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используются две формулы:

 

Процент наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты + Коммерческие и административные расходы)/Суммарные переменные производственные затраты]*100%

 

Цена = Переменные производственные затраты на единицу + (Процент наценки*Переменные производственные затраты на единицу/100)

 

Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости. Она должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Метод целесообразно использовать при соблюдении двух условий:

- стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции в компании, должна быть одинакова;

- отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для всех видов продукции.

 

Метод валовой прибыли.

 

В качестве расчетной базы в этом случае используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчете валовой прибыли.

Для расчета используются две формулы:

 

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие, общие, административные расходы)/Суммарные производственные затраты*100

 

Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу + (Процент наценки * Суммарные производственные затраты на единицу/100)

 

Метод удобен тем, что нет необходимости в делении затрат на постоянную и переменную часть.

 

Метод рентабельности продаж.

 

Здесь процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Все затраты должны быть распределены по единицам продукции.

 

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли/Суммарные производственные затраты) * 100

 

Цена на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + (Процент наценки/100 * Суммарные затраты на единицу)

 

Здесь наибольшую трудность представляет разделение коммерческих, общих и административных расходов на конкретные виды продукции. Кроме того, рассмотренный метод не учитывает внешние факторы, такие как положение предприятия на рынке, уровень конкуренции и т.д.

 

Метод рентабельности активов

 

Установление цены на основе рентабельности активов должно обеспечить организации определенный уровень рентабельности активов. Правление предприятия при проведении сделок применяет минимальную норму рентабельности активов 8,5%.

 

Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая норма рентабельности активов/100 * Общая стоимость задействованных активов/Ожидаемый объем продаж в единицах)

 

Сумма задействованных активов складывается из внеоборотных активов и средних остатков оборотных активов.

Здесь основная проблема – правильное определение стоимости используемых активов.

 

Для принятия ценовых решений в управленческом анализе применяются два понятия – долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены.

Долгосрочный нижний предел цены – цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с производством (закупкой) и реализацией продукции (товара, услуги). Он определяется размером их полной себестоимости. Подходы к ценообразованию, основанные на исчислении полной себестоимости, были рассмотрены выше.

Краткосрочный нижний предел цены – цена, покрывающая лишь переменную себестоимость продукции (товара, услуги). Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход. Информация о нем аккумулируется в системе «директ-кост».

 

В условиях рыночной экономики цена – эквивалент стоимости продукта, выраженная в денежной форме. Цена должна быть ориентирована на рынок, согласована с маркетинговой стратегией организации и стоимостью продукции, предлагаемой потребителям, а также учитывать цены конкурентов. Перед тем, как установить цену, необходимо проанализировать связь между ценой и:

- спросом;

- затратами;

- ответными действиями конкурентов;

- действиями торговых посредников;

- действующим законодательством.

В экономической теории существует модель, описывающая зависимость количества продаваемого товара от его цены. Математически эту зависимость можно представить в следующем виде:

 

где Ес – эластичность спроса,

- разница между величиной спроса после изменения цены и до изменения,

х0 – величина спроса в базовом периоде,

- изменение цены,

Ц0 – цена за единицу в базовом периоде.

Выделяют три основных вида спроса относительно цены:

1. - эластичный, когда изменение спроса больше изменения цены;

2. - пропорциональный, когда изменение спроса равно изменению цены;

3. - неэластичный, когда изменение спроса меньше изменения цены.

С точки зрения предприятия, продажная цена будет оптимальна в том случае, если разница между выручкой и общими затратами на данный товар будет максимальной среди всех комбинаций количества и цены. В этом случае финансовый результат организации будет максимальным. Оптимальная цена достигается тогда, когда предельная выручка от продажи равна предельным затратам на продукт или когда выручка, полученная от продажи следующей единицы продукта, будет равна переменным затратам на производство (продажу) этой продукции.

В управленческом анализе существует и иной метод оценки воздействия изменения выручки от реализации услуг на прибыль – с помощью показателя эффекта производственного (операционного) рычага (Ор):

 

Ор = Изменение прибыли(%)/Изменение выручки(%)

Ор = Маржинальный доход (руб.)/Прибыль(руб.)

Ор =1+Постоянные расходы(руб.)/Прибыль(руб.)

 

Оптимальный вариант действий коммерческой организации должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денежных средств. Следовательно, к каждому альтернативному варианту должны быть применены методы анализа прироста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений. Альтернативные варианты могут оцениваться по предполагаемым чистым денежным поступлениям по наибольшей их величине и рассматриваться с точки зрения качественных факторов.


 

 

Список литературы

Основная литература

1. Друри Колин Управленческий и производственный учет [Электронный ресурс]: учебный комплекс/ Друри Колин— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 1423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15486.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ивашкевич В.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2014.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18829.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Карпова Т.П. Управленческий учет [Электронный ресурс]: учебник/ Карпова Т.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15487.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет [Электронный ресурс]: практикум/ Керимов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 100 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14037.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Н.Г. Сапожникова. — 5 е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011. — 472 с.

 

Дополнительная литература:

1. Воронова, Е. Ю. Управленческий учет: учебник / Е. Ю. Воронова.— М.: Юрайт, 2011.— 552 с.

2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2013.— 492 с

 

Периодические издания

1. Экономическая наука современной России.

2. Экономист.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.iprbookshop.ru

2. http://library.tsu.tula.ru/ellibraries/all_news.htm)

3. www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики/

4. www.minfin.ru / Министерство финансов РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru / Министерство промышленности и торговли РФ/

6. www.rbc.ru / РосБизнесКонсалтинг/

7. www.rg.ru / Российская газета/

8. www.aup.ru/ Административно-управленческий портал

9. Справочная правовая система Консультант Плюс, размещена в 5-304, 5-309, 5-311.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.061 с.)