Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и подходы в социологии хх века и современные проблемы социологии.

Поиск

Семинар проводится в форме обсуждения результатов самостоятельной работы студентов, суть которой состоит в анализе оригинального текста одного из социологов, внесших существенный вклад в развитие современной социологии. По итогам самостоятельной работы студенты пишут небольшой (объемом 4-5 стр.) аналитический обзор, в котором излагают основные идеи, содержащиеся в прочитанной тексте и анализируют особенности текста. В рамках коллоквиума предполагается индивидуальная беседа о результатах анализа и ответы на вопросы аудитории.

 

Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению

 

1. Проблема социального пространства в социологии П. Бурдье.

2. Проблема структурации социальной реальности в социологии Э. Гидденса.

3. Роль духовных факторов в экономическом поведении (М.Вебер, С.Булгаков)

4. Процессы модернизации и национальная культура: проблемы соотношения.

5. Социальная стратификация современного российского общества.

6. Процессы социальной мобильности в современной России.

7. Проблема «среднего класса» в современной России.

8. Феномен бедности в современном российском обществе.

9. Трансформация института семьи в современном обществе.

10. Мифологическое сознание в структуре социальной регуляции современного общества.

11. Потребительское общество в социологии Ж. Бодрийяра.

12. Легитимация власти в современном обществе.

13. Социальные коды и кодификация социальных практик (П. Бурдье и др.).

14. Роль коммуникаций в социальной институционализации (Ю Хабермас).

15. Управляемые и неуправляемые социальные процессы.

16. Идеологическое сознание: особенности, трансформация и роль в социальной регуляции (Н. Луман и др.).

17. Особенности исследования общества в современном неомарксизме.

18. Образование как социальный институт и его роль в современном обществе.

19. Преобразование сексуальности как фактор социальной регуляции (книга Г. Маркузе «Эрос и цивилизация»).

20. Виртуальные миры и социальное бытие человека.

Методические рекомендации по написанию

Курсовой работы

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование. Она должна отвечать требованиям образовательного стандарта и отражать современные тенденции отечественной и зарубежной социологии. В ней излагается авторское понимание проблемы, обосновываются выводы, предложения или рекомендации.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы из перечня рекомендованных тем. Курсовая работа выполняется студентом под научным руководством преподавателя.

Выбрав тему курсовой работы, согласовав ее с преподавателем и кафедрой, слушатель составляет список литературы, перечень законодательных и нормативных актов, а также других документов для анализа и разработки плана избранного курсового исследования.

План написания курсовой работы имеет внутреннее единство, логичность изложения, смысловую завершенность исследуемой темы; он состоит из введения, глав или разделов, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, объект и предмет анализа, цель, задачи, теоретические и методологические основы курсовой работы.

В основной части (главах, разделах) формулируются ключевые положения, вытекающие из анализа теоретических, документальных источников, контент-анализа документов, а также результатов, полученных в ходе проведения анкетных опросов и социологических исследований.

Курсовая работа носит исследовательский характер, содержит результат творческого поиска автора.

При написании курсовых работ перед студентами ставятся следующие задачи:

- изучение научной литературы, трудов отечественных и зарубежных ученых; анализ основных научных концепций по исследуемой теме;

- исследование научных источников;

- определение и уточнение сущности понятийно-категориального аппарата, содержания основных понятий исследуемой темы;

- определение объекта и предмета курсовой работы и будущего дипломного исследования;

- обоснование теоретической концепции и основной позиции автора, излагаемых в курсовой, а затем и в дипломных работах;

- изложение и обоснование предварительно полученных выводов в целях углубленной их разработки в будущем дипломном исследовании.

В заключении курсовой работы подводятся главные итоги исследования, формулируются выводы и практические рекомендации. Объем курсовой работы составляет до 35-40 страниц машинописного текста через два интервала. Выходные сведения курсовой работы включают обложку, титульный лист, содержание (оглавление). Каждый раздел курсовой работы начинается с написания его названия. При написании курсовой работы студент делает постраничные ссылки на литературу и другие источники, соблюдая при этом требования к их оформлению, соответствующие ГОСТ 7.1-84 (Библиографическое описание документа).

Курсовая работа является важнейшими критерием оценки учебы студента при его аттестации и переводе на очередной курс. Она представляется на кафедру для рецензирования не позднее, чем за 10 дней до ее защиты.

 

Примерные вопросы для собеседования по самостоятельной и индивидуальной работе

  1. Личность как субъект социальной жизни и объект социологического исследования.
  2. Социальный контроль и свобода социального поведения.
  3. Статусы в системе социальных отношений.
  4. Механизмы социального контроля.
  5. Общественное мнение: его природа и социальная сущность.
  6. Формы девиантного поведения.
  7. Культурно-речевая среда в контексте социальной стратификации.
  8. Социология города как отрасль социологии: основные проблемы и тенденции развития.
  9. Социология молодежи как отрасль социологии: основные проблемы и тенденции развития.
  10. Социология права как отрасль социологии: основные проблемы и тенденции развития.
  11. Социология религии как отрасль социологии: основные проблемы и тенденции развития.
  12. Социология культуры как отрасль социологии: основные проблемы и тенденции развития.
  13. Социальная стратификация в современном российском обществе.
  14. Каналы социальной мобильности в современном российском обществе.
  15. Исторические типы стратификации российского общества.
  16. Критерии бедности в современном обществе.
  17. Социологическое измерение социального неравенства (обзор методов исследования).
  18. Субкультура бедности: проблемы и тенденции.
  19. Социальные институты и институционализация общества.
  20. Государство как социальный институт.
  21. Церковь как социальный институт.
  22. Семья как социальный институт: тенденции эволюции.
  23. Модернизация российского общества: проблемы и противоречия.
  24. Теория капитализма Макса Вебера.
  25. Теории социальной революции (В.И. Ленин, П. Сорокин, Ш. Эйзенштадт).
  26. Проблема социального прогресса: критерии и противоречия.
  27. Возможности социального прогнозирования.
  28. Государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия.
  29. Социология повседневной жизни.
  30. «Понимающая социология», её значение и место в современной социологии.
  31. Судьбы марксизма в ХХ веке. Неомарксизм.
  32. Роль культуры в регуляции социального поведения.
  33. Роль культуры в политической жизни общества.
  34. Идеологическое сознание в современном обществе: проблемы и перспективы.
  35. Духовные предпосылки модернизации.
  36. Субкультура молодежи.
  37. Массовая культура как явление ХХ века.
  38. Социальные конфликты: их причины, динамика и функции.
  39. Социальные процессы и социальная динамика.
  40. Проблема управления в современной социологии.
  41. Социальная сущность управления и природа власти.
  42. Социальные интересы и их согласование.
  43. Манипуляция в современном обществе.

Вопросы к зачёту по социологии

1. Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.

2. Уровни социологического знания.

3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.

4. О. Конт – основоположник социологии.

5. Основные направления социологии второй половины 19 века.

6. Основные положения социологии М. Вебера.

7. Структурно-функциональная теория в социологии 20 века.

8. Символический интеракционизм.

9. Возникновение и основные направления дореволюционной русской социологии.

10. Современная российская социология.

11. Общество: определение и типология.

12. Социальная структура: определение и элементы.

13. Социальная стратификация: определение, критерии, функциональное значение.

14. Социальная мобильность: понятие, виды.

15. Социальный институт: определение, признаки, виды, функции.

16. Социальные общности и группы: определение, виды, их общая характеристика.

17. Малая социальная группа: определение, признаки, классификация, структура.

18. Социологический подход в изучении личности. Социальные статусы и роли личности.

19. Ролевая теория личности. Структура и типология личности.

20. Социализация личности: определение, этапы и их общая характеристика.

21. Девиантное поведение: определение, структура, виды, социальные последствия.

22. Социальный конфликт: понятие, структура, виды, функции.

23. Семья как социальный институт. Типология семьи.

24. Общественное мнение: определение, структура, функции. Формирование общественного мнения.

25. Социальный контроль: определение, общая характеристика, функции.

26. Социологическое исследование: определение, виды, этапы.

27. Программа социологического исследования: определение, функции, разделы.

28. Методы социологического исследования

Интернет ресурсы по социологии:

Сайт социологического факультета МГУ www.socio.msu.ru

Российская сеть информационного общества www.isn.ru

Журнал «Социология и социальная антропология»

www.soc.pu.ru:8101/publication

Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru

ВЦИОМ www.wsiom.ru

Институт социологии РАН www.isras.rssi.ru

К самостоятельной работе

 

1. Проанализируйте приведенные ниже определения, выявите их общие черты и особенности, выберите то из них, которое, по Вашему мнению, позволяет более отчетливо уяснить, что представляет собой социология и каковы ее возможности в изучении, объяснении и изменении общества.

“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании” Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20.
Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов” Ф.Г. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.
Предмет социологии “заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов. Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.
Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639
“Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова. Де-Роберти Е.В. Социология и психология//Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2. С. 8.
“Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3
Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ” Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. С. 30
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой” Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57
Социология - наука, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Г.В. Осипов
Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Н. Смелзер
Социология - наука о социальной жизни человека, групп и обществ. Э. Гидденс
Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения В.А. Ядов
   
   
   
   

 


[1] Самостоятельная работа

[2] Самостоятельная работа (проверяется во время рубежного контроля)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.009 с.)