Тема 1. Предмет, метод, основные категории и понятия общей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, метод, основные категории и понятия общей



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебно-методической работе -директор РОАТ ______________В.И. Апатцев «_____» ____________2011 г.

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

 

Автор ст. преподаватель Рожкова Людмила Ивановна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Статистика

Спецuальность/направленuе: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ Протокол № 4 «01» июля 2011г.   Председатель УМК_______А.В. Горелик   Утверждено на заседании кафедры   Протокол № 9 «23» июня 2011 г.   Зав.кафедрой_________В.Ю. Демихов  

 

Москва 2011 г.

 

Автор-составитель:

Рожкова Людмила Ивановна, старший преподаватель

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности 080109 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.

 

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла дисциплин специальности и является обязательной для изучения.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»   Зав. кафедрой В.Ю. Демихов «_____» ____________2011 г. УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебно-методической работе -директор РОАТ ______________В.И. Апатцев «_____» ____________2011 г.

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

 

Автор ст. преподаватель Рожкова Людмила Ивановна

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Статистика

Спецuальность/направленuе: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ Протокол № 4 «01» июля 2011 г.   Председатель УМК_______ А.В. Горелик   Утверждено на заседании кафедры   Протокол № 9 «23» июня 2011 г.   Зав.кафедрой_________В.Ю. Демихов

 

Москва 2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины "Статистика" состоит в формировании у студентов теоретических знаний о значении и роли статистического анализа в обеспечении эффективности хозяйствования в процессе принятия управленческих решений.

Для успешного изучения дисциплины "Статистика" студент должен предварительно освоить следующие дисциплины: экономическая теория, математика, бухгалтерский учёт.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины, студент должен:

- иметь представление о значении, целях и задачах статистических приёмов сбора, обработки и анализа информации о социально-экономических процессах на макро- и микроуровне;

- знать и уметь использовать основные приёмы и методы сбора, группировки, сводки материалов статистических наблюдений;

- иметь опыт анализа статистической информации.

Изучение курса статистики должно закрепляться на практических занятиях с помощью решения задач по пройденным темам. В условиях заочной формы обучения важным этапом является выполнение письменной курсовой работы.

 

Требования к минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности

080109 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Предмет, метод, задачи и организация, статистическое исследование, статистические группировки, методы обработки и анализа статистической информации, метод средних величин, методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов, вариационный анализ, индексный метод анализа, анализ рядов динамики, статистика населения, система национальных счетов.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по заочной форме обучения
№ курса  
Общая трудоёмкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Курсовая работа +
Вид промежуточного контроля -
Вид итогового контроля Защита курсовой работы, экзамен

Содержание дисциплины

Дисциплина включает:

- курс лекций и практических занятий;

- выполнение курсовой работы.

В дисциплине рассматриваются предмет, метод основные категории и понятия статистики; задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные показатели; средние величины; показатели вариации; ряды распределения; выборочное наблюдение; ряды динамики; экономические индексы; статистика численности и состава населения; статистика труда и занятости; статистика национального богатства и система национальных счетов.

 

Теории статистики

Понятия о статистике и статистическом исследовании. История зарождения и возникновения статистики. Проблема измерения общественных явлений.

Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук.

Метод статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей.

Разделы статистики. Общая теория статистики, ее предмет и содержание. Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками.

Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, вариация признаков, статистический показатель.

Современная организация и задачи статистики в Российской Федерации.

Тема 5. Показатели вариации

Понятие вариации. Задачи статистического изучения вариации.

Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Математические свойства дисперсии. Расчет дисперсии на основе ее математических свойств.

Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение.

Дисперсия альтернативного признака.

Меры вариации для сгруппированных данных: общая дисперсия, групповая, межгрупповая. Правило сложения дисперсий. Эмпирическое корреляционное отношение.

Использование показателей вариации в статистическом анализе.

Тема 6. Ряды распределения

Понятие о закономерностях распределения. Изучение формы распределения. Виды рядов распределения.

Начальные, центральные и условные моменты К-го порядка. Нормированные моменты. Моменты распределения, используемые в качестве показателей асимметрии и эксцесса ряда.

Теоретические распределения в анализе вариационных рядов. Статистические критерии и проверка гипотез о характере распределения. Критерии согласия Пирсона, Романовского, Колмогорова, Ястремского.

Тема 8. Ряды динамики

Понятие о рядах динамики. Основные правила их построения и использования для анализа динамических процессов в экономике.

Основные аналитические показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста, средний уровень ряда и средние темпы роста и прироста.

Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. Метод укрупнения интервалов. Метод скользящей средней. Аналитическое выравнивание. Определение параметров уравнения регрессии.

Изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности.

Интерполяция и экстраполяция рядов динамики.

Тема 9. Индексный метод

Понятие об индексах. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса.

Индексируемые величины. Соизмеримость индексируемых величин. Веса индексов. Взаимосвязи важнейших индексов.

Средний арифметический и гармонический индексы.

Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, с переменными и постоянными весами, их взаимосвязь.

Индексный метод анализа динамики среднего уровня. Индексы переменного состава, индексы постоянного состава, индексы структурных сдвигов.

Значение индексов в анализе социально-экономических явлений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

По рассматриваемой дисциплине выполняется курсовая работа. Курсовая работа содержит шесть тем:

1) средние величины и показатели вариации;

2) ряды динамики;

3) индексы;

4) выборочное наблюдение;

5) статистика численности и состава населения;

6) система национальных счетов.

По каждой теме предлагается десять вариантов задач. Свой вариант студент выбирает по последней цифре учебного шифра и начальной букве фамилии (табл.А).

Таблица А

Матрица вариантов

Начальная буква фамилии студента Последняя цифра шифрa
                   
А - Ё                    
Ж - М                    
Н - Т                    
У - Ш                    
Щ - Я                    

 

Для выполнения курсовой работы студент изучает методические указания и специальную литературу, указанную в перечне. Работа выполняется на листах стандартной формы А4 при стандартных полях и использовании шрифта №14. Следует пронумеровать страницы работы.

На титульном листе студент указывает свой факультет, название дисциплины, курс, специальность, фамилию и инициалы, учебный шифр.

На следующем листе приводится план курсовой работы с указанием номеров страниц соответствующих разделов. Далее излагается текст работы.

В конце работы необходимо привести перечень источников, использованных при подготовке работы. Законченную курсовую работу студент должен подписать и представить на рецензирование в установленные учебным планом сроки.

Преподаватель кафедры даёт письменную рецензию на курсовую работу, после чего студент должен её защитить. Оценка выставляется с учётом содержания курсовой работы и сообщения, сделанного студентом при её защите.

ЗАДАНИЕ 1

Тема. Средние величины и показатели вариации

Основываясь на нижеприведенных данных, определите:

1) Среднюю величину анализируемого признака;

2) Размах вариации;

3) Среднее линейное отклонение;

4) Среднее квадратическое отклонение;

5) Дисперсию;

6) Коэффициент вариации;

7) Моду и медиану.

Вариант 1

По данным о затратах времени на изготовление одной детали рабочих ремонтного цеха депо выбрать форму средней и определите средние затраты времени на одну деталь, показатели вариации, моду и медиану.

Затраты времени на изготовление 1 детали, мин До 5 5–7 7–9 9–11 11–13 13–15
Количество деталей, шт            

 

Вариант 2

Определите средний возраст студентов одной группы по данным, приведенным в таблице, показатели его вариации, моду и медиану.

Возраст студентов, лет           всего
Число студентов            

 

Вариант 3

По данным о фонде оплаты труда рабочих депо определите среднемесячную оплату труда рабочих, показатели ее вариации, моду и медиану.

Цех Фонд оплаты труда, руб. Месячная оплата труда рабочего, руб.
Эксплуатации Колесный Кузовой 70 000 30 400  

Вариант 4

Определите средний процент выполнения заданного объема работ по отправлению на №-ском отделении, показатели его вариации, моду и медиану. Указать вид используемой средней.

Отделение          
Задание по отправлению, тыс.т          
% выполнения задания по отправлению          

 

Вариант 5

Определите средний процент выполнения заданного объема работ по погрузке на №-ском отделении железной дороги, показатели его вариации, моду и медиану.

Указать, какая форма средней использована.

Отделение Фактический объем погрузки, ваг. % выполнения задания по погрузке
     

Вариант 6

Выберите форму средней и определите среднюю выработку в час, показатели ее вариации, моду и медиану.

Количество выработанных за смену (8 ч) деталей, одним рабочим          
Число рабочих          

 

Вариант 7

Определить среднюю трудоемкость изготовления деталей, показатели ее вариации, моду и медиану. Укажите форму средней, которая использована.

Количество выработанных за смену (8 ч) деталей, одним рабочим Число рабочих
   

Вариант 8

Выберите форму средней и определите среднюю продолжительность ремонта одного вагона, коэффициент вариации трудоемкости, моду и медиану.

Продолжительность ремонта одного вагона, час Количество отремонтированных вагонов
1-5 6-10 11-15 16-20 св. 20  

 

Вариант 9

Определите среднюю себестоимость одного изделия, показатели ее вариации, моду и медиану. Укажите вид используемой средней.

Номер предприятия Себестоимость одного изделия, тыс. руб. Затраты на производство, %%
  110 – 115 115 – 120 120 – 125 125 и выше 8,2 17,2 23,9 50,7
ИТОГО  

 

Вариант 0

Определите среднюю скорость движения поездов на направлении, показатели ее вариации, моду и медиану. Укажите вид используемой средней.

Скорость поезда, км/ч            
Длина участка, км.            

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 1

В результате статистического наблюдения получают массу данных по каждой единице изучаемой совокупности.

Для выявления закономерностей, присущих анализируемой совокупности единиц, необходимо систематизировать результаты статистического наблюдения и рассчитать обобщающие показатели: средние, показатели вариации, динамики, корреляции.

Средними величинами в статистике называют обобщающие показатели, выражающие типичные, характерные для определенных условий места и времени размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни.

В статистике различают несколько видов средних величин, а именно: арифметическую, гармоническую, геометрическую и др.

В зависимости от частоты повторения вариант средние исчисляются как простые не взвешенные, так и взвешенные.

Среднюю арифметическую не взвешенную рассчитывают по формуле:

,

а среднюю арифметическую взвешенную –

где - значение осредняемого признака,

- частота,

n- число единиц совокупности.

Средняя гармоническая не взвешенная определяется по формуле

,

а средняя гармоническая взвешенная -

 

,

где - сумма значений осредняемого признака по группе.

Средняя гармоническая вычисляется в тех случаях, когда средняя предназначается для расчёта сумм слагаемых, обратно пропорциональных величине заданного признака, т.е. когда суммированию подлежат не сами варианты, а обратные им величины.

Средняя геометрическая определяется по формуле

Наиболее широкое применение средняя геометрическая получила для определения среднегодовых темпов роста в рядах динамики.

При выборе вида средней следует исходить из реального экономического смысла.

Разновидностью средней являются мода и медиана. Эти величины также используются в качестве характеристик вариационного ряда.

Мода (М0) - варианта, встречающаяся в изучаемой совокупности чаще всего, т.е. варианта, которой соответствует наибольшая частота.

Для дискретного ряда распределения мода определяется наиболее просто: варианта, против которой располагается наибольшая частота, и будет модой.

В интервальном ряду наибольшая частота указывает не на модальную варианту, а на содержащий моду интервал. Поэтому в модальном интервале необходимо определить модальную варианту. При этом надо иметь в виду, что при расчетах будет получено не точное, а некоторое условное значение моды, так как неизвестен характер распределения частоты внутри модального интервала.

Вычисление моды в интервальном ряду производится по следующей формуле:

,

где хМо - начало (нижняя граница) модального интервала (15);

i - величина интервала (2);

fМо - частота модального интервала (30);

f Мо-1 - частота интервала, предшествующего модальному (20);

f М0+1 - частота интервала, следующего за модальным (25).

Воспользуемся данными табл. 1.1. и рассчитаем моду:

Медиана (Ме)- варианта, находящаяся в средине ряда распределения. Для ее определения достаточно расположить в порядке возрастания или убывания все варианты. Срединная варианта и будет являться медианой. Расчет медианы для интервального ряда производится по формуле

,

где хМе - начало (нижняя граница) медианного интервала (15);

i - величина интервала (2);

- сумма накопленных частот ряда (100);

sМе-1 - накопленная частота вариант, предшествующих медианному (35);

fМе - частота медианного интервала (30).

Воспользуемся данными табл. 1.1. и рассчитаем медиану. В табл. 1.1. Ме лежит между 50 и 51 частотами, а они находятся в сумме накопленных частот, равной 65, поэтому интервал 15-17 является медианным. Определяем медиану

Для характеристики размеров колеблемости признаков в статистике применяется следующие показатели: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и др.

Размах вариации представляет собой разность между наибольшим (хmax) и наименьшим (xmin) значениями вариант, т.е.

R = хmaxmin

Например, размах вариации производительности труда рабочих в бригаде (см.табл.1.1) равен: 21-9 = 12 шт. в смену. Среднее линейное отклонение определяется из отношения суммы, взятой по абсолютной величине (без учёта знака) отклонения всех вариант от средней арифметической, к объёму всей совокупности. Оно бывает незавершённое и взвешенное и определяется соответственно по формулам:

,

.

Дисперсия - это средняя из квадратов отклонений значений признака от его средней арифметической величины. Она определяется по формуле средней арифметической простой:

или средней арифметической взвешенной

Если имеются два взаимоисключающих друг друга варианта, то вариация признака называется альтернативной. Обозначая наличие признака - 1, а отсутствие - 0, и долю вариантов обладающих данным признаком - p, а долю вариантов, не обладающих им - q и замечая, что p+q=1, получаем среднюю:

Дисперсию альтернативного признака определяем по формуле:

Следовательно, дисперсия альтернативного признака

Среднее квадратичное отклонение - это корень квадратный из дисперсии - определяется по формулам средней арифметической простой:

или средней арифметической взвешенной

Среднее квадратическое отклонение альтернативного признака:

Мерой сравнения степеней колеблемости для двух, трех и более вариационных рядов служит показатель, который носит название коэффициента вариации и определятся по формуле:

Результаты расчета средней и показателей вариации студент должен представить в таблице по форме табл. 1.1.

 


Таблица 1.1.

 

Пример определения средней и показателей вариации.

Прцент зольности угля Число проб Накопленные частоты Центральная варианта хi
                   
9-11 11-13 13-15 15-17 17-19 19-21         -5,8 -3,8 -1,8 +0,2 +2,2 +4,2 5,8 3,8 1,8 0,2 2,2 4,2 29,0 38,0 36,0 6,0 55,0 42,0 33,64 14,44 3,24 0,04 4,84 17,64 168,20 144,40 64,8 1,2 121,0 176,4
–  

Задание 2

Ряды динамики

1. По данным табл.2.1 вычислите:

1.1. Основные аналитические показатели рядов динамики (по цепной и базисной схемам):

- средний уровень ряда динамики;

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста;

- абсолютное значение 1% прироста;

- средний темп роста и средний темп прироста.

1.2. Показатели средних:

- средний уровень ряда динамики;

- среднегодовой темп роста;

- среднегодовой темп прироста.

Таблица 2.1.

Основные показатели.*

Показатели № варианта Годы
           
Внешнеторговый оборот РФ, млрд. долл.   95,4 79,4 71,1 90,0 109,7 115,9
Экспорт РФ, млрд. долл.   50,9 42,4 44,3 53,0 65,6 71,9
Импорт РФ, млрд. долл.   44,5 37,0 26,8 37,0 44,1 44,0
Розничный товарооборот, млн. руб.              
Среднемесячная заработная плата, руб.   790,2 950,0 1051,0 1582,0 2025,0 2367,0
Прожиточный минимум, руб./мес.   264,1 369,4 411,2 493,3 908,3 1180,4
Соотношение МРОТ и средней зарплаты, %   9,0 9,2 8,5 7,9 5,2 4,9
Денежные доходы населения, млн. руб.   910,7 1346,8 1629,3 1705,3 2737,0 3356,4
Число посещений театров, млн.     44,2 41,4 34,6 31,6 29,1
Потребление овощей в мес. на 1 члена домохозяйства, кг   10,0 10,7 12,0 10,3 12,9 16,3

* данные условные

По данным табл.2.2 вычислите индекс сезонности и изобразите графически сезонную волну.

Таблица 2.2.

Товарооборот магазина, тыс.руб.*

Месяц Номер варианта
1,0 2,9 3,8 4,7 5,6
Январь 12,78 308,1      
Февраль 122,98 319,3      
Март 277,12 356,5      
Апрель 508,34 494,3      
Май 418,31 555,0      
Июнь 709,98 519,2      
Июль 651,83 728,8      
Август 1602,61 629,7      
Сентябрь 521,18 639,8      
Октябрь 327,68 490,3      
Ноябрь 396,20 408,2      
Декабрь 220,80 355,9      

* данные условные

 

Результат расчета аналитических показателей ряда динамики представить в таблице, форма которой приводится ниже (табл 2.3.)

 

 

Таблица 2.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 2

Рядом динамики называют ряд чисел, характеризующих изменение общественного явления во времени. Значения показателей, образующих ряд динамики, называют уровнями ряда Уi.

Для общей характеристики уровня явления за тот или иной период исчисляется средний уровень ряда. Способ расчета среднего уровня ряда зависит от характера ряда. Различают моментный и интервальный ряды динамики. Моментным называют ряд, который образуют показатели характеризующие состояние явления на тот или иной момент времени. Интервальным - ряд, который образуют показатели характеризующие явление за тот или иной период времени.

Средний уровень интервального ряда определяют по формуле

где n - число членов ряда динамики.

Средний уровень моментного ряда определяют по формуле средней хронологической:

Абсолютный прирост i показывает на сколько единиц увеличился (или уменьшился) анализируемый уровень ряда Уi относительно базисного уровня У0 (по базисной схеме) или уровня предшествующего года Уi-1 (по цепной схеме). Соответственно его определяют по формулам:

(по базисной схеме)

(по цепной схеме)

Темп роста Тр показывает во сколько раз анализируемый уровень ряда увеличился (или уменьшился) по сравнению с уровнем принятым за базу сравнения (по базисной схеме) или предшествующим уровнем (по цепной схеме). Темп роста выражают в процентах или отвлеченных числах (коэффициент роста). Его определяют по формулам:

(по базисной схеме)

(по цепной схеме)

Темп прироста Тпр показывает, на сколько процентов увеличился (или уменьшился) анализируемый уровень ряда по сравнению с базисным (по базисным схеме), или предшествующим уровнем ряд (по цепной схеме). Его определяют как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения по формулам:

(по базисной схеме)

(по цепной схеме)

Темпы роста и прироста связаны между собой, что видно из формул их расчета

Это дает основание определить темп прироста через темп роста.

Тпр = Тр - 100%

Средний темп роста и средний темп прироста характеризуют соответственно темпы роста и прироста за период в целом. Средний темп роста рассчитывается по данным ряда динамики по формуле средней геометрической:

где n - количество цепных коэффициентов роста.

Исходя из соотношения темпов роста и прироста определяется средний темп прироста:

Абсолютное значение одного процента прироста А - это отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста выраженному в процентах. Оно определяется по формуле:

Как видно из расчета абсолютное значение одного процента прироста равно 0,01 предшествующего уровня.

С помощью рядов динамики изучают явления, имеющие сезонный характер. Сезонными колебаниями называются устойчивые внутригодовые колебания в ряду динамики, обусловленные специфическими условиями производства, потребления или продажи продукции или услуг. Например, потребление топлива или электроэнергии для бытовых нужд, перевозки пассажиров, продажи товаров.

Уровень сезонности оценивается с помощью индексов сезонности. Индекс сезонности показывает, во сколько раз фактический уровень ряда в момент или интервал времени больше среднего уровня. Он определяется по формуле:

Где: Is - уровень сезонности:

Уi - текущий уровень ряда динамики;

Уср – средний уровень ряда.

Графически индекс сезонности может быть представлен с помощью полигона – основного вида графиков, используемого для графического изображения рядов динамики.

ЗАДАЧА 3

Тема. Индексы

Вариант 1

Вид изделия. Количество выпущенной продукции, тыс. шт. Себестоимость единицы изделия, руб.

Наименование изделия Количество выпущенной продукции, тыс.шт. Себестоимость единицы изделия, руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
А Б В 2,5 2,0 4,0 3,0 2,1 4,5 0,7 1,0 0,6 0,8 0,4

На основании приведенных данных вычислите:

1) индивидуальные индексы себестоимости и физического объема продукции;

2) сводные индексы себестоимости, физического объема продукции;

3) абсолютный размер экономии по предприятию от снижения себестоимости;

Сделайте выводы по результатам расчетов.

Вариант 2

Отделы универсального магазина Товарооборот, тыс. руб. Выручка на одного продавца, тыс. руб.
2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.
Готового платья Парфюмерии     1,0 0,2 1,2 0,25

 

На основании приведенных данных вычислите:

1) рост производительности труда по отделам и по универмагу в целом;

2) оцените влияние структурных сдвигов на изменение производительности труда;

3) какая часть абсолютного прироста товарооборота получена за счет увеличения численности продавцов, а какая за счет повышения производительности труда;

4) абсолютную экономию численности продавцов – всего и в том числе за счет структурных сдвигов в товарообороте и повышения производительности труда продавцов в отделах.

Вариант 3

По приведенным ниже данным о выпуске продукции и затратах рабочего времени вычислите индивидуальные и общий индексы выполнения плана по производительности труда.

Наименование изделия Выпуск продукции, тыс.шт. Затраты труда на изготовление единицы изделия, чел.-ч
по плану фактически по плану фактически
А Б В 6,1 2,0 17,0 6,5 2,2 18,0 2,4 2,8 4,4 2,2 2,4 4,8

По результатам расчета сделайте выводы.

Вариант 4

Вид продукции Производство продукции Затрата времени на всю продукцию, чел.-дни
Январь Февраль Январь Февраль
А, т В, тыс.м        

По приведенным данным определите:

1) индекс физического объема продукции;

2) индекс производительности труда;

3) экономию (перерасход) затрат труда в зависимости от изменения производительности труда.

Сделайте выводы по результатам расчетов.

Вариант 5

Вычислите для двух заводов в целом:

а) индекс выработки переменного состава;

б) индекс выработки постоянного состава и структурных сдвигов.

Покажите взаимосвязь между ними, сделайте выводы по результатам расчетов

Номер предприятия Базисный год Отчетный год
Выработка, тыс. руб. на 1 чел. Численность работников, чел. Выработка, тыс.руб. на 1 чел. Численность работников, чел.
  14,3   14,5  
  59,6   60,0  

.

Вариант 6

Объем товарооборота за отчетный год в фактических ценах возрос на 36%, а цены снизились на 15%. Определить, как изменился физический объем товарооборота.

Вариант 7

Себестоимость произведенной продукции предприятия за отчетный месяц снизились на 23%, объем произведенной продукции возрос на 40%. Определить, как изменились издержки производства за месяц.

Вариант 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.2 с.)