Экономическая сущность и функции государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и функции государственного бюджета



Экономическая сущность и функции государственного бюджета

Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. Гос. бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

Функции гос. бюджета: 1) перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени. Разница между доходами и расходами государства составляют сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1.сбалансированный бюджет (δ=0);

2.профицит (δ>0);

3.дефицит (δ<0).

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде дохода бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.

При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 8% до 9%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% всех поступлений.

Бюджетное устройство РФ

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджетное устройство — организация бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы:

-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
-бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Понятие бюджетной классификации ее назначение и состав

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных в установленном порядке.

Назначение бюджетной классификации проявляется в том, что она используется:

1) для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней,

2) для осуществления контроля за выделением и расходованием бюджетных средств,

3) для обеспечения необходимой сопоставимости показателей бюджетов всех уровней,

4) для составления консолидированных бюджетов всех уровней государства.

Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

 распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

 разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

 равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

 выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

 

Пенсионный фонд РФ

(ПФР) -в РФ самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату пенсий государственных, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также выполнение некоторых других функций. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей, иных категорий работающих граждан, ассигнований из государственного бюджета на выплату: государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам; социальных пенсий их семьям; пособий на детей в возрасте старше полутора лет; на индексацию указанных пенсий и пособий и т.д., а также за счет средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований, за счет добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений.

Целевые бюджетные фонды

Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритет­ных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Источниками формирования целевых бюджетных фондов яв­ляются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы.

 

Целевые бюджетные фонды, являясь составной частью бюджета, имеют ряд особенностей:
• запланированы органами власти управления и утверждаются ежегодно в составе федерального бюджета;
• состав их в федеральном бюджете непостоянен;
• формируются за счет доходов целевого назначения;
• денежные средства фондов распределяются и используются в соответствии с направлениями, строго установленными законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
• операции со средствами фондов проводятся только через отделения Центрального банка Российской Федерации (для Федерального дорожного фонда) и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации;
• средства фондов не подлежат изъятию, не могут быть использованы для получения прибыли;
• средства фондов, не использованные в отчетном году, направляются в доходы фондов при их формировании на следующий финансовый год.

экономическая сущность и функции государственного бюджета

Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. Гос. бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

Функции гос. бюджета: 1) перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.008 с.)