ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сделайте вывод, заполнив пропуски в тексте.



Форма государства в наиболее общем виде определяет

а) на каких _____________ построена и как ____________ организована государственная _____________________;

б) структуру и ______________ взаимоотношений основанных ____________ (парламента, правительства, главы государства);

в) деление государства на составные ______________ и _____________ статус этих _____________, а также _____________ деятельности государства и характер его прямых и обратных связей с _____________.

2) Внимательно изучите учебный материал по проблеме видового разнообразия республиканской формы правления и выполните следующее задание.

Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем президентских и смешанных (не более 1/15 всех государств с республиканской формой правления). Предположите, почему? Перечислите достоинства и недостатки парламентарной республики.

 

3) В современной юридической науке утвердился взгляд на монархическую форму правления как на некоторую политико-правовую окаменелость, время которой давно прошло. Подберите не менее трех аргументов, подтверждающих и опровергающих данную точку зрения.

 

Какие из указанных положений характеризуют политический режим?

а) антидемократические методы осуществления власти;

б) правовое положение личности в обществе;

в) демократические методы осуществления власти;

г) передача власти по наследству;

д) степень политической свободы человека и гражданина.

 

5) Соотнесите форму государственного устройства и ее признак: а) унитарное государство; б) федерация.

1) использование власти центральным правительством без прямого одобрения членами местных органов власти; 2) одноканальная система налогов; 3) наличие двойного гражданства; 4) единая правовая система.

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

1. Понятие «форма государства» и ее структура.

2. Форма правления: виды и их варианты.

3. Форма государственного устройства: виды и их варианты.

4. Соотношение типа и формы государства.

5. Политический режим.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

Задания по содержательной линии «Форма государства» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «государство», «форма государства», «государственное устройство», «политический режим», «форма правления» и др.

Для выполнения заданий усвойте основные понятия содержательной линии права, умейте соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий применяйте логическое мышление.

Уделите значительное внимание категории «форма государства», которая являет собой способ организации и осуществления государственной власти. Проанализируйте сложившиеся в современном государствоведении основные подходы к данной категории.

Подготовьте сообщение о содержании этих аспектов вопроса. При этом важно учитывать все разнообразие существующих форм правления, форм государственного устройства, политико-правовых режимов.

Характеризуя форму правления, помните, что она представляет собой структуру и организацию государственной власти, порядок ее образования. Поразмышляйте над тем, какие факторы влияют на форму правления.

В научной и учебной литературе выделяют две формы правления: монархическую и республиканскую. Проанализируйте основные признаки указанных форм правления. Раскройте содержание и видовое разнообразие каждой из них. Обратите внимание на нетипичные формы правления. Приведите примеры.

Форма государственного устройства показывает, во-первых, из каких частей состоит государство, во-вторых, каково правовое положение этих частей, в-третьих, как строятся отношения между центральными и местными органами государственной власти, в-четвертых, как выражены и защищены интересы различных наций. Различают две формы государственного устройства: простую и сложную. Охарактеризуйте указанные формы.

Политический режим отражает деятельность управляющих элит и ответную реакцию на нее управляемой части населения в управлении делами общества и государства. Принципиальное значение в сущности любого государственного режима приобретает содержание метода принуждения. В условиях демократии принуждение всегда является правовым, т.к. компетенция государственных органов устанавливается правом, в праве закрепляется форма государства. Но, прежде всего политический режим старается использовать метод убеждения.

Рассматривая типологию политических режимов, раскройте различные подходы к классификации политических режимов, выявите их основные отличительные признаки, определите общее и особенное в политических режимах, их специфику. Помните, что в настоящее время типология политических режимов разработана недостаточно полно и всесторонне.

Обратите внимание на основные причины, оказывающие воздействие на политические режимы и детерминирующие разнообразие их типов. Наряду с другими аспектами проблематики исследуйте следующий момент: есть ли однозначная зависимость между формой правления и характером политико-правового режима? Например, в аспекте соблюдения прав личности в том или ином государстве. Аргументируйте занятые вами позиции.

После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

Основная литература

1. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2009.

2. Теория государства и права: учебник/ отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2009.

3. Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: НОРМА, 2007.

4. Теория государства и права: учебник/ под. ред. В.К. Бабаева. М.: Юрист, 2007.

5. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник/ В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная литература

1. Арбузов, А.В. Европейский Союз: международная организация или конфедерация?// Правоведение. - 2005. - № 4.

2. Брезгулевская, Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. - 2005. - № 4.

3. Право: курс лекций для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»/ отв. ред. Н.М. Чистяков. - М., 2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные подходы к определению формы государства? Раскройте их содержание.

2. Что такое монархия? Каковы ее отличительные признаки?

3. Какие виды монархии и республики вы знаете?

4. Что такое форма государственного устройства? Политический режим?

5. Что такое сецессия? Почему большинство федеративных государств отказывают своим субъектам в праве сецессии?

6. Какова форма государственного устройства современной России?





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.004 с.)