Содержательные и языковые приёмы сжатия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные и языковые приёмы сжатия



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

 

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

Замены:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

замена сложноподчинённого предложения простым.

Исключения:

исключение повторов;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких из синонимов.

Слияния:

слияние нескольких предложений в одно.

Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.

 

Как писать сжатое изложение

1) Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

2) Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

3) Определите значение непонятных слов.

4) Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

5) Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).

6) Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

7) Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

8) а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

9) б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

10) Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

 

МИКРОТЕМА – часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

 

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.

В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку).

 

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

 

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

-вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу)

Пример

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 (лучше их цитировать) предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

 

Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их.

Функции знаков препинания:

1)Разделение (разделяющие знаки).?! …

Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

Запятая разделяет: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.

ТИРЕ разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

2)Выделение (выделяющие знаки)

Запятые выделяют: вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.

«» Кавычки выделяют прямую речь.

 

С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВНИМАНИЕ!!!

Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац.

Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение).

Пример.

В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать.

Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено».

Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.

Речевые ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
  Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектныемеры.
  Неразличение синонимичных слов В конечномпредложении автор применяет градацию.
  Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
  Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместосредства).
  Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный
  Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  Неоправданное повторение слова Геройрассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Онотносится к художественному стилю.

Грамматические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
  Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
  Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
  Ошибочное образование формы числительного С пятистамирублями
  Ошибочное образование формы местоимения Ихнегопафоса, ихи дети
  Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пишао жизни природы
  Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражалипротив такой оценки его творчества.
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
  Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

 

Необходимая терминология

Текст - функционирующая в устной или письменной речи упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенная общей темой и идеей. Важнейшим признаком текста является цельность и связность.

Тема текста то, о чем в нем говорится; изображаемое явление. Часто тема отражается в заглавии текста.

Основная мысль текста, идея то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать- т.е. приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст - текст, предложенный для анализа.

Идея авторская - главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел (от лат.communico - делаю общим) – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция - способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд; точка зрения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора- отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д.(иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Характеристика героя - раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно – прямой речи, а также в описании её особенностей автором.

 

ФИГУРЫ РЕЧИ

Гласные в корне слова.

Безударные гласные, проверяемые ударением Если буква гласная вызвала сомнение,Ты её немедленно ставь под ударение! носить – носит, ноша единица – единый и – ы после ц Послецв корне пишется только и: цирк, циркуль Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть
Безударные гласные, непроверяемые ударением. Запомни:аморальный, амнистия, артилле- рия, авангард, аллегория, ассистент, аппе- тит, берет, беллетристика, батальон, бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, взбудоражить, вентилятор, гармония, гербарий, диагональ, диапазон, дислокация, дилетант, деликатес, дефицит,десант, де- серт, дефект, дискуссия,декларировать, запонки, интеллигенция, колонна, комментарий, компромисс, корреспондент, канонада, калейдоскоп, калория,канцелярия, криминальный, констатировать, компли- мент, компонент, конфликт, колоритный, коммерсант, корреспондент, континент, комбинезон, конфитюр, лимитировать, линолеум, либерал, мелиорация, монумент, мятежник, мерцание, медикаменты,миниатюра, мемориал, наваждение, нотариус, оккупация, оппонент, отчаяние, обворожить, обсерватория, прогресс, параллель, пассивный, пессимизм, пресса, провинция, приоритет, полемика, поразительный, пластилин, привилегия, претензия, периферия, перила, парадокс, предприниматель, перспектива, перпендикуляр, режиссер, репертуар, роскошь, реставратор, репортер, репродук- ция, реверанс, резонанс, ритуал, сенсация, стипендия, сумерки, транспарант, теннис, территория, террор, трасса, терраса, термометр, триумф, утрамбовать уникаль- ный, экзаменатор, эффект, эпидемия, фестиваль, целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!! Буквы э – е в корне Эпишется: 1.после первой части сложного слова - трехэтажный 2.после приставки на согласную- сэкономить 3.в аббревиатурах- НЭП 4.после приставки на и -антиэстетический 5.в сложных иноязычных словах с первой частью на и -полиэфирный 6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт Епишется: 1.после гласной и- диета, реквием 2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне о, ё, е после шипящих После шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, чёрточка – черта После шипящих под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово се: крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник, чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр, поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей. Чередующиеся гласные Выбор гласной зависит:   1. От ударения -гар – гор-под ударениема:загар, угар без ударения о: подгореть, загоревший под ударением пишется и а, и о - зар – зор-зарево, зорька - твор – твар-творчество, тварь - клан – клон-кланяется, поклон -зар- без ударения пишется только а -заря -твор-без ударения пишется только о- творец -клон-без ударения пишется только о поклониться -плав – плов--под ударением и без ударения пишется а –плавательный, поплавок исключение:пловец, пловчиха, плывуны 2. От конечной согласной в корне - ла г – ло ж - -сла г аемое, сло ж ение - ска к – ско ч - -ска к ать, выско ч ить исключение: скачок, скачу - ра ст - ра щ - ро с --ра ст ение, выра щ ен- ный,ро с ли исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль 3. От суффикса а после корня -бер – бир--выберешь – выбир а ешь -дер – дир--выдернуть – выдир а ешь -мер – мир--замер – замир а ть -пер – пир--запер – запир а ть -тер – тир--вытер – вытир а ть -блест – блист-блестящий – блист а тельный -жег – жиг- -выжег – выжиг а ть -стел – стил--постелить – постил а ть -чет – чит--вычет – вычит а ть искл.:сочетать, сочетание, чета -кос – кас-- коснуться – кас а ться -а(я) – им-поднять – подним а ть -а(я) – ин -начать – начин а ть 4. От лексического значения -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ -равн – ровн- равн (одинаковый) уравнение ровн (прямой, гладкий) заровнять искл.:уровень, ровесник

Сомнительные согласные

Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная: Зу б - зу б ы, ко с ьба –ко с ит.

Непроизносимые согласные

Правописание непроизносимых согласных в корне слова нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здра в ствуй – здра в ие, честный – честь.

Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса.

Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать: хоккей, вокзал, рюкзак.

Правописание приставок

Неизменяемые приставки От-, по-, до-, над-, под-, в-, с-, за-, об-, пред-, пере-. Отъехать, посмотреть, доработать,сбить, сделать, надпись. Запомни! Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги. А- алогичный аморфный Па- паводок,паволока, пагуба Пра- (значение первоначальный, древний), прадед су- сумрак, суглинок Приставки, оканчивающиеся на З и С Без (с)- воз(с) - вз(с)- чрез(с)- через(с)- из(с)- низ (с)- раз(с) - (роз(с) Перед звонкими согласными з Раз г адать, раз л юбить, из м ерить, воз в ысить, без д омный Перед глухими согласными с Рас с ыпать, рас т ереть, ис т ратить, вос к ликнуть, бес ч увственный,бес ц енный дез-, диз(с)- дезинфекция, дизъюнкция, дисгармония роз(с)- раз(с) – розвальни, развал Приставки не и ни Местоимения под ударением без ударения некто никто нечто ничто некого никого Наречия некогда никогда негде нигде некуда никуда Различение приставки недо- и частицы не с приставкой до- Недо- (антоним пере-) Не до 1.Недосолить, недогрузить Не досмотрел фильм. Недосмотреть за ребёнком. Не доедают суп. Безработные недоедают. Не дослушал фразу. Недослышал фразу.   2.В недостаточном количестве: Не достаёт до окна (не дотягивается). Недостает терпения. Приставки при- и пре- При- 1. Близость(пришкольный) 2.Присоединения(пришить) 3.Неполнота действия(приоткрыть) 4.Действия до конца(придумать) 5. Усиленное действие(приглядеться) 6.Действия в своих интересах(прикарманить) 7.Сопутствующие действия(припевать)   Пре- 1.Значение степени качества (очень) предобрый (очень добрый), премудрый (очень мудрый) 2.Близкое к пере- прервать (перервать), преградить (перегородить)   Различай написание по значению! Преумножить (сильно умножить) – приумножить незначительно) Пребывать (находиться) – прибывать (приходить) Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение) Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать) Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле) Преступить (нарушить) – приступить (к чему-либо) Претворять (в жизнь) – притворять (дверь) Преходящий (временный) – приходящий (учитель) Запомни! Превалировать, превратный, презентовать, прекословить, президиум, прекратить, прельстить, прелюдия, препарат, пренебрежение, преобладать, преобразить, преодолеть, премьера, препираться, преподнести, препятствие, пререкаться, пресловутый, преставиться (умереть), претендент, претензия, претерпевать, прецедент, преткновение, преследовать, преподнести, превратить. Прибаутка, привередливый, привилегия, придирчивый, приоритет, пристрастный, присягать, притворщица, притерпеться, приятель, приключение, притязание, приверженец, примитивный, приказ, причудливый, прибор, пригласить. Приставки, пишущиеся через дефис Во-, в-,если есть суффиксы -ых-и–их- (во-первых, в-третьих) По-,если есть суффиксы-ому- и–ему-, -ски-, –ки-, -ьи- (по-волчьи, по-новому, по-русски, по-итальянски) Кое- кое- когда,кое-где,(но кое с кем). Ы – И после приставок Ыпосле приставок на согласную: без ынтересный – интересный, от ыграть –играть Запомни! Взимать И1.после приставок: меж- (меж институтский) сверх-(сверх интересный) 2. после иноязычных приставок: (супер игра, контр игра) 3. во втором корне сложносокращённых слов: (пединститут, спортинвентарь)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Правописание суффиксов имён существительных.

Суффикс - ЕК Суффикс -ИК
Если при склонении выпадает гласная Замочек –замочка, дружочек–дружочка, сыночек - сыночка Не выпадает при склонении гласная Ключик – ключика, ларчик – ларчика, лучик- лучика.
Суффикс -ЧИК Суффикс -ЩИК
После Д –Т, З – С, Ж Разведчик, летчик, грузчик, разносчик, перебежчик. В остальных случаях Фонарщик, каменщик, танцовщик, рисовальщик.
Суффикс ЕЦ Суффикс ИЦ Средний род
Муж.род с беглой глас-ной: морозец-морозца   Женский род Кормилица, лестница, книжица. -ЕЦ - ИЦ
Ударение падает на окончание Ударение предшествует суффиксу
письмецо креслице
Суффикс -ИЧК Суффикс – ЕЧК
Жен.род, образован. от основ на –ИЦ-: умница - умничка Остальные случаи и на –МЯ Утро – утречко, имя-имечко
Суффикс -ИНК Суффикс –ЕНК
От сущ. на – ИНА: жемчужина - жемчужинка, соломина – соломинка. Одуш. Сущ. Жен.Рода: француженка,неженка. Уменшительные жен.р. основой на –Н: Сосна – сосенка, песенка.
-ЕНЬК - ИНЬК - ОНЬК
После шипящих и мягких согласных: Машенька, реченька, Катенька Только в словах: БАИНЬКИ, ЗАИНЬКА, ПАИНЬКА После остальных согласных: липонька, лисонька, Лизонька.
         

 

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Суффикс -ив Суффикс -ев (-еват, -евит)
под ударением: ленивый, красивый Исключение: милостивый при безударном произно- шении: ключевой, соевый, боевой, молодцеватый
Суффикс - к Суффикс - ск
Если прилаг. имеет краткую форму: узкий – узок, дерзкий – дерзок Образовано от сущ. с основой на К, Ч, Ц: немец – немецкий, рыбак - рыбацкий, ткач - ткацкий В остальных случаях. Белорус – белорусский, Француз – французский.

Правописание суффиксов глаголов.

Суффикс –ова, -ева Суффикс –ыва, -ива.
Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю. Заведовать – заведую, Воевать – воюю. Если в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю.

Правописание суффиксов причастий.

Суффикс –УЩ, -ЮЩ, -ЕМ Суффикс –АЩ, -ЯЩ, --ИМ.
Если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Бороться – борющийся. Если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Дышать – дышащий.
Суффикс –(А)НН, -(Я)НН Суффикс _ЕНН
Если причастие образовано от глагола в неопределенной форме на –ать, -ять. Выдержать - выдержанный Если причастие образовано от глагола в неопределенной форме на –еть, -ить, -ти, -чь Изранить – израненный.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий на –о и –е.

Н НН

в суффиксе -ИН-; в суффиксах -ОНН-. -ЕНН-:

гусиный, лебединый, экскурсионный, лекциОННый

в суффиксах -АН-, -ЯН-, утрЕННий, торжествЕННый

ледяной, серебряный, кожаный если прилагательное образова-

но от существительного с

основой

Исключения: стеклянный,

деревянный, оловянный на -Н: туман – туманный,

дно - бездонный

Н и НН в причастиях

НН в полных причастиях:

1. Есть приставка, кроме НЕ Засушенный цветок.

Есть зависимые слова

сушенные на солнце грибы (есть зависимые от причастия слова).

Одна Н

в кратких причастиях; каша сварена, книга прочитана, лодка брошена.

Обращениями.

Однородные члены предложения - такие члены предложения, которые:

отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения;

соединяются между собой сочинительной связью.

Например: Снег ложился на крыши, скамейки, тротуар ы.

Однородными членами предложения могут быть все члены пред­ложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), ска­зуемые (Швед колет, рубит, режет), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо. берег, море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.).

Однородные члены предложения могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи; могут соеди­няться в предложении при помощи сочи-нительных союзов и пе­речислительной интонации; осложнять предложение один рядом, двумя или несколькими; иметь при себе обобщающие слова все, всюду, ничто и др.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособляется Не обособляется
1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С предлогом несмотря на:Он улыбался, несмотря на плохое настроение. 3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась. 1. Фразеологизмы, в состав ко­торых входят деепричастия: Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава. 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, иг­рая и др. Он читал лежа. Он лежа читал. Но: Он читал, лежа на диване.

Запятая ставится

Между частями сложного предложения, соединенных союзами:
и, да (=и), ни...ни;
а, но, да (=но), однако,...;
или, либо, ли...ли,...;
да, да и, тоже, также;
то есть, а именно. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится

Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

Если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

Запятая ставится

Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми: Мы тронулись, когда взошло солнце.

Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Запятая не ставится отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало...

Словосочетание
Словосочетание - единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыс­лу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.. Главное слово - это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.

главное слово + зависимое слово
  - вопрос -  

Главное слово в словосочетании может быть выражено различ­ными самостоятельными частями речи.

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

Именные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи - существительным, при­лагательным, числительным, местоимением.

Глагольные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями.

Наречные - в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием.

По своему значению все словосочетания отнесе­ны к одной из групп:

Предмет и его признак Действие и предмет Признак и его степень
Голубая луна Удивляться чудесам По-зимнему холодный
Новый дом Приготовиться к уроку Необычно уютный

Слова в словосочетаниях соединяются при помощи подчинительной связи.

По типу связи слов в словосочетании выделяются следу­ющие группы:

Связь слов в словосочетании

согласование
зависимое + главное род, число, падеж какая? главная улица ж.р., ед.ч., И.п. = ж.р., ед.ч., И.п Изменяется и главное, и зависимое
управление
зависимое + главное падеж что? читать письмо (В.п.) изделие из дерева (из чего?Р.п.) Изменяется только главное
примыкание
зависимое (наречие, инфинитив, деепричастие) + главное смысл как? тихо шептать что? предложить войти как? говорить улыбаясь
     

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО

Простое глагольное глагол в форме какого-либо наклонения (выра-жает лексическое и грамматиче­ское значения) Он засыпает. Мы не будем спать.
Составное глагольное вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексическо­го) + неопределенная форма глагола (выражает лексиче­ское значение) Дождь перестал шуметь.
Составное именное глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) Пьеса была интересной. Мой братучитель.

Односоставные предложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.091 с.)