Общая характеристика сложного предложения и его видов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика сложного предложения и его видов.



  • Союзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные:

  • С придаточными определительными
  • С придаточными изъяснительными
  • С придаточными обстоятельственными: времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения
  • Бессоюзные

Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.

Сочинительная связь Подчинительная связь Бессоюзная
Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос). Между простыми предложениями составе сложносочинённого: Слух обо мне пройдёт по всей Руси ве­ликой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык... (Пушкин). Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поста­вить вопрос к другому (зависимому). Между простыми предлож. в составе сложноподчинён­ного. Для меня невозможно счастье (поче­му?), если я не могу разделить это сча­стье с другом. Предложения соединены только при помощи интонации. Еще косою острою в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена.

Сложносочиненные предложения — это предложения, в кото­рых простые предложения связываются друг с другом с помощью интонации и сочинительных союзов.

Например: Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов но он из самых нижних этажей.

Сложноподчиненные предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Например: Сказки, в которых отразились мечты, чаяни я народа, порывы его к небу, к горным вершинам духа, навсегда остались в моей памяти.

Бессоюзные — это предложения, которые связываются только интонацией:

И в тех же сказках были указаны пути достижения целей: надо жить честно, справедливо, любить людей.

Сложные бессоюзные предложения.

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с за­пятой 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки...
Время, условие Тире 1) Ехал сюда — 2) рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту — 2) поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой)   Тире 1) Распахнули окна — 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире 1) Лето припасает — 2) зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире 1) Сыр выпал — 2) с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

 

Сложноподчиненное предложение

С несколькими придаточными

  • Последовательное подчинение
    Гл. пред. - Прид. I ст - прид. II ст.

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь.

  • Параллельное подчинение
Гл. пред. < Прид. услов. Прид. услов.

· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

 

  • Однородное подчинение
Гл. пред. < Прид. изъясн. | Прид. изъясн.

· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

1.Последовательное подчинение [ ], (), (). Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение (), [ ],(). Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение [ ], (), (). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.005 с.)