Основы нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.



Проблема нормы в детской патопсихологи

Проблема выбора методов первичного психодиагностического обследования

Основные методы психолого-педагогической коррекции

Методы клинической психодиагностики

Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте

Признаки и факторы школьной дезадаптации

Влияние семьи на формирование отклонения эмоционально-личностного развития

Патогенное влияние социального окружения

Гиперактивные дети и особенности их психического развития

Патология влечений

Суицид

Системные неврозы

Аутичные дети

Умственная отсталость

Задержка психического развития. Ее основные формы.

Малая" психиатрия" Неврозы и неврозоподобные состояния

Основные виды психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия.

Клинический и психологический диагноз.

Организация мероприятий по коррекции выявленных нарушений психического развития

Методы коррекции нарушения развития познавательных процессов

 

Основы психодиагностики и психокоррекции.

Психодиагностика и психокоррекция в системе социальной работы

Требования к процедуре и организации проведения психодиагностического обследования.

Малоформализованные и высокоформализованные методики.

Основные принципы, цели, задачи психокоррекционной работы.

Основные требования к составлению психокоррекционных программ.

Оценка эффективности психокорреционных ме­роприятий.

Основные механизмы коррекционного воздей­ствия.

Методы и особенности индивидуальной психокоррекции.

Виды групповых форм психокоррекции.

Особенности применения психокоррекции в деятельности социального работника.

Психологическая поддержка детей и взрослых в трудных жизненных ситуациях.

Основы нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте:

понятие о психическом заболевании; пропедевтика психических заболеваний у детей; методы обследования психически больных детей; принципы диагностики, реабилитации, профилактики и диспансеризации; психопедагогика; понятие об умственной отсталости, задержках психического развития; эндогенные и экзогенные формы олигофрении; принципы работы с детьми с нарушениями интеллекта; психогигиена и социальная адаптация.

 

Основы реабилитационной деятельности

Сущность и содержание социальной реабилитации.
Принципы и структура социальной реабилитации.
Виды социальной реабилитации.
Производственная среда как условие социальной реабилитации инвалидов.
Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха.
Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
Реабилитационные учреждения, дома-интернаты в системе реабилитационной деятельности.
Социальная реабилитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Опыт реабилитации инвалидов за рубежом.
Региональный опыт практического решенияпроблем инвалидности.

Практические задания:

Ситуация №1.

В отделение помощи женщинам обратилась женщина средних лет. Со слов клиента на данный момент она проживает в гражданском браке с мужчиной, который является гражданином Франции. В России у нее остались взрослые дети – сын и дочь, пожилая мать. Иностранный муж клиента является успешным бизнесменом, зарабатывает приличные деньги. Сама женщина находится на иждивении мужчины, не работает, французскго гражданстване имеет. Так как клиент плохо знает французский язык, между супругами имеется языковой барьер, отсутствует взаимопонимание. Со слов женщины в последнее время ее муж стал часто проявлять агрессию, скандалит, иногда ссора перерастает в рукоприкладство.Муж клиента не разрешает ей работать, не посвящает ее в свои личные и деловые вопросы. Как утверждает женщина – это обстоятельство и является причиной серьезных конфликтов. В отношении сложившейся ситуации клиент никуда не может обратиться, своим детям ничего не рассказывает, так как ее мужчина оказывает им материальную поддержку. Клиент считает, что проблема заключается в ней самой и она может разрешить сложившуюся ситуацию только при помощи психолога. Под предлогом, что пожилая мать клиента сильно заболела, женщина смогла отпроситься у мужа и прилетела в Россию, с целью обращения в социальную службу.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация №2

В адрес консультативного отделения центра «Кардея» из ОДН ГОМ – 2 поступила информация о семье Теляевых. Данная семья состоит на профилактическом учете уже полгода, относится к категории неблагополучных, т.к. мать несовершеннолетней девочки ведет асоциальный образ жизни – длительный срок нигде не работает, злоупотребляет алкогольными напитками, приводит домой разных мужчин, содержанием и воспитанием дочери не занимается

В ходе патронажа была выяснено, что семья является неполной, проживает в 2-х комнатной квартире 5-ти этажного дома. Семья состоит из 3-х человек: несовершеннолетней девочки 2000 г.р. бабушки 41 г.р. матери несовершеннолетней 76 г.р.

ЖБУ не соответствуют санитарным нормам, в квартире присутствует запах алкоголя и табака, повсюду разбросано грязное белье, мебель старая, у несовершеннолетней отсутствует место для сна и отдыха, нет сезонной одежды. Со слов бабушки именно она принимает активное участие в воспитании девочки, т.к. ее мать ведет аморальный образ жизни. Как утверждает клиент доход семьи состоит из пенсии пожилой женщины, они испытывают большие материальные трудности. У девочки есть проблемы в школе в отношении успеваемости, имеются проблемы в сфере поведения и общения, отсутствует контакт с матерью.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация №3

В адрес участковой социальной службы поступила информация о семье Турбиных. Семья является неблагополучной и состоит в ОДН ГОМ 2 на профилактическом учете, ранее рассматривалась в КДН по статье 5.35. – ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, т.к несовершеннолетняя девочка 13 лет уже в течении 3-х лет не посещает школу, бродяжничает. Мать несовершеннолетней работает за городом по вахте, вопросами воспитания и учебной деятельности ребенка не занимается. По информации инспектора по делам несовершеннолетних девочка занимается проституцией.

В результате патронажа семьи было выяснено, что семья Турбиных является неполной, проживает в комнате общежития в составе 3-х человек: Турбина Галина Александровна76 г.р.- работает продавцом в ларьке, мать 2-х детей:Турбиной Александры 13 лет(нигде не учится) и Турбина Виктора 16 лет (недавно вернулся из спец школы г.Сургут, нигде не учится, не работает) ЖБУ соответствуют санитарным нормам. Места для сна и отдыха имеется. В ходе беседы с матерью несовершеннолетней было выяснено, что у Александры в школе имелись серьезные проблемы в отношениях с педагогами и учениками, в результате чего она отказалась ее посещать, администрация школы и социальный педагог сложившуюся ситуацию не разрешили, а сама Галина Александровна ничего не смогла сделать, ссылается на свою постоянную занятость, отсутствие контакта с дочерью.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 4.

В участковую социальную службу от социального педагога МОСШ № 3 поступила информация о семье Щульгиных. Двое несовершеннолетних мальчиков 96 г и 98 г.р. являются учащимися 7 и 9 классов, проживают с отцом, т.к. мать находится в федеральном розыске. Отец несовершеннолетних нигде не работает, является инвалидом 3группы, периодически злоупотребляет алкогольными напитками, у мужчины утерян паспорт. Ребята часто пропускают школу, бродяжничают, плохо одеты, вынуждены искать деньги на питание. В ходе патронажа семьи выяснилось, что семья в составе 3-х человек проживает в рабочем поселке в старом, полусгнившем балке. ЖБУ не соответствует санитарным нормам, мебель старая, сломанная, нет плиты, повсюду грязь, плесень. На момент посещения семьи детей не было, в балке находился пьяный отец, с синяком под глазом, со следами физического насилия. Со слов мужчины несколько человек в маске ворвались к ним ночью вбалок и стали его избивать, дети ночевали у тети, которая проживает в городе.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация №5

В участковую социальную службу из ЖЭУ – 2 поступила информация о семейном неблагополучии семьи Боровиковых. Семья проживает в двух комнатной квартире в составе 5 человек, ЖБУ не соответствует санитарным нормам, имеется задолженность по квартплате, которая составляет около 300т.рублей. В ходе патронажа выяснилось, что главным квартиросъемщиком квартиры является мать 4 – х несовершеннолетних детей; вопросами воспитания и содержания детей она занимается самостоятельно, в разводе. Со слов клиента также в квартире проживает ее брат, который нигде не работает, злоупотребляет алкоголем. Младшему ребенку один год, двое детей(мальчик и девочка) обучаются в 3 классе, и старшая девочка ученица 8 класса. Несовершеннолетние дети плохо одеты, неопрятно выглядят, в семье имеются материальные трудности, ежемесячные пособия и льготы, а также статус многодетной семьи не оформлены. Женщина ранее официально нигде не работала, работает на дому портнихой, постоянного дохода не имеет. Отец годовалого ребенка в семье не проживает, алиментов женщина не получает. В квартире антисанитария, ветхая мебель, неисправная сантехника. По причине задолженности часто отключают электроэнергию и горячую воду.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация№6

В отделение помощи женщинам, оказавшимся в ТЖС обратилась пожилая женщина 65 лет, инвалид 2 группы. Со слов клиента последние 3 дня она проживает на вокзале. Из дома ее выгнал внук, который нигде не работает, недавно освободился из мест лишения свободы, других родственников в городе нет. Как утверждает женщина, она систематически подвергается психофизическому насилию со стороны внука. Внук клиента является собственником ½ доли квартиры, вторая половина квартиры принадлежит ее старшему сыну, проживающему в г.Уфа. По факту насилия никуда не обращалась, синяков и ссадин не наблюдается. На вид женщина имеет серьезные психические нарушения.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация№7

В адрес социальной службы поступил анонимный звонок о семейном неблагополучии семьи Гуляевых. Со слов анонима, с ними по соседству проживает молодая женщина, недавно вернувшаяся из мест лишения свободы, на иждивении женщины находится 2-х годовалый ребенок, которого она воспитывает одна, несовершеннолетний сын не организован. Молодая мама нигде не работает, из квартиры часто исходит специфический запах химии, к хозяйке постоянно приходят подозрительные молодые люди, собиратся шумные компании, есть подозрения, что женщина содержит у себя дома наркопритон. Ранее семья состояла в списке неблагополучных в ОДН ГОМ – 1, но была снята по причине смерти алкоголизированных родителей женщины, на тот период девушка была привлечена к уголовной ответственности за хранение и распространение наркотиков.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

 

Ситуация№8

В участковую социальную службу поступили списки неблагополучных семей, в числе которых была семья Барковских. Семья является полной, проживает в однокомнатной квартире площадью 18кв.м; состоит из 4-х человек: супружеской пары и двоих несовершеннолетних детей 2008 и 2010г.р. Имеется задолженность по квартплате в размере 80т.р. Родственники Барковских также являются неблагополучными: ведут аморальный образ жизни, нигде не работают, злоупотребляют алкогольными напитками. Мать несовершеннолетних не имеет возможности трудоустройства т.к. воспитывает маленьких детей, профессии и опыта работы нет, социальные льготы и пособия не оформлены. Отец несовершеннолетних является наркоманом со стажем, ранее судим, нигде не работает, в ПНД на учете не состоит. Со слов участкового микрорайона, отец несовершеннолетних систематически оказывает психофизическое насилие в отношении их матери - по данному факту имеются два заявления со стороны потерпевшей.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация№9

На участковый социальный пункт самостоятельно обратилась молодая женщина87 г.р.: мать несовершеннолетнего ребенка 2009 г.р., с целью содействия ей в оформлении статуса малообеспеченной семьи и полагающихся льгот и пособий. Со слов клиента ее семья является неполной, женщина находится в разводе с отцом ребенка, алименты не получает. Отец несовершеннолетнего не работает, инвалид 3 гр., проживает в Краснодарском крае, станица Брюховецкая. В ходе беседы выяснилось, что молодая женщина не имеет постоянной прописке в городе, снимает комнату в общежитии, родственников в городе нет, постоянной работы нет. У ребенка имеются проблемы со здоровьем, МДОУ не посещает. Со слов клиента она не может оформитьежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет; статус малообеспеченной семьи и полагающихся льгот и пособий.

С целью изучения социальной ситуации семьи был осуществлен социально-педагогический патронаж в ходе которого изучена социальная обстановка в семье и обследованы ЖБУ проживания несовершеннолетнего. ЖБУ удовлетворительные, но в квартире требуется косметический ремонт. У н/л отсутствует отдельное место для сна (детская кровать).

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация №10

В участковую социальную службу изТерриториальной Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Нижневартовска поступила информация о семье, Бруненковых. Семья относится к категории неблагополучных, является неполной, состоит из 2-х человек: женщины 60г.р. и и несовершеннолетнего ребенка 96г.р. Мать несовершеннолетнего нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, не исполняет родительских обязанностей.Отец несовершеннолетнего умер в 2009 году. Пособие по потере кормильца не оформлено.

С целью изучения социальной ситуации семьи и установления контакта с семьей был осуществлен социально – педагогический патронаж. ЖБУ удовлетворительные. На момент посещения семьи Бруненковых, мать несовершеннолетней находилась в трезвом состоянии. При беседе с клиентом выяснилось, что в прошлом она злоупотребляла спиртными напитками, но в настоящее время, после смерти мужа спиртосодержащие напитки не употребляет. С женщиной была проведена профилактическая беседа на предмет исполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетней дочери. Клиент отмечает, что способна самостоятельно справиться со своей алкогольной зависимостью, помощь специалистов ей не требуется.

С целью более подробного исследования детско-родительских отношений клиенту рекомендовано обратиться на очную психологическую консультацию, от которой женщина отказалась, мотивируя отсутствием проблем в её семье.По информации социального педагога у несовершеннолетней в школе имеются проблемы, связанные с обучением, проблемы в сфере общения и поведения.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация №11

На участковый социальный пункт самостоятельно обратилась женщина 78 г.р., с целью содействия ей в оформлении полагающихся льгот и пособий, оформлении статуса многодетной семьи. Со слов женщины она является матерью 3-х несовершеннолетних детей, не работает, социальные льготы и пособия не оформлены. Семья испытывает материальные трудности, т.к. доход семьи состоит из зарплаты мужа, которая составляет сумму не менее 18т. рублей.

Специалистом по социальной работе был осуществлен социально-педагогический патронаж в ходе которого изучена социальная обстановка в семье и обследованы ЖБУ проживания несовершеннолетнего. Семья проживает в двухкомнатной квартире. Кроме семьи в квартире прописана, но не проживает мать клиента. ЖБУ проживания удовлетворительные. У несовершеннолетних имеется всё необходимое для выполнения домашних заданий, сна, игр и отдыха.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 12

В адрес участковой социальной службы из управления по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска поступила информация о семье Лавровых. В письме указан факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего Ильи2002 г.р., со стороны его матери Лавровой А.Ю. Мать несовершеннолетнего, Лаврова А.Ю. с 2003 г. с сыном Ильей совместно не проживает. Воспитанием и содержанием ребенка занимается его дедушка. Специалистами по социальной работе был осуществлен патронаж совместно с психологом ЦСПСиД «Кардея», в ходе которого проведено исследование ситуации в семье и предоставлены рекомендации по психологическому сопровождению несовершеннолетнего и его семьи. Рекомендовано посещение консультаций психолога Лавровой А.Ю. и несовершеннолетнего Ильи. При социально-психологическом патронаже осуществлялось мотивирование Лавровой А.Ю. на предмет начала курса индивидуальных психологических консультаций с целью преодоления трудностей в функционировании семьи. Лаврова А.Ю. от консультации психолога отказалась в связи с отсутствием мотивации к разрешению трудностей в семье.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 13

На участковый социальный пункт самостоятельно обратилась Шведова А.В., за консультативной помощью. С целью изучения социальной ситуации в семье и обследования жилищно-бытовых условий был осуществлен социально-педагогический патронаж. В ходе социального патронажа выяснилось следующее: Семья проживает в двухкомнатной квартире. В составе 5 человек в Мать несовершеннолетних 80г.р., находиться в отпуске по уходу за ребенком; отец несовершеннолетних 75г.р., не трудоспособен; сыновья 2005 и 2007 г.р. организованы в МДОУ, дочь 2009г.р., под присмотром матери. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные. У несовершеннолетних имеется место для сна и отдыха. В связи с получением травмы отец несовершеннолетних является не трудоспособным, вследствие чего в семье сложилась трудная жизненная ситуация.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 14

В адрес участковой социальной службы из управления по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска поступила информация о семье Дубилиных, которая является многодетной, состоит на профилактическом учете в ОДН ГОМ -1, как неблагополучная семья.С целью изучения социальной ситуации в семье и обследования жилищно-бытовых условий был осуществлен социально-педагогический патронаж. В ходе социального патронажа выяснилось: Семья проживает в двух комнатной квартире пятиэтажного дома, жилищно-бытовые условия проживания семьи удовлетворительные. В состав семьи входит 5 человек. В семье были выявлены следующие проблемы: неоформленность социальных льгот и пособий, отсутствие документов документов на младшего сына, удостоверения многодетной семьи, были потверждены факты злоупотребления родителями несовершеннолетних алкогольными напитками. Мать несовершеннолетних находится в отпуске по уходу за ребенком, доходы семьи составляет: заработная плата е мужа (15 тысяч рублей) и пособия на детей (7 тысяч рублей). В результате материальный доход семьи ниже прожиточного минимума.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 15

В участковую социальную службу изТерриториальной Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Нижневартовска поступила информация о семье Семеновых. Семья Семеновых проживает в дачном поселке в составе 5 человек (мать, отец, сын, сын, дочь). Родители несовершеннолетних детей не имеют регистрации и гражданства, не имеют постоянной работы. Дети часто отсутствуют в школе, один ребенок является инвалидом 2группы. У детей имеются проблемы, связанные с обучением, проблемы в сфере общения и поведения, старшего сына могут оставить на повторный год обучения.

С целью изучения социальной ситуации в семье и обследования жилищно-бытовых условий был осуществлен социально-педагогический патронаж. В ходе социального патронажа выяснилось: Семья проживает в однойкомнате одноэтажного дома, жилищно-бытовые условия проживания семьи не соответствуют санитарным нормам, нет отопления и электроэнергии. В семье были выявлены следующие проблемы: неоформленность социальных льгот и пособий, отсутствие документов у отца несовершеннолетних.

Выявите круг проблем. Предложите план мероприятий индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи.

Ситуация № 16

В семье, члены которой являются гражданами Российской Федерации, имеют место жительства на территории Ханты-Мансийского Автономного округа, растет 10-летний ребенок с ограниченными возможностями.

1. На какие социальные выплаты может рассчитывать семья?

2. Какие выплаты осуществляются за счет средств бюджета автономного округа?

3. Назовите ежемесячные компенсации затрат родителям на обучение детей-инвалидов.

Ситуация № 17

Десятилетний ребенок воспитывается в приемной семье. Правоотношения между ребенком и приемными родителями закреплены договором между органом опеки и приемной семьей.

1. Какие денежные выплаты и пособия выплачиваются пи передаче ребенка на воспитание в семью?

2. Производится ли оплата труда приемных родителей?

3. Назовите психологические особенности детей данного возраста.

 

Ситуация № 18

Престарелые супруги (76 и 78 лет) обратились с заявлением о помещении их в интернат для престарелых. Их просьба была удовлетворена. В интернате им предоставили изолированную комнату. Через 6 месяцев они выразили желание вернуться домой. Однако им было отказано в связи с тем, что их квартира была передана в муниципальный жилищный фонд и предоставлена очередникам.

1. Законно ли поступили с супружеской парой?

2. В течение какого срока за лицами, помещенными в интернат, сохраняется жилая площадь?

3. Какими нормативно-правовыми актами можно оперировать в данном случае?

Ситуация № 19

В семье двое детей школьного возраста и один 5 – летний ребенок, над которым установлена опека. Ребенок включен в региональный регистр получателей мер социальной поддержки. Место жительства семьи - на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Все члены семьи являются гражданами Российской Федерации.

1. Имеет ли право семья получить статус многодетной семьи?

2.На какие меры социальной поддержки имеет право семья?

3.Имеет ли ребенок первоочередное право на устройство в учреждение дошкольного образования?

Ситуация № 20

Молодая супружеская пара решила усыновить ребенка и обратилась в Управление по опеке и попечительству.

1. В каких случаях может быть отказано супружеской паре?

2. Учитывается ли согласие ребенка при его усыновлении?

3. Какими принципами должны руководствоваться специалисты Управления по опеке и попечительству?

Ситуация № 21

В Управление по опеке и попечительству обратилась пожилая женщина. Ее внуки живут в неблагополучной семье. Родители пьют, воспитанием детей не занимаются.

1. Сформулируйте и обоснуйте задачи, которые стоят в данном случае перед специалистами.

2. Назовите альтернативные решения устройства детей из неблагополучных семей.

3. Какие нормативно-правовые документы стоят на защите прав детей?

 

Ситуация № 22

К социальному педагогу обратились родители за помощью: их сын, ученик 7-го класса не ночует дома, стал курить, сквернословить, на замечания родителей не реагирует.

 

1.Сформулируйте и обоснуйте задачи, которые стоят в данном случае перед социальным педагогом.

2. Какие методы могут быть использованы для реализации поставленных задач?

3.Обозначьте формы работы социального педагога с трудными подростками.

Ситуация № 23

В отдел социальной реабилитации и охраны прав детства обратилась женщина. В соседней квартире живет семья, которая ведет антиобщественный образ жизни. Мать – хронический алкоголик. Отца нет. Две дочери: старшей скоро 18 лет, младшей – 13. Мать получает пенсию за умершего мужа, которую пропивает за несколько дней. Начала пить вместе с матерью и старшая дочь. В квартире постоянные драки, ругань.

1.Определите основную проблему в данной ситуации.

2.Определите роль социальных работников Центра в данной ситуации.

3.Какие социальные службы могут оказать помощь детям?

 

Ситуация № 24

Семья усыновила девятилетнего мальчика, воспитанника детского дома, но столкнулась с такой проблемой – ребенок постоянно убегает из дома. В разговоре с социальным педагогом детского дома выяснилось, что мальчик хочет вернуться в свою прежнюю семью, хотя родители лишены родительских прав.

1. Определите основную проблему в данной ситуации.

2. На какую помощь сотрудников детского дома может рассчитывать семья, усыновившая мальчика?

3. В какой поддержке нуждается ребенок?

Ситуация № 25

В семье трое детей школьного возраста. Воспитывает их одна мать. С сожителем мамы у Вовы не сложились отношения. 11-летний мальчик ушел из дома. Матери сказал: «Вернусь, когда его (сожителя) не будет дома». Но маме весело со своим другом. Вова домой не возвращается, живет у соседа. А мать так и не понимает своей вины перед сыном.

1.Определите основную проблему в данной ситуации.

2. В помощи каких специалистов нуждается мальчик?

3. Какие социальные службы могут оказать помощь мальчику?

Ситуация № 26

Социальному педагогу поступил сигнал о жестоком обращении родителей со своим сыном, который является учеником 6-го класса данной школы.

1.Сформулируйте и обоснуйте задачи, которые стоят в данном случае перед социальным педагогом.

2.Какие методы могут быть использованы социальным педагогом для решения поставленных задач?

3.Назовите психологические особенности детей данного возраста.

 

Ситуация № 27

Престарелая женщина 84 лет обратилась в орган социальной защиты по месту жительства с просьбой оказывать ей такую услугу - обслуживание на дому. В заявлении она указала, что является одинокой пенсионеркой, родственников в городе она не имеет.

1.Что является основанием для постановки на надомное обслуживание?

2. Назовите противопоказания к оформлению на надомное обслуживание?

3.Назовите учреждение, в которое могла бы обратиться женщина, если бы она проживала в нашем городе?

 

Ситуация № 28

Семья, члены которой являются гражданами Российской Федерации, имеет место жительства на территории Ханты-Мансийского Автономного округа. По не зависящим от них причинам данная семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе. В семье воспитывается трое несовершеннолетних детей.

1. На какие меры социальной поддержки имеет право семья?

2.Имеет ли право семья на получение ежемесячных пособий на детей?

3. Какие социальные учреждения могут оказать социальную помощь данной семье?

Ситуация № 29

После смерти родителей 8-летнего мальчика орган опеки и попечительства предложил его дяде стать опекуном племянника. Однако мужчина высказал возражения против своего назначения опекуном, пояснив, что у него нет опыта общения с детьми. Кроме того, он пояснил, что страдает радикулитом и ему затруднительно будет по состоянию здоровья исполнять обязанности опекуна.

1.Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов?

2. Вправе ли орган опеки и попечительства назначать опекуна без его согласия?

3. Назовите альтернативные решения устройства детей- сирот.

 

 

Ситуация № 30

После смерти матери двухлетний мальчик был передан под опеку деду по линии матери, так как отец жил в другом городе, сразу же после смерти жены вторично женился и взять ребенка в но­вую семью отказался. Вернувшись через три года в го­род, где проживал ребенок с дедом - опекуном, отец предъявил в суд иск о возврате ему сына. Он утверж­дал, что любит сына, а отказался взять его в новую семью по требованию второй жены, и согласия на назначение сыну опекуна не давал, а кроме того, он луч­ше воспитает ребенка, чем дед, не имеющий высшего образования. Опекун свой отказ вернуть ребенка отцу мотивировал тем, что им созданы все условия для пра­вильного воспитания мальчика, который очень привязан к нему и совсем не знает отца, не проявлявшего ни ма­лейшего интереса к судьбе ребенка и даже не оказы­вавшего ему материальной помощи с момента создания новой семьи.

1. Подлежит ли удовлетворению иск отца мальчика?

2. С учетом каких обстоятельств суд будет решать спор между опекуном и родителем ребенка?

3. Какими нормативно-правовыми актами необходимо оперировать в данном случае?

Ситуация № 31

Несовершеннолетний ребенок потерял отца и мать. Бабушка обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о назначе­нии ее опекуном внука. Однако эта просьба не была удовлетворена. Свой отказ орган опеки и попечитель­ства мотивировал тем, что бабушка нетрудоспособна (пенсионерка по возрасту), а потому не сможет надле­жащим образом исполнять обязанности опекуна. Опеку­ном мальчика был назначен его дядяcего согласия.

1.Дайте правовую оценку действиям органа опеки и попечительства.

2. Допускает ли закон раздельное проживание опекуна с подопечным?

3. Какими нормативно-правовыми актами можно оперировать в данном случае?

 

Ситуация № 32

Женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Через месяц у нее должен родиться второй ребенок. В связи с тяжелыми первыми родами она встала на учет в женскую консультацию на 8-й неделе беременности.

1.На какие пособия она имеет право?

2.На основании каких нормативно-правовых документов осуществляется выплата данных пособий?

3.На какие виды пособий могут рассчитывать граждане, имеющие детей, проживающие в нашем городе?

 

Ситуация № 33

Женщина 55 лет, инвалид II группы, раньше нигде не работала, потеряла в автокатастрофе мужа и единственного сына. Чувствует себя совершенно опустошенной, морально и физически подавленной, потеряла цель в жизни. Женщина испытывает трудности в самообслуживании. Физически работать по состоянию здоровья не может. Пенсии по инвалидности недостаточно для существования.

1. Назовите основные проблемы, с которыми столкнулась женщина.

2. Определите основные направления работы социального работника.

3. На какие меры социальной защиты может рассчитывать пожилая женщина?

 

Ситуация № 34

 

В пансионат для престарелых и инвалидов обратилась женщина с просьбой оформить в данное учреждение ее соседа, мужчину пожилого возраста, одинокого.

1. Кто имеет первоочередное право на направление в пансионат для престарелых и инвалидов?

2. Что является основанием для помещения в пансионат для престарелых и инвалидов? Назовите противопоказания к приему в данное учреждение.

3. Какие учреждения для предоставления социальных услуг и помощи гражданам пожилого возраста есть в нашем городе?

 



 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.173 с.)