Рынок: его роль и виды. Влияние изменения цены и неценовых факторов на спрос и предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: его роль и виды. Влияние изменения цены и неценовых факторов на спрос и предложение.



Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг,
К условиям возникновения рынка относятся: общественное разделение труда; экономическая обособленность производителей; самостоятельность производителя.
Основными признаками рынка является следующие:
— нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
— нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
— нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
Система рынков (представлена в виде структуры основа классификации: виды рынков):
1) Действующее законодательство
: - легальный (законный); - нелегальный (теневой).
2) Товары и услуги: - потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; - средств производства; - рабочей силы; - инвестиций, т. е. долгосрочных вложений; - иностранных валют; - ценных бумаг (фондовые биржи); - научно-технических разработок и инноваций; - информации.
3) Пространственный признак: - мировой; - региональный; - национальный; - местный.
4) Тип конкуренции: - чистой (свободной) конкуренции; - несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

Виды рынков (исходя из типов конкуренции):
1) Чистой (свободной) конкуренции - существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
2) Чистой монополии - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
3) Монополистической конкуренции - отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
4) Олигополии (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) - существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой.
В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.
Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные товары; потребительские предпочтения; число покупателей; ожидания изменения цены; доход.
Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; налоги и дотации; цены на другие товары; технология производства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.84.213 (0.005 с.)