У р о К 38. Внутренние силы земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У р о К 38. Внутренние силы земли



Цел ь: расширять знания учащихся об образованиях вулка­нов, землетрясений.

Оборудование: физическая карта, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

- Рассмотрите картину, что на ней изображено? (Изверже­ние вулкана.)

- Как называется эта картина? («Последний день Помпеи».)

- Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил К. Брюллов на картине?

Ответ:

В I в. произошло одно из самых сильных за всю историю че­ловечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива. В результате извер­жения всего за два дня погибли город Помпеи и еще два города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней зато­пили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пы­тались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Спустя много веков археологи от­копали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом.


И. Формирование новых знаний.

- От чего происходит извержение вулканов? Расскажите

Ответ:

Глубоко в земных недрах под мощным давлением очень сильно разогреваются горные породы. Они превращаются в магму. Магма насыщена газами. Они сильно давят на нее. Обра­зуются трещины, сквозь которые она изливается на поверхность Земли лавой. Её температура достигает тысячи градусов.

- Что происходит во время извержения? (Взрывы, шум, гро­хот. Из кратера (отверстие на вершине горы) вырываются клубы дыма, пепла, пара, раскаленные камни, изливается магма.)

- Почему вулканы называют действующими и потухшими? (Потухшие - это такие вулканы, об извержениях которых лю­ди не знают. Они «спят» долгие годы.)

- Может ли принести вред потухший вулкан? (Может, он мо­жет начать действовать и принести огромные разрушения.)

- На земном шаре более 600 действующих вулканов. Рас­смотрите карту и назовите их. (Вулкан Ключевская Сопка на по­луострове Камчатка, Фудзияма в Японии.)


- Почему вулкан назван вулканом?
Ответ:

l_ \ Слово «вулкан» происходит от имени бога огня и кузнечно­го дела Вулкана из древнеримских мифов. Этот бог будто жил под землей. Когда он сердился, всё сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Наверное, такого бога люди придумали, ко­гда видели, как извергались огнедышащие горы Везувий и Этна. С тех пор такие горы стали называть вулканами.

- Какой формы вулкан? (Формы конуса.)

- Какой склон у вулкана? (Крутой сюит.)

- Что находится на вершине? (Углубление - кратер.)

 

- Куда ведет это углубление? (Оно идет внутрь горы и ухо­дит глубоко в землю.)

- Известны ли вам какие-либо землетрясения или вулкани­ческие извержения?

Физкультминутка

РАЗМИНКА Мы Мы поставили пластинку

И выходим на разминку (Ходьба на месте.)

На зарядку, на зарядку, на зарядку становись.

(Бег на месте.)

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести.

Раз! Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два!

Ниже, дети, не ленитесь, (Наклоны туловища вперед,

Поклонитесь, улыбнитесь. руки на поясе.)

Учащиеся рассказывают об известных им землетрясениях и вулканах.

1-й ученик. 20 февраля 1944 года крестьянин Дионисио Пулидо из деревни Парикутин, что находится в западной части Мексики, в поле над маисовой плантацией заметил столб дыма, поднимавшийся из узкого отверстия около 10 сантиметров.


Пулидо подумал, что он по рассеянности зажег огонь, и, решив исправить свою «небрежность», придавил отверстие камнем. Но дым поднимался всё сильнее. Обеспокоенный Пулидо сообщил о странном явлении в ближайший город. Спустя три часа на ме­сто происшествия прибыла комиссия. Она увидела отверстие глубиной 9 метров, из которого поднимались густые клубы тем­ного дыма.

К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверх­ность выбрасывались куски твердой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц и кончая глы­бами до 15 метров в поперечнике. Только за первые три дня из вулканического пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 метров. Через год она возвышалась над равниной уже на 430 метров.

Бурная деятельность Парикутина оказалась кратковремен­ной. Она продолжалась около года, а затем к 1945-1946 годам почти прекратилась. Окончательно она заглохла в 1952 году.

2-й ученик. На острове Мартиника, расположенном в Карибском море, жители небольшого городка Сен-Пьер у под­ножия горы Мон-Пеле в середине апреля 1902 года увидели над вершиной горы небольшое облако. Оно то появлялось, то исчезало. Никто не обратил на это особого внимания. Редко ли в небе стоят такие облака? Но вдруг стали слышны подземные раскаты, а облако все увеличивалось. Оказалось, что это из вер­шины горы вырывались клубы дыма. Первыми стали проявлять беспокойство животные - змеи уползали на поля, а птицы дале­ко облетали вершину горы. Их неспокойное поведение как бы предсказывало беду. И она случилась...

В начале мая подземный гул усилился, и там, где до этого появлялось небольшое облако, вдруг поднялся огромный чёр­ный столб дыма. Это началось извержение вулкана. Со склонов горы, покрытых бурной растительностью, потекли потоки чёр-


ной грязи. Из кратера вулкана, как из огромной пушки, с грохо­том выбрасывались раскаленные камни. В воздухе, как во время грозы, сверкала молния. Чёрный дым и пепел закрыли Солнце. Все поняли, что начал действовать вулкан.

Спасаясь, люди кинулись к морю, но было поздно: раздался мощный удар, над вулканом поднялась огненно-красная туча. Горячая лава стеной с невероятной быстротой понеслась к горо­ду. За несколько минут он был почти полностью разрушен, а все жители его погибли.

- Можно ли предупредить население об опасности? (Ученые изучают деятельность вулканов для того, чтобы научиться предсказывать начало извержения.)

- Какое ещё явление природы считают очень опасным, гроз­ным? (Землетрясение.)

- От чего же происходят землетрясения?

Ответ:

Они возникают, когда на глубине в десятки, а иногда и сотни километров от поверхности Земли начинается перемещение гор­ных пород, тогда в течение нескольких секунд одни участки внезапно поднимаются, другие опускаются. Происходит разрыв земных пластов, и земля содрогается. Это и есть землетрясение.

- Ученые придумали приборы, с помощью которых регист­рируют малейшие колебания почвы, они называются сейсмо­графами.

- Существуют ли живые приборы для определения земле­трясения? (Конечно, есть, это животные.)

Учащихся рассказывают о животных, которые спасли жизнь своим хозяевам, почувствовав землетрясение.

1-й ученик. Сильнейшее землетрясение произошло в 1948 го­ду в Ашхабаде. В конюшнях Ашхабадского конного завода за два часа до девятибалльного толчка лошади начали бить ногами, громко ржать, потом сорвались с привязи. Лошадей поймали у ворот конюшни и водворили на место. За 15 минут до катастро-


фического толчка кони выбили двери и разбежались. Конюхи принялись ловить животных. В это время содрогнулась земля, конюшня обрушилась.

2-й ученик. Другой ашхабадец в ту роковую ночь был разбужен своим верным другом - овчаркой. За несколько минут до толчка овчарка открыла дверь в комнату и стащила со спяще­го человека одеяло. Хозяин не прореагировал. Тогда пес вскочил на кровать, потом бросился к двери. Хозяин - за овчаркой. Через несколько секунд, уже во дворе, он увидел, как за его спиной разваливается дом.

- Где чаще всего бывают землетрясения? (Чаще всего зем­
летрясения бывают в горных районах. В нашей стране
- в горах
Средней Азии, на Кавказе, на Камчатке и Курильских островах.
А также по берегам Средиземного моря и вдоль берегов Тихого
океана.)

3-й ученик. В Чили (стране, расположенной в Южной Америке на побережье Тихого океана) в мае 1960 года про­изошло одно из самых сильных землетрясений. Было разрушено свыше 35 городов, стёрты с лица земли сотни населенных пунк­тов. Более 2 миллионов человек остались без крова, было много человеческих жертв.

- Где ещё могут происходить извержения вулканов и земле­трясения? (В океане.)

- Чудовищные волны возникают в океане при подводных землетрясениях или извержении вулканов на дне. Обрушиваясь на берег стеной в 20-30 м, они уничтожают всё на своём пути. Это цунами. Когда волна цунами приближается к берегу, её пер­вым признаком, как ни странно, может быть незначительное по­вышение уровня моря. Затем на несколько минут море отступа­ет, как при отливе. Может обнажиться обширный участок мор­ского дна. И затем встает стеной всё разрушающая волна.

4-й ученик. 17 августа 1883 года огромное извержение вулкана практически уничтожило остров Кракатау в Индоне-


зии. Взрыв образовал волну высотой несколько десятков мет­ров, которая стёрла с лица Земли сотни деревень. Погибло 36 тыс. человек. Волна пронеслась по океану со скоростью до 1300 км/час, обошла весь земной шар.

5-й ученик. Страшным был на Дальнем Востоке 1952 год.

5 ноября в 4 часа утра внезапно океан встал на дыбы. Гигантская волна прокатилась от Командорских островов по побережью Камчатки до Курильских островов, далее прошла на Японию и достигла Гавайских островов. Наибольшей высоты (до 20 м) она _ достигла на Курильских островах. На острове Парамушир волна проникла в глубь суши на 2 км, разрушив почти целиком город Северо-Курильск. Погибло много людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.01 с.)