Порядок рассмотрения и разрешения дел, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения и разрешения дел,



возникающих из публичных правоотношений……………………….7

Порядок обращения в суд. Отказ в принятии

Заявления или прекращение производства по делу,

Возникающему из публичных правоотношений.

Распределение обязанности по доказыванию. Законная

сила решения суда………………………………………………………..10

Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

Особенности подсудности……………………………………………….12

Подача заявления, порядок и сроки рассмотрения дел.

Решение суда и его исполнение…………………………………………17

Производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и

Муниципальных служащих. Действия, подлежащие

Обжалованию. Особенности подсудности. Порядок

Подачи жалобы и сроки ее рассмотрения. Решение суда

по жалобе и его исполнение…………………………………………….20

Производство по делам о защите избирательных прав

Или права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации……………………………………………………………….24

Субъекты и объекты права обжалования. Особенности

Подсудности данных дел. Подача жалобы или заявления,

Порядок и сроки ее рассмотрения. Решение суда и его

исполнение………………………………………………………………26

Самостоятельная работа обучающихся

работа с положениями гл.гл. 23-26 ГПК РФ;

изучение Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г N 2

"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,

действий (бездействия) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных и муниципальных служащих";

изучение Закона РФ от 27.04.1993г. «Об обжаловании в

суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан».

 

 

Дела, возникающие из публичных правоотношений,

Подлежащие рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства

Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата. Подобные гарантии способна дать только судебная власть, и поэтому желательно действия каждого носителя исполнительной и законодательной властей поставить под контроль суда.

В Российской Федерации такой контроль осуществляется в рамках гражданского судопроизводства при разбирательстве дел, возникающих из публичных правоотношений.

 

Необходимость судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной властей вытекает из принципа разделения ветвей власти как основного начала осуществления в целом государственной власти.

Правовой институт, регулирующий судебный порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере публичных правоотношений между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной и законодательной властей, с другой стороны, получил название административной юрисдикции.

Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. Согласно правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из собственно административно-правовых отношений, но и из государственно-правовых (избирательных), финансово-правовых (налоговых) и некоторых других отношений.

Общее для всех дел заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих и законодательных структур либо с работой различных должностных лиц.

В судебном заседании суд рассматривает правовой конфликт, возникший в публичных правоотношениях.

В гражданском судопроизводстве в юридических отношениях, с одной стороны, обязательно участвуют орган управления, законодательный орган или должностное лицо и гражданин — с другой. Они противопоставлены друг другу конфликтной ситуацией, и предметом их разбирательства служат нарушенные субъективные права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.

В судебном рассмотрении возникшего конфликта стороны занимают равноправное процессуальное положение, поэтому в данном случае имеет место спор о праве имущественного или неимущественного характера, и его своеобразие состоит в том, что он подлежит разрешению на основании норм административного (избирательного, налогового) права в порядке гражданского судопроизводства.

Рассматривая такие споры, суд осуществляет прямой контроль за правовыми актами исполнительной и законодательной властей.

Данный вид судопроизводства как самостоятельный вид гражданского процесса возник значительно позже других разновидностей гражданской процессуальной формы. Если исковое производство существует тысячелетия и более ста лет существует особое производство, то судебный контроль за административными актами в советский период возник с утверждением советского права и государственности.

Конфликты, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены в ст. 245 ГПК, к ним относится дела:

-по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

-по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Перечисленные дела существенно отличаются друг от друга, но все они рассматриваются и разрешаются по общим правилам гражданского судопроизводства, то есть по правилам искового производства, но с некоторыми изъятиями и дополнениями.

 

Так, наиболее существенными являются следующие правила:

-это неисковые производства, так как в них нет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками выступают гражданин — с одной стороны и должностные лица или представители соответствующего органа управления или местного самоуправления — с другой;

-в данном производстве не применяются исковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение и т.п.);

-все дела рассматриваются и разрешаются единолично судьей. В соответствии со ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства. Единственный в настоящее время случай коллегиального рассмотрения судом в составе трех профессиональных судей и регулируемый Гражданским процессуальным кодексом в ст. 260 — это дела о расформировании избирательных комиссий, комиссии референдума;

-предметом судебного исследования служат официальные документы должностных лиц, управленческих и законодательных органов;

-обязанность доказывания возлагается на административные и законодательные органы, должностных лиц, и участие гражданина в судебном доказывании составляет его процессуальное право, а не обязанность;

-судья при удовлетворении заявления гражданина, организации либо прокурора обладает полномочиями:

признать недействующими нормативные правовые акты;

признать незаконным административный акт и обязать орган в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению его прав и свобод и др.;

-судебные решения реализуют сами управленческие и законодательные структуры, не применяя правила исполнительного производства.

 

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила о заочном производстве. Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Суд может признать обязательной явку должностных лиц, и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 246 ГПК).

Уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства в целом значительно выше, чем у искового производства. Так, законом определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состав участников, предмет, средства и распределение обязанностей по доказыванию, полномочия судьи и др.

Все это свидетельствует о том, что судебный контроль в сфере дел, возникающих из публичных правоотношений, развивается в рамках гражданского судопроизводства, с превращением его в дальнейшем в административную юрисдикцию как самостоятельную четвертую ветвь правосудия (наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством).

Новый Гражданский процессуальный кодекс внес определенность во многие проблемы, касающиеся дел об оспаривании нормативных актов.

Согласно п. 3 ст. 251 ГПК не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции и заявления об оспаривании нормативных правовых актов,проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В силу пп. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ относится проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов Федерации.

Подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемых судами общей юрисдикции, определена в ст. 24, 26, 27 ГПК.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, вправе также обратиться Президент РФ, Правительство РФ, орган законодательной (представительной) власти субъекта Федерации, высшее должностное лицо субъекта Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция (ч. 1 ст. 251 ГПК).

В Гражданском процессуальном кодексе указаны требования, которым должно соответствовать подаваемое заявление (наименование органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, дата принятия и т.д.), определен порядок рассмотрения заявления (ст. 131, ч. 5 ст. 251, 252).

Прокуроры вправе обращаться в суд по оспариванию актов органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, которые нарушают права и свободы неопределенного круга лиц. Например, с заявлением на постановления, содержащие различного рода запреты, повышающие тарифы и т.п.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.012 с.)