Тема: «культура речи как раздел языкознания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «культура речи как раздел языкознания»



Тема: «Культура речи как раздел языкознания»

1. Подготовьте ответы на вопросы

1. Дайте определение понятию «культура речи» (как раздела языкознания и как характеристики речевых умений человека). При ответе на данный вопрос продемонстрируйте знание следующих терминов: «литературный язык», «норма литературного языка», «внелитературные элементы национального языка».

2. Каковы основные задачи культуры речи как научной дисциплины? Дайте определение понятиям «кодификация», «нормализация», «языковая политика», «пуризм», «антинормализаторство».

3. В чем заключается современная теоретическая концепция культуры речи? Подробно охарактеризуйте каждый из аспектов культуры речи.

4. Расскажите об истории становления культуры речи как научной дисциплины.

2. Выполните практические задания:

Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чем говорится в каждой цитате.

«Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку» (Г.О. Винокур)

«Пуризм – почти всегда есть не идея, а настроение» (Г.О. Винокур)

«Изучение исторического прошлого, тщательное, статистически обработанное описание системы современного письменного и устного языка (в особенности вариантных явлений), установление основных тенденций развития языка и причин сдвигов литературной нормы даст в руки исследователя ключ к познанию языкового будущего. Только тогда языкознание станет не только ретроспективной и констатирующей наукой…» (К.С. Горбачевич)

Распределите слова по следующим группам: общелитературные, просторечие, социальный диалект, территориальный диалект.

Кв А ртал, ложить, дак, вышка, водила, шаньга, доха, красив Е йший, ездиют, пимы, ихние, кат А лог, учиться, балдеть, зв О нит, итить, преподаватель, лыва, на фиг, испотки, вёшние, туды, бродни, уросить, баранка, базарить, большой мышь, баксы, вымутить, прикол, можут, тормоз, фенечка.

Укажите значения диалектных слов

Б А сенько, диковать, кедрач, кислица, литовка, норки, оттуль, п О кась, ремк И, рясный, тенёта, шуга

2.4. Укажите ошибки в произношении, образовании форм слов, словосочетаний и предложений

Рубель, транвай, ездию, густая повидла, скатерт я, иду от маме, много делов, обдурачил, новая шампунь, пришел с магазина. Это всё диабеты без очереди идут. Гости никто не приехали.

Прочитайте высказывания, с которыми часто обращаются к школьникам учителя-практиканты. Какие речевые ошибки вы заметили? В каком случае будущий учитель употребил просторечные слова и выражения?

«Время вытекло»; «А теперь маленько поиграем»; «Что вы узнали с нашей беседы?»; «Почему герой лгет своему другу?»; «Николенька – это, как бы, главный герой»; «Его труд делает пользу?»; «Почему Отелло хочет, чтобы она помолилася перед смертью?»

 

План практического занятия № 2

Тема: «Правильность как одно из основных качеств речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка»

1. Подготовьте ответы на вопросы

1. Что такое языковая норма, каковы ее основные признаки, источники обновления?

2. Назовите и охарактеризуйте основные тенденции эволюции литературных норм. Расскажите о типологии языковых норм.

3. Что такое орфоэпия? Охарактеризуйте исторические этапы формирования произносительной литературной нормы.

4. Назовите основные правила произношения гласных в современном русском литературном языке.

5. Перечислите основные правила произношения согласных в современном русском литературном языке.

2. Выполните практические задания:

2.1. Выполните задания и назовите тип языковых норм, знание которых проверяется в каждом задании.

Поставьте ударения в словах

откупорить, оптовый, принудить, красивее, баловать, жалюзи, мизерный, щавель, звонит, созыв, обеспечение, эксперт.

Просклоняйте числительное «пятьсот шестьдесят семь».

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Ага, агрессия, атеизм, афера, береста, бизнесмен, блёклый, Бог, булочная, бытие, вожжи, горничная, двоеженец, двоечник, декада, декан, депо, детектив, дождь, дециметр, диспансер, дребезжать, дрожжи, дуршлаг, желчь, жердочка, забредший, заём, идентичный, изрекший, инцидент, истекший, калоша, комбайнер, компьютер, компетенция, конгресс, копеечный, кредо, купе, купейный, лососёвый, маневры, непорядочный, одноимённый, опека, оседлый, остриё, отель, петербургский, претензия, пресса, расчёсывать, свёкла, свитер, сервис, сессия, скворечник, скучно, стратегия, тезис, темп, тенденция, террариум, тоннель, хребет, что, шинель, шуточный, яичница.

 

 

План практического занятия № 3.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Апостроф, асимметрия, баловать, безудержный, бомбардировать, брала, броня, бряцание, весела, ворота, включит, генезис, гербовый, деньгам, договор, дремота, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, занята, запыхаться, заржаветь, звонит, иконопись, исповедание, исчерпать, из икса, каталог, каучук, квартал, кичиться, кашлянуть, клала, красивее, клады, клеить, коклюш, колледж, маркетинг, мастерски, мизерный, недуг, оптовый, откупорить, облегчить, ободрить, одновременно, обеспечение, осведомить, предложить, приданое, принудить, премировать, пуловер, путепровод, симметрия, средства, созыв, столяр, танцовщица, творог, толика, торты, туфля, украинец, феномен, ходатайствовать, шасси, щавель.

Тема: «Культура речи как раздел языкознания»

1. Подготовьте ответы на вопросы

1. Дайте определение понятию «культура речи» (как раздела языкознания и как характеристики речевых умений человека). При ответе на данный вопрос продемонстрируйте знание следующих терминов: «литературный язык», «норма литературного языка», «внелитературные элементы национального языка».

2. Каковы основные задачи культуры речи как научной дисциплины? Дайте определение понятиям «кодификация», «нормализация», «языковая политика», «пуризм», «антинормализаторство».

3. В чем заключается современная теоретическая концепция культуры речи? Подробно охарактеризуйте каждый из аспектов культуры речи.

4. Расскажите об истории становления культуры речи как научной дисциплины.

2. Выполните практические задания:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.005 с.)