Тема 2: поэтика «божественной комедии» Данте Алигьери 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: поэтика «божественной комедии» Данте Алигьери



Основные понятия: символ, терцина, комедия, трагедия

Вопросы и задания

1. Путь Данте от «Новой жизни» и трактатов к «Божественной комедии»

2. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового времени.

2.1. Двойственный характер произведения (религиозный аллегоризм и реализм комедии)

2.2. Противоречивость религиозных воззрений Данте:

- сопоставьте общий религиозный смыл поэмы с изображением еретиков (ад, Х), с эпизодом наказания пап (ад, Х1Х);

- отношение поэта к земной любви (ад, V), к славе (ад, 3, 24), к предательству (ад, 32-34)

2.3. Противоречивость философских воззрений поэта:

- утверждение права человеческого разума (ад, 26);

- преклонение перед античностью (ад, 4)

3. Художественные особенности «Божественной комедии»

3.1. Связь с клерикальной литературой

- смысл названия произведения;

- жанр произведения;

- строение комедии (магия чисел);

- аллегоризм;

- особенности композиции;

- символика света (найти примеры в тексте)

3.2. Новые черты искусства Данте

- стиль композиции (субъективное отношение к изображаемому);

- пластичность образов (Беатриче, Вергилий);

- реализм пейзажа

3.3. Найти примеры тропов в комедии (эпитеты, сравнения, метафоры). Выписать на карточках.

Литература

Основная

Елина Н.Г. Данте. – М., 1965

Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971

Дживелегов А.К. Данте Алигьери. Жизнь и творчество. – М., 1946

Дополнительная

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967

Баткин Л.М, Данте и его время. – М., 1965

Сутуева Т.О. Данте Алигьери

О новом переводе «Божественной комедии» // Книжное обозрение. – 1999. – № 15. – С. 16

Тема 3: Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Задание: Подготовить конспект статьи Бахтина М.М. «Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». М., 1965

Основные понятия: эпос, роман, романность, народный смех (всеобщий, свободный, пародийный, карнавальный)

Вопросы и задания:

1. Замысел и структура романа «Гаргантюа и Пантагрэль»

2. Элементы и приемы пародии в отношении рыцарских и церковных идеалов

3. В какой мере дополняют или исключают друг друга следующие оценки романа:

- явление «народной смеховой культуры» (М. Бахтин);

- роман, в котором «вместо героя выступает деклассированная богема, если не просто шпана» (А. Лосев);

- «нравственная автобиография целого периода Возрождения» (А. Веселовский)?

4. Роль и изменение образа Панурга в свете данных трех точек зрения.

5. Черты романа – эпоса нового времени.

6. Совершенный человек в романе.

7. Приемы раблезианской комики. Привести примеры из текста

а) гротеск – моментальный и развернутый;

- сатирический портрет

б) пародийное снижение (перевод в чувственный обыденный план героических священных атрибутов средневековья). Образ Панурга и брата Жана

в) объединение двух приемов: пародийного стиля и гротеска

г) комика малых форм

- формальное сопоставление разных идейных величин;

- соединение в одном понятии контрастирующих форм;

- включение в сказочный сюжет всевозможных злободневных намеков;

- материализация идеи;

- забавное словотворство;

- комическое словоизлияние

Литература

Артамонов С.А. Франсуа Рабле. М., 1964

Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – Раздел VII «Раблезианский хронотоп»

Веселовский А.Н. Рабле и его роман: Опыт генетического объяснения // Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939

Евнина Е.М. Франсуа Рабле

Дополнительная

Лосев А.Р. Эстетика Возрождения. М., 1978

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1967

Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля») // Вопросы литературы. – 2000. – сент.-окт. – С. 208-234

Шайтанов И. Первый роман Нового времени (Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль») // Литература (приложение к «Первое сентября»). – 1997. – № 26. – С. 2-4

Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. – СПб., 1998. – С. 7-85 (ЖЗЛ. Б-ка Ф.Ф. пвленкова)

Баженова Е. Три урока по Рабле // Литература (приложение к «Первое сентября»).– 2002. – № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.004 с.)