Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении



Вопросы к экзамену по социальной психологии

1. Понятие общения. Виды и уровни общения.

2. Структура и функции общения.

3. Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении.

4. Особенности вербальных средств коммуникации, функции и виды речи.

5. Общая характеристика и виды невербальных средств коммуникации.

6. Феномены восприятия и понимания человека человеком.

7. Механизмы восприятия и понимания человека человеком.

8. Психологические способы (методы) воздействия человека человеком.

9. Основные тактики психологического воздействия в процессе общения.

10. Понятие и виды межличностных конфликтов.

11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия.

12. Понятие аффилиации и виды межличностной аттракции.

13. Факторы межличностной аттракции.

14. Проблема коммуникативной компетенции.

 



Понятие и виды общения

общение понимается как многогранный процесс взаимодействия человека с другими людьми и самим собой, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, обмениваются информацией и формируют впечатление друг о друге. Виды общения: 1.По степени опосредованности:- непосредственное (контакт глаза в глаза);- опосредованное (через посредника) 2.По характеру субъектов общения:- внутриличностное;(общ-е с разными стор-ми личности)- межличностное (между индивидами);- социальное (личность - группа);- межгрупповое (между группами) 3.По степени эмоциональной близости:- интимно-личностное (близкое);- ролевое (социальные роли, между знакомыми);- стандартизированное (между незнакомыми людьми) 4.По уровню сложности организации общения:- примитивный уровень общения (партнеры ориентируются на свои интересы, не понимают и не учитывают интересы и актуальное состояние другого; собственные намерения демонстрируют открыто);- манипулятивный уровень (манипулятор исходит из своих интересов, но они скрываются от партнера и манипулятор создает ситуацию, как-будто партнер сам хочет того, что от него хочет манипулятор; актуальное состояние себя и партнера хорошо понимается и учитывается);- конвенциональный (согласие –взаимозаинтересованное, бескорыстное общение)

 

 

Структура и функция общения

Возможны разные виды структуры общества: 1.По содержанию процесса общения:- коммуникативная сторона общения (процесс обмена информацией);- перцеп тивная (восприятие) сторона (процесс восприятия другого человека и формирования представления о том, что собой представляет данный человек);- интерактивная сторона (взаимодействие и взаимовлияние) 2.По динамике процесса общения:- фаза взаимонаправленности (включение партнеров в сферу внимания друг друга);- фаза взаимоотражения (формирование впечатления друг о друге);- фаза взаимоинформирования (обмен информацией);- фаза взаимоотключения (выход из контакта) 3.По характеристике позиций субъектов общения:- пристройка сверху(отеч.псих) (родитель)-(запад.псих) – доминирование (превосходство, ответственность, забота, контроль);- пристройка рядом (позиция взрослый) – равенство (партнерство, взаимоуважение, реалистичность);- пристройка снизу (позиция «ребенок» Бёрн)позиция подчинения – зависимость (безответственность) Функции общения:

1. Экзистенциальная – существования фильм»Изгой» 2.Развивающая – формирование личности 3.Коррекционная – коррекция поведения 4.Интегративная – объединение людей 5.Регулятивная – организация координирования совместной деятельности 6.Коммуникативная – обмен опыта, информацией 7.Презентационная – демонстрации индивида 8.Психотерапевтическая – коррекция эмоционального состояния

 

 

Вопросы к экзамену по социальной психологии

1. Понятие общения. Виды и уровни общения.

2. Структура и функции общения.

3. Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении.

4. Особенности вербальных средств коммуникации, функции и виды речи.

5. Общая характеристика и виды невербальных средств коммуникации.

6. Феномены восприятия и понимания человека человеком.

7. Механизмы восприятия и понимания человека человеком.

8. Психологические способы (методы) воздействия человека человеком.

9. Основные тактики психологического воздействия в процессе общения.

10. Понятие и виды межличностных конфликтов.

11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия.

12. Понятие аффилиации и виды межличностной аттракции.

13. Факторы межличностной аттракции.

14. Проблема коммуникативной компетенции.

 



Понятие и виды общения

общение понимается как многогранный процесс взаимодействия человека с другими людьми и самим собой, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, обмениваются информацией и формируют впечатление друг о друге. Виды общения: 1.По степени опосредованности:- непосредственное (контакт глаза в глаза);- опосредованное (через посредника) 2.По характеру субъектов общения:- внутриличностное;(общ-е с разными стор-ми личности)- межличностное (между индивидами);- социальное (личность - группа);- межгрупповое (между группами) 3.По степени эмоциональной близости:- интимно-личностное (близкое);- ролевое (социальные роли, между знакомыми);- стандартизированное (между незнакомыми людьми) 4.По уровню сложности организации общения:- примитивный уровень общения (партнеры ориентируются на свои интересы, не понимают и не учитывают интересы и актуальное состояние другого; собственные намерения демонстрируют открыто);- манипулятивный уровень (манипулятор исходит из своих интересов, но они скрываются от партнера и манипулятор создает ситуацию, как-будто партнер сам хочет того, что от него хочет манипулятор; актуальное состояние себя и партнера хорошо понимается и учитывается);- конвенциональный (согласие –взаимозаинтересованное, бескорыстное общение)

 

 

Структура и функция общения

Возможны разные виды структуры общества: 1.По содержанию процесса общения:- коммуникативная сторона общения (процесс обмена информацией);- перцеп тивная (восприятие) сторона (процесс восприятия другого человека и формирования представления о том, что собой представляет данный человек);- интерактивная сторона (взаимодействие и взаимовлияние) 2.По динамике процесса общения:- фаза взаимонаправленности (включение партнеров в сферу внимания друг друга);- фаза взаимоотражения (формирование впечатления друг о друге);- фаза взаимоинформирования (обмен информацией);- фаза взаимоотключения (выход из контакта) 3.По характеристике позиций субъектов общения:- пристройка сверху(отеч.псих) (родитель)-(запад.псих) – доминирование (превосходство, ответственность, забота, контроль);- пристройка рядом (позиция взрослый) – равенство (партнерство, взаимоуважение, реалистичность);- пристройка снизу (позиция «ребенок» Бёрн)позиция подчинения – зависимость (безответственность) Функции общения:

1. Экзистенциальная – существования фильм»Изгой» 2.Развивающая – формирование личности 3.Коррекционная – коррекция поведения 4.Интегративная – объединение людей 5.Регулятивная – организация координирования совместной деятельности 6.Коммуникативная – обмен опыта, информацией 7.Презентационная – демонстрации индивида 8.Психотерапевтическая – коррекция эмоционального состояния

 

 

Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении

Под коммуникацией понимается процесс формирования сообщения, его передачи, получения и подтверждения получения (обратная связь).между индивидами. Специфические особенности:1.В качестве объекта коммуникации выступает индивид (человек) 2.Интерсубъективный характер коммуникации. Объект коммуникации, в межличностном общении выступает так же и субъектом коммуникации. 3.Индивиды не просто обмениваются информацией, но и влияют друг на друга 4.Наличие двойной обратной связи:- о правильном нонимании содержания сообщения, - об отношении к содержанию сообщения (реакция, оценка) 5.Наличие психологических коммуникативных барьеров (препятствий) к пониманию друг друга:- фонетических (произношения),- синтаксических (построение фразы),- семантических (значение фраз),- логических (разная логика),- стилистических (разный стиль общения)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.021 с.)