Как средство нападения на объекты глубокого тыла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как средство нападения на объекты глубокого тыла



Характеристика управляемых реактивных снарядов

Наряду с бурным развитием реактивной авиации в послевоен­ный период быстро развивается новый вид оружия — управляемые реактивные снаряды (УРС), появившиеся во время второй мировой войны.

Управляемым реактивным снарядом называется беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем, приборами управ­ления и боевым зарядом.

Управляемые реактивные снаряды отличаются от обычных артил­лерийских снарядов наличием реактивного двигателя, который обеспечивает большие дальности полета. Если обычная ствольная артиллерия стреляет на несколько десятков км, то некоторые управ­ляемые снаряды могут летать на несколько сот и даже тысяч км. Отличие управляемых реактивных снарядов от обычных артилле­рийских снарядов заключается также в том, что полетом их можно

управлять так, чтобы исключить отклонения от заданной траек­тории и точнее направить в цель.

Система управления реактивными снарядами Системой управления называется вся аьпаратура, при помощи которой определяется отклонение снаряда от заданной траектории, формирование командных сигналов и воздействие на приводы ру­лей. Системы управления бывают автономного управления, теле­управления и системы самонаведения.

Автономные системы управления

Автономной системой управления называется такая система, которая сосредоточена в снаряде и автоматически управляет его полетом. Программа полета снаряда задается при старте и после запуска система управления не позволяет вводить изменения в программу полета снаряда. К автономным системам управления относятся: гироскопическая, инерционная и астронавигационная

системы управления.

Гироскопическая система управления имеет в качестве прибора, позволяющего измерять отклонения оси снаряда от заданного на­правления, позиционный трехстепенный гироскоп. Особенностью такого гироскопа является способность удерживать неизменным за­данное положение своей главной оси в пространстве. Перед пуском снаряда главная ось гироскопа совмещается с направленной на цель продольной осью снаряда. При отклонении снаряда во время полета от заданного направления между осью снаряда и осью гиро- I скопа образуется угол, который постоянно измеряется в полете. В зависимости от величины этого угла отклоняются рули, возвра­щающие снаряд в требуемое положение. В результате этого снаряд летит по заданной траектории.

Для измерения пройденного снарядом расстояния на нем уста­навливаются измерители пройденного пути, от которых поступает сигнал органам управления на перевод.снаряда в пикирование на цель по достижении заданной дальности. Гироскопическая система управления проста по устройству, но не обеспечивает достаточной точности, поэтому ее можно применять на снарядах с небольшой

дальностью полета.

Инерционная система управления представляет собой комплекс аппаратуры, в котором в качестве основных приборов, измеряющих отклонения снаряда от заданной траектории, используются чувстви­тельные измерители ускорений — акселерометры. Кроме этого, система включает интегратор, счетно-решающее устройство и авто­пилот, связанные внутренней линией связи.

Интегратор служит для определения величины отклонения сна­ряда по величине ускорения путем двойного интегрирования. По­лученные данные отклонения все время поступают в счетно-решаю­щее устройство, которое сравнивает данные положения снаряда

с заданными и подает сигналы на приводы рулей. Сравнивая дей­ствительную траекторию полета снаряда с рассчитанной траекто­рией, по которой должен следовать снаряд, аппаратура управле­ния определяет величину отклонения и возвращает его на заданный курс с помощью рулей.

Инерционная система управления защищена от помех и обла­дает высокой точностью. Она устанавливается на самолетах-снаря­дах, воздушных торпедах и дальнобойных баллистических снарядах.

Астронавигационная система управления представляет собой сочетание простейшей гироскопической системы с автомагическими оптическими приборами, которые определяют текущие координаты снаряда по небесным светилам. Система состоит из автоматического секстанта (телескопа), счетно-решающего устройства и автопилота, связанных внутренней линией связи.

Сущность астронавигационного принципа управления заклю­чается в том, что на снаряде с помощью автоматически действую­щего секстанта пеленгуются две звезды достаточной яркости. Во время полета секстант измеряет пеленг на светила и показания сравниваются с программными. Навигационное счетно-решающее устройство служит для автоматического вычисления координат местоположения снаряда по поступающим в него текущим угло­вым координатам звезд. При отклонении снаряда от заданной траек­тории формируются командные сигналы, по которым снаряд воз­вращается на заданный курс с помощью рулей.

Астронавигационная система является помехозащищенной и до­статочно точной, причем точность ее не зависит от расстояния. Но она сложна и на определенных высотах подвержена влиянию метео­рологических условий. Применяется астронавигационная система в самолетах-снарядах и дальнобойных баллистических снарядах.

Системы телеуправления

При системе телеуправления снаряды управляются по радио с командного пункта, расположенного на земле, корабле или само­лете. Система состоит из командного блока, расположенного на командном пункте; исполнительного блока, находящегося в сна­ряде, и линии связи. Кроме того, для телеуправления необходима линия контроля, которая может быть визуальной, радиолокацион­ной или телевизионной, с помощью которой ведется наблюдение за целью и снарядом.

Действие системы телеуправления заключается в том, что при отклонении снаряда вырабатываются командные сигналы, которые в виде импульсов передаются в аппаратуру снаряда и включают приводы рулей, поворачивающие рули и направляющие снаряд в цель.

Основным недостатком систем телеуправления является под­верженность помехам, которые могут создаваться с помощью спе-

\

циальных устройств. Системы телеуправления применяются для наведения зенитных и авиационных снарядов на воздушные цели, а также для вывода на траекторию баллистических снарядов.

Системы самонаведения

Системой самонаведения называют установленную на снаряде аппаратуру, которая непрерывно автоматически определяет место­положение снаряда относительно цели, вырабатывает такие коман­ды управления рулями, при выполнении которых снаряд наводится на цель. Самонаведение основано на использовании чувствительных элементов, реагирующих на какие-либо излучения цели. При этом используются радиоизлучения, инфракрасные, звуковые и световые.

Самонаведение снаряда на цель заключается в том, что ось коор­динатора, чувствительного к излучению цели, совмещают с линией снаряд — цель. При отклонении снаряда от этой линии, координа­тор измеряет его и вырабатывает сигналы для возвращения снаряда на заданный курс с помощью рулей. Системы самонаведения при-. меняются для наведения зенитных и авиационных снарядов в по­движные воздушные цели, находящиеся на небольшом расстоянии. :.

Типы управляемых реактивных снарядов

Управляемые реактивные снаряды (УРС) создаются в США, Англии, Франции и в некоторых других капиталистических странах. Большое внимание уделяется созданию управляемых реактив­ных снарядов в США. Особенно интенсивно там начали вести раз­работку УРС с 1945 г., когда из Германии были вывезены образцы самолетов-снарядов ФАУ-1 и баллистических снарядов ФАУ-2. В настоящее время в США созданы десятки видов управляемых сна­рядов различного назначения.

В Англии начали заниматься созданием управляемых реактив­ных снарядов несколько позднее, но в настоящее время их снаряды поступают на вооружение. Кроме того, англичане закупают управ­ляемые реактивные снаряды в США.

Во Франции также созданы некоторые виды управляемых сна­рядов, и часть их имеется на вооружении. В других странах эта работа находится в начальной стадии.

^ За границей управляемые реактивные снаряды принято делить ^"на четыре основных класса: «земля — земля»; «земля — воздух»; «воздух — воздух»; «воздух — земля».

Снаряды класса «.земляземля» предназначаются для запуска с земли или с корабля по наземным и морским целям. По своему устройству эти снаряды делятся на самолеты-снаряды и баллисти­ческие снаряды. 16

•^Самолётом-снарядом принято называть беспилотный летатель­ный аппарат, по форме напоминающий небольшой самолет, управ­ляемый автоматически и предназначенный для доставки боевого заряда к цели.

По своему устройству самолет-снаряд состоит из планера, двига­теля, приборов управления и боевого заряда. В корпусе такого снаряда находится аппаратура управления и элементы двигатель­ной установки: баки с горючим, баллоны с сжатым газом для подачи горючего в камеру сгорания, при­боры регулирования работы двига­теля, а в передней части боевой за­ряд с взрывателем. Заряд может быть как ядерный, так и обычного взрывчатого вещества.

На самолете-снаряде могут устанавливаться турбореактивные, пульсирующие или прямоточные С} воздушно-реактивные двигатели. Кроме основного двигателя, для взлета самолета-снаряда приме-няются пороховые или жидкостные ускорители, отделяющиеся в воз-I духе. Запуск может производить-О/ ся также с помощью катапульты.

Запуск самолета-снаряда мо-жет производиться с наземных

пусковых установок с корабля или с самолета. Самолет-снаряд, запущенный с наклонных направляющих, совершает полет как обычный самолет с дозвуковой или сверхзвуковой скоростью на высоте 10—20 км. Управляется самолет-снаряд с помощью, авто­номной системы управления или телеуправления. Дальность полета самолетов-снарядов может достигать нескольких сот и даже тысяч километров. К самолетам-снарядам США относятся: «Матадор», «Регулус», «Снарк» и «Навахо».

Самолет-снаряд «Матадор» представляет собой цельнометалли­ческий свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стре­ловидным крылом и хвостовым оперением на верхушке киля. Са­молет-снаряд снабжен мощным турбореактивным двигателем.

Запускают самолет-снаряд «Матадор» с подвижной пусковой установки, смонтированной на автоприцепе. Управление в полете производится с помощью автономной системы управления. Самолет-снаряд может нести мощный боевой заряд обычного взрывчатого вещества или ядерный.

Усовершенствованной моделью самолета-снаряда «Матадор» является самолет-снаряд «Мэйс» (рис. 5), который имеет большую скорость и дальность полета.

Зак. 961

Рис. 5.

Самолет-снаряд (США)

МЭЙС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.013 с.)