Вопрос 14 фил. Нового времени. Бэкон, декарт, спиноза, юм, Беркли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14 фил. Нового времени. Бэкон, декарт, спиноза, юм, Беркли



Вопрос 13 Пантеизм

Пантеи́зм— учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).термин «П.» введен теологом И. Фаем (1709) Пантеизм имеет 4 основные формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).«Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» Растворяв. бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной.

 

 

Вопрос 20 Конфуций, Кон-во. Благ. муж и его добродетели

Конфу́ций — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю.

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств. государственной идеологии, который сохранился до начала XX в.Конфуцианство - китайское этико-политическое учение. культа предков. этика, политика. Культ Чиновников. Беспрекословность. Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника, погребение. Переселение душ. В основе морально-этического оформления конфуцианского учения лежат идеи культуры, то есть определенного комплекса знаний, позволяющего каждому человеку пользоваться ритуальной теорией и практикой и тем самым находить свое законное, правильное место в мире; и человечность, то есть установление такого характера межличностных и межгрупповых отношений, при котором каждый индивидуум должен задумываться над тем, чтобы не доставлять окружающим тех нежелательных впечатлений, эмоций, огорчений, которых бы не желал самому себе. Экзамены.

Благородный муж — является в конфуцианстве

нормативной личностью, совершенным

(прежде всего, с моральной точки зрения), гуманным человеком. Это не пол, это общее определение

 

 

Вопрос 47 Интересы

Интерес оциальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить общественную жизнь с помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, который, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.

И.Кант проблему интереса рассматривал преимущественно в связи с практическим разумом. Обратившись к анализу нравственности, он решительно выступал против истолкования интереса посредством сведения его только к чувственному удовольствию. По мнению философа, истинно моральный поступок отрешен от всякой чувственности, при этом побуждением к моральному поступку является уважение к моральному закону. «Из понятия побуждения, - пишет И.Кант в своей «Критике практического разума», - возникает понятие интереса, которое никогда не приписывается ни одному существу, кроме того, которое имеет разум, и обозначает побуждение воли, поскольку оно представляется через разум. А так как сам закон должен быть побуждением к морально доброй воле, то моральный интерес есть чистый, свободный от чувственности интерес только практического разума. На понятии интереса основывается понятие максимы. Эта максима, следовательно, в моральном отношении истинна, когда основывается только на интересе, который принимают в исполнение закона. Все три понятия побуждения, интереса и максимы могут быть применены только к конечному существу».

Вопрос 11 Ф. Аквинский

(1225-1274) Познание объективно и истинно, но не может охватить всё. В царство богословия нельзя проникнуть естественной силой мышления. Можно доказать существование Бога, бессмертие души, но не троичность, воплощение или последний суд. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума. Но она не противоречит разуму. Философия религиозные истины толкует в категориях разума и опровергает ложные аргументы против веры. Философия не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выдвинутые против неё аргументы. То, что может быть доказано, может быть постигнуто и при помощи веры.Мир состоит из иерархических ступеней – неживой природы, мира растений и животных, мир людей, духовная сфера, Бог.

Бог абсолютен и необусловлен, потому он существует с необходимостью. Бог является простым бытием, сущим, сотворённая вещь, существо, является бытием сложным. Материальное, телесное состоит из формы и материи. Духовное имеет только форму.

Онтологическое доказательство отвергается. Выражение “Бог существует” не является для разума очевидным и врождённым. Никто не знает о сущности Бога достаточно, чтобы вывести из неё его существование.1Всё движимое движется чем-нибудь. Нельзя продолжать до бесконечности ибо тогда бы не существовало перводвигателя.

2Всё в мире имеет ряд действующих причин. Должна быть и первая действующая причина.

3Случайное зависит от необходимого, а необходимое – от иного необходимого.Сущ. первая необходимость, необходимость в самом себе.4Сущ степени совершенства, поэтому должна существовать наивысшая степень совершенства.5Всё, кажущееся случайным и бесполезным, направляется к цели, имеет смысл. Существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели.Душа – чистая форма, неуничтожима и бессмертна.

и интеллектуальная - разум. Приоритет разума перед волей.Воля свободна. Смысл жизни в счастье, которое есть познание и созерцание Бога.Государство должно заботится об общем благе. Подданные должны подчиняться господам. Схоласт. В связи с этим Фома сформулировал ряд принципиальных положений:1. Теология самодостаточна: она использует науку и философию в целях лучшего понимания божественных истин, но не зависит от них.2. Истины теологии имеют своим источником откровение, а истины науки - чувственный опыт и разум. Поэтому они (теология и наука) не мешают друг другу, а лишь дополняют одна другую, существую в согласии.

Фома считал, что доказать существование Бога можно двумя способами, а именно - через причину и через следствие.

 

Вопрос 13 Пантеизм

Пантеи́зм— учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).термин «П.» введен теологом И. Фаем (1709) Пантеизм имеет 4 основные формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).«Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» Растворяв. бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной.

 

 

Вопрос 14 Фил. Нового времени. Бэкон, Декарт, Спиноза, Юм, Беркли

Бэкон: индуктивной методологии научного исследования, целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. «Знание — сила». Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают[источник?] теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Эмпирик.

Б. разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами») "Призраки рода" из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. "Пр пещеры" — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. "Пр площади" — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью."Пр театра" — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.

Декарт: Ф. была дуалистической, т. е. признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относит.Главным вкладом Д. в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Другой важнейшей чертой подхода Д. был механицизм. Материя состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения

Док-во Бога.

Спиноза: Свою метафизику строит по аналогии с логикой в «Этике», его основном произведении. Что предполагает:

(1) задание алфавита (определение терминов),

(2) формулировку логических законов (аксиом),

(3) вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий. Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание сознания: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума»Все должно иметь своё причинное объяснение. Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Рассудок и интуиция призваны освободить человека от подчинения страстям.

Юм: наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Беркли философское мировоззрение развилось отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов.

 

 

Вопрос 15 Немецкая классическая философия

этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков. Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: Что есть знание? Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека.

Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: "Истинной формой истины является система знания". Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Фихте (1762-1814) с его субъективным идеализмом. (отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.) мир - это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития.

Ф. Шеллинг (1775-1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой больше, чем умозаключений и доказательств.Шеллинг утверждал единство природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Гегель (1770-1831). сторонник идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. заслугой Гегеля введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

 

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является народ: восточный мир, греческий мир, В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Фейербах (1804-1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, "природная" сторона в человеке гипертрофировалась, а "социальная" − недооценивалась. Из всех человеческих чувств выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.027 с.)