Взгляды Шопенгауэра на посмертное состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды Шопенгауэра на посмертное состояние



 

«Студент: Расскажите в двух словах, чем я стану после смерти? И помните, ответ должен быть ясным и точным.

Философ: Всем и ничем.

Студент: Так я и думал. Я поставил перед вами проблему, а вы отвечаете парадоксом. Не Довольно избитый ход.

Философ: Верно, но ты задаешь трансцендентальный вопрос и ждешь, что я отвечу на языке имманетного знания. Неудивительно, что результатом явилось противоречие.

Студент: Что же вы понимаете под «трансцендентальным вопросом» и «имманентным знанием»? Я, конечно, слышал эти выражения и раньше, для меня они не новы. Наш профессор часто пользуется ими, говоря о Господе, и все сказанное им совершенно справедливо и благопристойно. Его аргументы таковы: «Если Бог пребывает в самом мире, Он имманентен; если находится где–то снаружи — трансцендентен; и нет ничего яснее и очевиднее». Вы понимаете, о чем идет речь. Но эта кантианская болтовня уже ни на что не годится; она устарела и к нынешним воззрениям не применима. Современное германское знание представляет целый ряд выдающихся личностей.

Философ (в сторону): Он имеет в виду «германское пустословие».

Студент: Великий Шлейермахер, к примеру, или другой гигантский ум — Гегель… Мы же попросту теряем время, обсуждая какой–то нонсенс. Я хочу сказать, что мы уже настолько далеки от этого, что все это больше невозможно использовать. Как можно применить это сегодня? Что это означает?

Философ: Трансцендентальное знание — это знание, которое выходит за пределы возможного опыта и пытается распознать заключенную в себе самой природу вещей. Имманентное знание, напротив, целиком помещает себя в определенные рамки и не может быть применимо ни к чему, кроме текущих явлений. Она говорит, что смерть станет концом твоего существования, поскольку ты представляешь собой индивидуальность. Но ведь индивидуальность не является твоей подлинной и глубинной сутью; это лишь ее внешнее проявление, манифестация. Индивидуальность — это не вещь в себе, а явление, предстающее во временной форме и имеющее потому начало и конец. Истинная же твоя сущность не знает ни времени, ни начала, ни конца, ни каких–то других ограничений, обусловленных индивидуальностью. Она всегда присутствует в каждом индивидууме, и вне ее индивидуум не может существовать.

Поэтому, когда придет смерть, с одной стороны ты как индивидуум будешь уничтожен, а с другой — продолжишь существовать. Это я и имел в виду, говоря, что после смерти ты будешь всем и ничем. Трудно дать более точный и короткий ответ на заданный тобою вопрос. Я согласен, что ответ содержит противоречие, но суть его проста: твоя земная жизнь ограничена во времени, тогда как бессмертная сущность пребывает в Вечности. Ты можешь представить это и следующим образом: твоя бессмертная часть превосходит время и, следовательно, неразрушаема. Но это вновь приведет тебя к противоречию. Таким образом ты видишь, что пытаешься втиснуть нечто непостижимое в рамки ограниченного знания. В некотором смысле это насилие над последним — использование его ненадлежащим образом, поскольку оно предназначено для иного.

Студент: Послушайте, я не дам и ломаного гроша за ваше бессмертие, в котором не будет моего индивидуального существования.

Философ: Хорошо, попробуем согласиться с твоей точкой зрения. Предположим, я гарантирую тебе, что после смерти ты продолжишь существовать как индивидуальность, но только при условии, что первые три месяца ты проведешь в абсолютно бессознательном состоянии.

Студент: Что ж, против такого варианта я не возражаю.

Философ: Но если человек находится без сознания, времени для него не существует. Поэтому после смерти тебе будет все равно, проведешь ты до возвращения своей индивидуальности три месяца или десять тысяч лет в бессознательном состоянии.

Студент: Должен признать, что вы правы.

Философ: Но всегда есть вероятность, что после этих десяти тысяч лет никто не вспомнит, что тебя надо разбудить (полагаю, это было бы огромным невезением). И после стольких лет, проведенных в небытии, ты полностью привыкнешь к этому состоянию, наступившему после всего лишь нескольких лет жизни. В любом случае ты можешь быть уверен, что будешь пребывать в полном неведении относительно всего происходящего. Затем, если ты сочтешь, что таинственная сила, вернувшая тебе твою нынешнюю жизнь, никогда не вырезала из неё десять тысяч лет для совершенно иного существования, ты будешь полностью утешен.

Студент: Конечно! Вы думаете, что своими речами заставите меня перестать жалеть о моей индивидуальности, но я не попадусь в ваши ловушки! Я еще раз повторю, что меня не устраивает существование, в котором нет моей индивидуальности. Я не променяю свою индивидуальность на какую–то «таинственную силу».

Философ: Ты, разумеется, уверен, что твоя индивидуальность — замечательная вещь, столь ослепительная, великолепная и несравненная, что невозможно вообразить ничего совершеннее. Но не хотелось ли тебе сменить твое нынешнее состояние, если только ты можешь это себе представить, на нечто, превосходящее его?

Студент: Разве вы не понимаете, что моя индивидуальность — это и есть мое истинное «Я»? Для меня это самая важная вещь в мире. «Бог есть Бог, а я есть я». Это я хочу существовать, я сам! Вот что главное. Меня не заботит существование, реальность которого мне еще необходимо доказать.

Философ: Подумай о том, что ты делаешь. Говоря: «я», «я», «я хочу существовать» — ты не уникален. О том же говорит любое существо, в котором хоть в какой–то степени присутствует сознание. И значит это твое желание является желанием той части тебя, которая не принадлежит индивидуальности; к той части, что присуща всем созданиям без различия. Это крик не индивидуальности, но самой ее сути. Это неотъемлемый элемент всего существующего; нет, это причина всего существования! Эта жажда столь велика, что ее не удовлетворит ничто, кроме существования вообще, — никакое ограниченное индивидуальное существование. Нет, не оно является истинной целью! Оно лишь представляется таковой, потому что страстное желание жить достигает границ сознания исключительно в индивидууме, и, следовательно, порождает иллюзию, будто оно и беспокоит только индивидуума. Эта ложь, если ей верить, становится правдой, но если мы осознаем ее, мы можем сломать оковы и освободиться.

Я лишь хочу сказать, что сильнейшая тяга к существованию неотъемлемо присуща любому индивидууму. Эта воля к жизни так реальна и непосредственна; она остается неизменной при любых обстоятельствах. Отсюда следует, что существование — это свободное действие; его даже можно назвать простым отражением воли. Где есть место существованию, должна быть и воля к нему; и, постойте, эта воля получает удовлетворение от самого факта существования, насколько это удовлетворение достижимо вообще. Извечная жажда бытия не заботится о конкретном индивидууме, это — не ее дело, хотя, несмотря на сказанное, оно косвенно проявляется именно в индивидуальном сознании. Это проявление заставляет индивидуума беспокоиться о поддержании собственного существования, и если бы это было не так, не было бы никакой уверенности в сохранении вида. Итак, совершенно ясно, что индивидуальность — это не образец совершенства, а скорее способ ограничения, и освобождение от нее будет не потерей, а скорее приобретением. Пусть этот вопрос тебя больше не беспокоит. Когда–нибудь осознай полностью, чем ты являешься; пойми, что в действительности твое существование представляет собой проявление универсальной воли к жизни, — и вопрос существования в целом покажется тебе детским и совершенно нелепым.

Студент: Это ваши слова детски и совершенно нелепы, как у всех философов! И если человек моего возраста уделил беседе с таким глупцом четверть часа, то лишь потому, что это было забавно и помогло скоротать время. А теперь у меня есть дела поважнее, поэтому–до свидания!»

 

Последние мыслеформы

 

Последняя мысль умирающего оказывает влияние на его последующую судьбу. Она определяет его будущее рождение.

Владыка Кришна говорит в «Бхагават–Гите»: «Думающий о каком–то существе в момент оставления тела, это тело затем и получит. О Каунтея [Арджуна], так заведено в природе» (8:6).

Аджамела [Ajamela] утратил божественное руководство и вел разрушающую его жизнь. Он впал во тьму смертного греха и обратился к воровству и грабежу. Он стал рабом публичных женщин и отцом десятерых детей, последний из которых был назван Нараяной.

Когда Аджамела умирал, и три ужасных посланника смерти приблизились к нему, он сосредоточил все свои мысли на младшем сыне и в величайшем волнении выкрикнул его имя. После упоминания имени Нараяны немедленно прибыли слуги Владыки Хари и прогнали посланников смерти. Они забрали Аджамелу в Вайкунту, мир Вишну.

Душа Сисупалы [Sisupala] вошла в Верховное Божество сверкающей искрой несказанной славы и великолепия. Гнусный Сисупала, проведший всю свою жизнь в поношении Владыки Кришны, по окончании её слился с Господом.

Червь на стене, ужаленный осой, становится ею. Так и человек, сосредоточивший свою ненависть на Господе, получает отпущение своих грехов и достигает Господа силой своей привязанности. Так пастушки–гопи, достигли этого камой (страстью), Камса [Kamsa] - страхом, Сисупала — ненавистью, а Нарада [Narada] - любовью.

Владыка Кришна говорит в «Гите»: «Для любого, интенсивно и сосредоточенно думающего обо мне, я легко достижим, точно так же, как для устремленных йогинов; достигшие же меня и слившиеся со мной не будут вновь рождены в изменчивом мире горя и страданий. О Арджуна! Покуда все рожденные Брахмой миры непостоянны и имеют каждый свой час разрушения, достигшие меня не будут перерождаться. Поэтому постоянно медитируй на меня, высшего Васудеву; привяжи ко мне свой ум и интеллект. Тогда, несомненно, ты меня достигнешь» (8:14–16).

Постоянная практика сосредоточения ума на Господе позволит даже человеку, погруженному в мирские дела, автоматически сосредоточить мысли на Господе во время ухода из жизни. Владыка сказал: «Каждый, чей ум непрерывно заполнен практикой йоги и не отвлекается на другие препятствия, достигнет Высшего Пуруши в блеске славы».

«Думающие обо мне в момент смерти, принимающие мое подлинное существо как Высшего Владыки Кришны, или Нараяны, по уходе из тела воистину сольются со мной. Непременно! В какой форме размышляет человек обо мне в момент смерти, той формы он и достигнет; и эта форма станет результатом утверждения его мысли в определенном направлении и постоянной медитации на нее».

«Тот, кто сосредоточит мышление на мне, даже уходя из жизни, кто достигнет божественного состояния отказа от всего и будет пребывать в Брахмане, тот освободится от иллюзий».

Имеющий устойчивую привычку нюхать табак имитирует аналогичное движение пальцами и будучи без сознанияя, даже перед смертью, — такова сила привычки. Последней мыслью распутника будет мысль о его женщине; последней мыслью закоренелого пьяницы–мысль о глотке горячительного; последней мыслью алчного ростовщика — мысль о его деньгах; последней мыслью сражающегося солдата будет мысль о выстреле, поражающем его врага; последней мыслью матери, сильно привязанной к единственному сыну, будет мысль о нем.

Раджа Бхарата [Bharata], будучи человеком милосердным, воспитал олененка и так крепко к нему привязался, что мысль о его питомце стала его последней мыслью. Поэтому в следующей жизни он был воплощен оленем, сохранив при этом память о предыдущем рождении и обладая развитой душой.

Мысль о Боге станет последней мыслью человека только в том случае, если он в течение всей жизни дисциплинировал свой ум и постоянно пытался сосредоточить свои мысли на Господе. Этого не произойдет в результате случайной одно–двухдневной, недельной или месячной практики. Необходимы постоянные усилия и упорство в течение всей жизни.

 

Личность и индивидуальность

 

Следует различать личность и индивидуальность. Многие ставят между этими двумя понятиями знак равенства, смешивают их и оттого совершенно запутываются. Другие считают, что личность и есть индивидуальность, а индивидуальность — личность. В действительности же личностью является то, что отличает один объект от другого, одну персону от другой. Личностные характеристики, говоря общепринятым языком, относятся к физическому телу. Если человек высок, хорошо сложен и обладает приятной внешностью, если его лицо имеет утонченные черты, мы говорим, что мистер такой–то — приятная личность. Если кто–то способен оказывать влияние на других, люди говорят, что это сильная личность. Если кто–то пуглив и робок, мы говорим о нем, что он личность слабая и должен себя развить. Другими словами, для достижения успеха в обществе необходимо быть личностью.

Термин «личность», «персональность», произошел от латинского «persona», маска. Личное — это то, что имеет отношение к физическому телу. Господин или госпожа такие–то обладают личностными характеристиками. Голод, жажда, физическая красота, черный или красный цвет, рост, телосложение, гнев и все телесные ограничения имеют отношение к личности. Брамин, санъясин, купец, доктор — все это личностные описания. Это маска, которую носит человек.

Смерть, безусловно, разрушает личность, но она не способна уничтожить индивидуальность. Индивидуальность отделена от тела, она существует в ином измерении. Никакого отношения к вашей личности она не имеет. Это ощущение внутреннего «я». Это как продолжение единого потока, продолжение одной мысли, принадлежащей вашему «я». Все остальное вращается вокруг этого «я». «Я был мальчиком. Я стал мужчиной. Я стал доктором. Я ем. Я пью. Я говорю. Я размышляю. Я еду в Америку, Англию, Францию, Германию…», — все эти состояния объединяется единым «я». «Я» — обитатель этого тела, и оно едино и в детстве, и в юности, и в старости.

Ваши личины–личности меняются, но ваша индивидуальность, ваше ощущение внутреннего «я» неизменно, потому что оно неразрывно связано с вами. После смерти вы забираете это ощущение с собой. Даже в дреме вы сохраняете ощущение своего внутреннего «я». Ощущение «я» присутствует даже во время глубокого сна, и если этого не происходит, вы не можете вспомнить, что во сне были счастливы.

Вы можете утратить свою индивидуальность, став единым с высшим «Я» Пара Брахмана через медитацию и нирвикальпа–самадхи. Как вода из кувшина объединяется с океаном, когда разбивается кувшин, так и индивидуальность растворяется в Бесконечности или Всеобщности, когда разрушается невежество, когда через постижение Вечного, брахмаджнану, уничтожается идея разделения. Понятна ли вам теперь разница между личностью и индивидуальностью?

 

Верования древних египтян

 

Египтяне верили в существование «двойника». Это нечто вроде тени тела, существующей, лишь пока тело живо. Душа по представлениям египтян — только двойник: у нее нет собственной индивидуальности; она не может никуда уйти, поскольку накрепко привязана к телу; если тело повреждается, то душа повреждается точно также. Поэтому, желая, чтобы душа оставалась невредимой, египтяне так заботились о сохранении тела. Мумифицируя умерших, они создавали прибежище для души. Они стремились сохранить тела навечно, чтобы обеспечить ушедшей душе бессмертие.

Двойник существует, только пока существует тело. Если тело умершего разрушается, ушедшая душа погибает вместе с ним. После смерти душа почти свободно странствует по миру и возвращается к местонахождению тела, томимая сильным голодом и жаждой.

Халдеи также верили в существование двойника, который разрушается вместе с телом. Они ожидали повторного возвращения тела к жизни и не представляли себе существования без своего физического тела.

Древние египтяне и халдеи так и не смогли полностью отделить идею души от телесных останков или места их захоронения. Некоторые из христиан также ожидают воскрешения тела, для чего оно бальзамируется ими и хоронится в земле. Христиане не сжигают умерших, как это делают индуисты. Они все еще верят, что их тело восстанет после смерти. Индуисты, напротив, не желают, чтобы ушедшая душа оставалась возле тела хотя бы минуту.

Развоплотившаяся душа всегда настроена на повторное вкушение радостей жизни. Она надеется получить новое физическое тело для исполнения своих желаний. Индуисты не хотят, чтобы их души были привязаны к земле. Они стремятся к тому, чтобы души как можно быстрее попали в обитель радости, и по этой причине сразу сжигают мертвое тело.

 

 

Глава V. Реинкарнация

 

 

Всеобщий закон

 

Сегодня учение о перевоплощении принимается большей частью человечества. Истинность его признана великими восточными народами. Сотни миллионов индуистов, буддистов и джайнов сделали учение о перевоплощении основой своей философии, религии, государственного управления и социального устройства. На той же основе была построена древняя цивилизация Египта, откуда это учение было передано далее — Пифагору, Платону, Вергилию и Овидию, распространившим его в Греции и Италии. Пифагор, основавший свою философскую школу в VI веке до н.э., учил доктрине перерождения и, что также любопытно, предписывал воздерживаться от поедания плоти. Лейтмотивом платоновской философии являются его слова о том, что всё знание представляет собой воспоминания. Это положение полностью было принято и неоплатониками — Проклом и Плотином. Оно лежит в корне философских представленией персидских унаджей [Unagi]. Учение о метемпсихозе было сутью верований друидов, и от них было передано кельтам, галлам и бриттам. Идея перевоплощения — любимая тема арабских мудрецов. Ее отчетливое отражение можно найти в ритуалах и церемониях древних римлян, друидов и иудеев. Последние восприняли это учение после вавилонского пленения. Иоанн Креститель считался у них следующим воплощением пророка Ильи, а Иисус воспринимался как возвращение на землю одного из древних пророков. Кант, Шеллинг и Шопенгауэр поддерживали доктрину первоплощения.

Такие теологи как Юлиус Мюллер [Julius Muller], Дорнье [Dorner], Эдвард Бичер [Beecher] также защищали её. И сегодня эта идея правит бирманцами, сиамами, китайцами, японцами, монголами, тибетцами, жителями восточной Индии и цейлонцами — в общей сложности двумя третями человечества.

Не удивительно ли, что это великое философское понятие, которое индуисты, буддисты и джайны дали миру за столетия до наступления христианской эры, на Западе многократно обливалось грязью невежества и уничтожалось абсурдными догматами, пришедшими из мрака средневековья? Идея чистилища, по–видимому, была разработана католиками для замены именно этой идеи. Хотя раннехристианской церковью трансмиграция душ признавалась, преследуя истинных мудрецов и уничтожив неисчислимое количество рукописей Константинопольской библиотеки, церковная иерархия погрузила всю Европу во тьму, положив на алтарь невежества тысячи жертв инквизиции и миллионны погибших в результате религиозных войн и гонений.

Очевидное свидетельство веры в закон перевоплощения присутствует даже в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна (9:2) ученики задали вопрос Иисусу: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Ответ можно дать, исходя из двух известных доктрин: либо из моисеевой, гласящей, что грехи отцов переходят на их детей до третьего и четвертого колена, либо из теории перевоплощения. Иисус ответил просто, что «не согрешил ни он, ни родители его», и его ответ не отрицает предшествующего существования этого человека. Иисус также Косвенно указывал, что Илья впоследствии воплотился Иоанном Крестителем.

Что же представляет из себя учение о перевоплощении, или реинкарнации? Считается, что душа приходит в жизнь не как временное порождение плоти, а как нечто, уже прошедшее длительный путь прежних существований. Что порождает в мозгу мысль «Я есть Я»? Это осознание реальной целостности не меняется от колыбели до самой смерти. С детства и до глубокой старости, на всем протяжении нашего жизненного пути, где происходит полная замена всех составляющих мозг атомов, ощущение «Я есть Я» остается прежним. Это «Я есть Я» и является душой. Это она делает возможными воспоминания; это её собственное, а не какое–то иное сознание. Следовательно, она представляет собой самосущее единство. Закон сохранения энергии справедлив как для физического, так и для духовного мира. Следовательно, как ни один атом не может быть создан или разрушен, так и бытие души не может быть создано или разрушено. Что может произойти с душой после того, что мы называем смертью? Ни одна сила во Вселенной не способна уничтожить её.

Перевоплощение — единственное учение, которое способно дать ответ на вопрос о первородном грехе. Невозможно выдумать для этого мира большую несправедливость, чем то, что я страдаю за прегрешения своих предков. То, что Адам повинен в наших грехах — лишь подмена понятий, трюк теологов. Никто, кроме самого индивидуума, не может быть наказан за его неправедные поступки. Станет ли судья, восседающий на троне правосудия, в качестве справедливого возмездия за убийство, совершенного мистером А., приговаривать к смерти — добровольному самоубийству — мистера Б.? И если он это сделает, не будет ли такой судья привлечен к ответственности за принуждение к самоубийству? И готовы ли мы поверить, что вина одного человека может быть смыта страданием другого?

Доктрина реинкарнации помогает нам понять причины неравенства, несправедливости и зла, царящего в нашем мире. Почему один рождается бедным, а другой богатым? Почему кто–то появился на свет среди людоедов Центральной Африки, а кто–то в мирной индийской провинции? Почему король Георг рожден управлять территориями, на которых никогда не заходит солнце, а поденщик из Ассама трудится как раб на английской чайной плантации? В чем причина столь явной несправедливости? Даже те, кто верит в персонифицированного Создателя Вселенной, должны согласиться с доктриной перевоплощения, дабы снять с Бога обвинения в злонамеренности.

Вот вызов тем, кто не верит в индуистскую теорию перевоплощения: недавно в Дели маленькая девочка, Шанти Деви, произвела огромную сенсацию, дав живое описание своей прошлой жизни. Она узнала своего бывшего мужа и детей, рожденных ею в прошлой жизни и ныне живущих в Муттре. Она точно указала на то место в стене старого дома, который последние годы стоял закрытым, где когда–то хранились деньги. Все её утверждения были тщательно проверены и подтверждены уважаемыми свидетелями. Несколько подобных случаев отмечалось также в Рангуне, Ситапуре и других местах. Все они широко известны. Такого рода воспоминания объясняются тем, что вышедшая из тела джива мгновенно принимает повторное воплощение в старом линга шарира, или астральном теле, и потому сохраняет воспоминания о прошлой жизни. При этом джива не пребывает длительное время в тонком мире для создания нового ума и другого астрального тела в соответствии с накопленным опытом, а повторно использует старое.

Акт сосания у младенцев и плавание новорожденных утят — это инстинктивные действия, доказывающие существование памяти, которая может быть результатом соответствующих впечатлений, неотделимых от существа и доставшихся ему в наследство от неизвестных прошлых воплощений. Каждое действие оставляет в читте свою самскара, которые в сумме образуют память. А память уже сама ведет к новым действиям и свежим впечатлениям. Этот цикл, Чакрика [Chakrika], вечен, как и его аналог — семечко и дерево.

У этого процесса нет начала и конца. Каждое существо страстно привязано к своему физическому существованию, абхинивезе [Abhinivesa]. Эта «жажда жизни» извечна. Жизненный опыт также не имеет точки отсчета. Вы не можете представить, чтобы ощущение «ахам» [Aham], или внутреннего «я», отсутствовало бы в вас. Это ощущение непрерывно и бесконечно. Отсюда мы можем сделать очень простое заключение, что прежде у нас уже были воплощения.

В каждом живущем кроется страх перед смертью, желание избежать её боли. В том, кто рожден лишь однажды и никогда не умирал, трудно объяснить наличие этого страха. Ясно, что его может испытывать только тот, кто сохранил воспоминания о страдании, испытанном в результате некоего процесса. Никакое проявление невозможно без побудившей его причины. Почему ребенок, не испытавший в этой жизни смерти, падая с материнских колен будет дрожать и хвататься руками за ожерелье, висящее на её груди? Почему ребенок испытывает страх перед смертью? Не воспоминание ли это о боли, сопровождающей умирание? Присутствие этого страха явственно видно из реакции ребенка.

Известны примеры детей–гениев. Пятилетние малыши становятся виртуозами игры на рояле или скрипке. Шри Джнана Дэв написал свои комментарии к «Гите» — «Джнанешвари» в возрасте четырнадцати лет. Встречаются дети–математики. В Мадрасе жил мальчик Бхагаватар, который руководил катхами, чтением священных писаний, будучи всего восьми лет от роду. Как можно объяснить этот странный феномен? Это не причуды природы. Это явление можно объяснить только с точки зрения теории перевоплощения. Если кто–то всерьез стремится изучить музыку или математику, он привнесет эти впечатления в следующее рождение и проявит свои способности в этих сферах, будучи еще ребенком.

Каждый ребенок рождается с определенными устремлениями и наклонностями, сложившимися за прошедшие жизни. Ни один ребенок не рождается с девственно чистым умом, в который можно вложить все, что угодно; его ум — не tabula rasa, не белый лист бумаги. Все мы уже жили когда–то. Об этом настоятельно твердят великие мудрецы, риши и йогины прошлого и настоящего. В это верил и Иисус Христос, говоривший: «Я существовал до Авраама».

Оппоненты доктрины перевоплощения обычно приводят следующий аргумент: «Почему мы не помним своего прошлого?» Но помните ли вы свое раннее детство? Может ли кто–то поделиться удивительными впечатлениями своего младенческого возраста? И можете ли вы сказать, что вас тогда не существовало, поскольку вы не сохранили об этом воспоминаний? Конечно же, нет. Если ваше существование определяется только памятью, то это можно считать доказательством того, что в детстве вас не было, поскольку сейчас вы этого не помните. Детали стираются из памяти, но приобретенное опытом знание остается как составная часть вашего существа. Пока вы существуете в физическом теле, вы используете для функционирования памяти мозг. Однако, переходя от одного воплощения к другому, душа не переносит старый мозг в новое тело. Накопленное знание присутствует в подсознании (читте) в виде впечатлений.

Когда вы поступаете в колледж, вы приносите с собой знания, полученные в школе. В ходе дальнейшей учебы вы пополняете и развиваете их. И хотя вы не помните всего, что делали в школе, полученный в ней опыт остается при вас и помогает вам во время обучения в колледже.

Если бы вы полностью помнили все свое прошлое, вы бы не смогли правильно действовать в настоящем. Например, ваш старинный враг может воплотиться в этой жизни вашим сыном. И если бы вы помнили о прошлом, то подняли бы на него свой меч. Чувство ненависти однажды разгорелось бы в вашем сердце.

Прошлое от вас скрывает Мать Природа. Помнить его нежелательно. Представим на минуту, что вы помните свои прошлые воплощения. Точно зная, что вы совершили в прошлой жизни те или иные греховные действия, вы будете от этого страдать. Вы будете постоянно помнить об этом и корить себя, вы потеряете сон и не сможете нормально есть. Поэтому мудрецы говорят: «Не вспоминай прошлое, не загадывай на будущее, занимайся настоящим. Живи только данным моментом. Питай благие мысли, твори добро, и ты сможешь улучшить будущее».

Йогины могут вспоминать свои прошлые жизни, сосредоточившись на самскара, или подсознательных воспоминаниях. А путем концентрации на ваших самскара они могут рассказать о ваших прежних воплощениях. Если вы владеете техникой непосредственного восприятия прошлых впечатлений, то путем раджа–йогической самъямы (дхарана, дхиана и самадхи одновременно) вы вспомните свои прошлые жизни. В раджа–йогической философии Махариши Патанджали вы найдете следующее: «Со способностью воспринимать впечатления приходит знание прошлой жизни» (3:18). Весь опыт прошлых рождений содержится в вашем подсознании, читте, в виде определенных впечатлений или какой–то скрытой силы. Эти воспоминания — чрезвычайно тонкая субстанция, сравнимая с записанным на пластинке звуком. Они существуют в волновой форме, и вы можете активизировать их в своей памяти. Поэтому, если йогин способен осуществить самъяму, достигнув в читте уровня впечатлений о прошлых воплощениях, он может вспомнить все детали всех своих прежних жизней.

 

Причины и следствия

 

Бесспорно, человек привязан к земной жизни. И эта привязанность указывает на наличие прошлого опыта, полученного в прежнем существовании. Также это доказывает существование следующей жизни, ибо человек любит жизнь и очень надеется, что она продолжится и в будущем.

Кто–то уходит из жизни всего через несколько недель, месяцев или лет после рождения. Некоторые дети умирают еще в материнской утробе. Другие доживают до столетнего возраста. Почему так происходит? Почему кто–то живет так недолго, а кто–то до глубокой старости? Случайно ли это? Существует ли закон, определяющий жизнь и смерть? Приходят ли и уходят человеческие существа без определенной цели?

Да, существует высший закон, определяющий жизнь и смерть: закон причины и следствия. Этот закон определяет все. Он неумолим и всесилен. Ему подчинен весь этот мир и все остальные законы. Закон причины и следствия — это закон кармы. Бог никого не наказывает, человек лишь пожинает плоды своей кармы. Он срывает плоды радости, принесенные его благими деяниями, или же страдает от болезней, горя и материальных потерь, расплачиваясь за свои дурные поступки.

Инстинкт является результатом прошлого опыта. На этом основывай один из главных аргументов индуистов в пользу теории реинкарнации. Опыт прошлых смертей остается в подсознании в латентном, дремлющем состоянии. Он сохраняется в виде самскара, впечатлений. Этот опыт работает на подсознательном уровне, лежащем глубже уровня объективного ума. Человек чрезвычайно боится смерти, потому что где–то внутри него живы воспоминания об испытанной при этом боли.

Любовь с первого взгляда также представляется явным признаком существовавшей прежде любви. Эти души уже любили друг друга ранее. Они помнят и чувствуют это во время встречи. Эта любовь основана не на сексе и потому редко разушается. Будда рассказывал своей жене о её доброте, проявленной к нему в предыдущей жизни, и несколько раз описывал детали прежней жизни других людей.

Любое следствие имеет свою причину. Что–то не может произойти из ничего; существование не может произойти из небытия — это фундаментальный закон современной науки. Это также и фундаментальная философская доктрина. Вы не могли прийти из ниоткуда. Существует какая–то причина вашего появления здесь. Кто–то рождается слепцом, кто–то гением, кто–то глупцом, кто–то богат, кто–то беден, кто–то здоров, кто–то вечно болен, и на все это есть определенные причины. Причина — это непроявленное условие следствия. Следствие — проявленная форма причины. Дерево является причиной, а его семя — следствием. Туча — причина, дождь — следствие. В потенциале внутри семени заключено целое дерево. Семечко смоковницы может произвести только смоковницу, но никак не манго. Капля человеческого семени может произвести только человека, но никак не лошадь. Из крошечной капли семени вырастает большое человеческое существо со всеми органами и конечностями, — разве это не чудо? Из малого семени вырастает гигантское дерево баньяна. Разве это не удивительно? Закройте глаза и поразмышляйте об этом таинстве, и вы ощутите удивление и благоговение.

Внутри плотного человеческого тела находится другое, тонкое, называемое линга шарира или сушима деха. В момент смерти тонкое тело со всеми своими впечатлениями и желаниями выходит из плотного. Оно бесформенно и похоже на облачко, невидимое для обычного зрения. Тонкое тело уходит в высшие небесные сферы, а затем повторно проявляется в плотной оболочке. Процесс проявления тонкого тела в плотном называется реинкарнацией. Можно отрицать этот закон, но он существует. Он безжалостен и суров. Если вы его отрицаете, то этим лишь обнаруживаете собственное невежество, тогда как сам закон, несомненно, свершается, не взирая на то, принимаете вы его или нет. Так солнечный свет сияет независимо от того, нравится или не нравится это совам.

Вы получаете свое знание опытным путем. К примеру, человек учится играть на фортепиано. Сперва он внимательно и осознанно ставит каждый палец. Затем снова и снова повторяет упражнения. И вот, спустя некоторое время, пальцы начинают двигаться самостоятельно, и он играет, больше не глядя на клавиши. И даже в этом случае ваша склонность является результатом ваших сознательных действий в прошлом.

Если ваши желания не реализованы в этой жизни, вы вновь вернетесь на земной план для их исполнения. Если вы мечтали стать большим музыкантом, но этого не произошло, ваше страстное желание приведет вас назад на земной план в более подходящем окружении и при благоприятных обстоятельствах. И тогда с самого детства вами будет владеть стремление стать великим музыкантом.

Все неравенство способностей и многообразие проявлений гениальности невозможно объяснить лишь наследственностью. Родители, братья и сестры этих выдающихся людей нередко вполне ординарны. Наклонности — это результат прошлых действий, и они не передаются по наследству. Гении собрали свои таланты в прежде прожитых жизнях.

Шри Шанкара [Sri Sankara] и Шри Гьяна Дев [Sri Gyana Dev] еще в детстве знали Веды и другие шастры. Случается, что ребенок играет на скрипке, как настоящий мастер, или создает глубокие комментарии к древним священным книгам. Знаменитый немецкий поэт Гете владел семнадцатью языками. Эти достижения гениев не были приобретением одной жизни: это опыт, полученный в предыдущих существованиях.

Ваша нынешняя жизнь является результатом прошлых действий, и все, что вы делаете сейчас, определяет ваше будущее рождение. Вы двигаетесь в русле закона причинности и вращаетесь в колесе рождений и смертей. Это и есть закон перевоплощения. В него вовлечены все живые существа. Когда вы познаете Вечность, это колесо распадется, и вы достигнете свободы и совершенства.

Ваш опыт трудно разрушить. Ваши поступки наполнены невидимой силой, адриштам [Adrishtam] или апурвой, реализующей плоды ваших действий. Повторяющиеся действия превращаются в тенденции. Если вы совершили несколько поступков, руководствуясь состраданием, вы таким образом усилили в себе склонность к этому благородному качеству. Тот, кто умеет сострадать в этой жизни, совершил великие человеколюбивые деяния в прошлых своих воплощениях.

Помните, что каждое ваше рождение определяется кармой. Если человек потакает животным страстям в себе, в будущем он рождается животным. Учение о перевоплощении так же старо, как Веды или сами Гималаи. Оно разрешает многие проблемы нашей жизни. Каждое слово, мысль и действие копятся внутри вас. Следуйте добру, творите благое, питайте лучшие мысли, очищайте свое сердце, постоянно размышляйте о Вечном Атмане, или Универсальной Душе, и вы вырветесь из круга рождений и смертей и достигнете бессмертия и вечного блаженства уже при этой жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.061 с.)