Анализ расходов государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ расходов государственного бюджета



Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.

Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

Необходимым принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов.

Для того, чтобы лучше понять динамику изменения расходной части госбюджета Республики Казахстан, проанализируем основные показатели за несколько прошедших лет.

 

 

Рисунок 4 - Динамика роста расходов государственного бюджета в период 2010-2015 гг.

 

Рисунок 4 наглядно демонстрирует рост расходов государственного бюджета. По сравнению с 2010 годом в 2015 году государственные расходы увеличились более чем в 3 раза. Значительный рост расходов наблюдается в последние года. Так в 2014 году расходы госбюджета по сравнению с 2013 годом увеличились на 49 %, а в 2015 году по сравнению с 2014 расходы выросли на 22%.

Проанализируем расходы государственного бюджета за период с 2003 по 2015 года по видам (таблица 2).

Таблица 2 - Расходы государственного бюджета за период 2010 по 2015 гг., млн. тенге

            (план на 1 сентября)
             
Расходы 1 068 439 1 323 821 1 720 114 2 092 534 3 113 573 3 816 350
Государственные услуги общего характера 65 542 83 859 104 287 124 903 168 489 184 308
Оборона 47 483 58 011 78 663 99 992 166 646 167 481
  Общественный порядок и безопасность 91 593 118 564 152 904 179 872 240 993 270 191  
  Образование 152 734 195 583 261 210 327 773 455 780 577 153  
  Здравоохранение 89 781 131 184 185 456 223 373 299 391 396 855  
  Социальное обеспечение и социальная помощь 239 229 272 333 345 356 422 423 502 381 627 328  
  Жилищно-коммунальное хозяйство 34 693 69 058 130 226 149 430 221 462 266 573  
  Культура, спорт, туризм и информационное пространство 33 788 43 948 59 005 82 479 125 712 159 976  
  Топливно-энергетический комплекс и недропользование 8 486 25 319 30 612 37 186 86 275 78 546  
  Cельское,водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 62 471 83 256 90 848 103 143 129 503 163 520  
  Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 3 896 2 353 5 215 12 434 10 465 11 111  
  Транспорт и связь 84 513 106 926 130 132 175 095 308 262 335 754  
  Прочие 106 297 89 147 102 195 115 116 364 163 519 706  
  Обслуживание долга 35 437 34 970 30 344 28 698 34 011 57 849  
  Трансферты 12 497 9 310 13 658 10 619      
  Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2010-2019 годы Министерства финансов РК  
                         

 

В приложении 2 отражено структурное представление расходов государственного бюджета за 2015 год, из которого видно, что основными статьями расхода государственного бюджета являются социальное обеспечение и социальная помощь – 16%, образование –15%, здравоохранение – 10%, общественный порядок и безопасность – 8%.

В 2015 году расходы на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность выросли более чем в 2,5 раза. Однако в структуре республиканского бюджета доля расходов на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность незначительна: в 2014 году - 0,1%, в 2015 году - 0,3 процента.

При этом, по данной функциональной группе осуществлялись расходы на прикладные научные исследования технологического характера, прикладные научные исследования в области строительства, а также выделены целевые трансферты на развитие бюджету Карагандинской области на строительство инфраструктуры индустриального парка в городе Караганде и акимату Южно-Казахстанской области на развитие инфраструктуры специальной экономической зоны «Оңтүстік».

В целом по сравнению с 2014 годом расходы республиканского бюджета увеличены на:

- транспорт и коммуникации и прочие расходы – на 70%,

- топливно-энергетический комплекс, недропользование и оборону – на 60%,

- культуру, спорт, туризм и информационное пространство – на 50%,

- образование - на 40%,

- сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрану окружающей среды и животного мира, земельные отношения; жилищно-коммунальное хозяйство; общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность; государственные услуги общего характера – на 30%,

- здравоохранение, обслуживание долга, субвенции областным бюджетам и социальную помощь и социальное обеспечение на 20 процентов.

 

Сумма неосвоения республиканского бюджета за первое полугодие текущего года составила 44,9 млрд. тенге, план не исполнен по объективным причинам на сумму 5,9 млрд.тенге, на 39,9 млрд.тенге по субъективным.

 


Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышает эффективность производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Такой вид налогообложения считается наиболее прогрессивным, так как население не имеет возможности переложить налог на отпускные цены. Бизнес же такую практику применяет, когда его доходы облагаются налогом. Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики.

Общие показатели государственного бюджета Республики Казахстан выглядят следующим образом: за 2015 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4 040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2015 год без учета погашения займов составили 4 373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4 419,6 млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге.

Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется целью создать наилучшие условия для функционирования рыночной системы - это охрана института частной собственности, создание условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время, в условиях кризиса особенно четко обозначились усилия правительств на поддержание высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Планирование и исполнение бюджета в будущем будет сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести ответственность за качественное исполнение своих функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.)