Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие уголовно-процессуального законодательства о прекращении уголовного дела
История уголовного процесса является отображением истории государства и личности. Известно, что в Советском Союзе большое внимание уделялось роли общественности в борьбе с преступностью. Безнаказанность в глазах общественности всегда была мощным криминогенным фактором, стимулирующим рост преступности. В ранее действующем уголовно-процессуальном институте прекращения уголовных дел общественность активно участвовала в борьбе с преступностью, что проявлялось в освобождении лица от уголовной ответственности и привлечении его к административной ответственности, передаче лица на поруки, передаче дела в товарищеский суд, в комиссию по делам несовершеннолетних. С изменением политического и экономического положения в России роль общественности стала не столь существенна и в известной степени потеряла свою значимость в борьбе с преступностью. В российском уголовном праве наказание уже давно не является единственной формой реализации уголовной ответственности за совершенное преступление. В ходе многолетнего развития уголовное право выработало средства, позволяющие с минимальными затратами обеспечить исправление лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, а в отдельных случаях и средней тяжести. Рассматривая становление понятия уголовной ответственности, автор отмечает, что оно этимологически берет свое начало в идее ответственности вообще, появившейся еще в до государственный период жизни человечества в связи с представлениями о добре и зле, долге, совести, честности, равноправия, справедливости и так далее. Освобождение от уголовной ответственности (и наказания) не было характерным институтом для российского законодательства, однако реальное освобождение имело место в правоприменительной практике. Основываясь на том, что эволюционирование данного правового института неразрывно связано с развитием уголовного судопроизводства в целом, в стиле традиций российской уголовно-процессуальной науки, автором выделяются следующие этапы формирования национального законодательства: 1) русский уголовный процесс до Свода законов; 2) уголовный процесс по Своду законов (изданий 1832, 1842 и 1857 гг.); 3) уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г.;
4) советский уголовный процесс; 5) постсоветское уголовное судопроизводство. Для первого и второго из указанных этапов характерно то, что в законодательстве появляются и в какой-то мере эволюционируют предпосылки формирования института прекращения уголовного дела и уголовного преследования, как целостной структуры уголовно-процессуального права. Вместе с тем, действия законодателя того времени в данном направлении еще не имеют системного характера, что объясняется, главным образом, активным поиском наиболее эффективных процессуальных процедур. Так, уже в X - XI вв. в нормативных актах упоминаются обстоятельства, установление которых исключало уголовное преследование лица со стороны государственных органов, несмотря на внешний противоправный характер его деяния (например, появляется прообраз современного права на примирение с потерпевшим). В период действия Судебников 1497, 1550 гг., Соборного уложения 1649 г. отказ от уголовного преследования имел место в случае смерти лица (убийства), а также по прошествии длительного времени вследствие давности события. Позднее более четкое указание в законах находит самостоятельная группа обстоятельств прекращения уголовно-процессуального производства, применение которых обусловливалось вступившим в силу решением. Законодатель закрепляет отказ государственных органов от пересмотра ранее решенного дела с введением принципа "решенное дело почитается за истину" (ст. 109 главы X Соборного уложения 1649 г.). При этом предписывалось оставлять в силе все судебные решения, вынесенные на основе законов, действовавших до Уложения. Активно начали использоваться обстоятельства, содержавшие основания освобождения лица от применения наказания в силу предписаний самого закона. Несколько позже получили оформление, институты права, исключающие наступление уголовной ответственности. Это: необходимая оборона (арт. 156, 157, ч. 3 арт. 185 Артикула Воинского 1715 г.), крайняя необходимость (арт. 123, 180), юридический казус как неумышленное и неосторожное убийство. В артикуле 176 содержалось предписание, касающееся освобождения от наказания. Анализ законодательных источников средневекового периода и отчасти петровской эпохи показывает, что основной целью наказания, его сущностью было, безусловно, устрашение и общее предупреждение. Позднее, в царствование Екатерины 11 цели наказания претерпели существенное изменение под влиянием гуманистических идей, заимствованных из Западной Европы. В знаменитом Наказе Екатерина 11 провозгласила, что цель наказания заключается не в возмездии и устрашении, напротив, в области мелких преступлений цель наказания состоит в исправлении, в области же крупных преступлений – в воспрепятствовании преступникам причинять вред обществу.
"Прародителем" института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних можно считать предписание Воинского Устава Петра I (1715 г.). Впервые в российском праве законодательно был закреплен возраст, по достижении которого лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления. Дети до 10-летнего возраста вообще освобождались от уголовной ответственности, однако с оговоркой в законе о том, что они при этом должны быть наказаны своими родителями или помещиком. Однако, правовые предписания того времени носили казуальный характер, не исчерпывали всего круга ситуаций, были разбросаны по текстам различных законов и системы не образовывали. Впервые основания прекращения уголовного преследования были приведены в систему в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., которая нашла закрепление, а также определенное развитие и в УПК РСФСР 1923 г. Далее перечень оснований для прекращения уголовного дела был значительно изменен Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г., где он стал более реально отражать все многообразие ситуаций, препятствующих дальнейшему производству по уголовному делу либо указывающих на нецелесообразность продолжения уголовного преследования обвиняемого. В послереволюционном законодательстве идея освобождения от уголовной ответственности формулировалась по-разному. Так, 12 декабря 1919 г. Народный Комиссариат Юстиции, издает Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, в ст. 16 которых было указано: c исчезновением условий, в которых определенное деяние, или лицо, его совершившее, представлялись опасными для данного строя, совершивший его не подвергается наказанию. В УПК РСФСР 1960 г., наряду с воспроизведением содержания ст. 5 Основ, устанавливался ряд дополнительных оснований к прекращению уголовного дела (недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления, отсутствие опасности для общества лица или совершенного им деяния при производстве по применению принудительных мер медицинского характера, изменение обстановки, передача дела в товарищеский суд, комиссию по делам несовершеннолетних, передача лица на поруки). За время действия УПК РСФСР (1960-2002 гг.) система оснований прекращения уголовного дела значительно видоизменилась. Наиболее существенные коррективы в нее были внесены в связи с принятием в 1996 г. УК РФ. Накануне реформы уголовно-процессуального законодательства 2002 г. вопросы совершенствования системы оснований прекращения уголовного дела стали одними из приоритетных, что, главным образом, обусловливалось:
а) несовершенством сложившейся в УПК РСФСР законодательной регламентации оснований прекращения уголовных дел и необходимостью доработки многих соответствующих законодательных новелл 1990-х гг. с учетом практики их применения, а также введения дополнительных оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования; б) большим удельным весом уголовных дел, оканчиваемых прекращением, в результате чего затрагиваются существенные нрава и интересы граждан; в) развитием уголовно-процессуальной доктрины института прекращения уголовных дел, располагавшей набором вариантов решения многих "наболевших" вопросов, связанных с формулированием в законодательстве оснований окончания расследования уголовного дела в форме его прекращения. Изложенное позволило сформулировать вывод о том, что правовой институт прекращения уголовно-процессуального производства в общем виде является исторически обусловленной совокупностью юридических норм, регулирующих обстоятельства и процедуру окончания правовых отношений посредством прекращения уголовного дела или уголовного преследования, соответствующих целям (назначению) уголовной юстиции. На протяжении всего времени, а особенно в 20 и начале 21 веков, совершенствование рассматриваемого института происходило в неразрывной связи с развитием отечественной юридической науки, предметом исследования которой были, как фундаментальные, так и прикладные аспекты прекращения уголовно - процессуального производства. Анализ развития законодательства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), показал, что возникновение и существование как данного правового института в целом, так и отдельных оснований прекращения уголовно-процессуальных отношений не было случайным. Все это вызывалось необходимостью и, прежде всего, социальной. С учетом этого, социально-правовую обусловленность института прекращения уголовно-процессуального производства в целом автор определяет, во-первых, необходимостью защиты законных прав и свобод, как участников уголовного судопроизводства, так и иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затронули их интересы, и, во - вторых, необходимостью максимально учесть все объективные и субъективные особенности конкретного случая, чтобы сделать правильный вывод о возможности исправления и перевоспитания лица без применения уголовного наказания.
Существенные изменения были внесены в декабре 1996 г. в уголовно-процессуальное законодательство. Произошли значительные изменения в уголовно-процессуальном институте прекращения уголовных дел с января 1997 г., после введения в действие Уголовного кодекса России. Таким образом, Правовой институт прекращения уголовно-процессуального производства в общем виде является исторически обусловленной совокупностью юридических норм, регулирующих обстоятельства и процедуру окончания правовых отношений посредством прекращения уголовного дела или уголовного преследования, соответствующих целям (назначению) уголовной юстиции. На протяжении всего времени, а особенно в 20 и начале 21 веков, совершенствование рассматриваемого института происходило в неразрывной связи с развитием отечественной юридической науки, предметом исследования которой были, как фундаментальные, так и прикладные аспекты прекращения уголовно-процессуального производства. Анализ развития законодательства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), показал, что возникновение и существование как данного правового института в целом, так и отдельных оснований прекращения уголовно - процессуальных отношений не было случайным. Все это вызывалось необходимостью и, прежде всего, социальной. С учетом этого, социально-правовую обусловленность института прекращения уголовно-процессуального производства в целом автор определяет, во-первых, необходимостью защиты законных прав и свобод, как участников уголовного судопроизводства, так и иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затронули их интересы, и, во-вторых, необходимостью максимально учесть все объективные и субъективные особенности конкретного случая, чтобы сделать правильный вывод о возможности исправления и перевоспитания лица без применения уголовного наказания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.01 с.) |