Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-раСтр 1 из 7Следующая ⇒
Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах: 1-как науку и дисципл. (обект исслед -ния- нац. хоз. сис-ма; предмет исслед-ния – соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управления и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., системн. (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и структурно- функцион. подход (в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2- как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва,террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й). НЭ структурируют по признакам: 1) по организационному признаку (НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных организационно-правовых форм и форм собст-ти); 2) по структурному (НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: промыш-сть, АПК, воен.-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институциональному (НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.). НЭ нах-ся в сложном трансформационном состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной совокупности институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда). Осн. МЭ показатеои: опред-е, методика расчета. ВВП -совок ст-ть пр-й произвед. в стране за год. Методы расчета: произ-ный -исключ из ст-ти всех выпущ тов-в и услуг той их части,к-я была израсх в пр-се пр-ва.Или же как сумма добавл ст-ти.Добавл ст-сть-ст-ть создан в пр-се пр-ва не вкл сырье и мат-лы.В ВВП также вкл чистые налоги(разн между налог и субсид). Распред метод (по источн доходов)-сум-ся поток доходов к-е получ влад ф-ров пр-ва. Метод конечн использ -сумма расходов субъек нац эк на конечн потребл:расх дом хоз,фирм,гос-ва,чистый экспорт.ВВП –реальн(в баз ценах) и номинальн(в тек ценах).
ВНП -пр-во тов и услуг резидентами страны за год.» метода расч ВНП:по расх и по доходам.Должно быть равенство,если нет то сущ теневая эк-ка. ЧНП =ВНП-Ам; ВНД -сумма первичн дох-в получ резид данного гос-ва в связи с их прямым или косвен участием в пр-ве ВВП своей страны и ВВП др гос-в. ЧНД =ВНД-Ам. Располог нац дох( РНД)=ЧНД+Тек трансф из-за границы. ВНРД =ВВП+ЧНПИм+Субсид+ОТ+дох от собст+предпр дох. ЧНРД =ВНРД-Потребл осн капит.ВНС(вал нац сбер)=ВНРДк-й не идет на кон потр и равно суме вал сбер. ЧНС =ВНС-Потр осн капит. Факторы, определяющие ЭР национальной экономической системы. Факторы,влияющие на ЭР принято делить на 2 группы: 1) Подгруппа А (факторы предложения)-кол-во и кач-во труд.рес-сов,капитал,технологии. 2) Подгруппа В (факторы спроса и распред-я)-эф-ть исп-я всех видов рес-сов,эф-ть и справедливое распред-е как рес-сов,так и гот.прод-и. Различ.также факторы: внутренние- опр-ся сост-ем нац.эк-ки(капитал,труд.рес-сы,емкость рынка,инвестиции,институцион.среда); внешние- зависят от сост-я мир.эк-ки и конъюнктуры мир.рынка(м/нар.разделение труда,политич.факторы-орг-я союзов,блоков). Факторы: экстенсивные, интенсивные. Кроме эк-их на темпы ЭР оказ.влияние и не эк.факторы(военно-пол.,клим.,демограф.). Отраслевая стр-ра НЭ Отр.стр-ра -совок-ть отраслей нар.-хоз-го комплекса,хар-ся опред. пропорциями и взаимосвязями. Отрасль -сов-ть предпр-й,произв-х однородную прод-ю или оказыв -х однор.услуги.В нар-хоз. комплексе к отраслям,произв-м товары относят: -пром-ть;-с/х;-лесное хоз-во;-строит-во.В нар-хоз. к-с вкл-ся также инфраструктура- сов-ть разл. матер-х средств,необх-х для обеспеч-я произв-х и социально-бытовых потребностей.Среди отраслей нар.хоз-ва особое место отводится пром-ти.Она выполн.комплексообразующие и районообраз-е ф-ии.Отраслевая стр-ра эк-ки хар-ся:1)стр-рой ВВП2)распредел-м числ-ти занятых по отраслям3)концентрация осн.фондов.
В отрасл.стр-ре РБ за период независ-ти произошли существ-е структ-е сдвиги и уд.вес пр-ва услуг превысил уд.вес пр-ва товаров.Такие измен-я явл-ся признаком перехода страны в постиндустриальную стадию разв-я. Хар-ка АПК. 2-й по значим-ти компл-с-АПК.Заним. 11,5%ВВП. В АПК выделяют 3 сферы:1) отр-ль пром.,обеспеч-я АПК ср-ми пр-ва и кап.строит-во в АПК.2) с/х и лесное хоз. 3) отр-ли,осущ-ее заготовку,перераб-ку с/х прод-ии и доведение её до потребителей. Гл.звено-с/х. (даёт более пол-ны всей прод-ии АПК). Стр-ра с/х: -пр-во зерна и зернобобовых,-картофеля,-овощ.и фрукт,-льна,-сах.свеклы,-рапса,-кормовых культур,-пр-во по выращ-ю кр.рог.скота,свиней и птицы. К отр-м,перерабат-м с/х сырьё относят:пищ.пром-ть,отр-ли лег.пр-ти,связ. с первичной обраб-й льна и шерсти,мукомольно-крупяную,комбикормовую пром-ть.Их доля в АПК-21-22%.Среди отр-й растен-ва осн. явл-ся зерновое хоз-во:рожь-23%,ячмень-27%,пшеница-15,5%,тритикале-15,5%. Лен-долгунец явл. осн. технической культурой. Картофилев-во ориентир-но на пр-во прод-ии для пищ.,технич.и кормовых целей.Относ.нов. напр-м раст-ва явл-ся возделывание рапса (потребность в растит. масле).В животнов-ве ведущая роль принадл.развед-ю кр.рог.скота.Равном. распр-на по террит. страны.2-я по знач-ти отр-ль- свин-во (сам.высок. убыточность). Птицев-во разв-ся в пригор. р-нах,местах концентрации Зернов.пр-ва.Состояние разв-я АПК-1 из проблем. моментов при присоед-ии к ВТО.2-я по знач-ти- пищ.пром-ть. Вкл. 3 осн. гр.отр-й:1)пищевкусовую(сахар.,кондит..)2)мясомолочную 3)рыбную.Пр-я таких отр-й имеются в каждой обл-ти,р-не,городе. Хар-ка строит. комплекса. Строит. комплекс включает: • строит. индустрию; • пром-ть строит. материалов; • пр-во машин и оборудования для пром-ти строит. материалов; • дорожное машиностроение. Строит. индустрия – сов-ть подрядных строит. и монтаж. орган-ций. На долю строит. комплекса прих-ся ок. 7,3% объема ВВП. В период с 1991г. по 1997г. хар-ся резким спадом. С 1997г. набл-ся тенденция ускорен. роста. Проблемы отрасли: -устаревш. технологии и нормативы; -дефицит раб. силы; -низкий ур-нь оплаты труда. Пр-во строит. материалов представлено: •цемент. пром-тью;• пр-вом стеновых и кровельных материалов; • стекольной, фарфорофаянсовой пром-тью. Проблема – недост. объем пр-ва в силу или изношенности ОФ или отсутствие произв. мощностей.
Соц-потребит. комплекс. СПК. Отрасли,производящие матер-ые блага для насел-я:оптово-розничную торговлю,общ-ное питание,ЖКХ,бытовое обслуживание.Наиб.значимая отрасль- торговля. Её значимость опред-ся тем,что свыше 70% ден.доходов населения направл-ся на покупку товара.На размеры товарооборота влияет ур-нь транспортного обслуживания,экологич-е факторы.В РБ наблюд-ся тенденция увел-я общего числа магазинов,но по сравнению с 1990 почти в 2 раза сократилось кол-во магазинов самообслуживания.При тенденции роста числа магазинов наблюд-ся уменьш-е среднеторговой площади 1 магазина.Сущ-ет норматив обеспеченности торговой площади.Он сост.320кв.м на 1000чел.В РБ он выполняется.Растёт число фирменных магазинов.Увел-ся кол-во рынков.Начиная с 2000г.развивается такой тип магазинов как магазины-склады на базе оптовых организаций.Приоритетной задачей развития соц-потребит-го комплекса явл.обеспечение высоких темпов роста платных услуг.
Фонд. Р:пон-е,ф-ии,стр-а. ФР явл. одним из баз-ых рын. инстит-ов и одноврем-о частью рынка кап-ла,где осущ-ся эмиссия,купля-продажа ЦБ.Его разв-е рассм-ся как одно из направ-ий активиз-ии инвест-ой деят-ти. Стр-ра:1- инвесторы(стратегич-ие и институцион-е); 2- эмитенты(орг-ии, заинтерес-ые в привлеч-ии ден. ср-в для разв-ия пр-ва); 3- инфрастр-ра(связ-ет все выше перечис-ое). Ф-ии:1- инвест-ая(образ-ие и распред-ие инвест.рес-ов,необх-ых для разв-ия пр-ва и НТП); 2- передел собств-ти путем исп-ия пакетов ЦБ(акций). Особен-ть в РБ:объем сделок на первичн. рынке больше чем на вторичном.В объеме опер-ий на ФР преобл-ют сделки с гос-ми ЦБ,их доля в бирж-ом обороте за 2007—98%.Бирж. сделки с акциями в 2007 носили эпизод-ий хар-р.Объем бирж.торгов 7,9 млрд.руб.Опер-и с акциями на внебирж.рынке более попул-ы(2007—6 трлн.руб).В РБ с 2004 сущ-ет нац.биржевой индекс.Предпринят ряд мер для актив-ии опер-ый на ФР;снижена ставка налога на дох-ды до24%;поэтап-но сним-ся мараторий на обращ-е акций,приоб-ых в ходе льгот. приватиз-ый;сниж-ся комисион-ые биржи;расшир-ся перечень ЦБ,обращ-е кот. разрешено только на бирж.рынке.
Цели и ф-и гос.рег-ия Цели гос-ва-совок-ть осн.приорит.напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос.интер-ов. Цели подразд.на 4 гр.:1.Общ.(сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-ку)2.коллич-опред(эк.хар-ки развития НЭ,кот-ые позволяют установить колл.задания).3.Соц.(сов-ть мер-ий,напр-ых на реал-ию соц.инт-ов отд.рег-ов соц.групп суб-ов хоз-ия)4.Спец.(сов-ть гос.мер-ий,напр.на реал-ию конк.эк.задач в рамках рег-ия текущей деят-ти). Фун-и гос.рег-я:1.эмиссия ден.,ден-кр.и нал-бюдж.рег-ие. 2.обесп-е гарантий прав и свобод лич-ти,прав собс-ка и суб-та хоз-ия3.обесп-ие мин.соц.станд-ов по предост-ю благ и услуг общ.пол-ия(обр-ие,кул-ра и тд).4.форм-ие устойч.макроэк.ситуации,вкл.эффект.функц-ие финн.учр-ий.5. реал-ия антимон.мер и поддержка конкур.среды.6.развитие науки,иннов.дея-ти и инф.тех-ий.7.проведение акт.внешэк.пол-ки,разв-е интегр.связей.8.форм-ие произ.,соц. и экол.инфрастр-р общегос.знач-ия,обесп.усл-ия для роста эк-ки и улуч-ия жизнедеят-ти нас-ия.9.поддержка соц-но незащищ.групп нас-ия.10.охрана окр.среды,межд.сотр-во при реш-и экол.проблем.11.форм-ие рац.тер.пропорций воспр-ва и комплек.развитие произ.сил регионов.12.обеспеч-е нац.без-ти стр.13.созд-е прав.базы рын.отн-ий и обес-е собл-я зак-в.14.разр-ка и реа-ия стратегии соц.-эк.развития. Мет-ды гос.рег-ия:1.админ.2.экон.
Подходы к проб-ме иерарх.разм-ия целей.1.эк.(критерий ранжиро-ия-пок-ль мин.издержек.фак-ов пр-ва,необ.для реа-ии)2.програм.-принятие нац.прог-м раз-ия по приорит.напр-ям.3.ситуац.-на основе реально слож.эк.ситуации.4.ранжир-ие целей эк.пол-ки с учетом инт-ов прав.пол.партии. Планир-е и прогн-ние в эк-ке: цели, задачи, ф-ии. Планирование – процесс, с помощью к-ого система приспосабливает свои рес-сы к изм-ям внешних и внутр. условий задачи – формул-е состава предстоящих плановых проблем, опред-е системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возм-стей развития эк-ки;- обоснов-ие выдвигаемых стратегий, целей и задач, кот. планирует осущ-ть страна в предстоящий период, проектирование желаемого будущего;- план-е осн-х ср-в достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необх-мых ср-в для приближения к желаемому будущему;- опред-е потребности ресурсов, планирование объемов и стр-ры необх-мых рес-сов и сроков их поступления;- проектир-е внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Цель:создание интегрированной системы принятия решений, к-ая предст. собой основу для всей ее деят-ти. Фун-и: выбор цели, опр-ние рес-сов, орг-ция процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач. Ф ормы планирования: директивное, стратегическое, индикативное. 1)Директивное план-е предполагает разработку планов и доведение плановых заданий до всех звеньев эк-ки, к-ые обязательны к выполнению, т.е. план принимает силу закона. 2)Стратегическое план-е — процесс опр-ния целей и значений эк.показателей по основным, наиб.важным направлениям соц.-эк.развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) на перспективу. Оно предполаг. учет ф-ров внешней среды. Его назначение -сделать оперативные и текущие управленческие реш-я обоснованными не только с т.зр-я сложившейся конъюнктуры, но и в первую очередь с позиций завтрашнего дня. 3)Индикативное план-е явл. Осно-м рабочим инструментом по реал-ции целей, поставленных в стратегич.плане развития с учетом конкретно складывающейся эк.ситуации.На практике могут применяться все 3 формы планирования: стратегическое, директивное, индикативное. Стратегическое план-е целесообразно применять на всех ур-нях эк-ки, директивное может исп-ся в ЧС, для решения важных народнохоз-ых проблем. Индикативное план-е носит рекомендательный, ориентирующий хар-р. Оно предполагает сочетание интересов гос-ва и предприн-лей. Цели прогн-ния: создать научн. предпосылки для принятия реш-ий. Они включ.: 1) научн. анализ тенденций разв-я эк-ки; 2)вариантное предвидение предстоящего разв-я; 3)оценку возможных последствий принимаемых реш-й; 39(2). Система планирования и прогнозирования(ПиП) национальной экономики. Основа законодат-ой базы в области ПиП-Закон «О гос ПиП соц-эк развития РБ»,принятый в 1998г. Гл цель гос прогн-ния:достижение устойч-го эк роста,выс степени занят-ти,стабил-ия цен внешнеэк равновесия и на этой основе повышение ур-ня жизни нас-ния. С-ма гос прогн-ов вкл-ет:-на долгоср-ую перспективу(Нац стратегия уст-ого соц-эк развития РБ на 15лет и Осн напр-ия развития РБ на 10лет);-среднеср-ую перспективу(Прогр-ма соц-эк р-тия РБ на 5лет);-краткоср-ую перс-ву(год-ой прогноз соц-эк р-тия РБ). Прогнозы соц-эк р-тия вкл-ют колич-ые показ-ли и кач-ные характ-ки макроэк-ой ситуации,эк и соц стр-ры,научно-техн р-тия,внешнеэк деят-ти,динамики пр-ва и потр-ния,ур-ней кач-ва жизни,эколог обстан-ки. Они разраб-ся исходя из комплекс-го анализа сложив-ся соц-эк,демограф и эколог ситуации,научно-техн и произв потенциалов РБ,внешн усл-вий,состояния прир рес-ов и персп-вы изм-ния указ-ых факторов.Прогнозы разраб-ся в целом по респ-ке,по народнохоз-ым компл-ам и отр-ям эк-ки,по админ-террит ед-цам в неск-их вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутр и внеш полит,эк и др факторов.
Внешнеэкономическая деятельность(ВЭД) Приоритетным напр-нием во внешнеэк-ой стратегии РБ останется развитие внешнеторговых связей со странами СНГ, и, прежде всего, с Российской Федерацией. Интересам РБ отвечает также развитие интеграционных связей в рамках Евразийского эк-ого сообщества, долгосрочное сотрудничество с Украиной, странами Балтии, Польшей, гос-ами Центр. и Восточной Европы. Перспективным явл-ся расширение ВЭ связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, к-ые заинтересованы в импорте из Б. пр-ции машиностроения, электроники, НТ разработок.Развитию ВЭ связей и созданию условий для продвижения бел-их товаров на р. стран дальнего зарубежья послужит реал-ция мер по вступлению РБ во Всемирную торговую организацию, активное участие республики в работе междунар-ых эк-их и финн-вых орг-ций.Намечается опережающий рост экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом пр-ва пр-ции промышл-сти, ВВП и напр-ние значительной части экспортной выручки на инвест-ый импорт. В стр-ре экспорта услуг приоритет будет отдан транспортным, деловым, строительным услугам и услугам связи. С введением в эксплуатацию газопровода Ямал – Европа возрастут услуги по транзиту газа. К 2005 г. предусматривается увеличить данный вид услуг в 2,2 раза по сравнению с 2000 г.Кач-но новый ур-нь функц-ния эк-ки в 2006–2010 гг. позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным гос-вам, так и к группам стран и союзам. Важным ф-ром снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из геогр-ого положения Б., расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений. В целом реал-ция поставленной задачи и предусм-мых мер позволит к 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличить экспорт товаров и услуг в 1,5–1,6 раза, сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на пол-ное сальдо внешней торговли. Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах: 1-как науку и дисципл. (обект исслед -ния- нац. хоз. сис-ма; предмет исслед-ния – соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управления и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., системн. (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и структурно- функцион. подход (в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2- как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва,террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й). НЭ структурируют по признакам: 1) по организационному признаку (НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных организационно-правовых форм и форм собст-ти); 2) по структурному (НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: промыш-сть, АПК, воен.-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институциональному (НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.). НЭ нах-ся в сложном трансформационном состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной совокупности институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.025 с.) |