Зеленение черемухи указывало крестьянину, что пора сажать ранний картофель, а цветение вербы – сигнал к выставке пчел на пасеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зеленение черемухи указывало крестьянину, что пора сажать ранний картофель, а цветение вербы – сигнал к выставке пчел на пасеке.



9 апреля. Матрена-настовица

Народные приметы: Примечали: «На Матрену щука хвостом лед разбивает», «Вешняя водополь скоро».

Народные поверья и обычаи: В этот день отбирали из погребов половину репы на семена. Крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты «онастить». С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты – для отбеливания. Места для этого облюбовывали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной стороне площадку с крепким настом, которую называли «настищем». В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом святой Матроны, осуждающей нерадивых хозяек.

10 апреля. Степанов венок. Мать-и-мачеха

Народные приметы: Мать-и-мачехи цветок теплит землю.

Народные поверья и обычаи: Считалось, что 10 апреля теряет силу Степанов венок, который вили еще прошлым летом. 15 августа вся семья, от мала до велика, собиралась на лугу и плела венок из луговых трав. Этот венок «славили» и вешали в красном углу для защиты семьи и дома от напастей. Когда подступала беда, хозяйка отрывала от венка травы и цветы и окатывала кипятком. Считалось, что добрый дух цветущего луга побеждал болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.

В этот день в народе «славили» мать-и-мачеху: «Матьи-мачеха всякснегодень после 10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла. Мать-и-мачеха – что солнышко расцветшее. Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой снег-старик? Подкосит тупой серп метели? Она – мать-цветок. Что бы то ни стало – она поднимается, несет свою ношу. И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!»

11 апреля. Марков день

Народные приметы: В этот день слушали березы и говорили: «Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое больным на здоровье, второе людям колодец, третье от зимы свет, четвертое дряхлым пеленанье».

Народные поверья и обычаи: Примечали, что в Марков день ломаются почки у черной смородины, калины, красной бузины. Крестьяне обливали их раствором чеснока против вредителей, выползающих из почек.

12 апреля. Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается - жди скорого похолодания или снега.

13 апреля. Огнище

Народные приметы: Облака идут против ветра – к дождю. Облака плывут низко – жди похолодания. Если весна ранняя и теплая, то можно сеять яровые.

Народные поверья и обычаи: Огнищанка – это крестьянка, рожденная в этот день. Она несла в поле уголья, разводила огонь, через который прыгали все жители деревни, чтобы очиститься. Была в старину и соха, которая называлась огнищевая, была она с прямым сошником, который легче прыгал через корни деревьев.

14 апреля. Мария Египетская. Марья Зажги Снега. Лед ломается хрястко - ходить опасно. Если лед сходит вдруг - год будет легкий, хороший. Лед на реке изникнет или на берегу останется - год будет тяжелым. "На Марию Египетскую снег и за колодой (и под кустом) растаял".

15 апреля. Тит Ледолом. Поликарп. Воду в реке весна разливает. "Загуляла река-матушка". "Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса". Начинается интенсивное токование глухарей.

16 апреля. Никита Водопол. Разливаются реки. Водяной просыпается от спячки. Рыбаки на Оке замечают: "Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет плохой".

17 апреля. Иосиф-песнопевец, смотрины ольховые

Народные приметы: Если сверчок кричит, то пришло время пахать под рожь.

Народные поверья и обычаи: Примечали, что на Иосифа начинает звучать голосок сверчка и впервые подает свой голос журавль. В этот день выходили на улицу, обращались к журавлям как к защитникам и борцам со злом. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Ольха – березе родня. Растет ольха по сырым лугам, по речным берегам. Распускаются, желтизной сияя, цветы ольхи по весне рано. Цветки ольхи называют ольховыми сережками. К осени вместо цветов появляются мелкие шишечки. Крестьянки собирали их впрок для лечения расстройства желудка.

18 апреля. Федулов день. Федора Ветреница. Апрель губы надул - тепляк подул. Сверчки просыпаются.

19 апреля. Евтихий-день тихий

Народные приметы: В этот день говорили: «На Евтихия день тихий, а коли Ерема пролетный ярится, ветром грозится, – хоть не сей рано яровины, семян не соберешь».

Народные поверья и обычаи: В этот день появлялись цветочки у повислой березы. Их собирали и готовили целебное снадобье.

Настойка из цветов березы. Взять березовые цветочки, наполнить ими бутылку, залить ее водкой и настаивать 7—10 дней. Принимать при бронхите по 5—10 капель, разбавленных в воде, 3 раза в день.

20 апреля. Акулина

Народные приметы: Если дождь на Акулину, то уродится хорошая калина.

Народные поверья и обычаи: Считается, что на Акулину просыпаются русалки и просят у людей холстины – укрыть нагое тело. Потому еще до зари крестьянки приносили им ношеную чистую рубашку, полотенце или холстины кусок. Верили, что русалки отблагодарят за эту заботу – «остерегут от глубокой воды и крестьянина, и детей его».

21 апреля. Родион и Руфь. Родион Выверни Оглобли. Первый выезд в поле. Если встреча красна солнца с месяцем добрая - ясный день и хорошее лето, а если худая - ненастье и плохое лето.

22 апреля. День Евпсихия

Народные приметы: Если ком земли не рассыпается, пахать ее рано – почва сырая, а если рассыпается – время пахать.

Народные поверья и обычаи: На Евпсихия обходили родники и ключи, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» У каждой семьи был свой источник, который почитали, чистили, с заботой, с любовью брали из него воду, умывались и пили. В народе верили, что вода из этого источника приносит здоровье.

23 апреля. Терентий маревный

Народные приметы: Если в этот день солнце в голубых и розовых маревах, то год будет хлебородный, а если выкатится из-за гор (горы) и, как на ладонь, на землю ляжет, то придется землю перепахивать, заново сеять.

24 апреля. Антон (Антип) Половод. "Антип воды распустил". По антиповой воде о хлебушке гадай. Если воды не вскрылись, то весна поздняя и лето плохим простоит. "Антип без воды - закрома без зерна".

25 апреля. Василий Парийский. Землю парит. "Антип воду льет на поймы, Василий пару поддает". "На Василия и земля запарится, как старуха в бане". Охотники утверждают, что это последний день, когда медведь выходит из берлоги, в которой проспал всю зиму. Позже этого дня он не лежит в берлоге. О зайцах говорят: "Заяц, заяц, выскочи из куста". Зайцы бегают днем. "Заяц - сед, навидался бед".

26 апреля. Шмели зашумели.

27 апреля. Мартын Лисогон. По приметам охотников, это день переселения лисиц со старых в новые норы. Считается, что первые три дня и три ночи своего новоселья бывают они и слепы, и глухи. "Лисицы роются меж пней, бегут на людей". "На Мартына курячья слепота на лисиц нападает". В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает их на отдельное семейное житье.

28 апреля. Пуд. "На Святого Пуда доставай пчел из-под спуда". Выставляют пчел из омшаников для облета.

29 апреля. Ирина (Арина). "Ирина - урви берега, разрой берега". "Не устоять берегу против Ирининой воды". "Ирина - заиграй овражки". Примечали: "Если овражки заиграют и опять замерзнут - жди помехи на урожай". Ольха цветом обвисает. Ирина-рассадница: сей капусту на рассадниках.

30 апреля. Зосим Соловецкий, Зосима Пчельник. Заступник пчеловодов. К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел: "На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике". Судили о будущем урожае гречихи: "Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника) - к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится".

 

ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ

Май – травник, травень.

Мудрость народная. Майская травка и голодного кормит.

Май – под каждым кустиком рай.

Май леса принаряжает, лето в гости ожидает.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 

1 мая. Козьма. Ольха зацвела - сей гречиху. Цветение фиалки и зацветание ивы-бредины указывают на начало сева редиса и моркови, лука, укропа и петрушки. По обычаям перед посевом выходят утром к обетнымстуденцам для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросают медные деньги на дно студенца. Другие считают более приличным смачивать семена речной водой в продолжении трех утренних зорь. В таком случае скрытность есть важное дело: иначе урожай будет худой. Если начало мая теплое - в конце будут холода, и наоборот.

2 мая. Иван Ветхопещерник. Выносят холсты в поле. Просят матушку-весну дать хороший урожай ржи.

3 мая. Федор. Окликание предков

Народные приметы: Если весна дружная, земля сделалась посевной, то пшеницу сеяли дня за три до Егория.

Народные поверья и обычаи: На Федора поминали умерших, так как считали, что на Федора покойники тоскуют по земной жизни, земля открывается и на Божий свет вылетают души ушедших от нас, чтобы мы могли свидеться с ними. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте. Ожидали за обеденным столом силу рода своего. Накрывали стол как можно сытнее, чтобы поглядели души предков на то, как не скудеет наше житье-бытье.

В этот день застилали стол белой скатертью, ставили хлеб-соль, зажигали свечи у икон и молились об урожае. Молились всей семьей и перед каждым большим делом. Вся крестьянская работа освящалась, так как крестьяне надеялись на помощь высших сил в своем нелегком труде.

4 мая. Рано зацвела черемуха - будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.

 

5 мая. Теплый май весну снаряжает (начинает). Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая. Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.

7 мая. Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 морозов.

8 мая. Марков день. Прилет певчих птиц стаями. "Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых".

9 мая. Глафира-горошница

Победные даты и святые дни: Контрнаступление наших войск под Москвой успешно завершилось к Рождеству Христову 1941/42. Блокада Ленинграда прервана в день святой Нины. Крупнейшее танковое сражение (на Курской дуге) закончилось победой в день апостолов Петра и Павла. В день памяти Сергия Радонежского наши войска перешли границу Польши. Германия дала согласие на капитуляцию в день Георгия Победоносца.

Народные приметы: Если лист березы развернулся полностью, то можно сажать картофель.

Народные поверья и обычаи: В день Глафиры-горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу. Копали гряды в огороде. Начинали раннюю посадку картофеля.

 

10 мая. Семен-ранопашец

Народные приметы: Если выпадет дождь добрый, то хлеба будет амбар полный. Ясный восход солнца – к ветренному лету.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «Ранопашец глядит: “Добро ли оттаяла земелька?”».

В этот день отхаживали пятами назад от поля, от «отворенной» (вспаханной земли), от злых духов: «На Семена-ранопашца всякие твари нечистые сон стряхивают с себя, выбираются на свет Божий». Крестьяне верили, что в этот день нечистая сила с полей пытается проникнуть в дом, в хлев, согреться и поживиться. По народному поверью, нечистые силы принимают то птичий образ, то звериный и жалостно к ногам человека являются. Были случаи, когда они появлялись «откуда ни возьмись», при наглухо закрытых дверях в виде котенка или вороненка. Если пригреть его, то потом беды не оберешься. Так что в этот день крестьянин работал в поле с оглядкой.

11 мая. Максимов день. Теплый ветер приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком.

12 мая. Девять мучеников

Народные приметы: Много оводов в этот день – к большому урожаю огурцов.

Народные поверья и обычаи: Этот день считается днем целителей и исцелений. Девять мучеников Кизических: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон считаются в народе толкователями сновидений и избавителями от оспы. Их имена знахари нашептывали над больными, чтобы исцелить от девяти недуг, от девяти напастей:

13 мая. Яков Апостол. "Теплый вечер на Иакова Апостола и звездная ночь - к вёдренному лету (грозному и теплому), к урожаю". Ясный восход солнца - вёдренное лето.

 

14 мая. Еремей Запрягальник. Самая ленивая соха - и та в поле. Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. "Еремей - про посевы разумей". "Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба пригожей"

15 мая. Борис и Глеб Сеятели. "Борис и Глеб сеют хлеб". День Афанасия. Соловьиный день - начинают петь соловьи. Запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.

16 мая. Мавра Зеленые Щи, Мавра молочница. В зеленые щи крапиву ищи. Обильней становится крестьянская пища. Коровы прибавляют молоко. "И хозяйке легко, коль на столе молоко". Трогаются в рост побеги ели.

17 мая. День баклушников

Народные приметы: Если накануне солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.

Народные поверья и обычаи: В этот день обучали свою смену те, которые умели «бить баклуши», чтобы не пропал такой дар. Сейчас «бить баклуши» понимается как безделие. Ранее к битью баклуш (заготовок для деревянных ложек) подходили весьма серьезно. Подбирали дерево нужной породы и с определенной части ствола, на нужной высоте, с нужной стороны вырезали чурочку для восстановления «плотиевого здоровья». Из чурбанов набивали баклуши и вырезали ложки. Вырезать грамотно ложку было легче, чем подобрать нужный чурбан. И это последнее слово тоже сегодня извращено, ведь «чур» – это предок. «Чур меня» означает буквально – «предок, храни меня».

18 мая. Ирина Рассадница. Высаживают огурцы и капустную рассаду, приговаривая: "Не будь голенаста - будь пузаста, не будь пустая - будь тугая; не будь красна - будь вкусна; не будь стара - будь молода; не будь мала - будь велика!" На Арину худая трава из поля вон: выжигают покосы, луга от прошлогодней травы (так называемый "пал", который очень вреден, но часто огонь переходит на лесные массивы).

19 мая. Иов Горошник. Иов Огуречник. Сажают огурцы, поливая их прудовой водой.

21 мая. Иван Богослов, Арсений Пшеничник. "На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу". "НаАрсеньев день - засевай пшеницу". Примечали: "День с дождями - гриб пойдет полками".

20 мая. Купальница

Народные приметы: Ранние ласточки – к счастливому году. Ласточки летают высоко – к ведру.

Народные поверья и обычаи: В этот день прогоняли лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды выставляли на мостки, а в полдень окатывали лошадей согретой солнцем водой.

Продолжалось жаркая пора сева. Говорили в народе: «На Купальницу надобно времени не упустить, да и силы не растерять».

21 мая. Иван Богослов пшеничник, Арсеньев день

Народные приметы: Если день с дождями, то гриб пойдет полками.

Народные поверья и обычаи: НаАрсеньев день засевали пшеницу и говорили: «Пришел Иван-пшеничник, выгоняй кобылицу, паши». По обычаю, в этот день странники и нищие, поклонившись пахотной полосе, заходили в крестьянские дома. Хозяйка кормила странников пшеничным пирогом, а те желали ей добрых всходов. Пироги – праздничное русское блюдо, на что указывает само слово «пирог», которое произошло от слова «пир». Тесто для пирогов готовится как на опаре, так и безопарным способом. В качестве начинки используются овощи, грибы, рассыпчатые каши, визига, рыба, мясо, творог, яйца. Сладкую начинку делают из варенья, изюма с рисом, чернослива и инжира, сушеной черемухи, реже из свежих ягод и фруктов. Разнообразна и форма пирогов – от традиционной прямоугольной до треугольной и даже фигурно

22 мая. Никола Вешний, Никола Теплый. Один из почитаемых на Руси праздников. Никола Чудотворец - заступник и покровитель русского народа. "Нет за мужика поборника - супротив Николы". "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Оба Николы - и Зимний (19 декабря), и Вешний - погоду устанавливают. "Никола Вешний - с теплом, Николай Зимний - с морозом". "Пришел бы Никола - а тепло будет". Травный день. На Евдокию курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся.

23 мая. Симон Зилот

Народные приметы: Если босая нога терпит холод в борозде, то и сей пшеницу. Сей пшеницу на Симона Зилота – родится, как злото.

Народные поверья и обычаи: На Симона Зилота земля именинница – грех пахать. Крестьяне не брались в этот день ни за какую земляную работу: не пахали, не боронили, не рыли и особенно остерегались вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя. Тем же, кто работал, говорили: «Нынче Симона-гулимоналентяя преподобного», «Нынче Симоны, завтра Гулимоны, а там по кабакам крестный ход».

По народному поверью, апостол Симон Зилот всегда помогал кладоискателям, поэтому на апостола Симона Зилота искали клады. Обычно в виде клада представляли мешок или сундук с деньгами.

Считалось, что вСимонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. Бабки-ведуньи ходили к болоту на коренья глядеть – не налились ли: «На Зилота собирай зелье у болота». Ходили они по полям и лесам, собирая травы, обладающие целительной силой. В каждой семье запасали впрок испытанные и надежные средства от разных недугов, добытые в окрестных лугах и лесах. Иные собирали и «приворотное» зелье или зелье от мышей и другой нечисти, заводившейся в крестьянских жилищах.

24 мая. Мокей Мокрый. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. "Коль багряный восход, а днем дождь - лето мокрое и грозовое придет".

25 мая. День Епифана. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное.

26 мая. Лукерья Комарница. Появляются комары вместе с теплым ветром, по преданию комары перед осенью уносятся ветрами в теплые моря и весною опять приносятся на Русь. Начинается сбор лекарственных трав.

27 мая Сидор Огуречник. На Сидора отойдут все сиверы (холода). На Сидора сиверко (северный ветер), и все лето таково.

28 мая. Пахомийтеплый, Пахом Бокогрей. "Пришел Пахом - запахло теплом". На Пахома тепло - все лето теплое. Поздний посев овса и пшеницы. Овес пускается в рост. "На Пахомия Травника и пустырь зелен".

29 мая. Федор-житник

Народные приметы: Если рябина зацвела, то тепло будет устойчивым.

Народные поверья и обычаи: НаФедора-житника сеяли рожь и ячмень. Крестьяне говорили: «У Житника забота – ячменное поле заборонить».

30 мая. Андрон с дождем. Евдокия

Народные приметы: Какова Евдокия – таково лето. На Евдокию-свистунью ветры свистят. Народившаяся в дождливую Евдокию луна – к мокрому лету, а если еще дует севернй ветер – к холодному лету.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне заклинали Андрона, сторожа небесного, чтобы он открыл небесные врата, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.

31 мая. Федот Овсяник. Семь дев (Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия). "Пришел Федот - земля за свой род". "Семь дев сеют лен". Наступление тепла. Последний дуб лист развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

 

 

Июнь – Червень, Изок.

Первый летний месяц — июнь — носил у наших предков название «червень», что означало «красный», «прекрасный». А в некоторых местах июнь называли «изок» — кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.

Июнь (румянец). Июнь растит урожай на весь год, но сам по себе это месяц голодный - еще мало что поспело. Называют так месяц этот за цветы, краски и яркие зори. В народе зовут хлеборостом. Июнь - скопидом, урожай копит на целый год. Клевер сближает листочки - к ненастью. Одуванчик сжимает свой шар - к дождю. Утренний дождь - не на весь день. Цветы вьюна закрываются - дождь близок; раскрываются в пасмурную погоду - к солнечным дням.

Мудрость народная:Одним днем лето не опознаешь.

Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни.

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.

В июне день - с год.

В июне еды мало да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.

В июне заря с зарею сходятся.

В июне каждый кустик ночевать пустит.

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут.

В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.

Июнь грозами богат.

Июнь месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

Июнь - самый светлый месяц года.

Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.

Пришел июнь - на рыбалку плюнь.

Пришел июнь-разноцвет - отбоя от работы нет.

 

1 июня. Иван Долгий

Народные приметы: Если в этот день льет дождь, то весь месяц будет сухой. Если цветы сильно пахнут – будет дождь.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью «На Ивана Долгого весна потом умывается, честному народу в пояс кланяется, на красно лето из-под белой ручки глядит». В это время продолжали сажать огурцы.

2 июня. Фалалей-грядочник

Народные приметы: Много шишек на елях – к урожаю огурцов. Если лягушки расквакаются, то непременно огурцов наквакают. Пчелы особо сердито жалят – будет дождь.

Народные поверья и обычаи: Этот день известен как огуречный: «Пришел Фалалей – досевай огурцы скорей». В этот день нужно было высевать огурцы. Делалось это тайно: от любопытных нужно было скрывать и огуречную гряду, и первый выросший на ней огурец. Этот огурец срывали и закапывали где-нибудь на огороде, чтобы урожай огурцов был хорошим.

3 июня. Олена-льняница

Народные приметы: Если в Еленин день ненастье, осень будет ненастная. Если кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки почти раскрываются, то пора сеять лен. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Лен сей при теплом ветре после полудня, посеешь при северном – вырастет жестким.

Народные поверья и обычаи: Олена-льняница – покровительница льна. К этому дню крестьяне заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен и коноплю. По народному обычаю, работами, связанными со льном и коноплей, в том числе севом, занимались преимущественно мужчины, а женщины отвечали за проведение обряда. Если другие работы не позволяли крестьянину начать сев с Олены, то он символически начинал это дело: шел в поле и бросал горсть льняных семян в землю.

4 июня. Василиск. Соловьиный день

Народные приметы: Солнце высоко – с утра до вечера далеко.

Народные поверья и обычаи: В этот день убирали лентами молодую березку и украшали ветками дома. В соловьиный день не сеяли, не пахали – этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Говорили: «Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится».

С этого дня зацветает малина. Начинается вылет плодожорки, поэтому крестьяне вешали на яблони «ловушки» для вредителей.

 

5 июня. Леонтий-конопляник. Роман-чудотворец

Народные приметы: Примечали, если на рябине обильный цвет, то будет хороший урожай конопли: «Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цветет в круги, и конопли долги».

Народные поверья и обычаи: Этот день в народе прозвали Леонтием-конопляником. В это время идет посев конопли. В старину конопляное масло часто выручало деревенского жителя. Сдабривая им каши, макая черный хлеб в конопляное масло, наши предки надеялись в июньском бесхлебном времени защититься от болезней желудка.

6 июня. Симеон-столпник

Народные приметы: Шиповник цветет – румянец года ведет.

Народные поверья и обычаи: С давних пор на Руси были известны целебные свойства шиповника. Потолченные лепестки шиповника лечат раны, вытягивают костную ломоту из тела. Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь. К цветущему кусту приходили, чтобы избыть горечи, успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и рассказывала им у розового куста байки, чтобы «переполохи», что порой по ночам мучат детей, отступали. Заговаривая байками ребятишек, старая бабка знала, что они переймут целительные запахи и в сумерках будут спокойными.

Девушки верили в то, что если в этот день коснуться лепестками шиповника лица, то лицо станет нежным, светлым. Они оставляли под цветущими кустами шиповника горшки из-под молока. Говорили: «Избывала землица стояние из посуды, духоту».

7 июня. Ферапонт-худые росы

Народные приметы: Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла. Медовая роса сладко стелется, да больно выедает. Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Народные поверья и обычаи: В этот день говорили: «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Скотину выгоняли в этот день на выпас только после того, как роса сойдет, ведь медовая роса сладкая, пагубная для скотины. В стремлении отвести злую напасть крестьяне обращались к Ивану Крестителю, просили его заступничества. В этот период начинался сбор некоторых лекарственных трав, поздний посев яровых хлебов.

8 июня. Карп-карполов

Народные приметы: Раки выходят на берег – перед ненастьем и дождем.

Народные поверья и обычаи: В этот день ходили удить карпа. По народному поверью, «на Карпа хорошо коропы (карпы) ловятся».

9 июня. Федора

Народные приметы: Если большой цвет на рябине, то надейся на хороший налив овса.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, «Фе до ра на язык колючая». В этот день она норовит узнать о худом и быстро разнести по деревне, в какой избе нелады. Так что поболтать в этот день бабы у колодцев не останавливались, ссор не начинали и не выносили сор из избы, чтобы не обидеть домового. Торговые люди в этот день ставили для него горшочек с кашей и клали несколько монеток, надеясь, что это принесет им прибыль.

10 июня. Никита-гусятник

Народные приметы: Росинки на траве – на доброе колошение хлебов. Если тихий день, то жди хорошего урожая.

Народные поверья и обычаи: Святой Никита считается стражем гусей. По народному поверью, в этот день полудницы водят хороводы, золотыми облачками летают над землей.

В это время начинает колоситься рожь. Считалось, что роды в этот день на хлебной ниве будут легкими, а рожденное дитя и сама роженица – здоровыми.

11 июня. Федосья-колосяница

Народные приметы: Пришла Федосья – во ржи колосья. Озимые хлеба колос выметают. Ведро над хлебной нивой – к скорой спелости. Колосится рожь – много грибов найдешь.

Народные поверья и обычаи: Народное название дня Федосьи «Колосяница» связано с наблюдениями крестьян над природой: в этот день начинает колоситься рожь, оформляется колос.

С началом колошения хлебов изменялись игры и забавы молодежи. С этого дня им разрешалось скакать на досках: двое играющих, встав по обе стороны доски, перпендикулярно положенной на бревно, поочередно подпрыгивали. До Федосьи-колосяницы земля считалась тяжелой, этим и объясняется запрет на прыганье и скакание, бытовавший до этого времени.

С Федосьи начинали сажать бобы, сеять гречиху, отсюда и другое ее имя «гречушница». С днем Федосьи-колосяницы связан и обычай подкармливать скот печеным хлебом. В народе считали, что скотина от этого лучше плодиться будет.

Этот день считали и одним из самых несчастных в году: «День святой Федосьи стоит один всех понедельников». Считается, что в каждом месяце есть свои трудные дни. В году всего 35 «трудных» дней. В январе – 18, 24 число; в феврале – 1, 13, 18; в марте – 1, 2, 18; в апреле – 12, 13, 18; в мае – 11, 13, 18; в июне – 11, 14; в июле – 1, 16, 17; в августе – 1, 13, 14, 19; в сентябре – 12, 15, 19, 30; в октябре – 15, 19; в ноябре – 14, 18, 19; в декабре – 1, 10, 17.

12 июня. Исакий-змеевик

Народные приметы: Если радуга после дождя скоро пропадает – к ясной погоде, а если долго стоит – к ненастью. Радуга утром – к дождю.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, это день змеиных свадеб. Крестьяне считали, что змеи, собираясь на свадьбы, «идут поездом», или «станицей ходят по лесу». В этот день старались не ходить в лес, поскольку змея может укусить человека так, что «не заговорить ни одному колдуну-знахарю». Говорили: «Не ходи наЗмеевика в травы, не тревожь лесные чащи. Не пытай судьбы».

В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Прикладывали к больному месту и змеиную шкуру. При ужалении змеей тотчас к ранке плотно прижимали животом лягушку, отчего она раздувалась. Тогда ее заменяли другой и так далее, пока приложенная лягушка не оставалась живой.Посадка бобов. День Исакия считался лучшим днем для посадки бобов. Предварительно бобы замачивали в озимой воде, которую получали из последнего, лежавшего по оврагам, снега и хранили специально для этого случая с марта месяца.

13 июня. Еремей-распрягальник

Народные приметы: Сильная роса – к ясному дню. Нет росы вечером – жди на другой день дождя. Роса скоро высыхает – к дождю. Если капельки росы печатаются по листу, а висят на кончиках листа или травы – жди дождя. Чем обильнее роса ввечеру, тем на завтра – жарче.

Народные поверья и обычаи: Именно в этот день надо было покончить посев: «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать», «Пришел севу край – коня распрягай». В конце посева крестьяне катались по росе: «И, опустив сетево, катаются пахари по росе, изымают надсаду великую, страдную».

14 июня. Устинов день

Народные приметы: Красное утро на Устина – красный налив ржи. Пасмурное утро на Устина – к урожаю яри. Если скворец начинает обучать своих детей летанию, то надо сеять гречку. Если передние лапки у божьих коровок косматы – раннюю гречиху сей, средние лохматы – сей среднюю, а когда задние лохматы – сей позднюю гречиху.

Народные поверья и обычаи: Устинов день посвящали посеву гречки. В этот день запрещалось ставить забор (тын). Об этом дне говорили: «Мужик Устин между маем и июнем перегораживает»,

 

«На Устина не городи тына»

15 июня. Никифор-вьюн зеленый

Народные приметы: Если на Никифора дождь, то будет много грибов. Сильные росы – к плодородию, а частые туманы – к урожаю грибов.

Народные поверья и обычаи: На Никифора из цветка-вьюнка девушки сплетали венки, на счастье, на суженых своих – плели свою судьбу, свое будущее. Было поверье, «коли кто за тобой вьюном ходит, а тебе это не в радость, то на Никифора надо сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и тем, нелюбым тебе».

16 июня. Лукьян-ветренник

Народные приметы: В этот день крестьяне судили об урожае по ветрам: ветер с полудня поднимется – яровое за рост примется; сиверок на Лукьяна – зальет рожь по осени дождями; ветер с востока – к наносным болезням. Дождь идет весь день – много грибов.

Народные поверья и обычаи: В этот день говорили: «На Лукьяна от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки – дымом».

17 июня. Митрофанов день

Народные приметы: Ветер на Митрофана подует с гнилого угла – жди ненастья. Радуга на западе – к дождю, на востоке – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи: На Митрофана окликали ветер, просили его пригнать дожди благодатные: «Ветер, он все скажет, но спрашивай, не торопи. Он пока до тебя долетел – семь рек выпил, семь воронов позади себя оставил, будто семь листьев, деревом оброненных».

С Митрофана сеяли гречиху в самое полнолуние, когда земляника в поле начинала краснеть. Примечали, что гречиха любит, чтобы ее сеяли в сухую и пыльную или песчаную землю, и боится морозов.

18 июня. Волхов-дорофей

Народные приметы: Если погода теплая и ясная – зерно будет крупное. Если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям и гудят – жди дождя.

Народные поверья и обычаи: На Дорофея начинался ранний сенокос. В этот день говорили: «День Волхва-Дорофея – Утро вечера мудрее. Дорофей гадал по ветру и по воде. Он водил к лесному ключу, размыкал надсаду, утворял в душе веру». Дорофея просили сон дать, к солнцу – о загаданном сказать.

19 июня. Лавривон

Народные приметы: Если утром слышен гром, то к вечеру он принесет дождь. Глухой гром – на тихий дождь, гром звонкий – на ливень.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне начинали прополку: «Сорняк в поле оставишь – урожай удавишь», «Осот да лебеда – для посевов беда», «На Лавривона с поля сорняки тяни».

Перед прополкой смотрели на луну: если на ущербе месяц стоит, то можно полоть, а на полную луну полоть бесполезно – сорняки скоро опять взойдут.

20 июня. Федот-урожайник

Народные приметы: Темнеют солнца лучи – жди сильной грозы. В радуге больше красного цвета – к ветру.

Народные поверья и обычаи: Заботы о хлебной ниве не оставляли крестьянина. В этот день молились святому ФеодотуАнкирскому о хорошем урожае: «Федот тепло дает – в рожь золото ведет», «Дождь на Федота – к тощему наливу».

 

21 июня. Федор Стратилат-колодезник

Народные приметы: «Стратилат грозами богат». В день Федора Стратилата крестьяне внимательно наблюдали за погодой. Гремит поутру в этот день раскатистый гром – не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя, дождик-«сеногной» все погноит, если не поспеешь с уборкой.

Женщины судили о будущем урожае по росам. Болшиестратилатовы росы – к хорошим льнам и к богатой конопле. Если на Стратилата большие росы, то лето, будь хоть сухота, даст урожай хороший. Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.

Народные поверья и обычаи: На Руси Федор был известен под именем «колодезника». Крестьяне говорили: «На Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!» Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев приносили «наговоренную» сковороду и оставляли ее на ночь. На следующее утро выходили из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднимали сковороду и внимательно осматривали ее. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет. Дождь, прошедший в ночь на Стратилата и замочивший «наговоренные» сковороды, поставленные с целью определения места для колодцев, лишал, по поверью, нынешний урожай спорины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.131 с.)