Вида административно-правовых норм. Действие ап норм во времени и пространстве.
Содержание книги
- Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, функции и характерные черты.
- Вида административно-правовых норм. Действие ап норм во времени и пространстве.
- Источники административного права. Проблема систематизации.
- Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
- Административно-правовой статус гражданина РФ
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
- Гарантии и свободы граждан в сфере государственного управления.
- Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Судебная защита прав и свобод граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
- Органы исполнительной власти как субъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности.
- Система органов исполнительной власти субъектов РФ; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.
- Взаимоотношения Президента РФ с органами исполнительной власти.
- Общественные объединения и религиозные объединения как субъекты административного права.
- Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.
- Государственные должности и должности государственной службы. Классификация должностей государственной службы.
- Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.
- Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
- Действие правовых актов управления.
- Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.
- Административный процесс: понятие и виды.
- Административное принуждение: понятие и виды.
- Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
- Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
- Виды административных наказаний и порядок их назначения.
- Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними.
- Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях.
- Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
- Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, общие принципы их применения.
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
- Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
- Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
- Президентский и парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
- Контроль органов исполнительной власти и административный надзор как способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
- Надзор прокуратуры за законностью в сфере деятельности органов исполнительной власти.
- Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
- Административно-правовое регулирование в сфере экономики.
- Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
- Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовых коммуникаций.
- Государственное управление в сфере внутренних дел.
- Государственное управление в сфере обороны.
В зависимости от юридического содержания:
1.Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий.
2.Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий.
3.Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий.
4.Поощрительные.
В зависимости от субъекта:
1.регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности
2. закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата.
3.закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций
4.закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства
По предмету:
1.Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях.
2.Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.
По юридической силе:
1.Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами.
2.Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.
По сфере применения:
1.Общие.
2.Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре).
3.Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.
По времени действия:
1.Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных).
2.Бессрочные.
По действию в пространстве:
1.Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы).
2.Действующие за её пределами.
По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок. Нередко в постановлении о вступлении закона в силу оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе.
Нормы, содержащиеся в актах Президента и Правительства России, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации, Российской газете, если в акте не установлен иной срок.
Акты иных органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если не назван иной срок.
Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10, 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.
Можно различать три варианта пределов действия:
• перспективное - на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу;
• немедленное - на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу;
• с обратной силой - на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность).
Иными словами, установив дату отмены, следует еще уточнить, полностью или частично она перестала действовать.
Норма может быть отменена прямо, в этих случаях четко определяется дата, когда она перестает действовать. Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия старой нормы со дня вступления в силу новой.
Соотношение пределов действия по времени старой и новой норм схематически может быть выражено так: Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении. А во всех остальных случаях следует руководствоваться таким принципом: немедленное действие нормы - это общее правило, а допущение переживания староистй нормы, придание обратной силы новой должно быть специально оговорено компетентным органом.
|