Гос. управление в области гражданской обороны, чрезвычайн. ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос. управление в области гражданской обороны, чрезвычайн. ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий



1) выработка и реализация гос политики в области гражд обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; 2) организация подготовки и утве-рждения в установленном порядке проектов

НПА в области гражд обороны,защиты населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) осуществление управления в области гражд обороны,защиты населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью фед органов исполн власти в рамках единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4) осуще-ствление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; 5) осуществление деятельности по органи-зации и ведению гражданской обороны, экст-

Ренному реагированию при чрезвычайных ситу-ациях, защите населения и тер-рий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осу-ществление мер по чрезвычайному гуманитар-ному реагированию, в том числе за пределами РФ.

Основной состав:

-Войска гражданской обороны

-Поисково-спасательная служба МЧС России

-Государственная инспекция по маломерным судам

-Аварийно-спасательная служба по проведению -подводных работ специального назначения

-Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России («Центроспас»)

-Центр «Лидер»

-Центр экстренной психологической помощи МЧС России

-Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

-Пожарная охрана России

-ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России

-179-й спасательный центр МЧС России

Одна из важнейших общегосударственных задач – организация, подготовка граждан и всех гос и негосударственных органов и организаций, ведение гражданской обороны в целях защиты гражданского населения и народно-хозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях, защита населения и тер-рии от чрезвычайных ситуаций, спасение людей предупреждение, локализация и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Территориальные органы – региональные цент-ры МЧС созданы и функционируют в пределах военных округов (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный) (осуществляют руководство соединениями, воинскими частями войск гражданской обороны, подразделениями Гос противопожарной службы, поисково-спасатель-ными подразделениями, иными подразделения-ми и организациями МЧС, непосредственно подчиненными региональному центру, а также главными управлениями МЧС по субъекту РФ в пределах своих полномочий).

26. Государственное управление в области обеспечения безопасности.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Безусловно, к этим силам относятся и МВД, и МЧС, и ГФС, и ФСКН и др. Рассмотрим органы и спецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органов правопорядка, традиционно являясь основой в обеспечении безопасности государства. Важными координационными, контрольными, информационно аналитическими функциями в области национальной безопасности наделён Совет Безопасности РФ как конституционный орган. Наряду с одной из самых мощных спецслужб мира - Федеральной службой безопасности России речь пойдёт о СВР РФ, ФСО РФ, Национальном антитеррористическом комитете (НАКе) и их компетенции.

Совет Безопасности Российской Федерации

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, СБ координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Основными задачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями своей деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Указом Президента РФ от 1.09.2000г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» были образованы такие комиссии, а также утверждены положения о них и их состав: 1) по проблемам Содружества Независимых Государств;2) по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;3) по конституционной безопасности;4) по безопасности в сфере экономики;5) по оборонно-промышленной безопасности;6) по военной безопасности;7) по международной безопасности;8) по экологической безопасности;9) по мобилизационной подготовке и мобилизации;10) по пограничной политике;11) по информационной безопасности;12) по охране здоровья населения.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Президентом России. Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ и Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

К органам федеральной службы безопасности относятся:федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности).

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:контрразведывательная деятельность;борьба с преступностью и террористической деятельностью;разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информационной безопасности.

Перед федеральной службой безопасности поставлены основные задачи:

информировать Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

обеспечивать безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну;

осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Из Федерального закона № 40 «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Федеральная служба охраны Российской Федерации.

«Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны РФ, задачи и полномочия которой закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». К объектам государственной охраны относятся Президент РФ, члены его семьи, Председатель Правительства РФ, Председатели обеих палат Федерального собрания, Председатели Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Генеральный прокурор РФ.

Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. Он же утверждает Положение о ФСО России и структуру федеральных органов государственной охраны. Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся её взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

Среди основных задач ФСО России можно выделить:обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местахих постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;защиту охраняемых объектов;участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;организацию и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствование специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.

Федеральные органы государственной охраны обязаны:1) выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;2) организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;3) поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания; устранять обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны;4) обеспечивать в необходимых случаях сопровождение или эскортирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;5) организовывать и проводить в пределах своих полномочий мероприятия по развитию и совершенствованию системы президентской связи, обеспечению её надежности, информационной безопасности и оперативности при предоставлении объектам государственной охраны;6) производить шифровальные работы;7) организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль;8) осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;9) обеспечивать собственную безопасность;10) осуществлять во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности меры по противодействию утечке информации по техническим каналам;11) осуществлять подготовку и повышение квалификации кадров;12) осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.

лужба внешней разведки Российской Федерации

Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и деятельности закреплены в Федеральном законе от 10 января 1996г. «О внешней разведке».

В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) и органы внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление ГРУ).

В структуру Службы внешней разведки входят: директор СВР России, его первый заместитель и четыре заместителя (по кадрам, по науке, по операциям, по материально-техническому обеспечению); управления (анализа и информации, внешней контрразведки, экономической разведки, научно-технических разработок, опертехники, информатики); оперативные отделы; служба эксплуатации и обеспечения; Академия СВР России и другие подразделения.

Целями разведывательной деятельности являются:обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом;10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;11) обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет

национальная безопасность россия государственное управление

15 февраля 2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК).К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.

Основными задачами Комитета являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

 

27 Государственное управление в области обороны.

 

Оборона страны как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государства и общественных организаций по осуществлению военной защиты, включая использование Вооруженных сил в случаях военного нападения.
Организация управления в области обороны заключается в обеспечении практического осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный комплекс соответствующих взаимосвязанных мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-психологического характера.
В целях защиты страны установлена всеобщая воинская обязанность. В конституционных положениях со всей определенностью раскрыты сущность и цели организации обороны страны, четко сформулированы задачи Вооруженных сил. Как видно, основным этапом организации управления в области обороны страны является военное строительство, под которым понимается основанная на принятой военной доктрине организующая деятельность страны по формированию Вооруженных сил, осуществлению управления ими, а также оснащению их всем необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач.
Сущностью и содержанием военного строительства обусловлена система его специальных функций, важнейшими и из которых являются: " обеспечение научно-обоснованного устройства организационной структуры Вооруженных сил; " целесообразное построение системы органов управления Вооруженными силами и их структурными подразделениями, четкое распределение функций и полномочий по управлению; " выбор наиболее целесообразных способов комплектования войск и порядка прохождения военной службы; " непрерывное совершенствование форм и методов обучения и воинского воспитания; " организация материально-технического снабжения войск и довольствия военнослужащих; " подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах; " определение степени и форм участия населения в укреплении обороноспособности страны; " руководство гражданской обороной и др.
Военная организация страны включает в себя различные по своим конкретным целям и функциям военные структуры: " Вооруженные силы; " Пограничные войска; " Внутренние войска; " Железнодорожные войска.
Вооруженные силы РФ состоят из Российской армии и Военно-морского флота РФ. Они возглавляются Министерством обороны РФ.
В зависимости от характера вооружения и предназначения для выполнения определенных стратегических боевых задач Вооруженные силы РФ организационно делятся на следующие виды: " Ракетные войска стратегического назначения; " Сухопутные войска; " Войска противовоздушной обороны; " Военно-воздушные силы; " Военно-морской флот.
Каждый из этих видов Вооруженных сил в свою очередь делится на рода войск и специальные войска.
В состав Российской армии, кроме того, входят тыл Вооруженных сил, а также штабы и войска Гражданской обороны РФ.
Войска Российской армии в целях обеспечения оперативного и административного управления ими сводятся в военные округа, группы войск и округа ПВО страны, которые являются территориальными объединениями воинских соединений, частей, военно-учебных и других заведений различных видов вооруженных сил и родов войск.
Военно-морской флот делится на флоты (например, Северный, Тихоокеанский и др.), которые являются не территориальными, а высшими оперативными объединениями Военно-морского флота.
Пограничные войска подчинены Федеральной службе безопасности РФ. Предназначены для охраны государственной границы РФ. Организационно Пограничные войска делятся на пограничные округа, в составе которых создаются пограничные отряды, комендатуры, заставы, маневренные группы, контрольно-пропускные пункты, а также различные части (подразделения) авиации, сторожевых кораблей, специальных войск и т. п.
Внутренние войска подчинены Министерству внутренних дел РФ. Организационно Внутренние войска делятся на части и подразделения. Они предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ (охрана специальных грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и др.). Наряду с этим Внутренние войска призваны оказывать содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и применять необходимые меры в случаях массового неповиновения преступных элементов.
Железнодорожные войска - это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно состоят из железнодорожных бригад, полков и отдельных батальонов.
Для Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войск установлен такой же порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом, как для Российской армии и Военно-морского флота.
Систему органов управления в области обороны образуют две группы государственных органов:" высшие органы государственной власти и управления РФ - Верховный совет РФ, президент РФ, правительство РФ, которые осуществляют функции государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными силами РФ; " отраслевые органы военного управления - Министерство обороны РФ, осуществляющее отраслевое управление Российской армией и Военно-морским флотом, а также ФСБ РФ, МВД РФ и Министерство транспортного строительства РФ, управляющие соответственно Пограничными, Внутренними и Железнодорожными войсками.
Высшие органы государственной власти и управления РФ:" рассматривают и решают коренные вопросы укрепления обороны; " устанавливают основы организации обороны РФ; " определяют основные направления и утверждают планы военного строительства; " формулируют сущность и одобряют основные положения военной доктрины; " устанавливают военную систему государства; " координируют деятельность всех органов государственного и общественного управления, чтобы они строили свою деятельность с учетом интересов обороноспособности страны.
Верховный совет РФ: " определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; " вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; " объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; " принимает решение об использовании контингентов Вооруженных сил РФ при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.
Президент РФ - глава государства, наделен в области обороны большими полномочиями: " координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; " является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ; " назначает и сменяет высшее командование Вооруженных сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных трибуналов; " объявляет общую или частичную мобилизацию; " объявляет состояние войны в случае военного нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного совета РФ; " объявляет в интересах защиты РФ и безопасности ее граждан военное положение в отдельных местностях.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом о всеобщей воинской обязанности:" принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; " осуществляет общее руководство строительством Вооруженных сил РФ; " направляет деятельность Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и Министерства транспортного строительства РФ; " образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете министров РФ, в том числе по вопросам оборонного строительства; " определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью); " проводит призывы граждан на действительную срочную военную службу; " определяет правовое положение различных категорий военнослужащих; " утверждает планы и нормы материально-технического снабжения Вооруженных сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих.

 

28.Государственное управление в области образования и науки.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов. ФЗ «Об образовании» (гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан (вне конкурса принимаются только определенные категории лиц), в иных случаях поступление производится на платной основе).

Принципы государственной политики в области образования (гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием; непрерывность образования, преемственность различных его ступеней). Система образования – совокупность образовательных программ и гос образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно-заоч-ной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната (образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования).

Для всех форм образования действует единый образовательный стандарт (существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым не допускается получение высшего профильного образования в заочной форме или в форме экстерната).

Эксперимент по введению ЕГЭ (цель – обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в общеобразовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования).

Главная цель мероприятий Правительства – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного в РФ приоритета образования.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – фед орган исполн власти, осуществляющий функции по выработке гос политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-тех-нической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Минобрнауки осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ФС по надзору в сфере образования и науки, ФА по науке и инновациям, ФА по образованию.

Минобрнауки самостоятельно принимает НПА:

1) о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

2) перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

3) положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

4) формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих доку ментов за рубежом;

5) фед перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

6) положение о порядке замещения должностей

работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

7) положение об аспирантуре и докторантуре в ВУЗах и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

8) федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, образовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам; номенклатуру должностей научных работников;

9) о порядке приема всех категорий обучающихся, порядке перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

10) о порядке установления контрольных цифр приема граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета;

11) о порядке передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за:

1) исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

2) качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

3) деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

Рособрнадзор осуществляет:

1) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования), организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;

2) рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Рособразование организует:

1) повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций;

2) осуществляет определение для образовательных учреждений, находящихся в его ведении, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.071 с.)