Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие методы работы с заикающимися
За последние годы в Советском Союзе отмечается повышение интереса к вопросу преодоления заикания. Имеются попытки ввести новые формы работы, которые бы ускорили результаты и сделали ее более эффективной. Так, разработанная логопедом Н. А. Чевелевой (Институт дефектологии АПН СССР) методика занятий для заикающихся детей дошкольного и школьного возраста заключается в следующем: последовательное воспитание усложняющихся форм детской речи (от наиболее элементарной формы — ситуативной — к контекстной без опоры на ситуацию, в процессе изготовления несложных поделок). Автор указывает, что для дошкольника данная последовательность в овладении речью является закономерной. Что касается школьника, то освоение контекстной речи также оказывается еще не завершенным и поэтому трудным для него. Автор рекомендует проводить занятия по воспитанию речи на фоне ручной деятельности детей, которая запланирована школьной программой по труду для начальной школы и программой детского сада. Воспитание речи проходит несколько этапов: I— пропедевтический (организационный, когда дети получают навыки организованного поведения в коллективе и слушают неторопливую, немногословную речь логопеда); II—сопровождающей речи (по поводу и с опорой на одновременно свершаемые детьми операции); III — завершающей речи (по поводу только что совершенной операции); IV — предваряющей речи (о том, что ребенок собирается сделать); V — закрепления навыков самостоятельной речи (пользования всеми указанными видами речи). Н. А. Чевелева указывает на необходимость соблюдения некоторых условий при работе по указанной методике, которые в значительной мере соответствуют установкам вышеизложенного комплексного метода: 1. Каждая из форм речи проходит несколько стадий усложнения: от самых элементарных коротких ответов, связанных с конкретной наглядной ситуацией, до развернутых конкретных высказываний, без непосредственной опоры на деятельность. 2. Неторопливый темп речи должен быть обусловлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога. 3. Навык пользования каждой формой речи закрепляется в результате многократно повторяющихся пояснений учителя и однотипных ответов детей (вопросы задаются всем одинаковые, но сначала опрашивают детей, более свободно говорящих).
4. Полная эффективность в преодолении заикания может быть достигнута при совместной работе логопеда с родителями заикающихся детей. 5. Во многих случаях заикания обязательно медикаментозное лечение нервной системы. За последние годы хорошие результаты дала практика использования летних оздоровительных лагерей и санаториев для организации работы с заикающимися школьниками (Опыт работы доцента кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им В. И. Ленина — В. И. Селиверстова.). Соединение условий оздоровительного лагеря, каникулярного времени, свободного от других нагрузок, и логопедической работы является хорошим условием для оздоровления речи и психики заикающихся. В отношении взрослых к новым направлениям относится признание необходимости более активного участия врача в проведении как лечения, так и психотерапии и расширение самого понятия «психотерапия». Аутотренинг, предложенный австрийским физиологом И. Шультецем в 1932 г., используется при лечении неврозов, в том числе и при заикании. Целесообразность применения аутогенной тренировки объясняется автором тем, что она дает возможность воздействия на ряд вегетативных реакций, сопровождающих эмоцию страха (сердцебиение, побледнение, потоотделение), тогда как рациональная психотерапия оказывается в этом случае бессильной, так как функции вегетативной нервной системы трудно поддаются прямому воздействию волевого напряжения. Аутотренинг состоит из системы упражнений, с помощью которых человек может добиться целенаправленного расслабления своих мышц путем волевого усилия и концентрации внимания. Врач во вступительной беседе и затем параллельно с проводимыми упражнениями разъясняет, что между тонусом мускулатуры и эмоциональным состоянием существует постоянная связь: «Если добиться полной мышечной релаксации (расслабления), почувствуешь себя спокойным». Так совершается переход от самовнушения телесных ощущений к психическому ощущению спокойствия и уверенности в себе. Указанный результат является следствием длительной и систематической работы заикающегося.
На этом фоне логопед проводит упражнения на расслабление речевых мышц, а затем переходит к собственно речевой работе (способность управлять своими движениями и своими эмоциями). Благодаря этим упражнениям, по словам автора, «преодолевается судорожность речи и страх перед заиканием в любой социальной среде». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Абелева И. Ю., Синицина Н. Ф. и др. В помощь взрослым заикающимся, изд. 2. М, «Просвещение», 1967. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., Учпедгиз, 1955. Власова Н. А., Кочергина В. С. Заикание излечимо. М, «Медицина», 1965. Городилова В. И. и Кузьмина Н. И. Воспитание детей логоневротиков. М, Учпедгиз, 1960. 3 е е м а н М Расстройство речи в детском возрасте М, Медгиз, 1962, гл. VII Евгенова А. Л. и Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М, Учпедгиз, I960. ЕвгеноваА. Л. и Смирнова М. В. Лечение заикания у школьников. М., «Медицина», 1964. Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. М, Министерства здравоохранения РСФСР, 1959. Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии логоневрозов Сборник статей по дефектологии, вып 8, МГПИ им. В. И. Ленина, 1960. Ляпидевский С. С. и Баранова В. П. О некоторых вопросах клинического изучения заикания В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С. С Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963 Парамонова Л. Г. К вопросу о влиянии нарушенного звукопроизношения на судорожность речи при заикании. «Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена», т. 256, 1963. Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста М, Медгиз, 1958 Рождественская В. И. Воспитание заикающихся дошкольников. М, Учпедгиз, 1960. Сахаров А. С. Заикание, его предупреждение и лечение. Л., 1959. Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания В сб • «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф. С. С. Ляпидевского. М, «Медицина», 1970. Тартаковский (Упрямый) И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. М, 1934. Флоренская Ю. А. Невротические нарушения речи. Клиника и терапия нарушений речи М., Медгиз, 1949. Флоренская Ю А К вопросу о функциональных расстройствах речи Парафазия и тахилалия «Современная психоневрология», 1934, № 4 Хватцев М Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей М, Изд-во АПН РСФСР, 1962. Ходорова 3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками М, Учпедгиз, 1940 ЧевелеваН А. Занятия по исправлению заикания у школьников. В сб. «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». М, «Просвещение», 1965 Ш о с т а к Б. И. Особенности моторики заикающихся детей. В сб.: «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф С С Ляпидевского, вып 2 М, Учпедгиз, 1963. ШембельА Г. Методика логопедической работы по устранению заикания у подростков в условиях медицинского стационара. В сб «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С С Ляпидевского, вып 2. М, Учпедгиз, 1963 ШембельА Г. Заикание. В сб «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф С. С Ляпидевского М, «Медицина», 1970
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.) |