Исторические аспекты становления Теории и Методики развития речи у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические аспекты становления Теории и Методики развития речи у детей



Теоретические основы словарной работы в ДОО (понятие словарной основы, принципы, направления развития словаря)

Теоретические основы словарной работы в ДОО (понятие словарной основы, принципы, направления развития словаря) Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий,
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

 

9. Задачи, методы и содержание работы по развитию словаря с детьми дошкольного возраста.

задачи:1 обогащение словаря, усвоение ранее услышанных слов
2 закрепление и уточнение, углубление понимания уже известных слов, умение пользоваться общеупотребительными словами.
3 активизация словаря, активный и пассивный словарь ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её несколько раз.
4 устранение из речи не литературных слов(диалектные, жаргонные, просторечные)
2 группы методов: 1 методы накопления содержания детской речи и методы 2 направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. 1 группа методов- рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений, целевые прогулки, экскурсии.
2 гр.методов(используется для закрепления и активизации словаря)-рассматривание картин, игрушек; д/и, чтение худ. литер., загадки.
Содержание сл.работы:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада. (направления работы)

Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Ба-ренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.

Во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Длительность звучания слов (короткие и длинные). Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами подготовки к освоению грамоты. Следующие направления:

- ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение

количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысла о различительной роли фонемы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитые произвольного зрительного внимания.

Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, мед­ведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

- Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Исторические аспекты становления Теории и Методики развития речи у детей

Методика развития речи появилась в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё больше и больше государственных детских садов, в связи с тем, что женщина пошла работать. Именно в это время решили, что детский сад нужно внести в образовательную систему.

Первый съезд по дошкольному воспитанию был в 1919 году.

Основные тенденции освещённые на этом съезде:

1. дошкольное учреждениеие должно воспитывать граждан СССР.

2. основным ДОУ сделать детский сад «Очаг».

3. детский сад должен стать средством перевоспитания всей семьи

4. обучение и воспитание в детском саду должно вестись на родном языке детей

Второй всероссийский съезд состоялся в 1921 году:

1. социальный состав детей

Третий всероссийский съезд состоялся в 1924 году:

1. принимают решение о изыскании средств на содержание детей в детском саду. Пришли к выводу, что пребывание детей в детском саду должно оплачиваться в первую очередь предприятием, а потом уже родителями.

2. отменены новогодние праздники.

3. отменены дни рождения

4. запрещаются куклы Барби

5. вводятся куклы крестьянка, кукла-пионер, рабочая кукла

6. запрещаются сказки

7. решение о педологических извращениях (запрещается педология)

В 1928г принимается решение о разработки программы для детского сада.

Н. К. Крупская (1869-1936гг)

Она считала речь основой умственного воспитания. Предлагала больше читать художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг)

Была последовательницей Ушинского и Толстого. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Произведения: «Родная речь и пути её развития», «Несколько слов о развитии речи».

В 1920 году Тихеева становиться профессором института им. Герцена в Санкт-Петербурге. Она первая приняла теорию «Развития речи» к дошкольному возрасту.

Теоретические основы:

1. развитие речи осуществляется в единстве с умственном развитием.

2. речь детей развивается в социальной среде.

3. речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.

4. руководство развития речи должно охватывать все периоды жизни ребёнка.

5. обучение на спец занятиях является важным средством речевого развития дошкольников

6. развитие речи связано со всем пед. процессом детского сада

Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду:

1. развитие аппарата речи у детей, его гибкости, чёткости.

2. накопление содержания речи

3. работа над формой речи

Система работы по развитию речи Тихеевой состояла из 2-х разделов:

1. развитие словаря

2. развитие живого словаря (это такие знания, которые не требуют иллюстративного материала.

Черпают содержание из готовых запасов представления детей:

а) разговоры с детьми

б) поручение

в) беседы

г) чтение

д) заучивание стихотворений

Е. А. Флёрина (1889-1925гг)

Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребёнка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлунного искусства: художественное слово, художественная картина, художественные игрушки.

В 40-е годы проводятся собственно-методические исследования положившие начало накопления экспериментальной базы исследования. Дальнейшее её развитие связанно с изучением проблем дидактики.

А. П. Усова

Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.

Л. П. Пеньевская

Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.

Е. Е. Радина

Обучение детей правильному произношению звуков.

Р. И. Жуковская

Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.

4. Связь методики развития речи со смежными дисциплинами.
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке — языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, строение слова и предложения (морфология и синтаксис).
Связана с психологией изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи.
Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым:
1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.
2. Речи присуще коммуникативная функция (слово- средство общения), индикативная(слово- средство указания на предмет) и интеллектуальная, все эти функции внутренне связаны друг с другом.
3. Речь выступает то как коммуникативная, то не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя.
4. Слово является носителем обобщения
5. Процесс развития который связан с развитием мышления и сознания.
По своей природе речь — явление психофизиологическое. Поэтому методика опирается на данные психофизиологии о закономерностях развития высшей нервной деятельности человека. Психофизиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются.
И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.
Психолингвистика, которая развивается на стыке психологии и языкознания определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий. В современной психологии и психолингвистике развитие речи рассматривается как формирование языковой способности. Это понятие введено в отечественную науку А. А. Леонтьевым, который определяет его как «психофизиологический механизм, обеспечивающий владение и овладение языком»
Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования — педагогический процесс детского сада.

5. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи у детей в ДОО на современном этапе

Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
1. Развитие словаря. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Словарь является строительным материалом для языка
2.Формирование грамматической стороны речи.
«Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже;

«Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).
3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать
5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться.
6. Ознакомление с художественной литературой. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.036 с.)