Особенности организации работы с детьми по развитию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации работы с детьми по развитию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.



1 углублять знания о предмете
2 формировать знания о том, что все вещи изготавливают из материалов
3 развивать способность видеть в любой вещи материал
4 свойства материала: надавливать, согнуть, ударить, погладить, смять.

 

11 методика работы по развитию словаря в процессе видовых и род. обобщений
Формирование видовых понятий.
Эти занятия проводятся в основном с детьми четвертого и пятого года жизни. В набор предметов для занятий должны входить, прежде всего, предметы одного вида, которые отличаются несущественными признаками, например кастрюли различного размера. Кроме того, к занятиям готовятся и другие предметы, близкие по видам, в данном случае - это дуршлаг, бидон, сковородка, ведро, банка, которые дети должны отличить от кастрюли. Методика занятий построена так, что дети стоят перед необходимостью выбора предмета из группы подобных. Причем выбор включается в интересную для детей деятельность, в первую очередь игровую.
Для этого создается проблемная ситуация, в которой на первый план выступает назначение предмета. Например, воспитатель рассказывает, что Незнайка собрался сварить суп для своих друзей. Он держит в руках дуршлаг. Сварить суп у него не получилось. Вопрос: «Почему?» Дети объясняют, что в дуршлаге суп не сваришь. Какой же предмет нужно взять? Незнайка берет сковороду, затем ведро, бидон, банку. Дети каждый раз объясняют, почему в этом сосуде нельзя варить суп. Затем дети выбирают кастрюли.
Определение общих признаков предметов, составляющих видовое понятие. Например, все кастрюли круглые, они довольно широкие (а то половник не влезет), высокие, сбоку есть ручки, крышка. Кастрюли сделаны из металла, чтобы не подрались, не промокли и т.д.
Создание практических ситуаций, в которых дети выбирают предмет, необходимый для реализации конкретной задачи, из группы предметов одного вида. Например, надо выбрать кастрюлю, чтобы сварить яйцо, кашу маленькому ребенку, борщ для большой семьи и т.п.
Формирование родовых понятий. Занятия этого вида проводятся с детьми пятого и шестого года жизни.
Первая часть занятий посвящается выделению в предметах всего набора признаков, уже знакомых детям. Для этого им предлагаются три - четыре вида предметов, которые четко отличаются по несущественным признакам. Например, для формирования родового понятия «животные» в первой части занятий дошкольникам можно предложить рисунки волка, лисы, козы и свиньи. Дети называют признаки каждого животного.
Вторая часть занятий - обучение детей умению отделять существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщать группу предметов по существенным признакам и использовать соответствующие слова. Это работа над родовым понятием. Так, дети обобщают те признаки, которые уже выделили, отвечая на вопросы: «Что у этих животных разного? (У волка и лисы лапы, а у козы и свиньи копыта; у козы есть рога; во всех морда, а у свиньи рыло - пятачок.) Что они едят? (Мясо или траву.) Что у них общего? (У них есть туловище, голова, ноги (лапы или копыта, хвост)). Как они двигаются? (Ходят, бегают по земле)». Воспитатель отмечает, что это животные.
Третья часть занятий представляет собой упражнение детей в подведении видов предметов под родовое понятие на основе существенных признаков. Для этой части занятий набор предметов дополняется видами, входящими в этот род, и видами, которые являются близкими, но входят в другой род. Для занятий по теме "Животные" это могут быть изображения зайца, лося, ежа, белки, кошки, барана, жирафа, рыбы, жука, комара, птиц. Дети классифицируют изображения. Например, на одну полочку ставят рисунки с изображениями животных, на вторую - те, что к ним не относятся. Каждый раз необходимо объяснять свое решение, т.е. определять существенные для родового понятия признаки. Воспитатель помогает вопросами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.004 с.)