Очная, очно-заочная, заочная по сокращенной программе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очная, очно-заочная, заочная по сокращенной программе



 

Оренбург 2012


Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент Смирнова Е.В.

 

 

Рабочая программа дисциплины « Бухгалтерское дело» /сост. Л.А.Свиридова – Оренбург: ОГУ, 2012. - 40 с.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профиля, включенной в вариативную часть профессионального цикла студентам очно-заочной, заочной и заочной формы обучения по сокращенной программе по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в 7 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747, на основе примерной программы дисциплины «Бухгалтерское дело», утвержденной УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики (разработчики Л.И.Хоружий, Н.Г.Белов, Н.Н.Карзаева, Л.В.Постникова).

 

Составитель ____________________ Л.А.Свиридова

(подпись)

05.12.2012 г.

 

 

  ã Свиридова Л.А., 2012
  ã ОГУ, 2012

Содержание

    с.  
  Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………  
  Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………...  
  Требования к результатам освоения содержания дисциплины..................  
  Содержание и структура дисциплины (модуля)....………………………..  
4.1 Содержание разделов дисциплины...............................................................  
4.2 Структура дисциплины..................................................................................  
4.3 4.4 4.5 Лабораторные занятия……………………………………………………… Практические занятия…………………………………………………….. Переаттестация отдельных разделов дисциплины……………………..  
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………..…  
4.7 Контрольная работа (реферат)…..…….........................................................  
  Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ………………………………………………………………...  
  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...........................................................................................  
6.1 Вопросы для экзамена по дисциплине в седьмом семестре…….………..  
6.2 Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося …………………………………….    
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)........................  
7.1 Основная литература……………………………..........................................  
7.2 Дополнительная литература…………………………...................................  
7.3 Периодические издания.....………………… …………................................  
7.4 Интернет-ресурсы...........................................................................................  
7.5 Методические указания к лабораторным занятиям....................................  
7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий....... …………………………...................  
  Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….  
  Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………...  
  Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………...  

1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим изучение дисциплин профиля «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» по направлению 080100 «Экономика».

Цель изучения: обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания и навыки для последующего использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Знать общие вопросы методологии и организации бухгалтерского дела, особенности организации бухгалтерского деда в организациях различных видов экономической деятельности и форм собственности, бухгалтерские инструменты управленческого учета, информационно - аналитические возможности бухгалтерской отчетности, организация и методика анализа результатов деятельности в сегментах бизнеса, основные признаки и направления национальной концепции развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

-исследование сущности бухгалтерского учета и его роли в процессе управления хозяйствующим субъектом;

-рассмотрение бухгалтерского дела как управленческой функции, связанной с формированием учетной информации, и осуществлением контроля в процессе финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

-овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности;

-ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учетными регистрами и формами бухгалтерского учета;

-определение инструментария, позволяющего исследовать происходящие в операционной деятельности субъекта явления и процессы;

-рассмотрение специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью выявления (методик первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения) формирования в бухгалтерском учете информации по конкретным объектам;

-анализ функций профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией;

-изучение содержания бухгалтерской деятельности, специфики работы современного бухгалтера в компьютерной среде;

-разработка организационно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность бухгалтерской службы и учетных работников;

-оценка трудоемкости учетных работ и обоснование, необходимости и целесообразности применения различных технологий исходя из требования рационального ведения бухгалтерского учета;

-формирование убеждения у студентов о необходимости непрерывного профессионального совершенствования, соблюдения этических норм практической деятельности.

 

2 Место дисциплины в структуре ООП ВВП

 

Дисциплина «Бухгалтерское дело» является дисциплиной профиля «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (вариативная часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 Экономика).

Освоение курса базируется на дисциплинах:

- гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1: «Право»;

- естественнонаучного цикла Б.2: «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

-профессионального цикла Б.3: «Микроэкономика», «Менеджмент», «Финансы», «Бухгалтерский учет и анализ» и дисциплин профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: «Бухгалтерский финансовый учет», Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Аудит», «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету», «Международные стандарты учета и финансовой отчетности».

При этом студент должен иметь представление о том, на каких участках своей будущей профессиональной деятельности он сможет использовать полученные им знания в рамках компетенций, обусловленных спецификой его предстоящей работы.

 

3 Требования к результатам освоения дисциплины

 

В совокупности с другими дисциплинами профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дисциплина «Бухгалтерское дело» направлена на формирование сле­дующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) бакалавра экономики:

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4)

-умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

-способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

-способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

-владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15)

Профессиональных компетенций профиля (ПКП) для бакалавров экономики следующие:

-обладает базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности (ПКП-1);

-способен комплексно анализировать результаты хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать в каком порядке их нужно решать (ПКП-2);

-способен проводить аудит финансовой отчетности (ПКП-З);

-достаточно владеет знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способен применять их на практике (ПКП-4);

-умеет находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии (ПКП-5).

В ходе изучения дисциплины студенты должны,

Знать:

-состав и основные требования нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации;

-концептуальные основы финансового, управленческого и налогового учета;

-критерии выбора и обоснования учетной политики организации в целях бухгалтерского учета и налогообложения; порядок организации и ведения учета на различных участках деятельности хозяйствующих субъектов;

-порядок и особенности организации бухгалтерского учета и стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;

-правила ведения бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

-порядок и особенности организации управленческого и налогового учета на предприятии;

-специфику организации бухгалтерского учета в условиях компьютерной обработки данных;

-порядок формирования различных видов отчетности (финансовой, налоговой и управленческой) и организации контроля за достоверностью показателей отчетных форм;

-особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом организации и третьими лицами;

-этику и статус профессионального бухгалтера.

Уметь:

-демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыка общения путем совместной работы в коллективе;

-понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;

-выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;

-понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых ре­зультатов их деятельности;

- регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;

-составлять финансовую (в том числе консолидированную и сводную) отчетность организаций;

-выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;

-иллюстрировать и оценить методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

-представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами судах;

-критически анализировать каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;

-анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождение решений;

-представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.

Владеть:

-практическими навыками распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;

-методами и способами организации подготовки финансовой, налоговой и управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;

-технологией организации финансового, управленческого и налогового учета;

-навыками анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;

-определения приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики.

 

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины

 

Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины

 

№ раздела Наимено-вание раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
  Сущность и содержание бухгалтерского дела Раскрывается сущность и содержание бухгалтерского дела, место бухгалтерского учета в системе управления предприятием. Профессиональные объединения бухгалтеров и аудитор, их роль в подготовке профессиональных кадров. Изучается система нормативного регулирования в РФ и внутренняя на предприятии. Экспресс-тестирование, опрос
  Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета в России Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета в России. Национальные принципы бухгалтерского учета. Система информации об имущественном и финансовом состоянии организации, её финансовом результате. Хозяйственные факты как объекты бухгалтерского учета. Учетная политика как результат профессионального суждения бухгалтера. Экспресс-тестирование, опрос, рубежный контроль
  Организация бухгалтерского учета экономического субъекта Основные задачи и функции бухгалтерской службы организации. Первичные учетные документы. Контрольная функция бухгалтерского учета. Особенности организации бухгалтерского дела при различных формах образования хозяйствующих субъектов (коммерческие, некоммерческие и др.). Особенности бухгалтерского дела на различных стадиях жизненного цикла предприятия. Экспресс-тестирование, опрос, решение домашнего задания, рубежный контроль

 

4.2 Структура дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

 

Таблица 2 – Структура дисциплины

 

Вид работы Трудоемкость, часов
Очно-заочная Заочная Заочная (сокр.)
Общая трудоемкость      
Аудиторная работа:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ) - -  
Лабораторные работы (ЛР)     -
Самостоятельная работа:      
Самостоятельное изучение разделов      
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным работам, решение домашнего задания, подготовка к рубежному контролю, реферат)      
Переаттестация - -  
Вид итогового контроля (экзамен)      

 

Таблица 3 – Тематика лекционных занятий для очно-заочной формы обучения в 9 семестре

 

№ раз- дела Наименование тем лекций и краткое их содержание Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
             
  Тема 1 Понятие и сущность бух­галтерского дела Сущность и содержание бухгалтерского дела, его развитие. Место бухгалтерского учета в системе управления, пользователи бухгалтерской информации, классификация учетных систем в соответствии с интереса­ми пользователей.     -   -  
       
Продолжение таблицы 3
             
  Тема 2 Концептуальные основы бухгалтерского дела Концептуальные основы бухгалтерского дела Профессиональные организации в развитии бухгалтерского дела: международные организации, профессиональные организации в России.     - -  
  Тема 3 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета Система нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность. Содержание внешних норм по организации бухгалтерского учета и внутреннего нормативного регулирования бухгалтерского дела.     -    
  Тема 4 Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета в России Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета в России. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета. Порядок формирования бухгалтерской отчетности.     -    
  Тема 5 Содержание информации об имущественном и финансовом состоянии организации и финансовых результатах её деятельности. Система информации об имущественном и финансовом состоянии организации и финансовых результатах ее деятельности. Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих организаций.     - -  
  Тема 6 Объекты бухгалтерского учета, их признание и оценка. Хозяйственные факты как объекты учета. Подходы в раскрытии хозяйственного факта: юридическое и экономическое содержание. Влияние организационных, социальных, экономических, правовых, экологических и др. факторов на применение методов бухгалтерского учета. Признание в учете активов, обязательств, доходов и расходов.     -    
Продолжение таблицы 3
             
  Тема 7 Моделирование учетных процессов и отчетной информации Основные принципы, реализуемые при процедуре признания отдельных объектов учета. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности организации (с применением компьютерной графики).   - - -  
  Тема 8 Роль бухгалтера в бухгалтерском деле Роль бухгалтера в процессе управления. Роль бухгалтера в процессе формирования информации. Права и обязанности главного бухгалтера. Права и обязанности бухгалтеров. Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция.     -    
  Тема 9 Этика профессиональных бухгалтеров. Требования, предъявляемые к бухгалтеру. Общий порядок проведения аттестации профессиональных бухгалтеров. Назначение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров. Фундаментальные принципы профессионального бухгалтера     - -  
  Тема 10 Учетная политика Учетная политика как локальный нормативный акт и результат профессионального суждения бухгалтера. Назначение учетной политики организации. Раскрытие учетной политики организации: организационный, технический и методические аспекты. Изменение учетной политики организации.     -    
  Тема 11 Взаимодействие бухгалтера с иными профессиональными субъектами Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами, а также с профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов.     - - -  
Продолжение таблицы 3
             
  Тема 12 Организация бухгалтерского учета на предприятии Основные задачи и функции бухгалтерской службы организации. Назначение и роль Положения о бухгалтерской службе в организации учетной деятельности. Варианты организации бухгалтерской службы. Состав и назначение бухгалтеров. Назначение и роль должностной инструкции. Квалификационные требования к уровню образования и стажу профессиональной деятельности работников бухгалтерской службы.     -    
  Тема 13 Организация первичного учета Первичные учетные документы, их состав, классификация и стандартизация. Порядок составления, обработки и хранения первичных документов. График документооборота - содержание, структура, роль и назначение.     -    
  Тема 14 Организация контрольных процедур Контроль как функция бухгалтерского учета. Виды контроля, осуществляемые бухгалтерской службой. Инвентаризация как основная форма внутреннего контроля. Оформление результатов контроля и отражение их в учете.     - -  
  Тема 15 Особенности организации бухгалтерского дела в зависимости от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и размеров хозяйствующих субъектов Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Специфика финансового учета и отчетности в некоммерческих организациях.         -    
Продолжение таблицы 3
             
  Бухгалтерский учет и отчетность на малых и микропредприятиях. Особенности бухгалтерского дела в бюджетных учрежде­ниях.          
  Тема 16 Организация бухгалтерского учета на различных стадиях жизненного цикла предприятия Особенности бухгалтерского дела на начальной стадии функционирования организации. Особенности бухгалтерского дела при реорганизации организации. Особенности бухгалтерского дела при банкротстве организации. Критерии выбора и обоснования учетной политики на стадиях жизненного цикла организации.   - - -  
  Тема 17 Организация учета в условиях компью­терной обработки информации Особенности функций бухгалтеров и других сотрудников организации в условиях компьютерной обработки информации. Организация доступа к базам данных в условиях компьютерной обработки информации. Особенности организации контроля за отчетными данными в условиях компьютерной обработки информации.   - -    
  Тема 18 Актуальные проблемы бухгалтерского учета на современном этапе Развитие теории бухгалтерского учета. Гармонизация и конвергенция бухгалтерского учета на глобальном и региональном уровне. Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации     - -  
  Итого:     -    
                     

 

Таблица 4 – Тематика лекционных занятий для заочной формы обучения в 9 семестре

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.064 с.)