Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое демократия и каковы ее виды?
С древних времен и вплоть до наших дней демократия привлекала особое внимание представителей различных политических течений и идеологических учений. Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, например, считали и считают, что демократия — это: а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управле б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое пра в) правление большинства; г) восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей1. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos — народ и kratos — власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне. В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии авторы исходят, так же как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от первых основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, — это есть не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод»2. Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., — многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий атрибут государства, «характеризующийся принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации...»3. Существуют и другие подходы и представления о демократии, отражающие и в настоящее время различные ее стороны и отдельные аспекты ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии, и каждый заслуживает к себе определенного внимания.
У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого явления и понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения. Исходное же определение демократии как народовластия или формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N. Y., 1993. P. 483. См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 378. Корельский В. М. Теоретические проблемы социалистической государственной власти и демократии. Свердловск, 1972. С. 27. о народовластии — слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки». К тому же нельзя упускать из поля зрения тот немаловажный факт, что среди авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласующегося с реальной действительностью представления ни о «демосе» — носителе власти, ни о «кратосе» — понятии, содержании и основных признаках самой власти. Все это не может не затруднить, с одной стороны, глубокое и разностороннее понимание демократии как реально существующего в той или иной стране явления, а с другой — проведение грани и, соответственно, избежание смешения демократии как научного феномена с демократией, а точнее — псевдодемократией, как идеологического и пропагандистского феномена. В самом деле, можно ли ограничиться пониманием и толкованием демократии как народовластия, если одно из его слагаемых — «народ» в условиях рабовладельческого строя «исключал», согласно официальному о нем представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? В условиях феодального строя из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях, в соответствии, например, с широко распространенным в мире марксистским пониманием «народа», из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и классы». Понятием «народ» при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества». Это главным образом трудящиеся массы - «творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований»1.
Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия — с «властью», которая в одних случаях сводится главным образом только к государственному феномену (государственная власть, законодательная, исполнительная, судебная власть). В других случаях — к более широкому, политическому феномену (политическая власть в обществе). А в иных случаях власть, а вместе с ней и демократия ассоциируются со всем обществом, со всей общественной, а точнее — общественно-политической, властью. Отсутствие единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии - ее понятии, сущности и содержании — открывает огромные возможности для произвольного ее толкования и именования демократическими всех тех государств, правящих режимов и политических систем, которые по сути никогда не были таковыми. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что в современную эпоху, именуемую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правящего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократическим, действующим от имени всех своих граждан и в интересах всех. См.: Советский энциклопедический словарь. С. 870. 222 Это говорит о многом, и прежде всего о том, что во избежание злоупотребления демократией и в целях ее более рационального и эффективного использования, не имея ее единого определения, весьма важным является выработать о ней хотя бы общее представление. Последнее может складываться из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью признаков и черт демократии. Среди них необходимо выделить прежде всего следующие. 1. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интереса По мере развития общества, государства и права меняются не только представления о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках — демократах. Небезынтересно и весьма поучительно было бы в этом плане сравнить современное представление о демократии и демократах или о тех, кто называет себя таковыми, с первоначальным представлением о ней и об этих людях. 2. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогран
Демократия не может существовать только в какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же как она не должна рассматриваться исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она одновременно выступает в самых различных качествах. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти - народу демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, а также как их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти — государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих мето- дов и способов властвования, т. е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти — отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод. К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу и многое другое в таком же духе — это все также есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией. 3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» и видов демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.
Составными частями или структурными элементами такой системы, в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня («среза») рассматриваемой системы, могут выступать, например, отдельные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т. д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы. Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии, различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; на уровне содержания демократии — соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и, в частности, с политической системой, теория которой считается достаточно разработанной), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаимодействия субъектов демократии, их общественно-политическую активность и фактические отношения, возникающие 224 между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии. 4. В реальной действительности у разделяющих различные, а тем более несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о демосе и кратосе, о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о «подлинной» демократии. И было бы «ужаснее всего, — отмечалось одним из идеологов античной демократии, — если бы в демократическом государстве не все имели одинаковые права, если бы, оставив за собой государственные должности, мы в то же время в судебных делах отказались бы от того, что нам положено по закону, и, погибая в борьбе за наш государственный строй, при голосовании отдавали бы первенство людям, имеющим много имущества» (Исократ, XX)1. Иными словами, было бы губительным для общества и государства, именуемых демократическими, если бы не было для всех хотя бы формального равенства, если бы открыто доминировали во время формирования государственных органов и их деятельности люди, «имеющие много имущества». Для поддержания единства общества и государства не только принудительными, но и поощрительными, идеологическими мерами раньше, и особенно в современных условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия всех социальных слоев и классов, иллюзия одинакового их доступа к создаваемому всем обществом богатству и к рычагам управления государством.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.012 с.) |