Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция произношения звука Й.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'. Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................................................ 4 Характеристика звука Й............................................................................................................ 5 Занятие 1.................................................................................................................................... 7 Занятие 2.................................................................................................................................... 9 Занятие 3................................................................................................................................. 11 Занятие 4................................................................................................................................. 13 Занятие 5................................................................................................................................. 14 Занятие 6................................................................................................................................. 16 Занятие 7................................................................................................................................. 18 Занятие 8................................................................................................................................. 20 Занятие 9................................................................................................................................. 22 Занятие 10............................................................................................................................... 25 Занятие 11............................................................................................................................... 26 Занятие 12............................................................................................................................... 29 Занятие 13............................................................................................................................... 31 Занятие 14............................................................................................................................... 34 Занятие 15............................................................................................................................... 37 Занятие 16............................................................................................................................... 39 2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42 Занятие 17............................................................................................................................... 42 Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46 Занятие 20............................................................................................................................... 48 Занятие 21............................................................................................................................... 50 Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве. В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии. В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка. Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й. При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». Характеристика звука Й Артикуляция звука Й При произношении звука Й: губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях: 1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка 2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
Характеристика звука Й согласный щелевой среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий) мягкий
Нарушение произношения звука Й Йотацизм — а) отсутствие звука; б) искажение звука (в практике встречается крайне редко). Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X' при нисходящей йотации: при восходящей йотации:
Подготовительные артикуляционные упражнения [1] «Улыбка» с сомкнутыми губами. «Улыбка» с разомкнутыми губами. «Лопатка». «Накажем непослушный язык». «Киска сердится». Постановка звука Й (После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л'). I способ — по подражанию: а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й; б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем; в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением: иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ II способ — механический, используется в трудных случаях. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации. Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения [2]. Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Заучивание скороговорки Андрей — воробей! Не гоняй голубей! Гоняй галочек Из-под палочек.
клей 7. Игра «Путаница» —преобразование деформированной фразы. Образец: Андрей, дверь, открой — Андрей, открой дверь. Анатолий, попугай, покупать, не — Анатолий, не покупай попугая. Евгений, голуби, гонять, не — Евгений, не гоняй голубей. Василий, песня, пой, звонкая — рассказ, Андрей, интересный, прочитай — Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая — буря, окна, Юрий, после, настежь, открой — Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай — 8. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3). 9. Игра «Эхо» — выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3). 10. Повторение скороговорки (упражнение 5). 11. Аппликация из геометрических форм «Воробей». Образец: Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Составление схем этих слов. 7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л': лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах
8. Игра «Эхо» — выделение в этих словах ударного слога. 9. Спряжение в настоящем времени:
Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.
10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных): зелёный лес — ещё зеленее кудрявый лес — ещё кудрявее тёмный лес — ещё темнее дремучий лес — ещё дремучее холодная погода — ещё холоднее свежий ветер — ещё свежее тёплая весна — ещё теплее длинный пояс — ещё длиннее светлая юбка — ещё светлее глупый ягнёнок — ещё глупее новая майка — ещё новее милый зайка — ещё милее белый зайка — ещё белее умный олень — ещё умнее храбрый мальчик — ещё храбрее фиолетовый колокольчик — ещё фиолетовее пугливый цыплёнок — ещё пугливее 11. Счёт —2 «20: иллюстрация к стихотворению
12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2). ВЕСНА Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. А.А. Фет
ЖАВОРОНОК На солнце темный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: — Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны! В. А. Жуковский
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер после трех ночей Мчится к матери своей... А.Н. Майков * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И. Тютчев
* * * Сторона моя родимая, Велики твои страдания, Но есть мощь неодолимая, И полны мы упования: Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, И стезею благодатною Русь помчится вольная! Н.П. Огарев
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой... И.З. Суриков СТЕПЬ Едешь, едешь — степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху, над степью, Тишина немая... И.З. Суриков
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака...
С.А. Есенин
ЧЕРЕМУХА Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. С.А. Есенин
КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо светит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю... М. Ю. Лермонтов
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом — Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М.Ю. Лермонтов
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя; То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко постучит! А.С. Пушкин * * * Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы... А.С. Пушкин
[1] См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998. [2] См: Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'. Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................................................ 4 Характеристика звука Й............................................................................................................ 5 Занятие 1.................................................................................................................................... 7 Занятие 2.................................................................................................................................... 9 Занятие 3................................................................................................................................. 11 Занятие 4................................................................................................................................. 13 Занятие 5................................................................................................................................. 14 Занятие 6................................................................................................................................. 16 Занятие 7................................................................................................................................. 18 Занятие 8................................................................................................................................. 20 Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25 Занятие 11............................................................................................................................... 26 Занятие 12............................................................................................................................... 29 Занятие 13............................................................................................................................... 31 Занятие 14............................................................................................................................... 34 Занятие 15............................................................................................................................... 37 Занятие 16............................................................................................................................... 39 2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42 Занятие 17............................................................................................................................... 42 Занятие 18............................................................................................................................... 43 Занятие 19............................................................................................................................... 46 Занятие 20............................................................................................................................... 48 Занятие 21............................................................................................................................... 50 Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве. В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии. В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка. Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й. При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». Характеристика звука Й Артикуляция звука Й При произношении звука Й: губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях: 1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка 2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
Характеристика звука Й согласный щелевой среднеязычный (средненебный) сонорный (звонкий) мягкий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.167 с.) |