Маркшейдерские работы при проходке траншей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркшейдерские работы при проходке траншей



 

Проходка траншей в карьерах предназначена для вскрытия карьерных полей с целью обеспечения доступа от поверхности земли (капитальные траншеи) или от какой-либо разрабатываемой части карьера к вновь создаваемым рабочим горизонтам (разрезные траншеи). Непосредственной задачей при проходке траншей является установление грузотранспортной связи между горизонтами разработки (добычи) и пунктами приема горной массы (отвалы, склады) на поверхности или в карьере. Параметры траншеи (ширина дна, уклон, углы поворота, углы откоса) рассчитываются в зависимости от вида карьерного добычного оборудования, транспорта и инженерно-геологических условий.

На проходку траншеи составляется технический проект. К проекту прилагается:

генеральный план карьера;

план траншеи с указанием числовых значений координат X, Y, Z начала (устья) траншеи;

положение оси траншеи, углы поворота, радиусы кривых;

высотные отметки дна траншеи.

Маркшейдерские работы при проходке траншеи состоят в следующем:

обеспечение района проходки траншеи пунктами съемочного обоснования;

перенесение с проекта в натуру устья траншеи, оси траншеи и ее параметров;

систематическое наблюдение за проходкой траншеи, включая маркшейдерскую съемку фактических параметров траншеи, контроль ее направления и уклона;

подсчет объема вынутой горной массы;

разбивка транспортных путей.

В зависимости от рельефа земной поверхности, инженерно-геологических условий участка карьера в районе прокладки траншеи, имеющегося добычного оборудования и средств транспорта применяют различные способы проходки траншей. Во всех случаях маркшейдер на местности, в соответствии с проектом, разбивает и закрепляет специальными пунктами ось траншеи, ширину дна, верхние бровки и задает уклон дна траншеи.

При разбивке трассы траншеи маркшейдер показывает на проектных планах, составленных в масштабе 1:500 – 1:1000, координаты точек примыкания, дирекционные углы первоначальных направлений, расстояния между вершинами углов поворота оси траншеи с углами поворота и радиусами кривых.

На поперечных разрезах указывается очередность проходки заходок, углы откосов, положение транспортных средств. На продольных разрезах (профилях), построенных по оси траншеи, указываются фактические и проектные высотные отметки, проектные уклоны.

Наиболее распространенные способы проведения траншей следующие:

сплошным забоем при проходке по склону (рис. 6.8, а), поперек склона или на равнинных участках с погрузкой горной массы в думпкары (рис. 6.8, б), с отвалом непосредственно на борта траншеи драглайном (рис. 6.8, в) или с погрузкой на авто- и железнодорожный транспорт внутри траншеи;

ступенчатым забоем – заходками (рис. 6.9).

 


Рис. 6.8. Схемы проведения траншей сплошным забоем:

а – по склону; б, в – поперек склона или на равнинных участках с погрузкой в думпкары или с отвалом на борта траншей

 

Рис. 6.9. Схема проведения траншей ступенчатыми забоями – заходками

 

Разбивочные работы при проведении траншеи выполняются следующим образом. При проходке по склону (см. рис. 6.8, а), производится разбивка оси траншеи временными пикетами А, Б, В и т. д. через 20 – 50 м. Для этого по известным координатам точки Р 2 съемочного обоснования, измеренному углу b и расстоянию определяют в натуре начальную точку А (устье) траншеи. По дну траншеи напротив каждого пикета закрепляются граничные точки Rа, Rб, Rв и т. д. Высотные отметки граничных точек и пикетов определяются нивелированием. В этом случае отсчет по передней рейке вi определяется по заданному в проекте уклону i и расстоянию между пикетами li:

вi = аi - li × i,

где аi – отсчет по задней рейке.

Нивелирование пикетов начинается от пункта примыкания Р 2.

После определения положения пикетов производится спрямление трассы траншеи. В точках поворота трассы разбиваются кривые. Спрямленная ось трассы, дно и верхняя бровка траншеи закрепляются кольями и вехами.

При проведении траншеи поперек склона или на равнинных участках местности разбивка трассы проводится аналогичным способом (см. рис. 6.8, б, в). Ось траншеи закрепляется пикетами V, VI и т. д. на расстоянии 20 – 50 м по прямым участкам трассы и 5 – 10 м по криволинейным. Верхние бровки траншеи закрепляются граничными точками (вехами) 4-4', 5-5', 6-6' и т. д. На дне траншеи закрепляются грунтовые реперы Р 1, Р 2, Р 3 и т. д. на расстоянии 20 – 30 м. Торцы реперов должны соответствовать проектным отметкам (уклону) дна траншеи. Уклон дна траншеи задается Т-образными визирами, высота которых делается равной высоте гусениц экскаватора.

Одновременно с разбивкой трассы траншеи ведется разбивка осей транспортных путей породного отвала. На всех заданных точках вблизи забоя траншеи выставляются направляющие вехи.

При проведении траншей большого сечения (ступенчатыми забоями – заходками) (см. рис. 6.9) разбивается и закрепляется основная ось траншеи и ее верхние и нижние бровки по методике, описанной выше. Оси заходок разбиваются и закрепляются по мере необходимости.

При проведении траншей взрывным способом с последующей экскавацией (рис. 6.10) относительно пикетов 3, 4, 5 и т. д., обозначающих ось траншеи, по мере проходки закрепляется серия скважин. Количество скважин и их параметры рассчитываются специальным проектом.

 

 

Рис. 6.10. Схема проведения траншеи взрывным способом

 

После взрыва производится маркшейдерская съемка. По плану и разрезам, составленным по результатам съемки, определяется объем взорванной горной массы. После этого приступают к экскавации и оформлению траншеи. Маркшейдерские работы в этом случае выполняются в том же объеме и порядке, как было описано выше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.163 (0.006 с.)