Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная сфера старшеклассников
(юношей) Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966). Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется: 1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических; 2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств; 3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей; 4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями; 5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства (Hartup, 1989); 6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредствен- на, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности. В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Возрастные изменения различных проявлений Эмоциональности Возрастная динамика склонности к проявлению базовых эмоций. Данные, полученные М. С. Пономаревой (Ильин, Пономарева, 2001) на школьниках с 1-го по 11-йкласс, показывают, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева, страха и печали (рис. 16.2). Склонность к гневу выражена несколько больше, чем склонность к страху и печали, а склонность к печали выражена меньше всего.
Для трех эмоций (радости, гнева и печали) динамика их изменения с возрастом практически одинаковая, а именно, наблюдается более выраженное их проявление в 16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности 405 Рис. 16.2. Возрастная динамика выраженности склонности к проявлению базовых эмоций По вертикали - выраженность склонности, баллы; по горизонтали - возраст, годы 12-13 лет, т. е. в период полового созревания. Противоположная тенденция в этот же период наблюдается в отношении страха: его выраженность уменьшается. Это совпадает с данными Н. Д. Скрябина (19746), выявившего, что наибольшее число смелых школьников приходится именно на период полового созревания. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности. П. А. Ковалев (1996) изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего - мстительность (рис. 16.3). Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости -у школьников 12 лет, а мстительности - у школьников 14-15 лет. * * * Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты: 1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер; 2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний; 3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего; 4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний; 5) увеличение способности понимания эмоций других людей. 6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности. Рис. 16.3. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности По вертикали - выраженность свойств, баллы; по горизонтали - возраст, годы
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.005 с.) |