Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Информационные технологии

 

Направление подготовки: 071900 Библиотечно-информационная деятельность

Профиль подготовки: Менеджер информационных ресурсов

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 

Форма обучения: очная

 

Самара

2011 г.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля) Информационные технологии являются формирование у студентов системных знаний по истории, современному состоянию и перспективам развития информационных технологий

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Информационные технологии» принадлежит к базовой части Информационно-коммуникационного цикла дисциплин. Его изучение базируется на основе полученных студентами знаний по библиотековедению, истории библиотечного дела, информатики в объеме вузовского курса. Студенты должны обладать элементарными умениями по обращению с компьютерной техникой.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: терминологический аппарат учебной дисциплины; компонентную структуру информационной технологии; функции технологической службы информационного учреждения; основные информационные процессы; ассортимент ресурсов и средств информационных технологий; номенклатуру и назначение регламентирующих документов; виды информационных продуктов и услуг; основные подходы к оценке эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов и услуг; направления внедрения информационных технологий в деятельность современных библиотек.

 

2) Уметь: анализировать по заданной схеме информационные продукты различного назначения (гипертекстовые, мультимедийные, программные, геоинформационные, базы данных, информационные системы) и выявлять их потребительские свойства; использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных, научных, практических (производственно-технологических, организационно-управленческих) задач, в информационно-аналитической, проектной и иной деятельности; представлять библиотеку как технологическую систему.

 

3) Владеть: методами сбора, обработки, организации, хранения, поиска, и распространения информации с применением информационно-коммуникационных технологий на уровне квалифицированных пользователей; навыками технологического проектирования.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

 

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Общая информационная технология   1-8 Лекции Семинары Практ. СРС Проверка конспектов лекций и семинарских занятий Выступление на семинаре
  Компонентная структура информационных технологий   9-12         Проверка лекций и семинарских занятий Выступление на семинаре
Тестирование Зачет
  Базовые, прикладные и специальные информационные технологии   13-16          
  Информационные процессы и операции   1-8          
  Эффективность информационного производства   9-17          
Экзамен
  Итого: всего 144 часа (108 часов)              

Лабораторный практикум

№ п/п Раздела / ЛР Наименование раздела Наименование лабораторных работ (ЛР) Трудоёмкость (часы) Формируемые компетенции
  Общая информационная технология      
    Освоение понятийной базы курса «Информационные технологии»   ОК-1, ПК-29
    Определение компонентов технологической системы   ОК-1, ПК-27
  Компонентная структура информационных технологий      
    Ресурсное обеспечение информационных технологий   ОК-1, ПК-4
    Информационные продукты и услуги   ОК-3, ОК-6
    Электронные продукты - технология создания   ОК-1, ПК-29, ПК-3
  Базовые, прикладные и специальные информационные технологии      
    Прикладные информационные технологии   ОК-5 ПК-8, ПК-10
  Информационные процессы и операции      
    Представление о сущности информационных процессов    
    Библиотечные процессы и операции   ОК-6, ПК-4 ПК-3, ПК-27
    Проектирование библиотечных процессов   ОК-5 ПК-8, ПК-10
    Информационные процессы и операции поиска информации в сети Интернет    
    Документы, регламентирующие библиотечное производство   ОК-3, ОК-5 ПК-7, ПК-23
  Эффективность информационного производства      
    Определение качества библиотечных услуг   ОК-1, ПК-29, ПК-3
  Итого:      

Самостоятельная работа студентов

 

Самостоятельная работа студентов включает подготовку конспектов к семинарским занятиям; подготовку к тестированию; подготовку к практическим занятиям (освоение понятийной базы курса, разработку технологических процессов по оформлению книжной выставки, подготовку презентаций).

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В различных видах учебной работы предполагается использование активных форм проведения занятий: проблемных лекций, семинаров-дискуссий, выполнение практических работ в форме презентаций с использованием мультимедийных технологий, проведение лекционных и практических занятий на базе интерактивной доски. В процессе преподавания дисциплины предполагается применение элементов технологии проблемно-ориентированного обучения и технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В рамках курса планируется организация экскурсии в Межвузовский медиацентр с целью ознакомления с опытом внедрения новых информационных технологий в библиотечно-информационную деятельность.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

  1. Информационная технология: способ производства, наука, учебная дисциплина
  2. История и тенденции развития информационных технологий.
  3. Основные процессы информационной деятельности.
  4. Современные тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг.
  5. Ассортимент информационных продуктов и услуг библиотек (информационных, организаций, фирм, служб).
  6. Организационно-распорядительная документация как регламент информационных технологий.
  7. Государственные нормативно-правовые акты как регламент информационных технологий.
  8. Технологическая документация в информационном производстве.
  9. Регламентация информационных технологий в стандартах СИБИД.
  10. Базовые информационные технологии.
  11. Прикладные информационные технологии (в экономике и управлении; в образовании; в социально-культурной деятельности и др.).
  12. Направления внедрения информационных технологий в библиотечно-информационную деятельность.
  13. Информационно-коммуникационные технологии в научно-аналитической службе.
  14. Методики оценки эффективности информационных технологий.
  15. Методики оценки качества информационных продуктов и услуг.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература

1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России [Текст]: науч.-метод. пособие / А.Б. Антопольский. – М.: Либерея, 2004. – 423 с.

2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст]: учеб-практ. пособие / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2004. – 303 с.

3. Воройский Ф.С. Информатика [Текст]: новый систематизированный толковый словарь-справочник: (введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах) / Ф.С. Воройский. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. - 760 с.

4. Вохрышева Е.В. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек [Текст]: учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - 142 с.

5. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст]. – Введ. 2000-07-01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999. - 22 с.

6. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст]. – Введ. 2004-07-01 // Стандарты по издательскому делу. – М., 2004. – С. 191-208.

7. ГОСТ 7.73.96. Поиск и распространение информации. Термины и определения [Текст]. - Введ. 1998-01-01. – Минск: Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1997. - 14 с. -

8. ГОСТ 7.76-96. Комплектование фонда документов: Библиографирование: Каталогизация: Термины и определения [Текст]. - Введ. 1998-01-01. – Минск: Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1997. - 52 с.

9. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания: Основные виды и выходные сведения [Текст]. – Введ. 2002-07-01 // Стандарты по издательскому делу. – М., 2004. – С. 297-305.

10. ГОСТ Р ИСО 9000-2001: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. - Введ. 2001-08-31. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 37 с.

11. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления [Текст]: учеб. пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 479 с.

12. Гринберг, А.С. Информационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.С. Гринберг, И.А. Король. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

13. Земсков, А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки [Текст] / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - М.: «Изд-во ФАИР», 2007. – 528 с.

14. Информатика как наука об информации: информ, док., технолог., экон, социальн. и орг. аспект [Текст] /Под ред Р.С. Гиляревского. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

15. Каптерев, А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен [Текст] / А.И. Каптерев. – М.: Профиздат, 2002. – 225 с.

16. МакМенеми, Д. Предоставление электронных услуг: рук. для публ. б-к и центров обучения / Дэвид МакМенеми, Алан Поултер. – М.: Омега-Л, 2006. – 247 с.

17. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федер. закон от 27.07.06 № 149 ФЗ // Рос. газета. – 2006. – 29 июля. (№ 165)

18. Омельченко, М.М. Информационные системы и технологии в экономике [Текст]: учеб. пособие / М.М. Омельченко; СПб. гос. горн. ин-т. – СПб., 2003. – 60 с.

19. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2002. – 319 с.

20. Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии экономике [Текст]: учеб. пособие / И.С. Пилко. – СПб: Профессия, 2008. – 342 с.

21. Советов, Б.Я. Информационные технологии [Текст]: учебник / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. – М.: Высш. шк., 2003. – 263 с.

22. Справочник информационного работника [Текст]. – СПб.: Профессия, 2005. – 551 с.

23. Уткин, В.Б. Информационные системы и технологии в экономике [Текст]: учебник / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 330с.

24. Фридланд, А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы [Текст] / А.Я.Фридланд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003. – 232 с.

 

 

Дополнительная литература

25. Армс, Вильям, Электронные библиотеки [Текст]: учеб. пособие: [пер с англ.] / В. Армс– М.: ПИК ВИНИТИ, 2000. – 274 с.

26. Блюменау, Д.И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичных документов [Текст]: учеб.-практ. пособие / Д.И. Блюменау – СПб.: Профессия, 2002. – 235 с.

27. Гладких Б.А. Информатика от абака до интернета: введение в специальность: учеб. пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 481 с.

28. Жабко Е.Д. Спавочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: Теория и практика [Текст]: моногр. /РНБ; Е.Д. Жабко. – Санкт-Петербург, 2006. - 387 с.

29. Земсков, А.И. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А.И. Земсков, Я.Л.Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. – 352 с.

30. Жоголев, Е.А. Технология программирования [Текст] / Е.А. Жоголев. – М.: Науч. мир, 2004. – 216 с.

31. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 507 с.

32. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст]: [пер с англ.] / М. Кастельс. - М.: Гос ун-т высш. шк. экономики, 2000. - 607 с.

33. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных [Текст] / М.Р. Когаловский. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 799 с.

34. Коряковцева, Н.А. Техники информационно-библиотечной работы [Тект]: учеб.-практ. пособие / Н.А. Коряковцева – М.: Либерея, 2004. – 136 с.

35. Майстрович Т.В. Электронный документ как объект библиотечного дела: моногр. /М.: Пашков дом, 2004. – 248 с.

36. Поппель, Г. Информационные технологии: миллионные прибыли [Текст] / Г.Поппель, Б.Голдстайн. – М.: Экономика, 1990. – 239 с.

37. Шрайберг, Я.Л.Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей [Текст]: Учеб.-практ. пособие / Я.Л. Шрайберг. – Изд- е 2-е, испр. и доп. – М.: Либерея, 2001. – 103 с.

 

Программное обеспечение

 

Microsoft Office, Internet Explorer (Opera)

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Учебные компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, сканеры, принтеры, интерактивная доска

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность «Менеджер информационных ресурсов».

 

 

Автор Богданова И.А., доцент кафедры библиотековедения, канд. пед. наук

Рецензент (ы) _________________________

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.


Семинар №1

 

Семинар №2

 

Семинар №3

 

Семинар №4

Семинар №5

Семинар №6

Практическая работа

Тема: Информационные продукты и услуги

Задание 1. В профессиональной периодике за последние 3 года выявить публикации о библиотечных продукции и услугах.

Результат: таблица.

Журнал (название, год, номер) Информационные продукты (автор и название статьи, краткая аннотация) Информационные услуги (автор и название статьи, краткая аннотация)
     

 

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Какие периодические издания содержат больше информации об информационных продуктах и услугах?

2. Какая информация представлена в большем объеме – о продуктах или об услугах?

 

Источники: журналы «Библиотека», «Научные и технические библиотеки», «Библиополе», «Современная библиотека», «Новая библиотека», «Школьная библиотека».

Практическая работа

Тема: Проектирование библиотечно-информационных процессов

Задание: Разработать проект технологического процесса по оформлению тематической выставки.

Рекомендуемые темы:

1. Архитектура Самары;

2. История самарских меценатов;

3. Самарские губернаторы;

4. Куйбышев в годы Великой Отечественной войны;

5. Их именами названы улицы нашего города;

6. Самара туристическая;

7. Памятники природы Самарского края;

8. Самарские писатели;

9. Великие философы античности;

10. Великие философы Востока;

11. Классика балета;

12. В мире оперной музыки;

13. Искусство Возрождения;

14. Великие актеры XX века;

15. Экология: вчера, сегодня, завтра;

16. Память о Великой войне;

17. Мир компьютерных технологий.

(студент может предложить свою тему)

Результат: план-схема выставки (заголовок, названия разделов – не менее трех; текстовой и иллюстративный материал, список источников к каждому разделу – не менее десяти; технические средства для презентации выставки).

Работа сдается на проверку в электронной форме в виде презентации, подготовленной в программе Power Point (версий 2003 или 2007).

Консультация для студентов: проектирование – это процесс создания проекта, образца предполагаемого или возможного объекта.

Разработка процесса производства конкретного продукта или услуги осуществляется поэтапно и включает:

- анализ исходных данных для разработки технологического процесса;

- оценку ресурсной базы;

- составление технологического маршрута;

- разработку технологических операций;

- нормирование технологического процесса;

- расчет экономической эффективности;

- оформление результатов технологического проектирования.

Практическая работа

Тема: Информационные процессы и операции поиска информации в сети Интернет

Задание: провести сравнительный анализ сайтов библиотек вузов г.о.Самары и Самарской области.

Результат: таблица.

Критерии Библиотека 1 Библиотека 2
Общий объем фонда      
Количество записей в электронном каталоге    
Сведения о базах данных – виды, тематика, наполнение    
Периодика – количество названий журналов (в том числе, электронных)    
Услуги библиотеки – номенклатура, ассортимент, адресность    
Новости библиотеки    
Сведения о персонале    

 

Консультация для студентов: для сравнения взять сведения с сайтов двух любых библиотек следующих вузов:

- Самарского государственного технического университета;

- Самарского государственного аэрокосмического университета;

- Поволжского государственного университетва телекоммуникаций и информатики;

- Самарского государственного университета;

- Самарского государственной социально-гуманитарной академии;

- Самарского государственного медицинского университета;

- Самарского государственного университета путей сообщения;

- Самарского государственного экономического университета.

В результате проведенного сравнительного анализа сделать вывод об информативности, обновляемости, дизайне сайтов.

Практическая работа

Тема: Информационные процессы и операции

Задание 1. выполнить поиск в сети Интернет по указанным адресам

1) в ЭК СОУНБ:

- найти книги А.Д. Жаркова;

- выявить книги по этнологии.

2) в ЭК ГПНТБ:

- найти книги Л.Д. Ландау;

3) в ЭК РГБ подобрать литературу по организации работы детского оздоровительного лагеря;

4) на сайте Российской национальной библиотеки найти информацию о базах данных по картографии

 

Задание 2. Просмотреть web-сайты и изучить рекомендации по поиску в базах данных:

Самарская областная научная библиотека – http://www.lib.smr//.ru

Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru

Российская национальная библиотека – http://www.nlr.ru

Государственная публичная историческая библиотека – http://www.shpl.ru/

Государственная публичная научно-техническая библиотека –

http://www.gpntb.ru/

 

Какие web-сайты содержат наиболее полные рекомендации?

 

 

Практическая работа

Тема: Электронные информационные продукты – технология создания

Задание 1. Подготовить презентацию (до 15 слайдов) в программе Power Point (версий 2003 или 2007) по следующим темам

- Виртуальные справочные службы: опыт россйских и зарубежных библиотек:

- Службы электронной доставки документов (ЭДД) в российских библиотеках;

- Электронные библиотеки в Интернете;

- Обзор сайтов православных учебных заведений;

- Электронные ресурсы в Самарской областной юношеской библиотеке (СОДБ, СОУНБ);

- Интернет в практике информационного обслуживания пользователей (на примере Самарских библиотек.

 

Задание 2. Оформить технологический маршрут выполнения своей работы, указав основные процессы и определив их последовательность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антопольский, А.Б. Электронные библиотеки: принципы создания: науч.- метод. пособие / А.Б. Антопольский, Т.В. Майстрович.- М.: либерея- Бибинформ, 2007.- 288 с.

2. Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В.К. Степанов.- М.: Изд-во ФАИР, 2009.- 304 с.

3. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: Справ. / Науч. ред. Р.С. Гиляревский, Г.Ф. Гордукалова.- СПб.: Профессия, 2007.- 664 с.

Практическая работа

Тема: Определение качества библиотечных услуг

Задание: а) повторить материал лекции «Информационные продукты и услуги» - о потребительских свойствах услуг.

б) воспользоваться услугами виртуальной справочной службы двух библиотек (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, вузовских библиотек г.о. Самары, России), проанализировать качество услуги, опираясь на следующие критерии:

- полнота информации;

- релевантность полученной информации;

- наличие информационного шума;

- оперативность выполнения справки;

- степень доступности информации для Вас (по времени, по цене и т.д.);

- надежность источников информации;

- актуальность полученной информации для Вас.

в) провести сравнительный анализ и сделать вывод относительно качества услуг этих библиотек.

Вопросы к зачету

1. Понятия: информация, информатизация, информационные ресурсы, информационные процессы, информационная технология, государственная информационная политика.

2. Видовая структура информации.

3. Теоретические основы технологии

4. Технология как практическая деятельность и как наука

5. История и современные тенденции развития информационных технологий.

6. Компоненты информационной технологии: общая характеристика.

7. Технические средства информационных технологий.

8. Лингвистические средства информационных технологий

9. Программные средства информационных технологий

10. Информационная деятельность и информационное производство: общая характеристика.

11. Понятие о технологической системе.

12. Библиотека как технологическая система.

13. Сущностные процессы информационных технологий

14. Классификация информационных технологий

15. Информационные ресурсы: определение и классификация.

16. Особенности информационных ресурсов.

17. Информационные ресурсы как объект правового регулирования

18. Государственная политика в области информационных ресурсов.

19. Ресурсное обеспечение информационных технологий.

20. Перспективные информационные технологии.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Понятия: информация, информатизация, информационные ресурсы, информационная технология.

2. Видовая структура информации.

3. Теоретические основы технологии

4. Технология как практическая деятельность и как наука

5. Информационная технология: сущность, роль в информатизации общества

6. Компоненты информационной технологии

7. Технические средства информационных технологий

8. Лингвистические средства информационных технологий

9. Программные средства информационных технологий

10. Информационная деятельность и информационное производство: общая характеристика

11. Понятие о технологической системе

12. Библиотека как технологическая система

13. Базовая информационная технология

14. Прикладная информационная технология

15. Специальная информационная технология

16. Информационные продукты и услуги: основные виды. Особенности информационных услуг

17. Поставщики и потребители информационных продуктов и услуг. Общая характеристика информационного рынка

18. Современные тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг

19. Информационные процессы и операции

20. Технологическое проектирование информационных процессов

21. Технологическая подготовка информационного производства

22. Информационные ресурсы: определение, классификация

23. Особенности информационных ресурсов

24. Информационные ресурсы по категориям доступа

25. Государственная политика в области информационных ресурсов

26. Проблема эффективности информационных технологий

27. Проблема качества информационных продуктов и услуг

28. Новые информационные технологии в деятельности библиотек

29. Характеристика основных видов общества. Особенности вхождения зарубежных стран и России в информационное общество

30. Признаки современного информационного общества

31. Формирование электронных ресурсов в фондах современных библиотек. Понятие электронной библиотеки.

32. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов в библиотеках: проблемы и перспективы

33. Обслуживание пользователей библиотек на базе новых информационных технологий

34. Корпоративность как условие успешного внедрения новых информационных технологий в деятельность библиотек

35. История развития информационных технологий: характеристика основных этапов

36. Информационные технологии на современном этапе. Основные характеристики информационного рынка

37. Современные тенденции развития информационных технологий

38. Документы, регламентирующие информационное производство: виды, назначение

39. Технологический подход как метод научного осмысления информационной деятельности

40. Информационные революции в истории развития человеческого общества

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Информационные технологии

 

Направление подготовки: 071900 Библиотечно-информационная деятельность

Профиль подготовки: Менеджер информационных ресурсов

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 

Форма обучения: очная

 

Самара

2011 г.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля) Информационные технологии являются формирование у студентов системных знаний по истории, современному состоянию и перспективам развития информационных технологий

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Информационные технологии» принадлежит к базовой части Информационно-коммуникационного цикла дисциплин. Его изучение базируется на основе полученных студентами знаний по библиотековедению, истории библиотечного дела, информатики в объеме вузовского курса. Студенты должны обладать элементарными умениями по обращению с компьютерной техникой.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: терминологический аппарат учебной дисциплины; компонентную структуру информационной технологии; функции технологической службы информационного учреждения; основные информационные процессы; ассортимент ресурсов и средств информационных технологий; номенклатуру и назначение регламентирующих документов; виды информационных продуктов и услуг; основные подходы к оценке эффективности информационных технологий и качества информационных продуктов и услуг; направления внедрения информационных технологий в деятельность современных библиотек.

 

2) Уметь: анализировать по заданной схеме информационные продукты различного назначения (гипертекстовые, мультимедийные, программные, геоинформационные, базы данных, информационные системы) и выявлять их потребительские свойства; использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных, научных, практических (производственно-технологических, организационно-управленческих) задач, в информационно-аналитической, проектной и иной деятельности; представлять библиотеку как технологическую систему.

 

3) Владеть: методами сбора, обработки, организации, хранения, поиска, и распространения информации с применением информационно-коммуникационных технологий на уровне квалифицированных пользователей; навыками технологического проектирования.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

 

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Общая информационная технология   1-8 Лекции Семинары Практ. СРС Проверка конспектов лекций и семинарских занятий Выступление на семинаре
  Компонентная структура информационных технологий   9-12         Проверка лекций и семинарских занятий Выступление на семинаре
Тестирование Зачет
  Базовые, прикладные и специальные информационные технологии   13-16          
  Информационные процессы и операции   1-8          
  Эффективность информационного производства   9-17          
Экзамен
  Итого: всего 144 часа (108 часов)              

Лабораторный практикум

№ п/п Раздела / ЛР Наименование раздела Наименование лабораторных работ (ЛР) Трудоёмкость (часы) Формируемые компетенции
  Общая информационная технология      
    Освоение понятийной базы курса «Информационные технологии»   ОК-1, ПК-29
    Определение компонентов технологической системы   ОК-1, ПК-27
  Компонентная структура информационных технологий      
    Ресурсное обеспечение информационных технологий   ОК-1, ПК-4
    Информационные продукты и услуги   ОК-3, ОК-6
    Электронные продукты - технология создания   ОК-1, ПК-29, ПК-3
  Базовые, прикладные и специальные информационные технологии      
    Прикладные информационные технологии   ОК-5 ПК-8, ПК-10
  Информационные процессы и операции      
    Представление о сущности информационных процессов    
    Библиотечные процессы и операции   ОК-6, ПК-4 ПК-3, ПК-27
    Проектирование библиотечных процессов   ОК-5 ПК-8, ПК-10
    Информационные процессы и операции поиска информации в сети Интернет    
    Документы, регламентирующие библиотечное производство   ОК-3, ОК-5 ПК-7, ПК-23
  Эффективность информационного производства      
    Определение качества библиотечных услуг   ОК-1, ПК-29, ПК-3
  Итого:      

Самостоятельная работа студентов

 

Самостоятельная работа студентов включает подготовку конспектов к семинарским занятиям; подготовку к тестированию; подготовку к практическим занятиям (освоение понятийной базы курса, разработку технологических процессов по оформлению книжной выставки, подготовку презентаций).

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.204 с.)