ТЕМА 18. Конституционно-правовые основы судебной власти Кыргызской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 18. Конституционно-правовые основы судебной власти Кыргызской Республики



 

Цель лекции: уяснить понятие судебной власти, выявить ее сущность, определить понятие и назначение принципов правосудия, ознакомить с судебной системой Кыргызской Республики.

 

Основные задачи данной темы:

· определить сущность судебной системы;

· охарактеризовать принципы правосудия;

· ознакомить с системой судебной власти Кыргызской Республики;

· определить правовой статус судей Кыргызской Республики;

· изучить порядок формирования и основания прекращения деятельности судей Кыргызской Республики.

В демократическом государстве согласно принципу разделения ветвей власти недостаточно иметь де­мократическое законодательство и действенный механизм его применения исполнительной властью. Необходима также демократическая организация и деятельность судебной власти.

Судебная власть, ее органы — неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народо­властия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их орга­нами. Суды призваны разрешать конфликты на основе действующего законодательства, т.е. реализовывать функцию правосудия.

Органы правосудия — независимые органы государственной влас­ти, на которые возложено решение важных задач: защита конституционного строя, обеспечение законности, верховенства конституции, охране прав и интересов личности, государственных органов, предприятий и учреждений. Суды также играют существенную роль в оказании воспитательного и предупредительного воздействия на граждан.

Исключительность судебной власти в том, что основная функция судебной власти – осуществление правосудия. Иначе говоря, только суд может осуществлять правосудие. Суды республики самостоятельны и независимы. Согласно п.1. ст. 93 Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется на основе и строго в соответствии с процессуальным законом: Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданско-процессуальным кодексом., причем практически любые ее нарушения могут стать основанием для отмены решения (приговора) суда по делу. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий имеют властный характер: они обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и граждан. Эти решения и вытекающие из них санкции принимаются от имени государства.

Таким образом, судебная власть - это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая выражается в способности и возможности воздействовать на поведение субъектов права со стороны государства, осуществляемого через особые, независимые и подчиняемые только закону органы государственной власти.

Судебной власти и ее органам свойственны специфические черты, отличающие ее от законодательной и исполнительной властей:

1) судебная власть выпол­няет исключительную, только ей присущую функцию — функцию пра­восудия, которую не могут и не должны выполнять никакие другие органы или лица. Если законодательную власть очень часто осущест­вляют совместно парламент и президент или монарх, а исполнитель­ную — президент или монарх и правительство, то судебную власть — только суды, судьи. «Судебная власть вверяется судьям», — говорится в Основном законе ФРГ (ст. 92). В подавляющем большинстве конституций стран СНГ специально подчеркивается, что правосудие в них осуществляется только (исключительно) судом (су­дами).

2) Судебная власть осуществляется в особой установлен­ной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опира­ющегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной проце­дуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда.

3) Судебную власть непосредственно осуществляет не только высший ее орган, но и вся система органов этой власти. Каждое звено этой системы — от низовых до верховных судов — является носителем судебной власти и может решать судебные споры совершенно самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и право­сознанием.

Осуществление правосудия — главная и основная, но не единст­венная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами до­знания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверя­ются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно от­сутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом огра­ничение правосубъектности граждан (например, признание лица не­дееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, не­сомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции су­дебной власти.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называют юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой дея­тельности — юрисдикцией (oт лат. jurisdictio — судебное разбирательст­во, судебный округ). Совокупность судов и их деятельность обычно именуют юстицией (от лат justitia — справедливость). В зависимос­ти от предмета и направления деятельности судов различают, с одной стороны, суды общей и специальной юрисдикции; а с другой — консти­туционную, административную и другие юстиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.004 с.)