Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 11. Проблема детско-родительских отношений ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Вопросы для обсуждения: 1. Проблема репродуктивной установки семьи; 2. Становление пренатального материнства и отцовства. 3. Отношения симблингов; 4. Личные отношения прародителей и внуков. 5. Гендерные стереотипы в воспитании детей Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. Хр.: 3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 4. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 5. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб.пособие для вузов/ Р.В. Овчарова. –М.: Академия, 2005. – 363 с. 6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 7. Подросток и семья: хрестоматия/ ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 654 с.: 8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 9. Семья: Социал.-психол. и этич. пробл.: Справочник/авт. В.И. Зацепин. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – 254 с. 10. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с. 11. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Занятие 12. Работа социального педагога с семьей Вопросы для теоретической подготовки 1. Деятельность социального педагога по работе с семьей (3 основные составляющие социально-педагогической помощи и др.). 2. Формы социально-педагогической помощи. 3. Современный структурный подход в социальной работе. 4. Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе. 5. Психоаналитический подход в современной социальной работе. 6. Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе. 7. Мультимодальная терапия. 8. Принципы гуманистической психологии в современной социальной работе. План проведения занятия: 1. Деловая игра 2. Обсуждение итогов. Выводы. Литература 1. Александрова О.Н. Психология социальной работы/ О.Н.Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
2. Грюнвальд, Б.Б. Консультирование семьи: Практ.руководство/Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. – М.: Когито-центр, 2004. – 414 с. 3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. –192с. 4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – М.: Академия,2003. – 208 с. 5. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для псих.и педаг / Я.Г. Николаева. – М.: Владос, 2006. – 159 с. 6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 7. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. 8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 9. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш.учеб, заведений / ред. М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с. 10. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления: в помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания/ Г. Фигдор. – М.: Моск.псих.-соц. ин-т, 2007. – 368 с. 11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с. Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа по теме «История и перспективы семьи и брака» I. Представьте в виде компьютерной презентации содержание понятий «семья», «супружество», «брак». II. Подберите и представьте в виде компьютерной презентации статистические данные по России и Челябинской области по: · проблемам рождаемости; · продолжительности жизни мужчин и женщин; · разводимости; · социальному сиротству. III. Заполните таблицу: Основные направления в изучении семейных отношений
IV. Сравните традиционные и альтернативные формы брачно-семейных отношений. Заполните таблицу:
Литература 1. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 2. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 3. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 4. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. 5. Тюгашев, Е.А.Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 194 с. 6. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Самостоятельная работа по теме «Правовые основы семьи и брака»
· международного; · федерального; · регионального уровня, регламентирующие супружеские и детско-родительские отношения. Литература 1. Бровкин А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В. Бровкин, И.А. Еремичев, Э.Л. Страунинг. – М.: Щит-М, 2002. – 121 с. 2. Боднов, С.Н. Брачный договор. – Учебное пособие / С.Н. Боднов. - М.: Юнити-Дана, 2007. – 311 с. 3. Богуславский, М.М. Международное частное право. – М.: Юристъ, 2002. – 606 с. 4. Игнатенко, А. А., Брачный договор. Законный режим имущества супругов. Комментарии к Семейному кодексу / А.А. Игнатенко, Н.Н. Скрыпников. – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. – 112 с. 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года Самостоятельная работа по теме «Функционально-ролевое взаимодействие в семье» I. Проанализируйте семейные функции с точки зрения проявлений на уровне индивида и общества:
II. Соотнесите функции семьи и ее ролевую структуру
III. Дайте определения «ролевого конфликта» и «ролевой перегрузки» в семье. Соотнесите эти понятия и приведите примеры. Представьте графически содержание этих понятий в виде компьютерной презентации.
IV. Подберите отрывки из художественных и публицистических произведений, характеризующие основные функции семьи (хозяйственно-экономическую, первичного контроля, духовного общения, репродуктивную, досуговую, воспитательную, рекреативную, фелицитарную, сексуальную, социально-статусную). Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 3. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 5. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 495 с. 6. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. 7. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с. Самостоятельная работа по теме «Формирование семейно-брачных отношений» I. Подготовьте доклад (в письменной форме) на тему «Компоненты готовности к браку». II. Проведите опрос семей (10 пар) относительно мотивов вступления в брак. Соотнесите с данными, полученными другими студентами вашей группы. III. Подготовьте письменный ответ на вопрос: существуют ли возрастные и половые различия в стилях любви. Ответ проиллюстрируйте цитатами из художественных произведений. Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 4. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 6. Семья: [Кн.для чтения] /сост. И.С.Андреева, А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991 – 345 с. 7. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб.пособие для ст.кл. /сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Просвещение, 987. – 271 с. 8. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.
9. Шапарь, В.Б. Брак-дело тонкое: уроки семейной психологии / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004. – 478 с. 10. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб.пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 927 с. Самостоятельная работа по теме «Проблема супружеской совместимости» I. Представьте содержание понятий «совместимость» и «адаптация» в виде компьютерной презентации. II. Подберите методики для изучения супружеской совместимости. III. Проведите изучение совместимости супругов на примере вашей (собственной или родительской) семьи. IV. Составьте рекомендации для супругов по оптимизации процесса межличностной адаптации и преодоления вторичной адаптации. Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Диагностика семьи: методики и тесты/ ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2004. – 735 с. 3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 4. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 5. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 6. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие для вузов / А.Г. Лидерс. – М.:Академия, 2006. – 431 с. 7. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 8. Семья глазами психолога: (Сб.методик) /сост. С.Ф. Спичак. – М.:Воронеж: МОДЭК, 1995. – 64 с. 9. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб.пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 927 с. Самостоятельная работа по теме «Проблема жизненного цикла семьи»
Конструктивные и деструктивные сценарии жизненного цикла семьи
III. Подготовьте сообщение на тему «Факторы стабильности брака на различных этапах семейной жизни» в виде компьютерной презентации. IV. Заполните таблицу: Функции членов семьи на различных этапах семейной жизни
Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 3. Навайтис, Г. Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. – М.: Моск.психол.-соц.ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 172 с. 4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 5. Психология и психотерапия семейных конфликтов: Хрестоматия/ред-сост. Д.Я. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 736 с. Хр.: 6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 7. Семья: [Кн.для чтения] /сост. И.С.Андреева, А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991 – 345 с. 8. Семья: Социал.-психол. и этич. пробл.: Справочник/авт. В.И. Зацепин. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – 254 с. 9. Хямяляйнен Ю. Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Ю. Хямяляйнен. – М.: Просвещение, 1993.– 112с. 10. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 495 с. 11. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Самостоятельная работа по теме «Проблема семейных конфликтов»
III. Проиллюстрируйте три группы последствий разводов: 1. Последствия для разводящихся; 2. Последствия для детей; 3. Последствия для общества. I. Подготовьте реферат и мультимедийную презентацию по одной из предложенных тем: 1. Семейные кризисы и их связь с кризисами личностного развития. 2. Условия гармонии семейного союза (по Д. Карнеги). 3. Супружеские конфликты, их причины и способы разрешения. 4. Интимные отношения в семье, проблема сексуальной дисгармонии. 5. Психология развода. 6. Типология проблемных семей. 7. Стратегии поведения в конфликте и пути выхода из него. 8. Особенности протекания конфликтов в межнациональных. 9. Кризисы семьи: особенности протекания, причины, возможные последствия на разных этапах жизни. 10. Проблема психологического анализа предразводной ситуации супругов. 11. Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах. 12. Психологические проблемы молодой семьи. 13. Психологические проблемы зрелой семьи. 14. Психологически проблемы семьи со взрослыми детьми. 15. Основные проблемы супружества в старости. 16. Психология измены и ревности. 17. Проблема повторного брака. 18. Биографические кризисы и карьера. 19. Семья как источник психической травмы. 20. Нарушение представлений супругов о семье и личности друг друга. 21. Нарушение межличностной коммуникации в семье. 22. Нарушение механизмов интеграции семьи. 23. Нарушение структурно-ролевых аспектов жизнедеятельности семьи. 24. Нарушение жизнедеятельности семьи при акцентуациях личности у подростков. 25. Нарушение жизнедеятельности семьи при аддиктивных расстройствах одного из ее членов. Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Аронс, К. Развод: крах или новая жизнь?: Пер.с англ / К. Аронс. – М.:МИРТ,1995. – 448 с. 3. Диагностика семьи: методики и тесты/ ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2004. – 735 с. 4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 5. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 6. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие для вузов / А.Г. Лидерс. – М.:Академия, 2006. – 431 с. 7. Навайтис, Г. Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 172 с. 8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 9. Психология и психотерапия семейных конфликтов: Хрестоматия/ред-сост. Д.Я. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 736 с. 10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 11. Сатир, В. Семейная терапия: практ.руководство / В. Сатир. – М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2008. – 223 с. 12. Семья глазами психолога: (Сб.методик) /сост. С.Ф. Спичак. – М.:Воронеж: МОДЭК, 1995. – 64 с. 13. Семья: [Кн.для чтения] /сост. И.С.Андреева, А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991. – 345 с. 14. Семья: Социал.-психол. и этич. пробл.: Справочник/авт. В.И. Зацепин. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – 254 с. 15. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления: в помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания/ Г. Фигдор. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2007. – 368 с. 16. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитич. исследование: Пер.с нем./ Г. Фигдор. – М.: Наука, 1995. – 376 с. 17. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 495 с. 18. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Самостоятельная работа по теме «Семья как институт социализации личности ребенка» I. Подготовьте сообщение и компьютерную презентацию на тему «Социализация ребенка в различных культурах». II. Приведите примеры игр и игрушек «только для мальчиков» и «только для девочек». Объясните, какие личностные качества формирует гендерная дифференциация игр и игрушек. Предложите оптимальный перечень игрушек для детской. Подготовьте компьютерную презентацию. Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 4. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности / Ж. Ледлофф. – М.: Генезис, 2008. – 207 с. 5. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб.пособие для вузов/ Р.В. Овчарова. –М.: Академия, 2005. – 363 с. 6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 7. Подросток и семья: хрестоматия/ ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 654 с. 8. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб.пособие для ст.кл. /сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Просвещение, 987. – 271 с. 9. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с. 10. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Самостоятельная работа по теме «Характер детско-родительских отношений. Роль прародителей в семейном воспитании» I. Напишите эссе на тему: «Лучшее, что мужчина может сделать для своих детей – это любить их мать». II. Подберите методики по изучению детско-родительских отношений. III. Проведите изучение системы детско-родительских отношений в семье. Составьте рекомендации для родителей по коррекции выявленных нарушений внутрисемейного взаимодействия в системе «родители-дети». IV. Подберите отрывки из художественных и публицистических произведений, характеризующие: 1. Типы отношений к детям в истории человечества, предложенные Л. Демозом (инфанцирующий, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий); 2. Типы семейного воспитания (демократический, авторитарный, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, симбиотический, эмоциональное отвержение, агрессивный (жестокое воспитание), повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация), гипопротекция, анархический). 3. Типы бабушек («бабушка-жертва», «бабушка-соперница», «обычная бабушка», «активная, увлеченная бабушка», далекая, отстраненная бабушка). Литература 1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 435 с. 2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. 3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для вузов/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Владос, 2006. – 246 с. 4. Колесникова, Г.И. Социология и психология семьи/ Г.И. Колесникова, И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 509 с. 5. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб.пособие для вузов/ Р.В. Овчарова. –М.: Академия, 2005. – 363 с. 6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 7. Подросток и семья: хрестоматия/ ред-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 654 с. 8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 9. Семья: Социал.-психол. и этич. пробл.: Справочник/авт. В.И. Зацепин. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – 254 с. 10. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с. 11. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2006. – 766 с. Самостоятельная работа по теме «Особенности воспитания в проблемной семье» I. Подготовьте реферат по одной из следующих тем: 1. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. 2. Нежеланный ребенок: возможные проблемы в развитии. 3. Влияние тератогенов на развитие плода. 4. Влияние тератогенов в период беременности на развитие ребенка в постатальном периоде. 5. Большая семья: психологические особенности детей. Неполная семья: психологические особенности детей. 6. Особенности воспитания детей в неблагополучной семье. 7. Проблема детской лжи, роль семьи в ее возникновении. 8. Семья как фактор невротизации детей. 9. Детско-родительские конфликты, их причины и способы разрешения. 10. Супружеские конфликты и состояние психического здоровья детей. 11. Проблемы семьи с приемным ребенком. 12. Проблемы семьи с единственным ребенком. 13. Проблемы воспитания близнецов. 14. Проблемы семьи со сводными детьми. 15. Проблема взаимоотношений в системе «мачеха-ребенок». 16. Проблема взаимоотношений в системе «отчим - ребенок». 17. Проблема материнской депривации. 18. Проблемы семьи с детьми с особыми потребностями. 19. Проблемы детей, переживших насилие в семье. 20. Проблема суицида и суицидального поведения детей. 21. Психологическое воздействие безработицы на семью с детьми. 22. Психологические проблемы детей из нетрадиционных семей. 23. Психологические проблемы детей, родители которых находятся в местах лишения свободы. Литература 1. Башкирова, Н. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. – М.: Наука и Техника, 2007. – 270 с. 2. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб.пособие/И.С. Ганишина, А. И. Ушатиков. – -М.; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 284 с. 3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.:Питер, 2006. – 176 с. 4. Елизаров, А.Н. Психологическое консультирование семьи: учеб.пособие для вузов / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2004. – 397 с. 5. Неблагополучные дети/сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 122 с. 6. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация пед.и соц.помощи неполным семьям: пособие для псих.и педаг / Я.Г. Николаева. – М.: Владос, 2006. – 159 с. 7. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов/Н.И. Олифтрович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с. 8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 9. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. 10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 11. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитич. исследование: Пер.с нем./ Г. Фигдор. – М.: Наука, 1995. – 376 с. 12. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с. Самостоятельная работа по теме «Основы консультирования детско-родительских отношений. Социально-педагогическая деятельность с семьей» I. Подготовьте сообщение на тему «Консультирование семьи по вопросам детско-родительских отношений» на различных этапах жизненного цикла семьи. II. Подготовьте аннотированный список литературы по семейному консультированию. III. Выделите группы факторов, влияющих на возникновение нарушений развития детей и определяющих стратегии консультативной помощи в детско-родительских отношениях. IV. Как тип родительского воспитания влияет на формирование акцентуации характера в подростковом возрасте? Приведите примеры. V. На конкретном примере охарактеризуйте стиль семейного воспитания, используемый родителями. Определите вид нарушения семейного воспитания и причины его возникновения. Спрогнозируйте возможные нежелательные последствия несогласованности стилей семейного воспитания. VI. Сформулируйте перечень вопросов, которые консультанту-психологу следует задать семье в начале проведения психологического консультирования для получения более полной информации о взаимоотношениях детей и родителей. Литература 1. Александрова О.Н. Психология социальной работы/ О.Н.Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с. 2. Грюнвальд, Б.Б. Консультирование семьи: Практ.руководство/Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. – М.: Когито-центр, 2004. – 414 с. 3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. –192с. 4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – М.: Академия,2003. – 208 с. 5. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для псих. и педаг / Я.Г. Николаева. – М.: Владос, 2006. – 159 с. 6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов /ред. Н.Н. Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с. 7. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. 8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для вузов/ред. Е.Г. Силяева. – М.:Академия,2006. – 192 с. 9. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш.учеб, заведений / ред. М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с. 10. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления: в помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания/ Г. Фигдор. – М.: Моск.псих.-соц. ин-т, 2007. – 368 с. 11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основные понятия Брак, эндогамный и экзогамный брак, моногамный брак, семья, неполная семья, нуклеарная семья. Семейное воспитание, факторы семейного воспитания, типы родительских отношений и позиций, авторитет родителей, способы выражения любви к ребенку, воспитательный потенциал семьи, педагогическая культура, материнство, отцовство. Стили любви, предбрачное ухаживание, добрачный развод, уклад семьи, готовность к браку, дружба, товарищество, любовь, способность любить, самообладание в любви, культура поведения влюбленных, брак, брачный возраст. Функции семьи, система семейных ролей, патологизирующие роли, иерархия уровней совместимости, этапы адаптации, конфликт, развод, последствия развода, условия разрешения конфликтов, глава семьи, психологический климат, психологическая совместимость и несовместимость. Требования и вопросы к экзамену Критерии оценки знаний студентов на экзамене Что учитывается при оценке знаний на экзамене: 1. Понимание и степень усвоения теории психолого-педагогического курса. 2. Уровень знания фактического материала в объеме программы. 3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей. 4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса. 5. Использование примеров из монографической литературы (статьи хрестоматии) и авторов-исследователей по данной проблеме. 6. Умение связать теорию с практическим применением (примеры из психолого-педагогической практики). 7. Умение сделать обобщение, выводы. 8. Умение ответить на дополнительные, уточняющие вопросы. 9. Правильное и своевременное выполнение практических заданий в ходе самостоятельной работы. 10. Положительные результаты в ходе индивидуальных собеседований. 11. Положительные результаты проверки терминологического минимумав ходе словарного диктанта. 12. Активная работа на семинарских, практических и лабораторных занятиях. 13. Посещение всех занятий. Отлично 1. Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.177 с.) |