Практическое занятие №12. Организация многостаночного обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №12. Организация многостаночного обслуживания



 

Одной из эффективных форм организации труда, способствующей значительному повышению его производительности, является многостаночное обслуживание.

Многостаночное обслуживание - это такая форма организации труда, при которой один рабо­чий или бригада исполнителей работают одновременно на нескольких станках (машинах, агрега­тах), выполняя ручные приемы на каждом из них в период автоматической работы всех осталь­ных*. Возможность многостаночного обслуживания основывается на том, что рабочий практичес­ки занят только во время выполнения ручных приемов. Это время совмещается со временем машинной работы этого же станка, которое рабочий может использовать для выполнения ручных приемов на других станках.

В заводской практике применяют различные варианты многостаночного обслуживания: обслуживание станков-дублеров, выполняющих одинаковые операции; обслуживание станков, занятых последовательными операциями по обработке одной и той же детали; обслуживание однотипных и разнотипных станков, загруженных различными деталеоперациями.

В зависимости от соотношения длительности совмещаемых операций возможны различные сочетания работы станков, в частности:

станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, а время занятости рабочего на одном станке равно времени машинной работы данного станка (рис. 11.1, а);

станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, но время занятос­ти рабочего на одном станке меньше машинного времени данного станка в кратное число раз (рис. 11.1,6);

станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, но время занятос­ти рабочего несколько больше машинного времени данного станка (рис. 11.1, в);

различных станков, на которых выполняются операции равной длительности, но время занято­сти рабочего на каждом станке различное и меньше машинного времени на каждом из обслужива­емых станков (рис. 11.1, г);

различных станков, на которых выполняются операции неравной длительности и время заня­тости рабочего на каждом станке различное и меньше машинного времени в некратное число раз (рис. 11.1, д).

Из рис. 11.1 видно, что в первом и во втором случаях рабочий и оборудование полностью загру­жены, в третьем случае частично простаивают станки, в четвертом случае имеется некоторый запас времени у рабочего, а в пятом частично простаивает и оборудование, и рабочий-многостаночник.


Рациональное построение многостаночного обслуживания заключается в таком подборе опера­ций, при котором обеспечивается наиболее полная загрузка оборудования при полной занятости рабочего-многостаночника.

В этой связи необходимы расчет возможного числа обслуживаемых станков; построение гра­фиков обслуживания оборудования; расчеты длительности цикла многостаночного обслуживания, коэффициента загрузки оборудования и коэффициента загрузки рабочего-многостаночника; опре­деление расходов на единицу оперативного времени работы станка при различных вариантах чис­ла обслуживаемого оборудования.

Кроме того, организация многостаночного обслуживания требует решения следующих задач:

создание организационных условий для его внедрения;

установление норм времени на выполнение технологических операций с выделением времени на выполнение всех ручных приемов и активное наблюдение за работой станка;

установление маршрута движения для многостаночника и определение времени на переход рабочего от одного станка к другому.

Исходя из этого основными организационными условиями развития многостаночного обслу­живания являются:

1) рациональная планировка участка, обеспечивающая хороший обзор станков и кратчайшие маршруты перехода рабочего от одного станка к другому;

2) совершенствование форм разделения и кооперации труда (передача ряда обслуживающих функций вспомогательным рабочим и введение регламентированного обслуживания, переход к коллективным формам организации труда и т.д.);

3) рациональный подбор деталей, подлежащих обработке на многостаночном комплексе, с точ­ки зрения конструктивных форм и размеров, общности технологических операций и переходов;

4) увеличение размеров партий обрабатываемых деталей на основе специализации рабочих мест многостаночников;

5) совершенствование структуры затрат времени на выполнение операции путем автоматиза­ции технологического процесса, изменение режимов обработки и т.д.

Не рассматривая классификацию вариантов многостаночного обслуживания, следует отметить, что для его организации наиболее существенную роль играют структура, длительность и повторя­емость операций.

Данная лабораторная работа построена для классического и наиболее распространенного вари­анта многостаночной работы - обслуживания станков-дублеров, когда длительность и структура операций на обслуживаемых станках являются относительно постоянными.

В этом случае число станков (и), на которых может одновременно работать исполнитель, в общем виде определяется по формуле

 

 

где tм - машинное время работы станка, мин;

t3 - время занятости рабочего на обслуживаемом станке, оно состоит из следующих элементов:

 

 

где åtв - суммарное время, необходимое для выполнения всех ручных приемов на станке (установка, снятие

детали, включение станка, подвод резца и т.д.), мин;

åtH - суммарное время активного наблюдения за работой станка, требующего присутствия рабочего-многостаночника, мин;

åtnep - время, затрачиваемое рабочим на переход от одного станка к другому, согласно установленному маршруту движения, мин.

Однако следует иметь в виду, что число станков, которые должен обслуживать рабочий, при расчетах не всегда получается целым. Поэтому, если число станков получилось целое, можно счи­тать, что достигнут наиболее желательный вариант многостаночной работы, а если число станков дробное, то его необходимо округлить в большую или меньшую сторону.

 

Если принятое число станков (nпр) меньше расчетного (nрасч), то (п - 1) tз < tм. При этом рабочий имеет свободное время (tпр.р) в цикле обслуживания, величина которого может быть рассчитана по формуле


 

Если принятое число станков (nпр) больше расчетного (nрасч), то (п - 1) tз > tм. При этом рабочий не успевает за время цикла обслужить все станки и они будут определенное время простаивать (tпр.об) - Это время можно определить по формуле

 

 

После расчета числа станков и времени простоя оборудования или рабочего-станочника строят графики многостаночного обслуживания по выбранным вариантам (см. рис. 11.1). Далее рассчи­тывают длительность цикла многостаночного обслуживания.

Длительность цикла многостаночного обслуживания - это период времени от начала обслужи­вания первого по маршруту станка до момента возвращения рабочего к этому же станку. Она опре­деляется по формуле

 

 

или

 

 

где max ton - максимальная продолжительность одной из выполняемых операций при многостаночном об­служивании; с точки зрения структуры затрат времени

 

 

Коэффициент загрузки оборудования рассчитывается по формуле

 

 

Коэффициент загрузки рабочего-многостаночника определяется по формуле

 

Выбор первого или второго варианта обслуживания станков определяется конкретными организа­ционно-техническими условиями и затратами, связанными с простоями рабочего и станков. Оптималь­ное число станков можно определить, сравнивая расходы на единицу оперативного времени работы станка при различных вариантах числа обслуживаемых станков. При этом в качестве целевой функ­ции, соответствующей критерию минимума затрат на единицу продукции, используется функция:

где С - коэффициент, показывающий отношение затрат, связанных с простоем оборудования, к затратам на

содержание одного рабочего; I - среднее число работающих станков в течение цикла многостаночного обслуживания.

 

При определении коэффициента С в расходах на эксплуатацию станка учитывают затраты, которые меняются с изменением числа станков, необходимых для выпуска одинакового объема продукции. К ним в основном относятся амортизационные отчисления, расходы на текущий ремонт станков, электроэнер­гию, эксплуатацию производственных помещений и т.д. Эти затраты рассчитывают или устанавливают по таблицам, разрабатываемым отраслевыми институтами. Расходы на заработную плату определяют по данным предприятия с учетом квалификации рабочего, обслуживающего данные станки.

 

Среднее число работающих станков в течение цикла определяют исходя из графика многоста­ночной работы.

Вариант числа обслуживаемых станков, при котором значение функции j минимально, является оптимальным. При установлении же нормы обслуживания необходимо учитывать по­требности и возможности производства. Здесь возможны два вида отклонений от нормальных условий:

количество рабочих данной специальности и квалификации меньше необходимого для выпол­нения плана;

число станков меньше потребного.

В первом случае норма обслуживания устанавливается с учетом более полной занятости рабо­чего, во втором - с учетом более полной загрузки оборудования.

Рассмотрим данные теоретические положения на конкретном примере. Пусть i-я операция выполняется на станках-дублерах, при этом tM = 5 мин, а t3 = 2 мин. При определении оптимально­го значения n и tш принимаем С1 = 1, С2 = 0,5 и Сз = 0,2.

 

1. Рассчитаем число станков, на которых может одновременно работать многостаночник, по формуле (11.1):

 

 

Получили дробное число, которое необходимо округлить до целого, т.е. п1 = 3 станка или п2 = 4 станка.

 

2. Определяем время простоя рабочего-многостаночника и время простоя оборудования (стан­ков-дублеров) при обслуживании рабочим трех и четырех станков по формуле

 

 

Машинное время на первом станке больше, чем время занятости рабочего на всех остальных обслуживаемых станках, на 1 мин, следовательно, tпр.р1= 1 мин, a tпр.об1= 0 мин. При обслуживании четырех станков

 

 

Машинное время на первом станке оказалось меньше, чем время занятости рабочего на всех остальных обслуживаемых станках, на 1 мин, следовательно, tnp р2 = 0 мин, а tпр.об1= 1 мин.

 

3. Построим графики многостаночной работы по первому и второму вариантам (рис. 11.2 и 11.3) при n1 = 3 и n2 = 4 станка.

 

 

 

4. Рассчитаем длительность цикла многостаночного обслуживания для двух вариантов по фор­муле (11.6):

 

 

5. Рассчитаем коэффициент загрузки оборудования для обоих вариантов по формуле (11.8):

6. Рассчитаем коэффициент загрузки рабочего-многостаночника для обоих вариантов по формуле

 

 

7. Определим оптимальное число обслуживаемых станков. Для этого предварительно найдем значение I.

В нижней части рисунков приведены числа действующих станков в первую, вторую, тре­тью и последующие минуты цикла многостаночной работы. Среднее значение / за цикл будет равно:

 

 

Определяем значение ф при различных значениях С.

 

Таким образом, если исходить из критерия минимума затрат на единицу продукции, то при С = 1 и С=0,5 следует принять п равным 3, а при С = 0,2 следует принять и равным 4.

Наряду с оптимальным числом обслуживаемых станков (n) важным параметром многостаноч­ного обслуживания является норма штучного времени (tшт).

Рассчитаем этот параметр при организации многостаночного обслуживания исходя из задан­ных долей от времени на организационное (Лорг) и техническое тех) обслуживание рабочих мест (станков) и времени, затрачиваемого на отдых и личные надобности (Аотд), от продолжительности цикла.

При расчете tш можно принять Аорг = 3 %, Атех = 7% и Аотд = 5%. Тогда

 

 

Как видно из формулы расчета, структура нормы времени при многостаночной работе отлича­ется от нормы штучного времени в условиях работы на одном станке тем, что здесь вместо опера­тивного времени (tоп) берется время цикла многостаночного обслуживания, деленное на число об­служиваемых станков.

 

Содержание и порядок выполнения практической работы

Лабораторная работа выполняется в два этапа. На первом этапе студенты знакомятся с основными теоретическими положениями. На втором в соответствии с вариантом задания (табл. 11.1) определяют оптимальное число станков и нормы штучного времени, а также выполняют необходимые вспомогательные расчеты и построение графиков многостаночного обслуживания.

Защита работы осуществляется студентами индивидуально и включает ответы на контрольные вопросы и обоснование конечных и вспомогательных расчетов по выбору оптимального числа п и расчету tшт.

Контрольные вопросы

1. Поясните понятие «многостаночное обслуживание» и условия его организации.

2. Какие элементы затрат труда включаются во время занятости рабочего (t3) при организации многостаночного обслуживания?

3. Каковы условия развития многостаночного обслуживания?

4. Как определяется расчетное число станков при работе на станках-дублерах?

5. Как производится выбор оптимального числа обслуживаемых станков?

6. Как определяется длительность цикла многостаночного обслуживания при работе на стан­ках-дублерах, различных станках, загруженных разными деталеоперациями?

7. Как определяется коэффициент загрузки оборудования при организации многостаночного обслуживания?

8. Как определяется коэффициент загрузки рабочего-многостаночника?

9. Как определяется время простоя (свободное время) рабочего-многостаночника?

10. Как определяется время простоя оборудования при организации многостаночного обслужи­вания?

11. Какие элементы затрат включаются в расходы по эксплуатации станка при расчете коэффи­циента С?

12. Как определяется среднее число работающих станков в течение цикла многостаночного обслуживания? Где используется этот показатель?

13. Напишите формулу расчета tшт при многостаночном обслуживании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.044 с.)