Инновационный менеджмент. Шпаргалка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный менеджмент. Шпаргалка



Инновационный менеджмент. Шпаргалка

Купить книгу "Инновационный менеджмент. Шпаргалка":

«Литрес (ebook)» – 24 р.

ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно-административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

Согласно Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

Насчитывается более 100 различных определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и т. д.).

Инновационный процесс – совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных исследова-

ний, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

Инновационный процесс – это последовательность действий по инициации инновации, при которой происходят создание новых продуктов и операций, а также их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются меры по более широкому распространению полученных результатов.

Обычно выделяют шесть элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

1) зарождение идеи инновации;

2) маркетинг инновации;

3) оценка экономической эффективности инновации;

4) освоение инновации;

5) коммерческая реализация инновации;

6) продвижение инновации.

Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

В условиях современного рынка компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Существует несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Российский исследователь Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

1) базисные инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;

2) улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;

3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующим признакам:

1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;

2) по этапам НТП, результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;

3) по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

4) по степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;

5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

6) по результативности: высокие, низкие, средние;

7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

1) инновации на «входе» в предприятие;

2) инновации на «выходе» из предприятия;

3) инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы и взаимосвязи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на этой почве научно обоснованной классификации инноваций имеют достаточно весомую практическую значимость, поскольку обладают потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного новшества. А это в свою очередь необходимо для осуществления реальной, ощутимой поддержки со стороны государственных органов по внедрению инноваций на предприятиях страны.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВШЕСТВ

Процессом введения инноваций (новшества) на рынок обычно называют процесс коммерциализации или процесс коммерциализации технологий. Коммерциализация научных разработок и технологий всегда связана с понятием инновационного процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка направлена на получение коммерческого результата.

Понятие «технологии» в процессе коммерциализации отличается от понятий «наука», «техника», «продукт». Наука представляет собой знание и понимание явления. Продукт имеет внешние физические признаки и не является интеллектуальным активом, процессом коммерциализации. Технология – это связующее звено между двумя этими понятиями, ее можно охарактеризовать например как понятие «ноу-хау».

В стратегическом менеджменте выбор технологии определяет конкурентное преимущество фирмы. При этом используется набор технологий – от простых административных процедур до научных дисциплин, применяемых при проектировании, производстве, материально-техническом снабжении. В этом случае никаких «низких» технологий не существует.

Под «высокими» технологиями подразумевают интенсивность использования научных знаний, наукоемкость продукта, привлечение в технологический процесс новых научных открытий либо продолжительные и высокоиерархические производственные процессы, связывающие различные продукты со многими составляющими.

Технология – это всегда инновация, которая представляет собой новые продукты, новые технологические процессы, новые виды услуг за исключением ремонта производимой продукции и обслуживания покупателей. Конечными целями инноваций, т. е. результатом конструктивного взаимодействия маркетинга, технологии и производства, являются удовлетворение спроса потребителя и получение конкретной прибыли.

Схема «наука – технология – деньги», как и реализация инновационного проекта от одной стадии к другой, требует обязательной обратной связи между промежуточными результатами НИОКР и рынком, поскольку деньги дает только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только, если она способна повысить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль.

Развитие процесса коммерциализации (инновационного процесса) и стратегическое управление знаниями и технологиями вызывает многоступенчатость принятия решений и многообразие связей в получении прогнозируемого результата. Итогом инновации и коммерциализации является создание новых поколений продуктов, процессов, новых видов коммуникаций. Коммерциализация разработок и последующая реализация новых технологий способствуют созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, а также подъему экономики отрасли, региона, страны.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЛАН (ПРОЕКТ)

Особенности ступеней и фаз инновационного проекта определяются отраслью его внедрения. Базисные части проекта– это:

1) его содержание и жизненность идеи;

2) дерево целей инновационного проекта, составленных на базе маркетинговых исследований и структуризации задачи;

3) система действий по воплощению в жизнь дерева целей инновационного проекта;

4) комплексное обоснование инновационного проекта;

5) обеспечение воплощения в жизнь инновационного проекта;

6) экспертное заключение инновационного проекта;

7) путь воплощения в жизнь инновационного проекта, а также система мотивации. Общая совокупность этапов развития создает

жизненный цикл проекта инноваций. Жизненный цикл инновационного проекта делят на фазы, фазы делят на стадии, стадии – на этапы. В каждом инновационном проекте выделяют 3 стадии:

1) начальную (прединвестиционную) стадию инновационного проекта;

2) стадию реализации инновационного проекта;

3) стадию завершения работ по инновационному проекту.

В инновационный проект входят фазы: 1) прединвестионная, которая состоит из пре-динвестиционных исследований, на основании которых планируется инновационный проект. Данная фаза включает в себя: изучение и составление прогнозов; рассмотрение условий для претворения в жизнь изначальной идеи, разработку доктрины проекта; пред-проектные выкладки по инвестициям; подбор и решение о месте размещения; экологические обоснования; экспертизы;

2) инвестиционная – это работы по составлению документации и подготовительные работы по реализации инновационного проекта. Эта фаза включает в себя: создание плана проектно-изыскательских работ; задание технико-экономического обоснования проекта и его разработку; согласование, экспертизу и утверждение технико-экономического обоснования проекта; выдачу задания на проектирование, а затем разработку, согласование и его утверждение; принятие итогового решения об инвестировании;

3) проведение торгов и подписание контрактов – состоит из заключения контрактов, договоров на поставку оборудования; договоров на подрядные работы; разработки планов;

4) реализация проекта – это создание плана реализации инновационного проекта; создание графиков; проведение работ; мониторинг и контроль; корректировка плана; оплата выполненных работ;

5) завершение проекта – состоит из пуско-наладочных работ; пуска объекта; анализа результатов; эксплуатации; ремонта и развития производства; закрытия инновационного проекта и демонтажа оборудования. Жизненный цикл инновационного проекта начинается с базисных исследований, включающих в себя прикладные и опытно-конструкторские разработки, затем промышленное освоение производства инноваций, после чего следуют реализация товара и использование его потребителем.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РИСКОВ

Инновационный риск – это потеря части своих ресурсов или планируемой прибыли от внедрения инновационного проекта, стоимости портфеля финансовых активов (инновационной фирмы в целом) или появление дополнительных расходов, а также обратное – возможность получения значительного дохода по сравнению с запланированным в результате осуществления инновационной деятельности в условиях неопределенности.

Существуют две категории факторов риска, внешние и внутренние. Внешние (неуправляемые) риски непосредственно не связаны с деятельностью предприятия, на их уровень влияет большое количество факторов – политических, экономических, экологических, социальных и других.

Экономический риск связан с факторами неопределенности, оказывающими влияние на экономическую деятельность в государстве и на деятельность при реализации инновационного проекта. На экономический риск влияют следующие факторы неопределенности:

1) состояние экономики;

2) проводимая государством экономическая, бюджетная, финансовая, инвестиционная, инновационная и налоговая политика;

3) рыночная и инвестиционная конъюнктура;

4) цикличность развития экономики;

5) государственное регулирование экономики;

6) возможное невыполнение государством своих обязательств (экспроприация частного капитала, различного вида дефолты, прекращения договоров и различные финансовые потрясения).

Политические риски напрямую связаны с факторами неопределенности: изменения в политической ситуации и в проводимом государством политическом курсе; политическое давление; административное ограничение инновационной деятельности; внешнеполитическое давление на государство; свобода слова; сепаратизм; ухудшение отношений между государствами.

Социальные риски связаны с факторами неопределенности: социальная напряженность; забастовки; региональные конфликты; не выполнение социальных программ. Предельным случаем социального риска является личностный риск.

Экологические риски связаны с такими факторами неопределенности: загрязнение окружающей среды, радиационная обстановка, экологические катастрофы, экологические программы и экологические движения, как Green peace и т. д.

Экологические риски делятся на техногенные, природно-климатические, социально-бытовые риски.

Законодательно-правовые риски связаны с такими факторами неопределенности: изменения действующего на данный период времени законодательства; противоречивость, неполнота законодательно-правовой базы; некомпетентность при принятии законодательных актов.

Инновационный риск компании, которая претворяет в жизнь инновационный проект, в основном принципе будет управляемым.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РИСКОВ

Инновационный риск – экономическая категория вероятности неблагоприятного исхода при вложении средств в производство. Одним из видов инновационного риска являются внутренние (управляемые) риски.

К внутренним факторам риска относятся факторы, обусловленные деятельностью самого предприятия: деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, а также показатели: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализиро-ванности, уровень производительности труда, уровень соблюдения техники безопасности.

Также внутренние (управляемые) факторы инновационного риска делятся на факторы риска основной, вспомогательной деятельности участников и специфические факторы риска.

Факторы риска основной деятельности предприятия – к ним относятся производственные факторы риска: нарушения технологической дисциплины, неплановые остановки оборудования, аварии, нарушения поставок сырья и комплектующих, экономические нарушения и преступления.

К ним относятся:

1) риск нереализации новых продуктов и технологий компании из-за недостаточных материально-технической и сырьевой баз; недополучения сырья, материалов и комплектующих изделий; незаключения договора на поставку или невозвращения предоплаты поставщиком;

2) риск коммерческий (маркетинговый и деловой);

3) риск, возникающий из-за невозврата заемных средств;

4) риск, который связан с реализацией инновационного проекта;

5) риски эксплуатационные (производственные);

6) риски, при которых возникают непредвиденные затраты и снижения доходов;

7) риски, при которых усиливается конкуренция;

8) риск неполучения или недостаточного уровня внешних инвестиций.

К факторам риска вспомогательной деятельности относят: перебои энергоснабжения, аварийный ремонт оборудования, аварии вентиляционных устройств и систем жизнеобеспечения (канализации), нарушения смежниками своих договорных обязательств и т. п.

К специфическим рискам относятся:

1) риск, при котором неверно выбрано направление НИР;

2) научно-технический риск;

3) риск, при котором получен отрицательный научный результат;

4) риск неверной оценки будущих перспектив завершения НИР и (или) ОКР;

5) риск ошибочного выбора проекта;

6) риск низкой научной квалификации базы кадров;

7) риск масштабирования;

8) риск, при котором отсутствует патентная чистота;

9) риски, связанные с обеспечением прав собственности по инновационному проекту (недостаточного объема патентования; опротестования патентов; легальной и нелегальной имитации);

10) риск, когда нет сертифицированности новых продуктов и технологий;

11) риск консервации.

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ

Риск можно снизить, но избежать полностью в инновационной деятельности невозможно, для этого следует тщательно анализировать инновационные проекты. Существует несколько методов снижения рисков:

1) распределение рисков – распределяется между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который лучше всех сможет рассчитать и проконтролировать риски, наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков. Передачу или переложение риска инновационной деятельности можно произвести путем заключения контракта в зависимости от сферы деятельности предприятия, например: строительные контракты; аренда машин и оборудования (лизинг); контракты на хранение и перевозку грузов; контракты продажи, обслуживания, снабжения; договора, связанные с распространением товаров и услуг; договор факторинга (обеспечение финансированием под уступку денежного требования); биржевые сделки снижают риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных путей закупок;

2) диверсификация – позволяет реально уменьшить портфельные риски, направляя инвестиции в разных направлениях. Портфели формируются с условием, что если в результате наступления непредвиденных (неблагоприятных) событий один из проектов будет убыточным, то остальные проекты будут приносить прибыль. Это спасет фирму от банкротства;

3) страхование и хеджирование. Страхование – это создание специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для возмещения принесенного ущерба вызванного страховыми случаями, путем выплаты страхового возмещения. Хеджирование – снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Покупая и продавая срочные контракты, можно защитить себя от колебания цен на рынке;

4) организация защиты коммерческой тайны. В некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте провоцирует конкурентов на аналогичные разработки. Для обеспечения защиты коммерческой тайны вводится регламентируемый порядок работы с информацией и доступ к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах РФ, и организационно-распорядительных документов организации.

Для получения результата используется комплекс методов по минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Каждый инновационный проект содержит 12 составляющих.

Часть 1. Возможности организации (резюме). В этой части рассматриваются две задачи:

1) комплексное описание организации;

2) определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономических выгод для организации.

Часть 2. Определение инновационного проекта. Здесь определяется: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды организации, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.

Часть 3. Характеристика товаров (услуг). В этой части дается подробная характеристика новых товаров (услуг).

Часть 4. Рынки сбыта товаров (услуг).

Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта.

Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики – решаются три основные задачи:

1) сегментирования рынка;

2) сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор;

3) позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка.

Часть 6. План маркетинга:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров (услуг);

4) реклама предлагаемых товаров (услуг);

5) формирование общественного мнения;

6) бюджет маркетинга.

Часть 7. План производства. Определяют потребность в производственных мощностях, материальных ресурсах, производственных площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы оптимального месторасположения производства, современных методов планирования, организации производства и т. д.

Часть 8. Организационный план. Определяется состав партнеров-участников:

1) организационная структура;

2) рабочая сила;

3) административно-управленческий персонал. Часть 9. Юридическое обеспечение проекта —

 

 

правовое обеспечение осуществления проекта.

Часть 10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д.

Часть 11. Стратегия финансирования. Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного проекта.

Часть 12. Финансовый план. Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане следующие данные:

1) объемы продаж товаров (услуг);

2) капитальные затраты;

3) баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию товаров (услуг);

4) баланс денежных поступлений и расходов по проекту;

5) прогнозируемый баланс предприятия с учетом внедрения проекта.

Также план должен содержать следующее:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) меморандум о конфиденциальности;

4) оглавление;

5) приложение.

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

Трансферт технологий – это движение технологии с применением каких-либо информационных каналов от одного ее частного или коллективного носителя к другому. С помощью трансферта осуществляется поддержка коммерческой деятельности организации.

Принято выделять 3 основные формы трансферта технологий.

1. Внутренний трансферт, когда происходит передача технологии между разными подразделениями одной организации.

2. Квазивнутренний трансферт, т. е. движение технологии внутри альянсов, союзов и объединений самостоятельных юридических лиц.

3. Внешний трансферт, т. е. процесс распространения технологии, в котором задействованы независимые разработчики и потребители технологий, между различными компаниями.

В основе трансферта лежит передача информации, полученной путем сканирования и мониторинга.

Сканирование и мониторинг технологий – это обзор и обработка информации об исследованиях и новшествах. Необходимость проведения данных мероприятий заключается в исследовании рынка технологий для принятия правильного направления дальнейшего развития организации.

Существует практика объединения усилий компаний в осуществлении мероприятий сканирования и мониторинга. Однако такой момент имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущество заключается в обмене информацией между специалистами, расширении сферы охвата; недостаток – это постепенное «атрофирование» отделов, отвечающих за предоставление необходимой информации о рынке инноваций.

Оптимизация информационных потоков в организации – одна из главных задач управления процессами трансферта технологий. В процессе ее решения важно учитывать, что информация о новых технологиях может иметь различный характер и принципиально разные источники, поэтому необходимо разделить источники на формальные и неформальные. Это поможет контролировать информационные потоки и правильно определять степень важности информации.

Классификация трансферта технологий проводится по следующим признакам:

1) направление отправки технологий:

а) вертикальная передача – от разработки до производства;

б) горизонтальная передача – передача из одной области науки в другую;

2) количество участников и степень их участия:

а) активная передача – передача через посредника;

б) пассивная передача – производитель технологии самостоятельно ищет покупателя;

3) подготовка производства:

а) имитационная передача – без изменения производства;

б) адаптивная передача – производство приспосабливается к новой технологии;

в) инновативная передача – полное изменение производства.

Существует и некоммерческий трансферт, который характеризуется небольшими расходами и поддержкой, как правило, государства.

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФЕЛЕЙ НОВШЕСТВ И ИННОВАЦИЙ

Каждая организация имеет и проводит свою собственную политику, в результате которой происходит стратегическое планирование мер, необходимых для достижения поставленных целей и задач. Основной целью является эффективная деятельность компании (и соответственно получение наибольшей прибыли). Стержнем любой политики является внедрение новых технологий.

Целью инновационной деятельности является получение результата путем введения инновации. В целях определения сферы инновационной деятельности применяют обозначения, характеризующие главные цели инновационной организации.

К – повышение качества выпускаемого товара. При реализации этой стратегии возможен значительный риск, но он вполне оправдан, так как может принести значительную прибыль.

Ц – снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Использование данной стратегии может привести к снижению прибыли, но поможет занять прочные позиции на рынке.

С – снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда.

V – увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Происходит увеличение прибыли за счет увеличения масштаба производства.

Р – освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара.

Для осуществления перечисленных выше стратегий необходимо внедрение инноваций.

В зависимости от поставленных целей организации возможны различные сочетания этих стратегий.

На основе приведенных выше стратегий и их различных сочетаний формируется портфель новшеств и инноваций.

Портфель инноваций – это комплексно обоснованный перечень новшеств, подлежащих внедрению в организации.

Портфель новшеств – это перечень новшеств организации, подлежащих продаже.

Таким образом, с применением научных подходов и методов стратегического маркетинга, а также принимая во внимание характеристику стратегий, можно сформировать портфели новшеств и инноваций. И уже на следующей стадии – НИОКР – мы сможем оценить эффективность реализации сформированных портфелей.

СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ИГР

Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Опыт, приобретаемый при участии в игре, в некоторых случаях оказывается более ценным по сравнению с уже имеющимися профессиональными навыками.

Деловые игры дают возможность более широко проанализировать существующие условия, реально представить последствия принимаемых решений, создают вероятность принятия альтернативного решения. В деловой игре человек имеет неполную, но достоверную информацию, это увеличивает доверие к имеющимся итогам и инициирует общее направление принятия ответственности. Рассматривая преимущества, определяют успешность использования этого метода в процессе обучения.

Главной особенностью основного количества игр будет присутствие ролевого взаимодействия. Роли создают структуру группы, т. е. за любым участником игры закрепляется определенная позиция и функция в группе. Роль понимается как система функций и стереотипов поведения. Участники игры вырабатывают у себя определенную систему ожиданий от носителя конкретной информации, эти ожидания должны сходиться у всех участвующих игроков, для этого в инструкции игроку надо детально описать нормы поведения. Все это формирует взаимодействие внутри группы, регулирует взаимоотношения и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

Деловая игра вместе с другими методами обучения способствует накоплению управленческого опыта, близкого к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это получается осуществить намного лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально создает существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению поставленных целей.

Методология развития игры включает 4 этапа:

1) проблематизация;

2) оптимизация (или целеполагание);

3) определение спектра ресурсов, требуемых для претворения в жизнь заданной модели продукта, участниками игры;

4) осуществление связи результатов игры с послеигровым моделированием, поскольку здесь детально разрабатываются механизмы внедрения результатов игры на предприятии. После завершения игры происходит ее обсуждение, по итогам которого участники делают выводы и принимают решения.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

Сущность деловой игры заключается в ролевом участии каждого участника в искусственно созданной ситуации, приближенной к производственной практике. Подготовка и проведение игры являются основными составляющими во всем процессе.

Подготовка к проведению игр включает в себя:

1) постановку цели – необходимо понять, для чего проводится игра, в чем ее смысл;

2) выбор и обрисовку ситуации – каждый участник должен понимать то, что от него требуется. Сама же ситуация должна иметь неоднозначный характер, несколько вариантов решения;

3) формирование команд.

Для проведения игры участникам предоставляется возможность выбрать ресурсы, необходимые для результативной игры. Здесь отбрасываются все бурные фантазии участников, остаются только лишь те предметы, которые действительно помогут в реальной жизни.

При формировании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в коллективе. Важно, чтобы в команде присутствовали лишь положительные эмоции и отношения. Только при таком раскладе возможно эффективное сотрудничество в коллективе, которое принесет наиболее положительный результат.

Для более слаженной игры необходимо разработать инструкции для всех, ролевые инструкции каждому участнику, четко продумать ход событий и те факторы, которые будут стимулировать игроков не на победу, а на результат.

Игра будет нежизненной, если не будет происходить в реальном времени, в реальных событиях, если будут плохо продуманы шаги участников, а также если решения игроков не будут находить ответного отклика у руководства.

Проведение игры предполагает работу в группах, пленарное собрание и рефлексию. В начале дня участники собираются для краткого подведения результатов и получения задания на новый день. Работа в группах проходит до обеда, после обеда на пленарном собрании зачитываются представленные доклады. Рефлексивный разбор игрового дня осуществляется после пленарного заседания.

В итоге все ресурсы, которые действительно принесли пользу, внедряют и используют уже в производстве. Готовятся необходимые приказы, распоряжения, вносятся изменения в положения отделов и служб, т. е. применяется все, что поможет исправить либо уже сложившуюся, либо надвигающуюся конфликтную ситуацию.

По завершении игры происходит ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к чему эти результаты привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. По итогам обсуждения участники делают выводы и принимают решения, способствующие предотвращению уже возникших проблем и предотвращению еще не возникших, но вполне ожидаемых конфликтных ситуаций.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Стратегическое планирование – это процесс долгосрочного планирования. Игнорировать стратегическое планирование невозможно, так как это отражается на проведении в жизнь инновационных процессов, теряется реальное представление о цели и направлении деятельности. Процесс стратегического планирования – это часть инновационного менеджмента, которая является основой для управления персоналом фирмы.

Стратегическое планирование – это система действий и решений, осуществляемых руководством, результатом которых является разработка индивидуальных стратегий, предназначенных для достижения фирмой запланированных целей.

Стратегическое планирование – это инструмент, дающий возможность принять рациональное управленческое решение. Основной задачей стратегического планирования является внедрение и обеспечение нововведений и изменений в фирме.

Существует 4 базовых вида управленческой деятельности в области процесса стратегического планирования:

1) распределение ресурсов – заключает в себе внедрение ограниченных управленческих ресурсов, таких как фонды. Происходит дробление крупной фирмы на несколько менее объемных для сокращения числа менеджеров и обслуживающего персонала с целью экономии средств и инвестирования их вновь;

2) адаптация к внешней среде – сфера деятельности, направленная на формирование деловых позитивных отношений фирмы с ее окружением. Фирма должна быть адаптирована к внешним благоприятным и неблагоприятным воздействиям, иметь возможность выявлять и обеспечивать эффективное реагирование стратегии на внешние условия, т. е. иметь возможность для создания новых подходящих условий с помощью рассмотрения более совершенных производственных систем посредством взаимодействия с обществом в целом;

3) внутренняя координация – это координация стратегической деятельности для изучения положительных и отрицательных сторон деятельности и для достижения оптимальной интеграции внутренних мероприятий. Организация оптимальных внутренних мероприятий в фирме является необходимой частью всей управленческой деятельности;

4) стратегическое организационное предвидение – принимается во внимание опыт принятых в прошлом стратегических решений, сотрудники фирмы повышают уровень своего профессионализма, корректируют в нужном направлении стратегическое планирование деятельности фирмы.

Общая модель стратегического планирования: миссия и цель фирмы, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, оценка, реализация и выбор стратегии, анализ стратегических альтернатив.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

С экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus – «разный» и facer – «делать») – это одновременное развитие нескольких не взаимосвязанных технологических видов производства и обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.231.221 (0.14 с.)