Психология: основные методы и направления современной психологии. Психика. Личность. Общности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология: основные методы и направления современной психологии. Психика. Личность. Общности.



Задание 2.1

Изложите и дайте письменную характеристику конкретному психологическому явлению (явлениям), имеющему место в структуре личности, исходя из ниже отмеченного перечня:

1.Мотивация и деятельность

2.Активность личности и деятельность

3.Роль биологического и социального в формировании личности

4.Психологическая структура личности и диагностика ее развития

5.Условия прочного запоминания

6.Память: повторение и сохранение

7.Психология творческого мышления

8.Психология технического мышления

9.Психология интеллекта

10.Природа эмоций

11.Эмоциональное состояние. Стресс

12.Чувства и личность

13.Темперамент и стиль деятельности

14.Темперамент и особенности умственной деятельности

15.Темперамент, характер, способности и их соотношение

16.Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств

17.Профессиональные способности и их развитие

Можно выбрать свой вариант темы, согласовав его с преподавателем.

Цель задания: усвоение необходимой части понятийного аппарата психологии; умение анализировать психологические явление.

При выполнении задания обратите внимание на следующие аспекты:

1) место и роль рассматриваемого психологического явления в структуре личности;

2) содержание понятий, относящихся к рассматриваемой проблеме;

3) наличие и сопоставление различных подходов и концепций по данной психологической проблеме;

4)привлечение Вашего жизненного опыта, наблюдений и самонаблюдений при анализе рассматриваемых явлений;

5) соотнесение психологического и педагогического аспектов проблем, анализ возможности применения психологических знаний в практике управления;

6) сформированность Вашего отношения, четкости позиций и выводов.

Тексты литературных источников должны быть использованы для создания Вашего целостного представления о рассматриваемой проблеме.

Рекомендуемая литература:

Тема I. Мотивация и деятельность

1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2.Маркова А.С, Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.

3.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.

4.Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987.

5.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1968.

 

Тема 2. Активность личности, притязания личности и деятельность

1.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятель­ности и развития личности// Психологический журнал. № 5.

2.Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

3.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

4.Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

5.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.

 

Темы 3-4. Роль биологического и социального в формировании личности. Психологическая структура личности и диагностика ее развития

1.Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Издательство МГУ, 1990.

2.Максименко С.Д. Общая психология. - М.: “Рефл-бук”, 2001.

3.Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003.

4.Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн., 2-е изд.пер. и доп. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

5.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования /пер. с англ. М.С.Жамкочьян под.ред В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2001.

6.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

7.Погорельцева Ю.А. Психология личности: учебное пособие. ГОУВПО СПбГТУ РП, СПб., 2010.

8.Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: «КСП+», 1997.

9.Учебник для студентов педагогических институтов “Общая психология” /под ред. проф. А.В.Петровского/. - М.: Просвещение, 1977.

Темы 5-6. Условия прочного запоминания. Память: повторение и сохранение

1.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2001.

2.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: МГУ, 1968.

3.Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977.

Тема 7. Психология творческого мышления

1. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышле­ния// Вопросы психологии, 1986.№ 2.

2. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1966. №2.

3. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества// Психологический журнал. 1984. Т.5. № I.

4. Психолого-педагогические проблемы становления личности и ин­дивидуальности в детском возрасте /под ред. В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1980.

 

Тема 8. Психология технического мышления

1.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975.

2.Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972.

3.Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

 

Тема 9. Психология интеллекта

1.Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2001.

Тема 10. Природа эмоций и чувств

1.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во
МГУ, 1976.

2.Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л.: Наука, 1974.

3.Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

4.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.

 

Тема 11. Эмоциональное состояние. Стресс

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2002.

2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982.

4.Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. - М.:
1953. Т.5.

5.Додонов В.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978.

6.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.

7.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

8.Немчин Т.Д. Состояния нервно-психологического напряжения. -
Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

9.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 12. Чувства и личность

1.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982.

2.Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. - М.: Политиздат, 1983.

3.Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.

4.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983.

5.Фейгенберг И.М. Видеть-предвидеть-действовать. - М.: Знание, 1986.

 

Тема 13. Темперамент и стиль деятельности

1.Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970.

2.Клиглов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанско­го ун-та, 1969.

3.Психологические проблемы индивидуальности /под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.-Л., 1964.

4.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии, 1985. №I.

5.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.

6.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.

 

Тема 14. Темперамент и особенности умственной деятельности

1.Кольцова М.М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание. 1964. № 2.

2.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.

3.Очерк теории темперамента /под ред. В.С.Мерлина. - Пермь, 1973.

4.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.

Темы 15. Характер. Темперамент, характер, способности и их соотношение

1.Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977.

2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

3.Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970.

4.Левитог Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.

5.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение,1964.

6.Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера. - М.: Просвещение, 1987.

7.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1991.

8.Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

9. Фромм Э. Характер и социальный процесс //Психология личности. -М.: Прогресс, 1982.

Темы 16. Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств

1.Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002.

2.Крутецкий В.А. Воспитание воли. - М.: Наука, 1957.

3.Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 3. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

4.Соливанов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976.

5.Общая психология. Учебник/под ред. проф. А.В.Петровского/. - М.: Просвещение, 1986.

6.Психология лидерства: Хрестоматия /сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.

 

Тема 17. Способности и их развитие

1.Акимова М. К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике //Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. - М., 1992. – Вып. 2.

2.Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии. - 1997. – № 2.

3.Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. психологические особенности человека. Способности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1954.

4.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

5.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.

6.Мерлин B. C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1981.

7.Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1985.

8.Психологическая диагностика: проблемы и исследования /под ред.К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.019 с.)