Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотехнические игры в спортеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Николай ЦЗЕН Юрий ПАХОМОВ Психотренинг: Игры и упражнения
Москва Независимая фирма “Класс”
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”. Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний. Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний. Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова ISBN 5-86375-116-9 (РФ)
© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов © 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1999, Л.М. Кроль, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ” Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
СОДЕРЖАНИЕ Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................
Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7 1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы, проблемы...................................................................................................................... 9 Психология — незваная гостья?...................................................................... 9 Вторая профессия тренера.......................................................................... 9 Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11 Психология без психики............................................................................ 17 Четвертое измерение......................................................................................... 20 Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20
Линии работы............................................................................................... 25 Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание............................................................................. 28 Духовный мир спорта................................................................................ 30 2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33 “За” и “против”................................................................................................... 33 Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35 3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38 Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38 Психология внимания....................................................................................... 39 Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40 Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41 Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42 Сон наяву............................................................................................................. 42 Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43 Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46 Цена отвлечения................................................................................................ 49 Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49 За гранью усилий............................................................................................... 52 Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53 Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54 Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55 В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55 Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56 Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57 Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59 4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61 Бег лежа................................................................................................................ 62 Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62 Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64 Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64
Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67 Ключи от человеческого механизма............................................................ 68 Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69 Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70 Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71 Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71 Феноменальная память.................................................................................... 72 Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73 Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74 На крыльях воображения................................................................................ 75 Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76 Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77 Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79 Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80 5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82 Я на твоем месте................................................................................................. 82 Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83 Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85 Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86 Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87 Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88 Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88 Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89 Душа в душу........................................................................................................ 90 Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90 Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91 Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92 Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93 Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93 Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94 Смотреть и видеть.............................................................................................. 96 Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96 Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96 Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97 На своем языке.................................................................................................... 98 Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99 Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99 6. Состояние сознания.......................................................................................... 101 Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102 Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106 Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108 Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109 Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112 Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113 Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116 Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117 Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119 7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123
Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123 Стиль руководства.......................................................................................... 125 Формы организации........................................................................................ 127 О подготовке тренера..................................................................................... 131 С чего начать и чем закончить.................................................................... 134 За стенами оранжереи................................................................................... 136 Приложения............................................................................................................. 137 Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137 Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140
Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153 Введение................................................................................................................... 155 1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162 Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162 Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164 Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165 Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166 Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167 Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168 2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172 Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172 Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175 Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176 3. От действия к мысли......................................................................................... 179 Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179 Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181 Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183 Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186 Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186 Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187 Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190 4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195 Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196 Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198
Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199 Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200 Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202 5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204 Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204 Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207 Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208 Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211 Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212 6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214 Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215 Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217 Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218 Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219 7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223 Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223 Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224 Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225 Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226 Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228 Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229 Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230 8. Как проводить занятия..................................................................................... 234 Приложения............................................................................................................. 245 Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245 У истоков новой профессии.......................................................................... 248
Предисловие Л.М. Кроля
Игры в будущее “— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...” А. де Сент-Экзюпери
В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности. Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений).
“Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там. Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”. Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно. Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла. На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.
Леонид КРОЛЬ
Николай ЦЗЕН, Юрий ПАХОМОВ
Николай ЦЗЕН Юрий ПАХОМОВ Психотренинг: Игры и упражнения
Москва Независимая фирма “Класс”
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”. Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний. Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний. Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова ISBN 5-86375-116-9 (РФ)
© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов © 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1999, Л.М. Кроль, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ” Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
СОДЕРЖАНИЕ Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................
Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7 1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы, проблемы...................................................................................................................... 9 Психология — незваная гостья?...................................................................... 9 Вторая профессия тренера.......................................................................... 9 Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11 Психология без психики............................................................................ 17 Четвертое измерение......................................................................................... 20 Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20 Линии работы............................................................................................... 25 Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание............................................................................. 28 Духовный мир спорта................................................................................ 30 2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33 “За” и “против”................................................................................................... 33 Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35 3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38 Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38 Психология внимания....................................................................................... 39 Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40 Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41 Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42 Сон наяву............................................................................................................. 42 Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43 Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46 Цена отвлечения................................................................................................ 49 Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49 За гранью усилий............................................................................................... 52 Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53 Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54 Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55 В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55 Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56 Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57 Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59 4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61 Бег лежа................................................................................................................ 62 Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62 Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64 Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64 Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67 Ключи от человеческого механизма............................................................ 68 Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69 Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70 Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71 Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71 Феноменальная память.................................................................................... 72 Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73 Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74 На крыльях воображения................................................................................ 75 Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76 Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77 Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79 Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80 5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82 Я на твоем месте................................................................................................. 82 Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83 Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85 Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86 Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87 Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88 Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88 Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89 Душа в душу........................................................................................................ 90 Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90 Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91 Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92 Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93 Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93 Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94 Смотреть и видеть.............................................................................................. 96 Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96 Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96 Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97 На своем языке.................................................................................................... 98 Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99 Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99 6. Состояние сознания.......................................................................................... 101 Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102 Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106 Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108 Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109 Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112 Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113 Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116 Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117 Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119 7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123 Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123 Стиль руководства.......................................................................................... 125 Формы организации........................................................................................ 127 О подготовке тренера..................................................................................... 131 С чего начать и чем закончить.................................................................... 134 За стенами оранжереи................................................................................... 136 Приложения............................................................................................................. 137 Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137 Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140
Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153 Введение................................................................................................................... 155 1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162 Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162 Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164 Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165 Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166 Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167 Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168 2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172 Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172 Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175 Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176 3. От действия к мысли......................................................................................... 179 Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179 Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181 Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183 Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186 Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186 Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187 Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190 4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195 Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196 Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198 Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199 Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200 Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202 5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204 Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204 Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207 Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208 Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211 Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212 6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214 Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215 Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217 Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218 Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219 7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223 Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223 Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224 Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225 Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226 Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228 Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229 Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230 8. Как проводить занятия..................................................................................... 234 Приложения............................................................................................................. 245 Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245 У истоков новой профессии.......................................................................... 248
Предисловие Л.М. Кроля
Игры в будущее “— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...” А. де Сент-Экзюпери
В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности. Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений). “Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там. Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”. Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно. Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла. На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.
Леонид КРОЛЬ
Николай ЦЗЕН, Юрий ПАХОМОВ
Психотехнические игры в спорте
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.181 с.) |