![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотехнические игры в спортеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Николай ЦЗЕН Юрий ПАХОМОВ Психотренинг: Игры и упражнения
Москва Независимая фирма “Класс”
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”. Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний. Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний. Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова ISBN 5-86375-116-9 (РФ)
© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов © 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1999, Л.М. Кроль, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ” Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
СОДЕРЖАНИЕ Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................
Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7 1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы, проблемы...................................................................................................................... 9 Психология — незваная гостья?...................................................................... 9 Вторая профессия тренера.......................................................................... 9 Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11 Психология без психики............................................................................ 17 Четвертое измерение......................................................................................... 20 Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20
Линии работы............................................................................................... 25 Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание............................................................................. 28 Духовный мир спорта................................................................................ 30 2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33 “За” и “против”................................................................................................... 33 Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35 3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38 Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38 Психология внимания....................................................................................... 39 Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40 Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41 Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42 Сон наяву............................................................................................................. 42 Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43 Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46 Цена отвлечения................................................................................................ 49 Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49 За гранью усилий............................................................................................... 52 Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53 Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54 Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55 В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55 Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56 Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57 Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59 4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61 Бег лежа................................................................................................................ 62 Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62 Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64 Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64 Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67 Ключи от человеческого механизма............................................................ 68
Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69 Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70 Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71 Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71 Феноменальная память.................................................................................... 72 Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73 Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74 На крыльях воображения................................................................................ 75 Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76 Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77 Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79 Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80 5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82 Я на твоем месте................................................................................................. 82 Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83 Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85 Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86 Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87 Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88 Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88 Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89 Душа в душу........................................................................................................ 90 Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90 Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91 Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92 Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93 Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93 Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94 Смотреть и видеть.............................................................................................. 96 Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96 Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96 Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97 На своем языке.................................................................................................... 98 Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99 Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99 6. Состояние сознания.......................................................................................... 101 Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102 Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106 Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108 Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109 Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112 Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113 Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116 Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117 Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119 7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123 Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123 Стиль руководства.......................................................................................... 125
Формы организации........................................................................................ 127 О подготовке тренера..................................................................................... 131 С чего начать и чем закончить.................................................................... 134 За стенами оранжереи................................................................................... 136 Приложения............................................................................................................. 137 Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137 Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140
Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153 Введение................................................................................................................... 155 1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162 Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162 Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164 Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165 Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166 Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167 Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168 2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172 Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172 Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175 Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176 3. От действия к мысли......................................................................................... 179 Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179 Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181 Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183 Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186 Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186 Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187 Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190 4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195 Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196 Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198 Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199 Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200 Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202 5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204
Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204 Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207 Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208 Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211 Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212 6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214 Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215 Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217 Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218 Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219 7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223 Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223 Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224 Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225 Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226 Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228 Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229 Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230 8. Как проводить занятия..................................................................................... 234 Приложения............................................................................................................. 245 Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245 У истоков новой профессии.......................................................................... 248
Предисловие Л.М. Кроля
Игры в будущее “— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...” А. де Сент-Экзюпери
В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности. Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений).
“Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там. Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”. Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно. Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла. На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.
Леонид КРОЛЬ
Николай ЦЗЕН, Юрий ПАХОМОВ
Николай ЦЗЕН Юрий ПАХОМОВ Психотренинг: Игры и упражнения
Москва Независимая фирма “Класс”
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”. Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний. Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний. Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова ISBN 5-86375-116-9 (РФ)
© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов © 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1999, Л.М. Кроль, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ” Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
СОДЕРЖАНИЕ Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................
Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7 1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы, проблемы...................................................................................................................... 9 Психология — незваная гостья?...................................................................... 9 Вторая профессия тренера.......................................................................... 9 Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11 Психология без психики............................................................................ 17 Четвертое измерение......................................................................................... 20 Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20 Линии работы............................................................................................... 25 Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание............................................................................. 28 Духовный мир спорта................................................................................ 30 2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33 “За” и “против”................................................................................................... 33 Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35 3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38 Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38 Психология внимания....................................................................................... 39 Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40 Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41 Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42 Сон наяву............................................................................................................. 42 Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43 Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46 Цена отвлечения................................................................................................ 49 Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49 За гранью усилий............................................................................................... 52 Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53 Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54 Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55 В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55 Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56 Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57 Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59 4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61 Бег лежа................................................................................................................ 62 Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62 Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64 Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64 Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67 Ключи от человеческого механизма............................................................ 68 Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69 Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70 Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71 Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71 Феноменальная память.................................................................................... 72 Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73 Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74 На крыльях воображения................................................................................ 75 Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76 Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77 Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79 Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80 5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82 Я на твоем месте................................................................................................. 82 Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83 Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85 Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86 Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87 Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88 Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88 Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89 Душа в душу........................................................................................................ 90 Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90 Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91 Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92 Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93 Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93 Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94 Смотреть и видеть.............................................................................................. 96 Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96 Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96 Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97 На своем языке.................................................................................................... 98 Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99 Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99 6. Состояние сознания.......................................................................................... 101 Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102 Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106 Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108 Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109 Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112 Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113 Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116 Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117 Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119 7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123 Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123 Стиль руководства.......................................................................................... 125 Формы организации........................................................................................ 127 О подготовке тренера..................................................................................... 131 С чего начать и чем закончить.................................................................... 134 За стенами оранжереи................................................................................... 136 Приложения............................................................................................................. 137 Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137 Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140
Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153 Введение................................................................................................................... 155 1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162 Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162 Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164 Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165 Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166 Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167 Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168 2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172 Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172 Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175 Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176 3. От действия к мысли......................................................................................... 179 Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179 Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181 Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183 Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186 Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186 Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187 Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190 4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195 Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196 Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198 Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199 Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200 Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202 5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204 Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204 Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207 Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208 Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211 Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212 6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214 Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215 Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217 Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218 Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219 7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223 Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223 Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224 Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225 Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226 Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228 Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229 Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230 8. Как проводить занятия..................................................................................... 234 Приложения............................................................................................................. 245 Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245 У истоков новой профессии.......................................................................... 248
Предисловие Л.М. Кроля
Игры в будущее “— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...” А. де Сент-Экзюпери
В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности. Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений). “Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там. Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”. Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно. Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла. На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.
Леонид КРОЛЬ
Николай ЦЗЕН, Юрий ПАХОМОВ
Психотехнические игры в спорте
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.1.91 (0.009 с.) |