Психотехнические игры в спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотехнические игры в спорте



Николай ЦЗЕН

Юрий ПАХОМОВ

Психотренинг:

Игры и упражнения

 

Москва

Независимая фирма “Класс”

 

Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”.

Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний.

Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

 

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 5-86375-116-9 (РФ)

 

© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов

© 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 1999, Л.М. Кроль, предисловие

© 1999, В.Э. Королев, обложка

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................

 

Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7

1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы,

проблемы...................................................................................................................... 9

Психология — незваная гостья?...................................................................... 9

Вторая профессия тренера.......................................................................... 9

Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11

Психология без психики............................................................................ 17

Четвертое измерение......................................................................................... 20

Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20

Линии работы............................................................................................... 25

Психотехнические игры: творчество,

общение, самопознание............................................................................. 28

Духовный мир спорта................................................................................ 30

2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33

“За” и “против”................................................................................................... 33

Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35

3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38

Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38

Психология внимания....................................................................................... 39

Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40

Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41

Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42

Сон наяву............................................................................................................. 42

Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43

Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46

Цена отвлечения................................................................................................ 49

Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49

За гранью усилий............................................................................................... 52

Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53

Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54

Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55

В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55

Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56

Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57

Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59

4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61

Бег лежа................................................................................................................ 62

Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62

Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64

Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64

Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67

Ключи от человеческого механизма............................................................ 68

Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69

Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70

Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71

Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71

Феноменальная память.................................................................................... 72

Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73

Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74

На крыльях воображения................................................................................ 75

Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76

Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77

Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79

Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80

5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82

Я на твоем месте................................................................................................. 82

Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83

Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85

Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86

Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87

Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88

Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88

Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89

Душа в душу........................................................................................................ 90

Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90

Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91

Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92

Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93

Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93

Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94

Смотреть и видеть.............................................................................................. 96

Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96

Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96

Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97

На своем языке.................................................................................................... 98

Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99

Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99

6. Состояние сознания.......................................................................................... 101

Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102

Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106

Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108

Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109

Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112

Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113

Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116

Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117

Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119

7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123

Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123

Стиль руководства.......................................................................................... 125

Формы организации........................................................................................ 127

О подготовке тренера..................................................................................... 131

С чего начать и чем закончить.................................................................... 134

За стенами оранжереи................................................................................... 136

Приложения............................................................................................................. 137

Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137

Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью

в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140

 

Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ

Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153

Введение................................................................................................................... 155

1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162

Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162

Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164

Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165

Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166

Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167

Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168

2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172

Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172

Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175

Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176

3. От действия к мысли......................................................................................... 179

Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179

Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181

Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183

Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186

Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186

Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187

Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190

4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195

Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196

Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198

Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199

Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200

Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202

5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204

Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204

Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207

Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208

Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211

Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212

6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214

Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215

Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217

Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218

Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219

7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223

Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223

Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224

Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225

Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226

Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228

Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229

Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230

8. Как проводить занятия..................................................................................... 234

Приложения............................................................................................................. 245

Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245

У истоков новой профессии.......................................................................... 248

 

 


Предисловие Л.М. Кроля

 

Игры в будущее

“— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...”

А. де Сент-Экзюпери

 

В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности.

Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений).

“Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там.

Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”.

Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно.

Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.

На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с дру­гими.

 

Леонид КРОЛЬ


 

Николай ЦЗЕН,

Юрий ПАХОМОВ

 

 

Николай ЦЗЕН

Юрий ПАХОМОВ

Психотренинг:

Игры и упражнения

 

Москва

Независимая фирма “Класс”

 

Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”.

Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний.

Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

 

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 5-86375-116-9 (РФ)

 

© Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов

© 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 1999, Л.М. Кроль, предисловие

© 1999, В.Э. Королев, обложка

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Игры в будущее. Предисловие Л.М. Кроля............................................................

 

Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В СПОРТЕ..................................................................................................................... 7

1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы,

проблемы...................................................................................................................... 9

Психология — незваная гостья?...................................................................... 9

Вторая профессия тренера.......................................................................... 9

Как изготовить чемпиона.......................................................................... 11

Психология без психики............................................................................ 17

Четвертое измерение......................................................................................... 20

Проблемы тренера и психотехника вне спорта.................................. 20

Линии работы............................................................................................... 25

Психотехнические игры: творчество,

общение, самопознание............................................................................. 28

Духовный мир спорта................................................................................ 30

2. Как организовать и провести занятия............................................................ 33

“За” и “против”................................................................................................... 33

Краткое введение в психотехнические игры.............................................. 35

3. Внимание и самоконтроль................................................................................ 38

Упражнение 1. “Пальцы”.......................................................................... 38

Психология внимания....................................................................................... 39

Упражнение 2. “Муха”.............................................................................. 40

Упражнение 3. “Фокусировка”................................................................ 41

Упражнение 4. “Селектор”....................................................................... 42

Сон наяву............................................................................................................. 42

Упражнение 5. “Хромая обезьяна”......................................................... 43

Упражнение 6. “Заблудившийся рассказчик”..................................... 46

Цена отвлечения................................................................................................ 49

Упражнение 7. “Палач”............................................................................. 49

За гранью усилий............................................................................................... 52

Упражнение 8. “Лентяй и труженик”..................................................... 53

Упражнение 9. “Дыхание”........................................................................ 54

Упражнение 10. “Инфракрасные лучи”................................................ 55

В стальном кольце сосредоточенности....................................................... 55

Упражнение 11. “Сверхвнимание”......................................................... 56

Упражнение 12. “Карусель”..................................................................... 57

Упражнение 13. “Полевые тренировки”............................................... 59

4. Воображение и саморегуляция........................................................................ 61

Бег лежа................................................................................................................ 62

Упражнение 14. “Лабиринт”.................................................................... 62

Упражнение 15. “Акробат”....................................................................... 64

Упражнение 16. “Волшебный карандаш”............................................ 64

Упражнение 17. “Чехарда”....................................................................... 67

Ключи от человеческого механизма............................................................ 68

Упражнение 18. “Термометр”.................................................................. 69

Упражнение 19. “Пульс”........................................................................... 70

Упражнение 20. “Антивремя”.................................................................. 71

Упражнение 21. “Телепатия”................................................................... 71

Феноменальная память.................................................................................... 72

Упражнение 22. “Бег ассоциаций”......................................................... 73

Упражнение 23. “Домино”........................................................................ 74

На крыльях воображения................................................................................ 75

Упражнение 24. “Чудеса техники”......................................................... 76

Упражнение 25. “Синестезии”................................................................. 77

Упражнение 26. “Перевоплощения”...................................................... 79

Упражнение 27. “Групповая картина”.................................................. 80

5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение................................................ 82

Я на твоем месте................................................................................................. 82

Упражнение 28. “Рефлексия”................................................................... 83

Упражнение 29. “Монета”........................................................................ 85

Упражнение 30. “Гомеостат”................................................................... 86

Упражнение 31. “Шеренга”...................................................................... 87

Упражнение 32. “Стена”........................................................................... 88

Упражнение 33. “Побег”............................................................................ 88

Упражнение 34. “Выбор”.......................................................................... 89

Душа в душу........................................................................................................ 90

Упражнение 35. “Робот”............................................................................ 90

Упражнение 36. “Клешня”........................................................................ 91

Упражнение 37. “Стыковка”.................................................................... 92

Упражнение 38. “Слалом”........................................................................ 93

Упражнение 39. “Анабиоз”....................................................................... 93

Упражнение 40. “Зеркало”....................................................................... 94

Смотреть и видеть.............................................................................................. 96

Упражнение 41. “Тахистоскоп”.............................................................. 96

Упражнение 42. “Разведчик”.................................................................... 96

Упражнение 43. “Стоп”............................................................................. 97

На своем языке.................................................................................................... 98

Упражнение 44. “На страже”................................................................... 99

Упражнение 45. “Дискуссия”................................................................... 99

6. Состояние сознания.......................................................................................... 101

Упражнение 46. “Чемпион XXI века”.................................................. 102

Упражнение 47. “Шарик и гиря”........................................................... 106

Упражнение 48. “В гостях у Морфея”................................................. 108

Упражнение 49. “Свеча”......................................................................... 109

Упражнение 50. “Куб Неккера”............................................................ 112

Упражнение 51. “Антипальцы”............................................................. 113

Упражнение 52. “Слово”......................................................................... 116

Упражнение 53. “Зазеркалье”............................................................... 117

Упражнение 54. “Декада”....................................................................... 119

7. Как организовать и провести занятия (продолжение)............................ 123

Эксперимент, а не рецепт.............................................................................. 123

Стиль руководства.......................................................................................... 125

Формы организации........................................................................................ 127

О подготовке тренера..................................................................................... 131

С чего начать и чем закончить.................................................................... 134

За стенами оранжереи................................................................................... 136

Приложения............................................................................................................. 137

Приемы модификации психотехнических упражнении....................... 137

Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью

в команде современного пятиборья ЦСКА............................................... 140

 

Ю.В. Пахомов. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АУТОТРЕНИНГ

Игры и упражнения в обучении технике релаксации.................................. 153

Введение................................................................................................................... 155

1. Путешествие внутрь себя................................................................................ 162

Упражнение 1. “Интроскоп”.................................................................. 162

Упражнение 2. “Замедленное движение”........................................... 164

Упражнение 3. “Фокусировка”.............................................................. 165

Упражнение 4. “Диктант”....................................................................... 166

Упражнение 5. “Гамма”.......................................................................... 167

Упражнение 6. “Кирпич”........................................................................ 168

2. Вкус расслабленности..................................................................................... 172

Упражнение 7. “Контраст”..................................................................... 172

Упражнение 8. “Ассоциации”................................................................ 175

Упражнение 9. “Лесенка”....................................................................... 176

3. От действия к мысли......................................................................................... 179

Упражнение 10. “Задержка”.................................................................. 179

Упражнение 11. “Проводник”................................................................ 181

Упражнение 12. “Насос”......................................................................... 183

Упражнение 13. “Волны гравитации”................................................. 186

Упражнение 14. “Погружение”............................................................. 186

Упражнение 15. “Зеркало”..................................................................... 187

Упражнение 16. “Перевоплощения”.................................................... 190

4. Подчиняться или повелевать?........................................................................ 195

Упражнение 17. “Телепатия”................................................................. 196

Упражнение 18. “Гипноз”....................................................................... 198

Упражнение 19. “Контакт”..................................................................... 199

Упражнение 20. “Счет”........................................................................... 200

Упражнение 21. “Волшебная палочка”.............................................. 202

5. Конкурс бездельников...................................................................................... 204

Упражнение 22. “Демонстратор”......................................................... 204

Упражнение 23. “Эксперт”..................................................................... 207

Упражнение 24. “Термометр”................................................................ 208

Упражнение 25. “Кипятильник”............................................................ 211

Упражнение 26. “Весы”........................................................................... 212

6. “Человек-молния”.............................................................................................. 214

Упражнение 27. “Спринт”...................................................................... 215

Упражнение 28. “Конденсатор”........................................................... 217

Упражнение 29. “Восхождение”........................................................... 218

Упражнение 30. “Пульс”......................................................................... 219

7. Расслабьтесь, вы опаздываете!..................................................................... 223

Упражнение 31. “Ванька-встанька”.................................................... 223

Упражнение 32. “Снятие зажимов”...................................................... 224

Упражнение 33. “Стоп”........................................................................... 225

Упражнение 34. “Частичный выход”.................................................. 226

Упражнение 35. “Трансформатор”...................................................... 228

Упражнение 36. “Карусель”.................................................................. 229

Упражнение 37. “Допрос”...................................................................... 230

8. Как проводить занятия..................................................................................... 234

Приложения............................................................................................................. 245

Избирательные технологии в зеркале игр-пародий.............................. 245

У истоков новой профессии.......................................................................... 248

 

 


Предисловие Л.М. Кроля

 

Игры в будущее

“— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...”

А. де Сент-Экзюпери

 

В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности.

Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В каком-то смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений).

“Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там.

Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”.

Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно.

Когда-то найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.

На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с дру­гими.

 

Леонид КРОЛЬ


 

Николай ЦЗЕН,

Юрий ПАХОМОВ

 

 

Психотехнические игры в спорте

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.181 с.)