По технико-экономическому обоснованию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По технико-экономическому обоснованию



Методические указания

По технико-экономическому обоснованию

Дипломных проектов (работ)

Санкт-Петербург

УДК 658.012

ББК У01

Э-40

 

 

Васильев А.В. Методические указания по технико-экономическому обосно-ванию дипломных проектов (работ): Метод. указания, СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2002. 32 с.

 

Рассматривается рекомендации по технико-экономическому обоснова-нию дипломных проектов (работ), выполняемых студентами технических специальностей. Значительное внимание отводится методике экономичес-кого обоснования принимаемых в дипломных проектах (работах) инженер-ных решений.

Предназначены для студентов всех технических специальностей. Могут быть полезны для аспирантов и научных работников, принимающих участие в научно-техническом предпринимательстве.

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

ISBN © СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2002


Введение

 

Методические указания предназначены для студентов СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, выполняющих дипломные проекты (работы) по техническим специальностям. Методические указания носят рекомендательный характер и направлены на оказание методической помощи дипломникам при разработке технико-экономического обоснования дипломного проекта (работы).

В методических указаниях делается попытка обобщения опыта технико-экономических обоснований дипломных проектов (работ), выполненных выпускниками СПбГЭТУ “ЛЭТИ” в последние годы.

Методические указания носят универсальный характер и не могут учитывать особенностей экономической деятельности конкретных организаций, в которых производится разработка дипломного проекта (работы). Поэтому при разработке технико-экономического обоснования проекта (работы) следует наиболее полно использовать методики выполнения экономических расчетов и нормативы, действующие в конкретной организаций, в которых производится разработка дипломного проекта (работы), а также ставки налогов и значения других экономических показателей, действующих на момент разработки дипломного проекта (работы).

Автор выражает признательность преподавателям кафедр Инновационного менеджмента (ИМ) и Прикладной экономики (ПЭ) за замечания, направленные на улучшение содержания методических указаний. Особую благодарность автор выражает доц. каф. ИМ Глуховой Н.В., Кнолю А.И., доц. каф. ПЭ Матюхину А.Б. за конкретные предложения, которые были учтены в методических указаниях.

 

1. Общие положения по технико-экономическому обоснованию

дипломных проектов (работ)

 

Дипломное проектирование является заключительным этапом подготовки специалистов по техническим специальностям, в процессе которого дипломник демонстрирует приобретенные знания и практические навыки принятия эффективных инженерных решений по нахождению способа достижения поставленной определенной прикладной технической задачи.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО), являющееся необходимым разделом любого дипломного проекта, направлено на доказательство эффективности принимаемых инженерных решений, а также оценку экономической привлекательности дипломного проекта.

Перечень вопросов, отражаемых в технико-экономическом обосновании, зависит от цели и содержания дипломного проекта (работы), которые определяются техническим заданием, утверждаемым выпускающей кафедрой. Учитывая многообразие и разнохарактерность дипломных проектов (работ), методика и содержание технико-экономического обоснования дипломного проекта (работы) устанавливаются для каждого проекта (работы) индивидуально по согласованию с консультантом по ТЭО. Для получения индивидуального задания по ТЭО дипломник должен осуществить следующее:

- в сроки, установленные графиком выполнения работ по дипломному проектированию, представить консультанту свое задание, утвержденное заведующим выпускающей кафедрой, изложить цели и основное содержание дипломного проекта (работы);

- в процессе подготовки технических разделов дипломного проекта выполнить все необходимые расчеты, связанные с экономическим обоснованием принимаемых инженерных решений, и согласовать их с консультантом по ТЭО;

- подготовить раздел “Экономическое обоснование проекта” с учетом данных методических указаний и рекомендаций консультанта по ТЭО дипломного проекта (работы).

После устранения всех замечаний, связанных с экономическим обоснованием дипломного проекта (работы) консультант по технико-экономическому обоснованию подписывает титульный лист пояснительной записки к дипломному проекту (работе), а также плакат и раздаточные материалы, используемые дипломником при защите проекта (работы) и содержащие итоговые сведения о технико-экономическом обосновании объекта исследования и проектирования.

Объем раздела экономического обоснования дипломного проекта (работы) не должен, как правило, превышать 10-15% общего объема пояснительной записки к дипломному проекту (работе). Материал экономического обоснования должен сопровождаться ссылками на источники используемой информации, а выполняемые экономические расчеты – необходимыми пояснениями и комментариями. Основные результаты экономического обоснования выносятся на демонстрационный плакат и/или раздаточные материалы, используемые при защите дипломного проекта (работы).

 

2. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию

дипломных проектов (работ)

 

Технико-экономическое обоснование проводится на всех этапах выполнения дипломного проекта (работы). Результаты технико-экономического обоснования отражаются во введении к дипломному проекту, в технических разделах проекта, в разделе экономического обоснования проекта и в заключении.

Во введении к дипломному проекту (работе) должны быть рассмотрены следующие вопросы:

- значение исследуемой научно-технической задачи (проблемы) для экономики страны, отрасли и конкретной организации, в интересах которой проводится научно-техническая разработка;

- краткий анализ состояния исследуемой научно-технической задачи (проблемы) в отечественной и зарубежной практике;

- сущность предлагаемого в проекте (работе) метода решения научно-технической задачи (проблемы), краткая характеристика ожидаемых результатов и степень их новизны, стадия, на которой находится разработка (разработка технической документации, лабораторных и/или опытных образцов, готовность опытного или серийного производства и т.д.), а также оценка возможности практической реализации полученных результатов.

В технических разделах проекта приводятся результаты технико-экономического анализа инженерных решений, направленных на достижение заданных в техническом задании технико-эксплуатационных параметров объекта проектирования наиболее экономичным способом.

Технико-экономический анализ выполняется на всех этапах технического проектирования:

- при выборе метода исследования научно-технической проблемы следует произвести оценку альтернативных путей ее решения и обоснование примененных методов, позволяющих получить искомый результат при минимальных затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- при выполнении конструкторской разработки в рамках заданных технико-эксплуатационных параметров разработки необходимо произвести экономическое обоснование выбора элементной базы конструкции проектируемого объекта, производственную и эксплуатационную технологичность схемотехнического и конструкторского исполнения объекта;

- при выполнении технологической разработки следует акцентировать внимание на поиске экономически выгодных поставщиков сырья и материалов, экономическую обоснованность выбора технологического оборудования и оснастки, организации движения материальных потоков, обоснованности требований к составу и классификации исполнителей и др.

При выполнении технико-экономического анализа рекомендуется использовать методы функционально-стоимостного анализа продукции, применять необходимые технико-экономические расчеты.

В разделе “Экономическое обоснование проекта (работы)” приводится обобщенный анализ эффекта научно-технического проекта (работы) по отдельным его компонентам (социальный, научно-технический, экономический эффекты), даются расчеты экономической эффективности инвестиций, связанных с практической реализацией проекта, а также разрабатывается план организации работ по доведению полученных научно-технических результатов до их практической реализации, включая внедрение научно-технической разработки в производство. Рекомендации по содержанию этого раздела приводятся в п. 3.

В заключении дипломного проекта в форме аннотации приводятся основные результаты проведенных исследований и разработок, в том числе и оценка экономической эффективности проекта, которая ожидается в результате практической реализации объекта проектирования.

Результаты технико-экономического обоснования дипломного проекта оформляются в виде демонстрационного плаката и/или в форме раздаточных материалов для членов ГАК, используемых дипломником при защите проекта. При подготовке этих материалов рекомендуется следующее:

- на плакате следует отразить наиболее существенные результаты, полученные дипломником при проведении обоснования проекта (сравнительные характеристики потребительских свойств проектируемой продукции, характеристики потенциальных потребителей и целевых рынков сбыта, состав и размеры инвестиционных затрат, прогнозируемые объемы продаж, интегральные показатели экономической эффективности проекта);

- плакат и/или раздаточные материалы оформляются в произвольной форме и могут содержать таблицы, графики, диаграммы и иные наглядные формы представления данных;

- данные, выносимые на демонстрационный плакат, должны быть прокомментированы дипломником в ходе защиты проекта.

Пример оформления демонстрационного плаката по технико-экономичес-кому обоснованию проекта приведен в приложении 1.

 

3. Методические рекомендации к разделу “Экономическое обоснование

научно-технического проекта (работы)”

 

Раздел “Экономическое обоснование научно-технического проекта (работы)” с указанием в названии раздела конкретного объекта обоснования (продукта, технологии, метода и т.п.), является обязательным для всех дипломных проектов, в которых проводятся научно-исследовательские работы прикладного характера и/или осуществляется разработка научно-технической продукции. Содержание раздела зависит от целей и тематики дипломного проекта.

На основе анализа тематики дипломных проектов, выполненных выпускниками СПбГЭТУ “ЛЭТИ” в последние годы, к типовым вариантам целей дипломного проекта можно отнести следующие объекты проектирования (исследования):

- разработка научно-технической продукции, обладающей более широким набором потребительских свойств по сравнению с продукцией, предлагаемой на рынке;

- совершенствование конструкции продукции и/или технологии ее производства с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции при сохранении ее потребительских свойств;

- проведение научных исследований с целью решения определенных проблем развития того или иного научного направления (дипломные работы);

Предлагаемые в п.п. 3.1 – 3.3 методические рекомендации устанавливают типовые требования к содержанию раздела, связанного с экономическим обоснованием проекта (работы). Конкретные требования и рекомендации по содержанию данного раздела уточняются консультантом по ТЭО с учетом специфики конкретного проекта (работы).

 

3.1. Разработка научно-технической продукции

 

Под разработкой научно-технической продукции понимается создание принципиально нового продукта, полученного в результате проведенных научных исследований и разработок, обладающего новыми, существенными для потенциальных потребителей свойствами.

В общем случае раздел “Экономическое обоснование разработки научно-технического продукта” представляет собой бизнес-план производства и рыночной реализации научно-технического продукта. Для целей дипломного проекта может быть рекомендован следующий порядок изложения данного раздела:

- концепция экономического обоснования разработки научно-технического продукта;

- потребительские свойства научно-технического продукта;

- рынок и план маркетинга;

- производство продукта;

- организационный план проекта;

- прогноз финансовых показателей проекта;

- экономическая эффективность проекта.

3.1.1. Целью подраздела “Концепция экономического обоснования разработки научно-технического продукта” является постановка задачи и обоснование последовательности этапов проведения оценки экономической эффективности проекта.

Для этого рекомендуется:

- сформулировать цель дипломного проекта и причины возникновения задачи разработки проектируемой научно-технической продукции;

- привести функциональное назначение разрабатываемой продукции. При этом, если объектом разработки является изделие, не имеющее самостоятельного потребительского назначения (узел, блок и т.п.), то следует указать функциональное назначение проектируемого изделия в составе научно-технической продукции, а также потребительское назначение продукции, в состав которой входит объект проектирования;

- указать состояние (стадию) разработки проектируемой продукции (проведение прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, подготовка к промышленному освоению новшества и т.п.);

- провести постановку цели и обоснование этапов экономического обоснования проекта.

3.1.2. В подразделе “Потребительские свойства научно-технического продукта” приводится описание потребительских свойств разрабатываемой научно-технической продукции.

В подразделе следует отразить:

- отличительные свойства разрабатываемой продукции по сравнению с продукцией, реализуемой в настоящее время на соответствующем рынке и удовлетворяющей аналогичные рыночные потребности. Сравнительную оценку разрабатываемой продукции и продукции конкурентов рекомендуется представить в табличной форме (табл. 1);

- экономические, социальные, экологические и иные выгоды, которые может получить потребитель от использования разрабатываемой продукции по сравнению с существующей;

- степень готовности проектируемой продукции к ее рыночной реализации.

Таблица 1.

Технико-экономические параметры проектируемой продукции

 

Наименование технико-эксплуатационного параметра продукции Единица измерения Проектируемая продукция Наименование (марка) существующей продукции
   

 

В состав сравниваемых технико-эксплуатационных параметров следует включить все существенные для потребителя параметры. Некоторые из них могут не иметь количественных измерений (дизайн, упаковка, цвет и т.п.). В случае сравнения качественных параметров могут использоваться либо балльные оценки этих параметров, либо оценки типа “выше - ниже”, “больше - меньше”, “лучше - хуже” и т.п.

В случае если объектом проектирования является разработка отдельного блока (узла, детали и т.п.), которые не имеют самостоятельного потребительского назначения и входят в состав какого-либо научно-технического продукта (системы), то при описании продукции следует дать описание разрабатываемого блока, указать его функциональное назначение в составе системы, потребительские свойства системы в целом. При этом оценку экономической эффективности следует проводить по системе в целом.

3.1.3. Подраздел “Рынок и план маркетинга” содержит материал, связанный с исследованием рынков сбыта проектируемой продукции, анализом ее рыночных свойств, оценкой конкурентоспособности проектируемой продукции, и разработкой плана маркетинга.

Изложение материала данного подраздела следует проводить в следующей последовательности:

а). Сегментирование рынка состоит в выделении сегментов анализируемого рынка и оценки спроса на продукцию в каждом сегменте рынка. Процедура сегментирования включает:

- описание рынка, оценка его размеров (объемов продаж), стадию развития (зарождающийся, растущий, зрелый или падающий), краткая характеристика продукции, реализуемой на данном рынке с указанием периода жизненного цикла продукции на рынке;

- анализ требований различных групп потенциальных покупателей к продукции, реализуемой на рынке. Среди общих требований, предъявляемых покупателями к продукции (новизна, технический уровень, качество и надежность в эксплуатации, уровень послепродажного обслуживания, цена продукции и др.), следует выделить те, которые являются наиболее существенными для определенных групп потребителей;

- группировка потенциальных покупателей в рыночные сегменты, внутри которых имеет место схожесть требований, предъявляемых потенциальными покупателями к продукции и готовых ее покупать;

- оценка спроса на продукцию в каждом сегменте рынка с учетом численности потенциальных покупателей, частоты производимых покупок, а также тенденций изменения спроса.

б). Выбор целевого сегмента рынка производится на основе анализа конкурентных позиций новой продукции в различных сегментах рынка, оценки благоприятных возможностей и угроз продвижения этой продукции в каждом сегменте рынка. Для выбора целевого сегмента следует произвести следующее:

- дать анализ конкурентных позиций разрабатываемой продукции в сравнении с продукцией, реализуемой в каждом сегменте рынка, с указанием улучшенных параметров или недостатков разрабатываемой продукции, а также влияния этих параметров на потребительский выбор;

- произвести анализ потенциальных барьеров при входе на конкретный сегмент рынка, обратив внимание на возможности и способы преодоления этих барьеров;

- выбрать наиболее привлекательный сегмент рынка (или несколько сегментов) с учетом таких факторов, как привлекательность сегмента с точки зрения его прибыльности, стабильности, с одной стороны, а с другой - высоких конкурентных позиций, которые может занять новая продукция на рынке.

в). Выбор ценовой политики и оценка ожидаемых объемов продаж производится в целевых сегментах рынка и основаны на результатах маркетингового анализа.

При выборе ценовой политики следует учитывать такие факторы, как рыночные (потребительские) свойства продукции, конкурентная структура рынка, маркетинговые цели и др. Эти факторы определяют многообразие видов ценовой политики и методов установления цен. В частности, при введении нового продукта на рынок цена может устанавливаться намеренно заниженной (цена проникновения) с целью привлечения большего числа покупателей и захвата большей части рынка. При стремлении быстро окупить затраты на создание новой продукции, поставить цену в соответствие высокому качеству и престижности продукции, при “коротком” жизненном цикле продукции, цена новой продукции может быть завышенной (цена “снятия сливок”). При установлении цены на новую наукоемкую продукцию рекомендуется проведение расчетов по оценке экономического эффекта потребителя, т.е. ожидаемого эффекта, который получает потребитель от использования нового продукта.

Следует учитывать также, что при принятии решения о покупке товара потребитель рассматривает, как правило, три основных фактора – цена, качество и сервис. Под ценой понимаются все ценовые условия, связанные с покупкой, в том числе цена отдельной поставки (start up price), цена владения (ownership cost), включающая стоимость всех расходных материалов, комплектующих, необходимого окружения, связанного с использованием товара, условия возможного лизинга, скидки за оптовую покупку и др. Качество в данном контексте определяется как возможность удовлетворения продукцией всех потребительских запросов, функциональную пригодность, безопасность, долговечность продукции, ее дизайн. Сервис (до- и послепродажное обслуживание) включает ознакомление потенциальных клиентов с товаром или услугой (education), условия и сроки поставки, установка и наладка, обучение персонала, ремонт и поставка расходных материалов, модернизация, т.е. доращивание старых версий, возможность полной замены старого оборудования (upgrade). Приоритеты этих факторов меняются в зависимости от технической сложности продукта и доходов покупателей. Причем, по мере роста технической сложности товара и доходов покупателей ценовой фактор становится менее значимым по сравнению с качеством товара и сервисным его обслуживанием.

г). Сбыт новой продукции планируется в соответствии с ожидаемыми объемами продаж новой продукции и ее рыночными характеристиками. При планировании каналов сбыта следует произвести анализ сложившейся сбытовой сети (способы поставки продукции от производителя конечному потребителю) и исследовать возможность и целесообразность использования либо сложившейся системы сбыта, либо необходимости создания новых каналов сбыта, либо комбинировать сложившиеся и новые каналы сбыта.

д). Продвижение товара планируется с целью стимулирования сбыта и включает анализ возможных мер воздействия на потенциальных покупателей для их привлечения к покупке новой продукции. В частности, следует выбрать эффективные методы рекламы новой продукции, предоставлять покупателям различные услуги, связанные с покупкой и использованием новой продукции (обучение персонала, предоставление скидок, гарантийное и послепродажное обслуживание клиентов и др.).

3.1.4. Подраздел “Производство продукта” предназначен для описания процесса производства продукции экономичным способом и оценке производственных ресурсов, необходимых для организации производства продукции.

В данном подразделе следует:

- дать описание предполагаемого места расположения производства новой продукции с точки зрения его близости к потребителям и рынкам сбыта, наличия трудовых ресурсов, доступа к транспортным средствам, поставщикам материальных, энергетических и других производственных ресурсов. При сравнении различных вариантов расположения производства следует исходить из того, как место производства влияет на текущие расходы производства и реализации продукции;

- привести описание производственного процесса и отдельных технологических операций по изготовлению новой продукции, оценить трудоемкость ее производства, установить численность и требования к профессионально-квалификационному составу производственного персонала, исходя из планируемых объемов производства и сбыта новой продукции;

- установить виды технологического оборудования, которое будет применяться в процессе производства, произвести расчет потребности в оборудовании с учетом его производственной мощности, планируемых объемов производства, а также рассчитать размеры производственных площадей для организации рабочих мест;

- установить перечень технологических операций по производству новой продукции, трудоемкость ее производства по каждой операции. Результаты расчетов рекомендуется представить в табличной форме, пример которой приведен в табл. 2.

Таблица 2.

Технологический процесс производства продукции

 

Наименование технологической операции Норма времени, час/шт Технологическое оборудование Производственные площади, кв.м.
Наименование (тип, марка) Стоимость, р. Способ приобретения
           

Примечание: Оценка стоимости технологического оборудования приводится в зависимости от способа его приобретения (аренда, покупка). При покупке стоимость оборудования определяется как сумма затрат на его приобретение (цена оборудования), а также затрат на доставку, установку и наладку. При аренде в качестве стоимости приводится первоначальные затраты на аренду оборудования (первый арендный платеж), а также затраты на доставку, установку и наладку оборудования. Последующие арендные платежи за оборудование включаются в состав текущих издержек, т.е. в себестоимость продукции.

 

Число рабочих мест на каждой операции () рассчитывается с учетом прогнозируемого объема производства:

 

,

где - норма времени выполнения операции i, час/шт.; - максимальный объем производства в планируемом периоде (шт). В качестве планируемого периода могут быть приняты неделя, месяц или квартал; F – фонд времени работы рабочего места в планируемом периоде с учетом сменности, час; - округление до ближайшего большего целого числа.

Общее число рабочих мест определяется по формуле:

,

где - количество технологических операций по изготовлению продукции.

При расчете затрат на производство новой продукции в составе затрат следует выделить следующие элементы:

- переменные затраты, величина которых пропорционально возрастает с ростом объемов производства;

- постоянные затраты, величина которых не зависит от объемов производ-ства.

Переменные затраты определяются в расчете на единицу производимой продукции. В состав этих затрат обычно включаются:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда производственных рабочих;

- затраты на содержание и эксплуатацию производственного оборудования.

Материальные затраты включают затраты на покупку сырья, материалов и комплектующих изделий, входящих в состав производимой продукции. Затраты на покупку сырья и материалов рассчитываются по формуле

 

,

 

где - норма расхода -го вида сырья (материалов) на изготовление единицы продукции без учета возвратных отходов, е. В качестве е. (единиц измерения) могут использоваться кг, м и другие единицы; - стоимость 1 е.и. -го вида сырья (материалов), р/е.; - величина транспортно-заготовительные расходов в стоимости сырья (материалов), %, - количество видов сырья и материалов, входящих в состав производимой продукции.

Результаты расчетов затрат на сырье и материалы целесообразно представить в форме таблицы, пример которой приведен в табл. 3.

 

Таблица 3.

Затраты на сырье и материалы

Изделие Материал Тип (профиль, сорт, марка, размер) Норма расхода на изделие, е. Цена за единицу, р Сумма на изделие

 

Затраты на покупные комплектующие изделия определяются на основе спецификации основных блоков и узлов, входящих в состав производимой продукции. Расчет затрат производится по формуле

 

,

 

где - норма расхода -го комплектующего изделия на изготовление единицы продукции, шт; - цена j -го комплектующего изделия, р/шт; - величина транспортно-заготовительных расходов в стоимости комплектующего изделия, %; k – количество видов покупных комплектующих изделий, входящих в состав производимой продукции.

При расчете затрат на покупные комплектующие изделия может быть использована форма представления данных, приведенная в табл. 4.

 

Таблица 4.

Затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

 

Наименование Норма расхода на единицу продукции, шт. Цена, р/шт. Сумма на единицу продукции, р.

 

Основная заработная плата производственных рабочих определяется на основании средней месячной заработной платы по разрядам работ, видам и условиям труда, действующим на момент расчета. Основная заработная плата рассчитывается по формуле

 

,

 

где - трудоемкость выполнения i -й технологической операции, нормо-ч; - часовая тарифная ставка рабочего, р/нормо-ч; – число технологических операций.

При расчете затрат на оплату труда основных производственных рабочих может быть использована форма представления данных, приведенная в табл. 5.

 

Таблица 5.

Расчет основной заработной платы производственных рабочих

 

Наименование технологической операции Норма времени, нормо-ч/шт Часовая тарифная ставка, р/нормо-ч Основная заработная плата, р.

 

Отчисления на социальные нужды определяются по формуле:

,

где - ставка единого социального налога, %.

Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования определяются из расчета на 1 час работы оборудования с учетом стоимости и производительности оборудования:

,

где - расчетная себестоимость одного машино-часа работы оборудования на i -й технологической операции, р/м-ч; - количество машино-часов, затрачиваемых на выполнение i -й технологической операции, м-ч.

3.1.5. В подразделе “Организационный план проекта” дается описание конкретных работ и организационных мероприятий, направленных на практическую реализацию проекта.

При разработке организационного плана следует исходить из положения, что в результате дипломного проектирования получены определенные результаты, которые могут потребовать выполнения дополнительных работ с целью создания научно-технического продукта, подлежащего рыночной реализации. Например, если в результате дипломного проектирования разработана конструкторская документация нового продукта, то для организации производства и реализации этого продукта необходимо проведение таких работ, как разработка технологической документации для производства продукта в конкретных организационно-технических условиях, подготовка и освоение производства нового продукта в планируемых объемах, организация сбыта и послепродажного обслуживания нового продукта и др.

Данный подраздел может быть опущен, если в результате дипломного проектирования разработана техническая документация, необходимая и достаточная для организации производства нового продукта.

Организационный план представляется в табличной форме (табл. 6) и/или в форме сетевого графика (приложение 3), если планируемый комплекс работ имеет сложную структуру.

Таблица 6.

Организационный план работ

№ п/п Наименование работ (мероприятий) Ответственный исполнитель Ожидаемые сроки выполнения Потребность в ресурсах

 

При описании работ (мероприятий), направленных на доведение результатов дипломного проекта до практической реализации, следует установить лиц, ответственных за проведение работ (например, руководитель предприятия, менеджер проекта, отдел сбыта или маркетинга и т.п.), ожидаемые сроки начала и окончания работ, а также оценку потребности в ресурсах, необходимых для проведения работ и мероприятий.

Оценка потребности в ресурсах устанавливается в натуральных и стоимостных показателях. Например, если для организации промышленного освоение нового продукта требуется проведение работ, направленных на техническое переоснащение производственной базы предприятия, то потребность в ресурсах определяет стоимость дополнительного оборудования с учетом его покупки, доставки, монтажа и наладки.

3.1.6. Целью подраздела “Прогноз финансовых показателей проекта” является прогнозирование основных финансовых показателей, характеризующих проект, и оценка движения потока денежных средств, вызванных реализацией проекта. При подготовке этого подраздела может быть предложена следующая последовательность изложения материала:

- установление исходных предположений, на основе которых будут проводиться финансово-экономические расчеты;

- расчет капитальных вложений, необходимых на инвестиционной стадии проекта для организации производства и сбыта новой продукции в ожидаемых объемах;

- расчет текущих доходов и затрат на эксплуатационной стадии проекта;

- прогноз движения денежных средств, вызванных реализацией проекта.

Исходные предположения, на основе которых проводятся финансово-экономические расчеты, устанавливаются на основе анализа наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на реализацию проекта. При этом, учитывая прогнозный характер проводимых расчетов, рекомендуется все предположения и соответствующие им расчеты группировать в три варианта:

- пессимистический вариант прогноза, основанный на наименее выгодных условиях реализации проекта;

- оптимистический вариант прогноза, основанный на наиболее выгодных условиях реализации проекта;

- реалистичный вариант прогноза, основанный на наиболее вероятных условиях реализации проекта.

Оптимистический вариант прогноза, как правило, будет определять наибольшие объемы реализации продукции (услуг). Опираясь на этот вариант прогноза, следует оценивать инвестиционные затраты. Пессимистический вариант прогноза рекомендуется использовать для оценки экономической эффективности проекта, поскольку если этот вариант будет экономически привлекательным, то, очевидно, выгодность проекта сохранится и для других вариантов прогноза. В противном случае расчеты экономический эффективности проекта следует провести для других вариантов прогноза, по результатам которых оценить степень риска, связанного с реализацией проекта.

Расчет потребности в начальных инвестициях включают оценку капитальных вложений, связанных с реализацией проекта, в следующие объекты инвестирования:

- внеоборотные активы, включающие затраты на приобретение в собственность нематериальных активов и основных средств, необходимых для организации производства новой продукции;

- оборотные активы, определяющие потребности предприятия в дополнительных оборотных средствах в связи с началом производства нового продукта.

Капитальные вложения в научно-техническую продукцию определяются прямым счетом на основе планируемых (фактических) затрат на их создание. Если подобная документация создается в процессе дипломного проектирования, то величина этих затрат принимается равной себестоимости разработки. Порядок расчетов себестоимости научно-технической продукции излагается в п. 3.3.

В состав прочих нематериальных активов включаются затраты на приобретение патентов, лицензий, программных средств и других нематериальных активов, связанных с разработкой и производством новой продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.114 с.)