Методологические подходы к изучению психологического стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические подходы к изучению психологического стресса



В науке и обществе время от времени происходит изменение парадигмы — фундаментального предположения, представ­ления о природе тех или иных явлений, событий, процессов. Одним из очередных изменений парадигм является переход от каузального редукционизма к трансакционизму. В каузаль­ном редукционизме событие сводится к предшествующей ему причине, тогда как в трансакционизме считается, что событие


38_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


.32


 


появляется как следствие общего влияния некоторого набора факторов. Такое изменение парадигмы имеет глубинную связь не только с исследованиями и практикой, но также и с самой структурой общества и с тем, как мы ведем себя в по­вседневной жизни. Оно затрагивает различные области наук о человеке. Наиболее заметен этот процесс при изучении от­ношений личности и среды.

Существенное значение для изучения природы стресса, механизмов его регуляции и преодоления имеют положения ряда психологических теорий и концепций, которые являются методологической основой для понимания сущности развития этого состояния у человека и особенностей его поведения в стрессогенных ситуациях.

Одним из наиболее значительных достижений отечествен­ной психологии явилось создание концепции системного подхо­да, наиболее полно представленной в работах Б.Ф. Ломова [135, 136]. Эта концепция определяет законы взаимосвязи и взаимо­обусловленности отражательных, регулятивных, коммуника­тивных функций психики, физиологических и других функций и структур организма, а также явлений, процессов и объектов внешнего мира. Она определяет иерархию взаимосвязей этих функций в процессе формирования и развития субъект-объект­ных отношений, в том числе порождающих состояние стресса, проявлений системообразующих факторов жизни и деятельно­сти, зарождение системных свойств субъекта труда (например, работоспособности, профпригодности, стрессоустойчивости), роль их структурно-функциональных особенностей в регуляции деятельности и функциональных состояний [84].

Реализация системного подхода обусловливает необходи­мость изучения психологического стресса, стрессоустойчи­вости и других состояний и поведения человека при воздей­ствии стресс-факторов в плане проявления человеком своих системных свойств, которые образуются в связи и в результате включения человека в деятельность (жизнедеятельность), и оцениваются в процессе выполнения функций организации, контроля, планирования, корректировки, достижения рацио­нального процесса саморегуляции устойчивости к стрессу.

Изучение психологического стресса и его преодоления с позиций системного подхода требует его анализа в различных


планах. «Когда исследуемое явление рассматривается как не­которая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить "составляющие" этого явления и способ их организации. Именно в этом плане про­водились (и проводятся) теоретические и экспериментальные исследования, нацеленные на вычленение процессов, из кото­рых "складывается" психика, параметры психических состоя­ний, свойств личности и т. д.» [ 135, с. 92]. Системный подход в изучении стресса и обеспечении его преодоления определяет и положение о взаимосвязи путей и методов достижения тре­буемого уровня этого состояния, о комплексном характере внешних факторов и условий, отражающихся в его значениях, о разнообразии уровней и механизмов психической регуляции стресса, возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психологической системы деятель­ности для поддержания требуемого уровня функциональной надежности (устойчивости). Он основан на рассмотрении, во-первых, конкретной деятельности как специфической формы активности человека, как части макроструктуры, как иерархии систем различного уровня; во-вторых, различных проявлений психического как целого, присущего субъекту; в-третьих, психических явлений как многоуровневой системы; в-четвертых, психических свойств с позиции множествен­ности их отношений и разнопорядковости их характеристик; в-пятых, своеобразия процессов детерминации психических процессов-регуляторов рабочего поведения в системе. Систе­мообразующая роль эффективности деятельности человека или целедостижения в любых формах его активности отража­ет особенности тех системных связей, которые существуют между отдельными компонентами конкретной деятельности (активности).

Однако системный подход не обеспечивает всех необхо­димых оснований для изучения функциональной надежности и любых форм активности человека. По мнению А.В. Бруш-линского [41], этот методологический принцип сам по себе не может определить, что именно в каждом конкретном слу­чае является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязями. Для того чтобы это определить, системный подход реализуется в совокупности с другими, более кон-


40.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.004 с.)