Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль личности в развитии и преодолении стресса
Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления стресса является предметом многочисленных исследований ученых разных областей научного знания о человеке (психологов, психофизиологов, медиков, физиологов, социологов и т.д.). Особое внимание ученых обращено к проблеме психологического стресса. Основой для специального изучения данной проблемы, как полагает В.А. Бодров, являются факты о личностной дифференциации степени выраженности и особенно устойчивости, уровня психофизиологической напряженности в экстремальных условиях деятельности. Результаты ряда исследований позволяют считать, что реакция человека на стресс, его восприятие и оценка как неблагоприятного (вредного, опасного) фактора, стратегии и стили преодоления стресса обусловливаются совокупностью свойств и качеств индивида, от которых во многом зависит тип индивидуально-психологической реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активности в этих условиях. Учеными доказано, что специфичность реагирования при стрессе обусловливается психологическими особенностями субъекта. Результаты исследований позволили выделить наиболее выраженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при воздействии одного и того же стрессора.
Взаимосвязь особенностей личности и характеристик стресса. В научных исследованиях, посвященных проблеме стресса, непрерывно возрастает интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей как с характером стрессовых реакций, так и формами и эффективностью преодоления стресса. Учеными установлено, что реакция человека на экстремальное воздействие, стрессовый фактор, восприятие и оценка этого воздействия как вредного, нежелательного детерминируются как врожденными, биологическими механизмами, так и всем комплексом свойств индивида, сформированным в процессе развития и жизнедеятельности в условиях определенной среды и обусловливающим тип индивидуально-психологической реактивности человека в той или иной ситуации. Биологические механизмы определяют и характер доминирующих поведенческих реакций в условиях психологического стресса.
Типологический подход, согласно которому реакция на стресс определяется сочетанием личностных характеристик, был предложен еще К. Юнгом. Ученый выделил два типа людей – экстравертов и интровертов, – которые различались по уровню социальной активности, экспрессивности, эмоциональности, что, несомненно, проявляется по- разному в реакции на стресс. Отечественный ученый В.Д. Небылицын индивидуально-типологические особенности человека, проявляющиеся в стрессовой ситуации, характеризует как индивидуальные пределы допустимых интенсивностей биологических процессов, в рамках которых возможно приспособление и адекватное осуществление психических функций. Таким образом, учеными установлено, что тип реагирования и направленность поведения человека во многом зависят от индивидуальных особенностей личности. Также учеными доказано, что большое значение для человека имеет возможность активного психического регулирования своей деятельности, что обусловлено сформировавшимся у человека опытом взаимодействия с миром, в том числе и когнитивным опытом. Так, в исследовании Р. Лазурса было показано значение интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрессовых реакций. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что хранимая личностью информация, отражающая ее жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллектуальной оперативности, все ее высшие психологические качества и характеристики оказывают влияние на специфику реагирования на стресс.
Устойчивость к стрессу как личностное свойство. Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов, обеспечивающих успешное преодоление стресса. Как отмечает В.А. Бодров, «в настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях» (8; С. 298). Исходя из тесной взаимосвязи стрессовой реакции и эмоций человека, в качестве специфического синонима понятию «стрессоустойчивость» ученые предлагают использовать термин «эмоциональная устойчивость». Свойство эмоциональной устойчивости ученые связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений человека, а не на их содержание. Вместе с тем ученые не исключают и взаимосвязи эмоциональной устойчивости с проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями в процессе жизнедеятельности.
В исследованиях М.И. Дьяченко и К. Изарда обосновывается положение о детерминированности эмоциональной устойчивости динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций, их уровень) характеристиками эмоционального процесса. П.Б. Зильберман характеризует эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, обусловливающееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке. Таким образом, многие ученые отмечают, что эмоциональная устойчивость – это свойство психики, отражающее способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных ситуациях. По мнению В.А. Бодрова, именно эмоциональная устойчивость личности в экстремальных ситуациях обеспечивает переход психики на новый уровень активности. Такая перестройка мотивационных, регуляторных и испольнительных функций позволяет не только предотвратить, но и преодолеть сложную ситуацию в жизни и деятельности. Вместе с тем, необходимо отметить, что стрессоустойчивость, наряду с эмоциональной устойчивостью предполагает наличие у субъекта определенного уровня адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней среды и деятельности. Кроме этого, стрессоустойчивость определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развитием у него психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. Стрессоустойчивость проявляется в активации функциональных ресурсов и оперативных резервов организма и психики; в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности. По мнению В.А. Бодрова, свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособленность (адаптированность) человека к жизни и деятельности в экстремальных условиях, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров. Таким образом, механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека обусловливаются характеристиками его: - мотивации и целенаправленного поведения; - функциональных ресурсов и уровня их адаптации; - личностных черт и когнитивных возможностей; - эмоционально-волевой реактивности; - подготовленности и работоспособности.
Вопросы для самоконтроля 1. Чем обусловлен интерес ученых к проблеме психологического стресса? 2. В чем сущность типологического подхода в трактовке проблемы взаимосвязи личностных особенностей и реакции на стресс? 3. От чего зависят тип реагирования и направленность поведения человека в стрессовой ситуации? 4. Что принято понимать под «стрессоустойчивостью»? 5. Почему ученые термины «стрессоустойчивость» и «эмоциональная устойчивость» предлагают использовать как специфические синонимы? 6. Назовите основные факторы, обусловливающие стрессоустойчивость.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.006 с.) |